Содержательная характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАСТЕР – КЛАСС Алгоритм написания исследовательской работы.
Advertisements

Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Требования к учебному проекту. Проблема «задача, препятствие» (в широком смысле) «Вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет научный или.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ А.М. Новиков МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* * В авторефератах диссертаций этот раздел называется.
КАК НАПИСАТЬ НАУЧНУЮ РАБОТУ? Москвіна Наталя Олексіївна практичний психолог Маріупольська гімназія 2.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
Транксрипт:

Содержательная характеристика исследования Основные характеристики педагогического исследования

актуальность; актуальность; объект и предмет исследования; объект и предмет исследования; цель; цель; гипотеза; гипотеза; задачи исследования; задачи исследования; методологические основы и методы исследования; методологические основы и методы исследования; основные этапы исследования; основные этапы исследования; положения, выносимые на защиту; положения, выносимые на защиту; научная новизна; научная новизна; теоретическая значимость; теоретическая значимость; практическая значимость; практическая значимость; достоверность и обоснованность полученных результатов; достоверность и обоснованность полученных результатов; апробация и внедрение. апробация и внедрение.

Актуальность исследования а)показать актуальность направления исследования; а)показать актуальность направления исследования; б)выделить специфику, показать необходимость исследования темы; б)выделить специфику, показать необходимость исследования темы; в)охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики; в)охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики; г)показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально- экономических условиях развития общества; г)показать, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного Вами направления в конкретных социально- экономических условиях развития общества; д)сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков); д)сформулировать, что сделано Вашими предшественниками и кем (в самом общем, конспективном положении, указать ФИО ученых и практиков); е)указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам; е)указать, что осталось нераскрытым, что предстоит сделать Вам;

Актуальность исследования ж)сформулировать противоречие. ж)сформулировать противоречие. Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте). Противоречие - это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом, взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния. Обратите внимание: противоположные стороны выявленного Вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте). Примеры: Примеры: 1)противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной сто­ роны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулиро­ ванное противоречие относится к практике обучения; 1)противоречие между педагогическими требованиями к профессиональной деятельности преподавателей, с одной сто­ роны, и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки этой категории педагогов - с другой. Сформулиро­ ванное противоречие относится к практике обучения; 2) противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспи­ тания, другая - к теории; 2) противоречие между общественной потребностью в осуществлении профессиональной консультации учащихся и недостаточной ее научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике воспи­ тания, другая - к теории;

Актуальность исследования з) выделить проблему исследования. з) выделить проблему исследования. Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?" Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?» Проблема - это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему, значит ответить на вопрос: "Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?" Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: «Каковы условия, необходимые и достаточные для...?» и) сформулировать тему исследования. и) сформулировать тему исследования.

Объект 2. Объект исследования - это часть практики, которую Вы исследуете. Для того, чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: "Что рассматривается?" Чаще всего объект исследования лежит в области учебно-воспитательного процесса.

Предмет Предмет исследования - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой. Предмет исследования - это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой.

Примеры Примеры: 1) тема: "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера"; объект -учебно- воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся; предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера. Примеры: 1) тема: "Развитие творчества младших школьников в обучении с применением компьютера"; объект -учебно- воспитательный процесс в начальной школе, ориентированный на развитие творчества учащихся; предмет - способы развития творчества младших школьников в обучении с применением компьютера. 2) тема: "Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике"; объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике; предмет - нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся. 2) тема: "Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике"; объект - процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении физике; предмет - нетрадиционные формы и методы обучения физике, направленные на формирование познавательного интереса слабоуспевающих учащихся.

Ошибки Основными ошибками при определении объекта и предмета исследования являются следующие: - объект исследования относится к области другой науки. Например, объект исследования - процесс восприятия художественного образа детьми. Это скорее область психологии, чем педагогики; - в качестве объекта исследования выбираются учащиеся или студенты, что также неверно, т.к. не соответствует определению объекта педагогического исследования.

Цель Цель исследования - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над исследованием. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой. Цель исследования - это то, чего Вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над исследованием. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой. Наиболее употребимы следующие формулировки цели: Наиболее употребимы следующие формулировки цели: разработка педагогических (научно-методических, организационно- педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; разработка педагогических (научно-методических, организационно- педагогических и т.д.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо; выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно- педагогических) условий формирования (воспитания, развития); выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, организационно- педагогических) условий формирования (воспитания, развития); обоснование содержания, форм, методов и средств; обоснование содержания, форм, методов и средств; разработка методики (методической системы) формирования чего- либо; разработка методики (методической системы) формирования чего- либо; определение и разработка педагогических средств; определение и разработка педагогических средств; разработка теоретической модели; разработка теоретической модели; педагогическое обоснование чего-либо... педагогическое обоснование чего-либо...

Цель Цели исследования по истории педагогики также формулируются примерно одинаково: охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе. Цели исследования по истории педагогики также формулируются примерно одинаково: охарактеризовать педагогическую концепцию (ФИО), показать ее историческую значимость и роль в развитии современной системы образования, или проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по тому-то направлению, определить его значение для развития образования на современном этапе. Аналогично по сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких- то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании. Аналогично по сравнительной педагогике: анализ теорий, содержания, организационных форм и методов того-то в таких- то учебных заведениях такой-то страны, или выявление возможностей использования опыта в отечественном образовании.

Ошибки Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины "меры", "пути" (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, совершенствование процесса обучения алгебре...", "сформировать у детей представления о..." и т.д.). Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины "меры", "пути" (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной. Также некорректность формулировки цели исследования отмечается в случае подмены цели научного исследования целями практическими (например, совершенствование процесса обучения алгебре...", "сформировать у детей представления о..." и т.д.).

Гипотеза Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленную цель исследования. Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленную цель исследования. Типы научных гипотез. Типы научных гипотез. научное предположение (теоретически обоснованное предсказание); научное предположение (теоретически обоснованное предсказание); эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...); эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...); рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то); рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то); нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др. нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.

Гипотеза Гипотезы бывают описательные и объяснительные. Гипотезы бывают описательные и объяснительные. В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности. В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность поступления следствия не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности. В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер. В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.

Свойства научной гипотезы Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам. Гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам. Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой. Гипотеза должна быть эмпирически проверяемой. Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию. Гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию. Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой. Проверка гипотезы: Гипотеза должна быть принципиально опровергаемой. Проверка гипотезы: с помощью теоретического обоснования; с помощью теоретического обоснования; на основе передового педагогического опыта; на основе передового педагогического опыта; экспериментально. экспериментально. В исследованиях по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы необязательна. В исследованиях по истории педагогики, сравнительной педагогике формулировка гипотезы необязательна.

Примеры Приведем примеры удачно выстроенных гипотез. Приведем примеры удачно выстроенных гипотез. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если: Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии будет результативной, если: -организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации; -организовать целенаправленное профессиональное просвещение учащихся с использованием методики модульного отражения профессиоведческой информации; -включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания. -включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания.

Ошибки Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими. Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими. Пример неудачно сформулированной гипотезы: "соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом; Пример неудачно сформулированной гипотезы: "соединение обучения с производительным трудом выступает важным средством воспитания социальной активности старшеклассников, если: осуществляется связь теоретических знаний с производительным трудом; в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства ". в процессе производительного труда обогащается социальный опыт учащихся; педагогически целенаправленно строятся отношения старшеклассников к результатам труда; в процессе трудовой деятельности раскрываются научные основы техники и технологии современного производства ".

Задачи исследования Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Под задачей в гносеологии (науке о познании) понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Формулировка задач Задачи формулируются в 2х вариантах. Задачи формулируются в 2х вариантах. Первый - простой, когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования. Первый - простой, когда задачи формулируются как относительно самостоятельные, законченные этапы исследования. Пример: тема "Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике ". Задачи: Пример: тема "Персональный компьютер как средство коррекции знаний по математике ". Задачи: выявить особенности коррекции математических знаний, как части учебного процесса; выявить особенности коррекции математических знаний, как части учебного процесса; выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике; выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью ученика в процессе коррекции знаний по математике; разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования; разработать педагогическое программное средство по одной из тем школьной программы и методику его использования; проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте. проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

Формулировка задач Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР. Второй вариант, более сложный и строгий, является предпочтительным. Здесь задачи выступают как отдельные подпроблемы общей проблемы исследования и как частные цели по отношению к общей цели ВКР. Пример: тема ''Формирование готовности школьников к Пример: тема ''Формирование готовности школьников к выбору профессии". Задачи: выбору профессии". Задачи: охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов; охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить его критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов; определить и экспериментально проверить возможности курса "Трудовое обучение " в формировании, у школьников готовности к выбору профессии; определить и экспериментально проверить возможности курса "Трудовое обучение " в формировании, у школьников готовности к выбору профессии; обосновать содержание профориентационной работы; обосновать содержание профориентационной работы; определить формы и методы профориентации. определить формы и методы профориентации.

Методологические основы и методы исследования Характеризуя методологические основы, необходимо выделять общую и частно-научную методологии. Общей методологией для педагогических исследований является философия. Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как: А.С. Арсеньева, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др. Характеризуя методологические основы, необходимо выделять общую и частно-научную методологии. Общей методологией для педагогических исследований является философия. Непосредственное отношение к рассмотрению проблем обучения и воспитания имеют работы таких известных философов, как: А.С. Арсеньева, Э.В. Безчеревных, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, Ф.Т. Михайлова, Э.Г. Юдина и др. Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др. Кроме того, для педагогических исследований методологическое значение имеют фундаментальные работы крупных психологов: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина и др.

Методология Под частно-научной методологией понимается методология педагогики, т.е. совокупность принципов, методов и средств исследования и преобразования педагогической действительности. Это могут быть какие-то теории (теория развивающего обучения, теория формального образования и т.д.), концепции (концепция проблемного обучения, политехнического образования и т.д.), исследовательский подход (системный, целостный, комплексный, личностно- деятельностный, культурологический и т.д.) и др. Под частно-научной методологией понимается методология педагогики, т.е. совокупность принципов, методов и средств исследования и преобразования педагогической действительности. Это могут быть какие-то теории (теория развивающего обучения, теория формального образования и т.д.), концепции (концепция проблемного обучения, политехнического образования и т.д.), исследовательский подход (системный, целостный, комплексный, личностно- деятельностный, культурологический и т.д.) и др.

Уровни методологии Философский; Философский; Общенаучный; Общенаучный; Теоретический; Теоретический; Конкретно-научный. Конкретно-научный.

Методы исследования Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование. Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.

Научная новизна исследования Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках: разработаны (например, основы чего- то), раскрыты (состав и структура чего- либо), обоснованы (положения о...), определены (педагогические условия...), выявлены (совокупность чего-либо), установлены (критерии) и т.д. Как правило, этот раздел строится в следующих формулировках: разработаны (например, основы чего- то), раскрыты (состав и структура чего- либо), обоснованы (положения о...), определены (педагогические условия...), выявлены (совокупность чего-либо), установлены (критерии) и т.д.

Новизна может быть следующей (виды предложены Лебедевым О.Е.) Установлены и описаны новые педагогические факты. Установлены и описаны новые педагогические факты. Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления. Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления. Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий. Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий. Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи. Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи. Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.). Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой, исследовательской и т.д.). Обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи. Обоснована концепция, создающая теоретическую основу для решения важной практической задачи. Обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания). Обоснована теория, позволяющая объяснить сущность и прогнозировать развитие сложных процессов в сфере образования (воспитания).

Теоретическая значимость исследования предполагает указание, на какую область знаний могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ. предполагает указание, на какую область знаний могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ.

Теоретические основы и источники Термины «теоретическая основа» и «теоретические источники» иногда употребляются в диссертационных исследованиях как синонимы. Однако это не одно и то же. Теоретическая основа - это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.). Теоретические источники - это совокупность документов, сведений, материалов (например, для наблюдений, обобщений, анализа), письменных свидетельств и т.д., служащих ориентировочной основой для проведения научного исследования. Причем, некоторые теоретические источники могут быть проанализированы исследователем, но не послужить теоретической основой исследования. Теоретические источники не являются также и библиографией. Термины «теоретическая основа» и «теоретические источники» иногда употребляются в диссертационных исследованиях как синонимы. Однако это не одно и то же. Теоретическая основа - это совокупность научных понятий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточную для решения исследовательской задачи (Лебедев О.Е.). Теоретические источники - это совокупность документов, сведений, материалов (например, для наблюдений, обобщений, анализа), письменных свидетельств и т.д., служащих ориентировочной основой для проведения научного исследования. Причем, некоторые теоретические источники могут быть проанализированы исследователем, но не послужить теоретической основой исследования. Теоретические источники не являются также и библиографией.