МОБИЛЬНОСТЬ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА Высшая школа экономики, Москва, 2012 www.hse.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Advertisements

О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Облецова В.Н. Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина » в г. Смоленске г. Смоленск, Россия.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
2 Под центром коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) понимается научно-организационная структура, обладающая сложным высокоточным научным.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
1 Основы политики Сибирского федерального университета в сфере международного сотрудничества С.В. Верховец, проректор СФУ по науке и международному сотрудничеству.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Транксрипт:

МОБИЛЬНОСТЬ И СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Условия развития системы образования до 2020 года Рост численности детей дошкольного возраста, ликвидация очереди и повышение охвата детей дошкольным образованием Рост потребности в местах в дошкольном образовании на 19,2% Рост численности детей школьного возраста Рост потребности в местах в общем образовании на 16,3% Сокращение численности молодежи на 30,6% Возможности для реформы и модернизации системы профессионального образования

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Потоки обучающихся в системе образования 2010 (млн. чел.) фото фот фото фот фото Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,34 0,22 0,04 0,15 0,83 0,02 0,110,450,400,151,360,57 0,58 0,01 0,02 0,17 1,39 0,79 0,48 0, ,13 0,07 0,31 0,05

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Векторы государственной политики в сфере высшего образования-1

Высшая школа экономики, Москва, 2012 Векторы государственной политики в сфере высшего образования-2

1.Открытость 2.Гибкость 3.Внутренняя дифференциация 4.Рефлексивность 5.Горизонтальная связность Основные принципы обновленной систем ы

1.Международная мобильность 2.Межвузовское обучение 3.Преодоление инбридинга 4.Обновление кадров 5.Совместное преподавание Место мобильности и сетевого взаимодействия в реализации стратегии

1.Зачем это нужно? Кооперация как основа для создания инновационной среды и повышения конкурентоспособности 2.Возможно ли это? Кейсы кооперации между образовательными учреждениями – российский и международный опыт 3.Как это делается? Анализ возможных форм и направлений кооперации Кооперация и сетевое взаимодействие в области высшего образования:

Большинство современных технологичных продуктов и инновационных разработок создаются в рамках сетей кооперации Одна из важных составляющих университетских центров мирового уровня – наличие тесных институциональных связей с другими университетами, инновационной системой и бизнесом КООПЕРАЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ

Отраслевые университеты теряют конкурентоспособность и диверсифицируются Новые лидеры возникают в новых полидисциплинарных нишах КООПЕРАЦИЯ И ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Конкуренция за абитуриентов (большое количество схожих специальностей ухудшает их качество) Конкуренция за кадры Конкуренция за ресурсы, проекты и финансирование Сильная устоявшаяся неформальная структура - академические «семьи» и «кланы» ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ КООПЕРАЦИЮ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ

КЕЙС 1: RESEARCH TRIANGLE PARK (США)

RTP объединяет 14 университетов и колледжей штата Северная Каролина (8 из них – одни из сильнейших в США и мире) В 2006 расходы на НИОКР трех базовых для RTP университетов превысили 1.4 млрд. $ В RTP насчитывается более 170 высокотехнологичных компаний, которые нанимают в общей сложности более работников КЕЙС 1: RESEARCH TRIANGLE PARK (США)

КЕЙС 2: АЭРОКОСМИЧЕСКАЯ ДОЛИНА (ФРАНЦИЯ) Территориально распределенный «полюс конкурентоспособности» в сфере авиации, космоса и бортового оборудования Выход за рамки образования – бизнес-структуры как общие партнеры Глобальная конкурентоспособность за счет гибких механизмов институциональной интеграции образования, науки и производства. Подготовка кадров: от квалифицированного рабочего до инженера-проектировщика мирового класса

КЕЙС 3: КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ г. ТОМСКА – UNITOMSK (РОССИЯ) Цель создания консорциума - координация действий вузов, научных и промышленных организаций г. Томска для формирования в Томской области территории генерации знаний и инноваций за счет обеспечения международной и национальной конкурентоспособности образовательных программ, исследований и разработок по наиболее актуальным для страны и региона направлениям. Основные направления деятельности на ближайшие годы: 1.Реализация несколько крупных полидисциплинарных научно-технических проектов 2.Создание системы представления интересов участников Консорциума вне Томска и Томской области 3.Оптимизация использования всех типов ресурсов, располагаемых участниками Консорциума

КЕЙС 3: КОНСОРЦИУМ ВУЗОВ г. ТОМСКА – UNITOMSK (РОССИЯ) Модель управления консорциумом: Председатель Совет Ассоциации (Консорциума) Наблюдательный советЭкспертный совет Совет по науке и инновациям Совет по образованию Координаци-онный совет Исполнительная дирекция Комиссии по научно- технологическим проектам Комиссии по инфраструктурным проектам Комиссии по образовательным проектам

КЕЙС 4: КОНСОРЦИУМЫ ПО СОВМЕСТНЫМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ Ассоциация американских университетов по обмену данными (AAUDE) – существует с 1974 года и нацелена на обмен данными/результатами внутриуниверситетских исследований между вузами для содействия в принятии решений. Международный консорциум «Опыт студентов в исследовательских университетах» (SERU) - объединяет вузы США, Китая, Бразилии, Европы, а теперь и России, которые на основе сравнительных данных стремятся улучшить образовательную среду в университетах. Консорциум институциональных исследований в ведущих российских вузах – российский аналог AAUDE, ключевые темы: отсев студентов, дифференциация вузов, вовлеченность студентов в процесс обучения

От увлечения слияниями – к стратегическим альянсам ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ Неформальное сотрудничество Аффилиация/ Ассоциация Консорциум/ альянс Общие подразделения Федеративная структура Слияние (унитарная структура ) Кооперация КоординацияСлияние

Форма Характеристики Общие сервисыКоординация деятельности Проекты Учебный процесс -Общие библиотечные фонды -Доступ электронным ресурсам -Военная кафедра -Система трансфера кредитов -Организация совместных магистерских программ -Магистратуры, завязанные на долгосрочные проекты или задачи крупных корпораций Научные исследования -ЦКП -ТТО -Координация отбора направлений научных исследований -Общие заявки на присоединение к глобальным проектам -Инициирование проектов мирового уровня Управление -Создание специальных структур по координации деятельности: межвузовских советов, ассоциаций и пр. Финансирование -Сокращение затрат на ряд сервисов и услуг -Доступ к сервисам, которые не могут быть приобретены в одиночку -Фандрайзинг-Привлечение дополнительного финансирования за счет заказов на НИОКР ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМ КООПЕРАЦИИ: СВОДНАЯ ТАБЛИЦА

Описание: создание пула ресурсов, к которым университеты и научные учреждения имеют общий доступ Основные преимущества: снижение издержек, возможность закупки более качественного и производительного оборудования Требования: эффективный менеджмент ЦКП, налаженный контроль использования ОБЩИЕ СЕРВИСЫ

Образование: общие библиотечные фонды, доступ к электронным ресурсам, военная кафедра и пр. Наука: ЦКП, ТТО Инфраструктура: спорт, гостиницы, международные сервисы, общий аутсорсинг, инновационная инфраструктура ОБЩИЕ СЕРВИСЫ: ПРИМЕРЫ

Описание: объединение усилий для более эффективных действий на локальном, национальном и мировом уровнях Основные преимущества: возможность реализации комплексных проектов, открытие новых направлений подготовки Требования: необходимость создания дополнительных структур координации СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образование: трансфер кредитов, организация совместных магистерских программ, обмен преподавателями Наука: комплексные (в том числе и междисциплинарные) исследования Финансирование: совместный маркетинг, ценовая политика СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРИМЕРЫ

Описание: формирование отдельных активностей вне сложившейся структуры университетов Основные преимущества: отсутствие институциональной инерции, возможность строительства «с нуля» Требования: необходимость привлечения больших объемов финансирования, сложности управления ВНЕШНИЕ ОБЩИЕ ПРОЕКТЫ

Образование: вынесенные магистерские и аспирантские программы, завязанные на долгосрочные проекты или задачи крупных корпораций Наука: междисциплинарные исследовательские и инновационные центры мирового уровня ВНЕШНИЕ ОБЩИЕ ПРОЕКТЫ: ПРИМЕРЫ

mailto: Спасибо за внимание!