ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И.
Advertisements

Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Микроэкономика. Аграрный рынок России
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Управление реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков развития сельского хозяйства и регулирования рынков.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Система мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности Российской Федерации.
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Пресс-служба Минсельхоза России. На фоне устойчивого роста национального АПК, повышения его роли в масштабах экономики государства, увеличивается интерес.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Кластерные организационные технологии, как инструмент повышения конкурентоспособности территорий Докладчик: Киселев Артем Николаевич Президент НП «Национальное.
17 мая 2005 года Петрозаводск Экономический Совет при Главе Республики Карелия Доклад Министра экономического развития Республики Карелия А.В. Грищенкова.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
Транксрипт:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Получить представление о структуре дискурса продовольственного баланса РФ и регионов, возможностях управления динамикой продовольственного баланса средствами информационной и коммуникационной деятельности ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Охарактеризовать отношение экспертов к вопросам управления динамикой продовольственного баланса РФ, наличие соответствующих смыслов в коммуникациях: оценить значимость вопросов формирования продовольственного баланса РФ для экспертов, получить экспертные оценки представленности этих вопросов в информационном поле; выявить каналы и описать механизмы доведения информации по продовольственному балансу РФ до сельхозтоваропроизводителей, получить экспертные оценки их восприимчивости этой информации; выявить влияние дискурса качества продуктов питания на изменение продовольственного баланса страны; изучить степень соответствия позиций экспертов принципам государственной аграрной политики в области продовольственного баланса и экспортного потенциала АПК РФ; выявить и систематизировать предложения экспертов по изменению продовольственного баланса страны и регионов. Задачи исследования: Цель исследования:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 2. Охарактеризовать реакцию сельхозтоваропроизводителей на информацию, касающуюся определения продовольственного баланса, исходящую от различных экспертов, и готовность корректировать структуру и объемы производства в соответствии с этой информацией: выявить источники информации, имеющей отношение к производству, конъюнктуре рынка, и оценить уровень доверия им; оценить степень доступности необходимой информации и степень учета информации, полученной от экспертов, при принятии решений о структуре и объемах производства сельхозпроизводителями; сравнить степень влияния различных категорий/уровней экспертов на принятие решений, касающихся объемов производства сельхозпродукции; определить, считают ли сельхозтоваропроизводители необходимой и востребованной информацию и рекомендации, касающиеся формирования продовольственного баланса РФ; выявить влияние дискурса качества продуктов питания на изменение продовольственного баланса страны; получить мнение сельхозтоваропроизводителей о существующих диспропорциях в структуре аграрного производства на федеральном и региональном уровнях. Задачи исследования:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Алтайский край, Архангельская область, Кировская область, г. Москва, Ленинградская область, Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Татарстан, Ростовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Хабаровский край Личные и телефонные интервью с экспертами в свободной форме Анкетирование, формализованные личные и телефонные интервью с руководителями и специалистами сельхозпредприятий Формализованные личные интервью с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Объем выборки: 720 респондентов География исследования: Объекты исследования: Эксперты-носители знаний и информации, участники коммуникации, касающейся определения структуры и объемов сельскохозяйственного производства, экспорта и импорта сельхозпродукции Производители пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья – сельхозпредприятия и личные подсобные хозяйства Методы исследования:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Эксперты: Объем выборки – 180 респондентов: 30 представителей Управлений (Департаментов) сельского хозяйства Администраций субъектов РФ; 18 депутатов Законодательных Собраний субъектов РФ; 25 глав Администраций муниципальных районов, представителей Администраций муниципальных районов, компетентных в вопросах развития сельского хозяйства; 35 представителей отраслевых союзов, ассоциаций АПК, аграрных НИИ, ВУЗов; 25 представителей региональных отделений, руководителей (управляющих) дополнительных офисов ОАО «Россельхозбанк» в субъектах РФ; 18 руководителей, представителей компаний (региональных филиалов компаний), осуществляющих лизинг сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственных животных); 29 руководителей, главных редакторов, корреспондентов изданий (информационных ресурсов), в которых публикуются материалы по развитию сельского хозяйства.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Объем выборки – 720 респондентов. Опрос проводился среди лиц, принимающих решения по вопросам ведения подсобного хозяйства и осуществляющих продажу сельскохозяйственной продукции. Объем выборки – 1099 респондентов: 663 сельскохозяйственных и агропромышленных предприятия; 148 сельскохозяйственных кооперативов; 288 крестьянских (фермерских) хозяйств. Сельхозпредприятия: Личные подсобные хозяйства:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ БАЛАНС И ЕГО ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ Термин «продовольственный баланс» знаком большинству респондентов. Значительная часть опрошенных экспертов не имеет комплексного понимания и воспринимает данный термин на уровне отдельных составляющих или в иных аспектах. средство обеспечения продовольственной безопасности; соотношение объемов производства и потребления, ввоза и вывоза сельхозпродукции; способность внутреннего производства полностью удовлетворить потребности населения. Аспекты понимания термина отдельными респондентами: Эксперты высоко оценили значимость продовольственного баланса и рассматривали его как условие обеспечения национальной безопасности страны.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЦЕНКА ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА В ЭКСПЕРТНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ Наиболее представлены Наименее представлены Москва Хабаровский край Архангельская область Новосибирская область Причины отсутствия полноценного информационного поля: 1.Неглубокое, непрофессиональное обсуждение вопросов, связанных с формированием продовольственного баланса 2.Отсутствие комплексного подхода к решению проблемы 3.Отсутствие эффективного механизма реализации разработанных мер и принятых решений Структуры, уделяющие внимание вопросам продовольственного баланса: Министерство сельского хозяйства РФ Управления сельского хозяйства и Департаменты АПК субъектов РФ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА РЕШЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ При планировании объемов и структуры производства СХП учитывают: Спрос и предложение на рынке Цены реализации Условия государственных программ поддержки развития сельского хозяйства (субсидии, дотации, условия кредитования) Условия и объемы государственного и муниципального заказа Основные источники информации: Администрации регионов, районов СМИ (пресса, телевидение) Инструменты формирования продовольственного баланса: Интернет Выставки, конференции Предоставление корректных статданных, информации об установленных ценах, объемах, структуре производства по видам продукции Экономические рычаги Информационные рычаги Госзаказ, дотации, субсидии, интервенции, льготные кредиты

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ДИСКУРСА КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ Отечественная сельхозпродукция: Импортная сельхозпродукция: Натуральная; Экологически чистая; Непрезентабельно выглядит на прилавках магазинов. Прекрасно упакована и подготовлена к продаже; Нередко дешевле российской; Вызывает сомнения у потребителей по экологической безопасности. По мнению экспертов, российский потребитель предпочитает покупать отечественную продукцию, так как не уверен в безопасности и качестве импортной.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Эксперты уверены, что большинство СХП, особенно эффективные хозяйства, стремятся повышать качество продукции. На их стремления влияют: Экономические факторы Прямое регулирование Дискурс качества в экспертных кругах Жесткая внутренняя и внешняя конкуренция среди СХП; Более высокая стоимость качественной продукции; Рост спроса на качественную продукцию. Стандарты и технические регламенты. Разработка рекомендаций; Информационная и просветительская работа; Обмен опытом между специалистами предприятий. Степень влияния Группы факторов Сильное Умеренное Незначительное ВЛИЯНИЕ ДИСКУРСА КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЦЕНКА ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Основные проблемы существующей системы подготовки кадров для АПК Неэффективность программ обучения Нехватка кадров Устаревшие методики Устаревшая техническая база Низкий престиж работы в сельском хозяйстве Направления работы по повышению эффективности программ подготовки кадров для АПК: усиление мер поддержки молодых специалистов и повышение престижности работы на селе; повышение эффективности программ обучения и приведение их в соответствие с современными реалиями, увязка теоретических знаний с практическим опытом. По словам экспертов, в российских программах подготовки специалистов и управленцев для предприятий АПК вопросы формирования продовольственного баланса пока не освещаются.

стихийность процесса формирования продовольственного баланса; высокая доля импортной сельхозпродукции на российском рынке; неопределенность таможенно-тарифной политики; недостаточное государственное регулирование торговых отношений между регионами; отсутствие законодательства в сфере ценообразования; некорректность используемых статистических данных; отсутствие информационной поддержи и консультирования производителей. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ Средняя экспертная оценка эффективности работы по формированию продовольственного баланса – УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО. Причины: Доля импортных продовольственных товаров на полках российских магазинов – основная мера эффективности работы по формированию оптимального продовольственного баланса. введение системы планирования производства; доведение информации об установленных объемах и структуре производства отдельных видов продукции до сельхозтоваропроизводителей; регулирование производства на уровне районов (распределение объемов между хозяйствами); комплексное развитие сельскохозяйственного производства; стабильная и долгосрочная государственная поддержка. Условия формирования оптимального продовольственного баланса:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы. Экспертные оценки государственной аграрной политики в основном положительны. Достижения, отмеченные экспертами: повышение доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей; получение сельхозпроизводителями различного рода субсидий, налоговых льгот и пр.; содействие развитию малых форм хозяйствования на селе – минифермы и пр.; выбор отраслевых направлений поддержки развития сельского хозяйства. Основные достоинства Госпрограммы, отмеченные экспертами: Критика аграрной политики в основном связана с отсутствием видимых результатов и недоработками в Госпрограмме.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКЕ учет региональных аспектов аграрной политики субъектов РФ; развитие дополнительных направлений сельского хозяйства - промышленного садоводства, овцеводства, пчеловодства, рыбоводства, кролиководства; выделение отдельной программы по развитию переработки сельхозпродукции; создание рынка земли, ужесточение государственного контроля за использованием земель сельхоз назначения; развитие производственно-кредитной кооперации; поддержка всех категорий сельхозтоваропроизводителей, включая мелкие формы хозяйствования; отмена или льготное налогообложение сельхозтоваропроизводителей; увеличение размера дотаций на сельхозпродукцию, снижение процентной ставки по кредитам или ее полное субсидирование; введение компенсации расходов или льготных тарифов на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей; своевременное поступление дотаций и субсидий сельхозтоваропроизводителям; государственное регулирование вопросов ценообразования в сельском хозяйстве, устранение (сглаживание) диспаритета цен; комплексное развитие села (строительство дорог, коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры, жилья для специалистов); привлечение молодых специалистов и повышение эффективности программ обучения; обеспечение современной и производительной сельхозтехникой, внедрение передовых технологий; контроль эффективного использования бюджетных средств; и прочие. Рекомендации экспертов в отношении изменений в аграрной политике в основном сводятся к дополнениям по Госпрограмме:

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2. Прямая поддержка СХП: 1. Регулирование рынка: Поддержка производства и реализации продукции; Контроль за ценообразованием в сфере переработки и продажи продукции, в т.ч. устранение монополистических сговоров ведущих представителей этой сферы; Доведение до широких слоев общественности основ государственной политики в области АПК; Совершенствование существующих и формирование новых ФЦП в области АПК; Содействие развитию малых форм хозяйствования; Усиление контроля качества сельскохозяйственной продукции. Участие государства в обновлении основных фондов сельхозпредприятий; Разработка и внедрение программ дотирования сельхозпредприятий; Поддержка производителей сельскохозяйственной техники; Предоставление приоритета местным игрокам при проведении муниципальных тендеров и распределении грантов; Увеличение периода льготного кредитования до 15 лет, повышение доступности кредитов для сельхозтоваропроизводителей; Предоставление вновь созданным предприятиям стартового капитала. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ В ОБЛАСТИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ Комплексное техническое переоснащение российских сельхозпредприятий; Содействие развитию отечественной науки. 4. Земельные вопросы: 3. Кадровые вопросы: Повышение престижа сельского хозяйства как отрасли с помощью идеологических и экономических инструментов; Комплексное развитие сельских территорий (жилье, занятость, инфраструктура и т.п.), в т.ч. повышение эффективности программ по строительству жилья в сельской местности; Формирование эффективной кадровой политики (подготовка и привлечение управленческих кадров и квалифицированных специалистов сельхозпредприятий); Разработка и реализация программ по привлечению молодежи в сельскую местность. 5. Внедрение передовых технологий: Решение острой проблемы сокращения земельных фондов регионов в результате скупки земель инвесторами; Решение проблемы перераспределения лесных территорий; Пересмотр ФЦП по восстановлению плодородия почв.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ, ВЛИЯЮЩАЯ НА РЕШЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБ ОБЪЕМАХ И СТРУКТУРЕ ПРОИЗВОДСТВА Оценка значимости осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «полностью учитывается», 2 – «частично учитывается», 1 – «практически не учитывается»

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИЯ, ВЛИЯЮЩАЯ НА РЕШЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБ ОБЪЕМАХ И СТРУКТУРЕ ПРОИЗВОДСТВА В основном, на решения сельхозтоваропроизводителей влияют результаты работы самих предприятий и хозяйств (достигнутые и ожидаемые), уровень цен на продукцию (текущий и прогнозный) и показатели развития рынка в рамках отдельных регионов. Для предприятий также имеют значение меры государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. Личные подсобные хозяйства в меньшей степени, чем сельхозпредприятия, подвержены информационному воздействию.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОВЕРИЕ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ Оценка уровня доверия осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «полностью доверяю», 2 – «частично доверяю», 1 – «совершенно не доверяю»

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ДОВЕРИЕ ИСТОЧНИКАМ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ Для большинства ЛПХ источниками сведений являются референтное окружение, федеральные и местные СМИ. Сельхозпредприятия активно используют все источники информации. Уровень доверия источникам поступающей информации, связанной с сельскохозяйственным производством, в целом умеренный. Наибольшим авторитетом пользуются специализированные печатные издания. ЛПХ доверяют также информации, поступающей от знакомых и поставщиков.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ Оценка доступности информации осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «абсолютно все понятно», 2 – «понятно отчасти», 1 – «совершенно не понятно»

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ Доступность информации, связанной с сельскохозяйственным производством, неодинакова для сельхозпредприятий и ЛПХ: первые имеют доступ ко всем соответствующим ресурсам, вторые ограничены в объеме получаемой информации. Поступающие данные и сведения изложены в форме, понятной специалистам предприятий (хозяйств) и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Потребность в дополнительной информации у граждан связана с актуализацией информации по ценам и сбыту сельхозпродукции, у специалистов сельхозпредприятий – с актуализацией закупочных цен на продукцию и сырье, предоставлением сведений о федеральных и региональных программах поддержки развития АПК.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ОТ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, НА РЕШЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Оценка степени влияния осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «оказывает сильное влияние», 2 – «оказывает слабое влияние», 1 – «не оказывает влияния»

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТУПАЮЩЕЙ ОТ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, НА РЕШЕНИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Информация, поступающая от экспертов, чаще достигает сельхозпредприятия. Представители личных подсобных хозяйств слабо прислушиваются к рекомендациям исследуемых организаций. Сельхозпредприятия планируют свою деятельность, в т.ч. на основе информации, полученной от экспертного сообщества. Степень его влияния на предприятия и хозяйства низкая или умеренная. Наибольшим авторитетом пользуются рекомендации представителей Министерства сельского хозяйства РФ и Администраций муниципальных районов. На граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в большей степени способны оказывать влияние местные органы власти, специалисты сельхозпредприятий рассматривают еще и рекомендации структур регионального и федерального уровней.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА Сельхозтоваропроизводители высоко оценили значимость регулирования вопросов формирования продовольственного баланса в пределах регионов их местонахождения. Структура ответов на вопрос: «Считаете ли Вы важным и необходимым регулировать объемы производства сельхозпродукции в регионе для достижения оптимального продовольственного баланса?» 54% 27% 8% 4% 56% 29% 11% 4% 0%20%40%60%80%100% Да, точно Скорее да Скорее нет Нет, точно Доля, % Личные подсобные хозяйстваСельхозпредприятия

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА Оценка эффективности мер регулирования объемов производства сельхозпродукции 76% 63% 62% 59% 58% 56% 53% 51% 50% 38% 13% 0% 20%40%60%80%100% Ограничение импорта отдельных видов сельхозпродукции Поддержка развития передовых технологий Государственные закупочные и товарные интервенции Прогнозирование отраслевых показателей по видам сельхоз- продукции, рекомендации об объемах производства Закупки для государственных нужд Дотации производства отдельных видов сельхозпродукции Субсидирование кредитных ставок для сельхозпроизводителей Информирование сельхозпроизводителей о ценах и рыночных показателях Государственные дотации на ГСМ и удобрения Агролизинг (лизинг сельхозтехники и сельхозживотных) Выделение средств в рамках ФЦП повышения плодородия почв Долгосрочное планирование сельхозпроизводства, в т.ч. разработка проектов комплексного землеустройства Субсидирование экспорта отдельных видов сельхозпродукции Ограничение экспорта отдельных видов сельхозпродукции Доля, % Сельхозпредприятия Наиболее действенной мерой, по мнению специалистов сельхозпредприятий, является импортозамещение по отдельным видам сельхозпродукции.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА Вопросами регулирования процесса формирования оптимального продовольственного баланса должно, в первую очередь, заниматься Министерство сельского хозяйства РФ в сотрудничестве с представителями отдельных предприятий АПК (производителями и переработчиками). Оценка степени влияния осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «обязательно должны участвовать», 2 – «могут привлекаться по мере необходимости», 1 – «могут не привлекаться»

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА В качестве объектов регулирования при формировании оптимального продовольственного баланса целесообразно рассматривать все категории сельхозтоваропроизводителей, включая личные подсобные хозяйства. Структура ответов на вопрос: «Сельхозпроизводители какого уровня должны быть вовлечены в процесс регулирования сельскохозяйственного производства?» 43% 52% 42% 47% 29% 14% 0%20%40%60%80%100% Агропромышленные предприятия, агрохолдинги Сельскохозяйственные кооперативы Крестьянские (фермерские) хозяйства Личные подсобные хозяйства Эффективно работающие предприятия и хозяйства Убыточные хозяйства Доля, % Личные подсобные хозяйства

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА Меры поддержки, информирования и регулирования должны распространяться, прежде всего, на эффективно функционирующие предприятия. По мнению специалистов сельхозпредприятий, в поддержке нуждаются также крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Распределение мер поддержки, информирования, регулирования с целью достижения оптимального продовольственного баланса 33% 23% 56% 40% 62% 27% 0%20%40%60%80%100% Доля, % Сельхозпредприятия Агропромышленные предприятия, агрохолдинги Сельскохозяйственные кооперативы Крестьянские (фермерские) хозяйства Личные подсобные хозяйства Эффективно работающие предприятия и хозяйства Убыточные хозяйства

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ВОПРОСОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА При грамотном подходе к организации процесса формирования оптимального продовольственного баланса, рекомендации по структуре и объемам сельскохозяйственного производства будут востребованы хозяйствами и предприятиями АПК РФ. 38% 30% 2% 0%20%40%60%80%100% Будет востребована Скорее будет востребована Скорее не будет востребована Не будет востребована Доля, % Сельхозпредприятия Востребованность информации и рекомендаций по структуре и объемам сельскохозяйственного производства

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ДИСКУРСА КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. ИСТОЧНИКИ МОТИВАЦИИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ Экспертное сообщество может и должно влиять на сельхозтоваропроизводителей в аспекте повышения качества продукции. Оценка влияния дискурса качества продуктов питания на сельхозтоваропроизводителей 35% 27% 17% 6% 0%20%40%60%80%100% Влияет Скорее влияет Скорее не влияет Не влияет Доля, % Личные подсобные хозяйства

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛИЯНИЕ ДИСКУРСА КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. ИСТОЧНИКИ МОТИВАЦИИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ Дискурс качества побуждает сельхозтоваропроизводителей работать над улучшением своей продукции. Основными факторами мотивации могут стать повышение спроса и уровня цен на более качественную продукцию, снижение цен на сырье. По мнению сельхозпредприятий, в этом вопросе не обойтись без поддержки со стороны государства. Оценка необходимости повышения качества продуктов питания 64% 13% 9% 14% 0%20%40%60%80%100% Необходимо повышать качество Скорее необходимо повышать качество Скорее не нужно повышать качество Нет необходимости в повышении качества Доля, % Сельхозпредприятия

ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА, СМИ, ОТРАСЛЕВЫХ АССОЦИАЦИЙ, ДРУГИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО БАЛАНСА СТРАНЫ И ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ТЕКУЩЕЙ СТРУКТУРЫ АПК НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ Структура аграрного производства в отдельных субъектах РФ достаточно сбалансирована, участники исследования отметили наличие лишь некоторых диспропорций. В стране в целом дисбаланс ощущается более значительно, диспропорции аграрного производства, включая импорт и экспорт, проявляются более заметно. 2,06 1,48 00,511,522,53 На уровне региона, включая ввоз-вывоз сельхозпродукции в другие регионы На уровне страны в целом, включая импорт-экспорт сельхозпродукции Баллы Сельхозтоваропроизводители Оценка степени диспропорции осуществлялась по трехбалльной шкале, где 3 балла - «диспропорции практически отсутствуют», 2 – «некоторые диспропорции», 1 – «значительные диспропорции»

ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ «АГРАРНАЯ РОССИЯ»