МОБИЛЬНОСТЬ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА Высшая школа экономики, Москва,
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Условия развития системы образования до 2020 года Рост численности детей дошкольного возраста, ликвидация очереди и повышение охвата детей дошкольным образованием Рост потребности в местах в дошкольном образовании на 19,2% Рост численности детей школьного возраста Рост потребности в местах в общем образовании на 16,3% Сокращение численности молодежи на 30,6% Возможности для реформы и модернизации системы профессионального образования
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Потоки обучающихся в системе образования 2010 (млн. чел.) фото фот фото фот фото Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,34 0,22 0,04 0,15 0,83 0,02 0,110,450,400,151,360,57 0,58 0,01 0,02 0,17 1,39 0,79 0,48 0, ,13 0,07 0,31 0,05
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Векторы государственной политики в сфере высшего образования-1
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Векторы государственной политики в сфере высшего образования-2
1.Открытость 2.Гибкость 3.Внутренняя дифференциация 4.Рефлексивность 5.Горизонтальная связность Основные принципы обновленной систем ы
1.Международная мобильность 2.Межвузовское обучение 3.Преодоление инбридинга 4.Обновление кадров 5.Совместное преподавание Место мобильности и сетевого взаимодействия в реализации стратегии
1.Зачем это нужно? Кооперация как основа для создания инновационной среды и повышения конкурентоспособности 2.Возможно ли это? Кейсы кооперации между образовательными учреждениями – российский и международный опыт 3.Как это делается? Анализ возможных форм и направлений кооперации Кооперация и сетевое взаимодействие в области высшего образования:
Большинство современных технологичных продуктов и инновационных разработок создаются в рамках сетей кооперации Одна из важных составляющих университетских центров мирового уровня – наличие тесных институциональных связей с другими университетами, инновационной системой и бизнесом КООПЕРАЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ
Отраслевые университеты теряют конкурентоспособность и диверсифицируются Новые лидеры возникают в новых полидисциплинарных нишах КООПЕРАЦИЯ И ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ
Конкуренция за абитуриентов (большое количество схожих специальностей ухудшает их качество) Конкуренция за кадры Конкуренция за ресурсы, проекты и финансирование Сильная устоявшаяся неформальная структура - академические «семьи» и «кланы» ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ КООПЕРАЦИЮ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ
КЕЙС 1: RESEARCH TRIANGLE PARK (США)
RTP объединяет 14 университетов и колледжей штата Северная Каролина (8 из них – одни из сильнейших в США и мире) В 2006 расходы на НИОКР трех базовых для RTP университетов превысили 1.4 млрд. $ В RTP насчитывается более 170 высокотехнологичных компаний, которые нанимают в общей сложности более работников КЕЙС 1: RESEARCH TRIANGLE PARK (США)
КЕЙС 2: АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ДОЛИНА (ФРАНЦИЯ) Территориально распределенный «полюс конкурентоспособности» в сфере авиации, космоса и бортового оборудования Выход за рамки образования – бизнес-структуры как общие партнеры Глобальная конкурентоспособность за счет гибких механизмов институциональной интеграции образования, науки и производства. Подготовка кадров: от квалифицированного рабочего до инженера-проектировщика мирового класса
КЕЙС 3: КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ г. ТОМСКА – UNITOMSK (РОССИЯ) Цель создания консорциума - координация действий вузов, научных и промышленных организаций г. Томска для формирования в Томской области территории генерации знаний и инноваций за счет обеспечения международной и национальной конкурентоспособности образовательных программ, исследований и разработок по наиболее актуальным для страны и региона направлениям. Основные направления деятельности на ближайшие годы: 1.Реализация несколько крупных полидисциплинарных научно-технических проектов 2.Создание системы представления интересов участников Консорциума вне Томска и Томской области 3.Оптимизация использования всех типов ресурсов, располагаемых участниками Консорциума
КЕЙС 3: КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ г. ТОМСКА – UNITOMSK (РОССИЯ) Модель управления консорциумом: Председатель Совет Ассоциации (Консорциума) Наблюдательный советЭкспертный совет Совет по науке и инновациям Совет по образованию Координаци-онный совет Исполнительная дирекция Комиссии по научно- технологическим проектам Комиссии по инфраструктурным проектам Комиссии по образовательным проектам
КЕЙС 4: КОНСОРЦИУМЫ ПО СОВМЕСТНЫМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ Ассоциация американских университетов по обмену данными (AAUDE) – существует с 1974 года и нацелена на обмен данными/результатами внутриуниверситетских исследований между вузами для содействия в принятии решений. Международный консорциум «Опыт студентов в исследовательских университетах» (SERU) - объединяет вузы США, Китая, Бразилии, Европы, а теперь и России, которые на основе сравнительных данных стремятся улучшить образовательную среду в университетах. Консорциум институциональных исследований в ведущих российских вузах – российский аналог AAUDE, ключевые темы: отсев студентов, дифференциация вузов, вовлеченность студентов в процесс обучения
От увлечения слияниями – к стратегическим альянсам ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ Неформальное сотрудничество Аффилиация/ Ассоциация Консорциум/ альянс Общие подразделения Федеративная структура Слияние (унитарная структура ) Кооперация КоординацияСлияние
Форма Характеристики Общие сервисыКоординация деятельности Проекты Учебный процесс -Общие библиотечные фонды -Доступ электронным ресурсам -Военная кафедра -Система трансфера кредитов -Организация совместных магистерских программ -Магистратуры, завязанные на долгосрочные проекты или задачи крупных корпораций Научные исследования -ЦКП -ТТО -Координация отбора направлений научных исследований -Общие заявки на присоединение к глобальным проектам -Инициирование проектов мирового уровня Управление -Создание специальных структур по координации деятельности: межвузовских советов, ассоциаций и пр. Финансирование -Сокращение затрат на ряд сервисов и услуг -Доступ к сервисам, которые не могут быть приобретены в одиночку -Фандрайзинг-Привлечение дополнительного финансирования за счет заказов на НИОКР ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ КООПЕРАЦИИ: СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Описание: создание пула ресурсов, к которым университеты и научные учреждения имеют общий доступ Основные преимущества: снижение издержек, возможность закупки более качественного и производительного оборудования Требования: эффективный менеджмент ЦКП, налаженный контроль использования ОБЩИЕ СЕРВИСЫ
Образование: общие библиотечные фонды, доступ к электронным ресурсам, военная кафедра и пр. Наука: ЦКП, ТТО Инфраструктура: спорт, гостиницы, международные сервисы, общий аутсорсинг, инновационная инфраструктура ОБЩИЕ СЕРВИСЫ: ПРИМЕРЫ
Описание: объединение усилий для более эффективных действий на локальном, национальном и мировом уровнях Основные преимущества: возможность реализации комплексных проектов, открытие новых направлений подготовки Требования: необходимость создания дополнительных структур координации СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Образование: трансфер кредитов, организация совместных магистерских программ, обмен преподавателями Наука: комплексные (в том числе и междисциплинарные) исследования Финансирование: совместный маркетинг, ценовая политика СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРИМЕРЫ
Описание: формирование отдельных активностей вне сложившейся структуры университетов Основные преимущества: отсутствие институциональной инерции, возможность строительства «с нуля» Требования: необходимость привлечения больших объемов финансирования, сложности управления ВНЕШНИЕ ОБЩИЕ ПРОЕКТЫ
Образование: вынесенные магистерские и аспирантские программы, завязанные на долгосрочные проекты или задачи крупных корпораций Наука: междисциплинарные исследовательские и инновационные центры мирового уровня ВНЕШНИЕ ОБЩИЕ ПРОЕКТЫ: ПРИМЕРЫ
mailto: Спасибо за внимание!