Институциональные инновации как условие экономического развития Аузан А.А., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. 23 апреля 2008 Ломоносовские чтения «Инновационное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коалиции для будущего Стратегии развития России в гг. Л.М.Григорьев, А.А.Аузан, С.А.Афонцев, Е.Ш.Гонтмахер, Е.Т.Гурвич, Б.В.Кузнецов, С.М. Плаксин,
Advertisements

Коалиции – шанс на модернизацию Проблемы и Стратегии развития России в гг. Л.М.Григорьев, Σ.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
В.Л.Тамбовцев Административная реформа в России : дело недалекого будущего? VII Леонтьевские чтения Санкт-Петербург 5 октября 2007.
II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
100-й диспут АНЦЭА Леонид Григорьев Общество – Государство- Экономика МГУ - 17 сентября 2015 «СТРАТЕГИЯ-2030: ЧТО ДЕЛАТЬ С РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ?» 1.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Транксрипт:

Институциональные инновации как условие экономического развития Аузан А.А., Тамбовцев В.Л., Шаститко А.Е. 23 апреля 2008 Ломоносовские чтения «Инновационное развитие экономики России»

СИГМА– это прежде всего сумма усилий, стремлений и ожиданий ведущих российских ученых – экономистов, социологов, политологов (и не только), объединенных общим видением путей развития России и действующих для воплощения своих представлений в жизнь Авдашева Светлана Борисовна Аузан Александр Александрович Афонцев Сергей Александрович Верведа Александра Александровна Гонтмахер Евгений Шлемович Григорьев Леонид Маркович Гурвич Евсей Томович Жулин Андрей Борисович Золотов Антон Владимирович Кузнецов Борис Викторович Малева Татьяна Михайловна Миллер Алексей Ильич Овчинников Максим Александрович Плаксин Сергей Михайлович Полетаев Андрей Владимирович Салихов Марсель Робертович Тамбовцев Виталий Леонидович Урожаева Юлия Валерьевна Шаститко Андрей Евгеньевич Юргенс Игорь Юрьевич

Двенадцать статей СИГМЫ в «Вопросах экономики» В том числе: Л. Григорьев, В. Тамбовцев «Модернизация через коалиции»; А. Шаститко, С. Афонцев, С. Плаксин «Структурные альтернативы социально- экономического развития России»; В. Тамбовцев, А. Верведа «Субъекты модернизации: воздействие групп интересов на стратегии развития»; А. Аузан, А. Золотов «Коалиции за модернизацию: анализ возможности возникновения»; Л. Григорьев, М. Овчинников «Коррупция как препятствие модернизации»; Е. Гонтмахер, Т. Малева «Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения»; Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева «Сцилла и Харибда региональной политики». А.Шаститко М.Овчинников. Бюджетный процесс в стратегиях социально- экономического развития

Институт современного развития (ИНСОР) создан на базе Центра развития информационного общества (РИО-Центр). Председатель попечительского совета Медведев Д.А.; Председатель попечительского совета Медведев Д.А.; Попечительский совет: Набиуллина Э.С., Рейман Л.Д., Дворкович А.В. и другие; Попечительский совет: Набиуллина Э.С., Рейман Л.Д., Дворкович А.В. и другие; Правление: Юргенс И.Ю., Аузан А.А., Гонтмахер Е.Ш., Гринберг Р.С., Малева Т.М., Мау В.А. и другие. Правление: Юргенс И.Ю., Аузан А.А., Гонтмахер Е.Ш., Гринберг Р.С., Малева Т.М., Мау В.А. и другие. Три ключевых тезиса СИГМЫ, озвученных на заседании ИНСОР 22 февраля : Институты как ключ к формуле «институты, инфраструктура, инвестиции, инновации»; Первоочередность задачи модернизации государственных институтов путем последовательного выявления спроса на государственные услуги; Необходимость учета групп интересов и формирования коалиций в поддержку модернизации.

Институты как ключ к формуле «институты, инфраструктура, инвестиции, инновации» «Институты имеют значение» (обосновано теоретическими и эмпирическими исследованиями (например, работа Ф. Кифера и М. Ширли)); «Институты имеют значение» (обосновано теоретическими и эмпирическими исследованиями (например, работа Ф. Кифера и М. Ширли)); Возражения: «На индустриальной фазе рост возможен без хороших институтов» (М.Э. Дмитриев); «Институты исключительно как долгосрочный фактор» (Е.Т. Гайдар); «Нужны промежуточные институты» (В.М. Полтерович).

Первоочередность задачи модернизации государственных институтов путем последовательного выявления спроса на государственные услуги Необходимость выявления спроса со стороны общества и бизнеса на государственные функции и услуги; Необходимость выявления спроса со стороны общества и бизнеса на государственные функции и услуги; Создание механизмов диалога «общество- бизнес- власть»; Создание механизмов диалога «общество- бизнес- власть»; Мониторинг власти, создание стандартов властных услуг. Мониторинг власти, создание стандартов властных услуг.

Необходимость учета групп интересов и формирования коалиций в поддержку модернизации Ситуационные анализы результативности программы Грефа; учет групп интересов в программе дебюрократизации экономики; Ситуационные анализы результативности программы Грефа; учет групп интересов в программе дебюрократизации экономики; Международный опыт: роль больших коалиций в «Новом курсе» Рузвельта, в немецком и японском «экономическом чуде»; Международный опыт: роль больших коалиций в «Новом курсе» Рузвельта, в немецком и японском «экономическом чуде»; Механизмы образования коалиций в российском обществе. Механизмы образования коалиций в российском обществе.

Структура целей государства: некорректная и корректная Сегодня: а) повышение уровня и качества жизни населения; б) укрепление национальной безопасности; в) обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста; г) формирование условий для социально- экономического развития на долгосрочную перспективу ( Письмо МФ РФ от 27 июня 2005 г. 02-АЛ/2008, Прил.1)

Структура целей государства: некорректная и корректная Проблемы с сегодняшними целями: - их достижение зависит не только от государства; - их достижение зависит от многих ведомств; - координация между ведомствами затруднена.

Структура целей государства: некорректная и корректная Должно быть: - цели результативные (реализуются действиями бизнеса, граждан и НКО, государства); - цели обеспечивающие (реализуются действиями государства, создающего условия для действий бизнеса и НКО)

Методология исследования формирования коалиций Уровень агрегиров ания Группы Ключевой фактор Ключевой вопрос коалиции ВысокийАналитические Обеспечивающие цели второго эшелона Возникновение «протокоалиции» - - уровень совпадения декларируемых (разделяемых) целей СреднийСтатистические Инструменты достижения целей, политики Устойчивость коалиции: наличие центробежных или центростремительных сил. Ключевой фактор – переговорная сила групп. НизкийРеальные Ресурсы, которые необходимо инвестировать в формирование коалиции Объединение ресурсов и генерирования потока в поддержку целей, вокруг которых сформировалась коалиция, либо отстаивание компенсаций для несопротивления другим группам и коалициям

Формирование коалиций Суть процесса – переговоры о согласовании действий по достижению целей Результат: коалиция, скрепленная взаимовыгодным договором Основа взаимовыгодности: система компенсаций

Типология компенсаций Субъект компенсации Прямые компенсации Косвенные компенсации ДенежныеНатуральныеДенежныеНатуральные Бенефициарий Государство

Формирование коалиций и разработка стратегий Логика процесса формирования коалиций: обеспечивающая цель распределение групп на выигрывающие и проигрывающие идентификация ситуации компенсации переговоры о компенсациях формирование договора о действиях Разработка стратегии = формирование последовательности коалиций, заинтересованно реализующих обеспечивающие цели

Варианты стратегии развития: общие характеристики Стратегии – сознательные действия Стратегии – сознательные действия Опора на коалиции Опора на коалиции Сценарии - комбинации сознательных и инстинктивных действий всех групп общества Сценарии - комбинации сознательных и инстинктивных действий всех групп общества Без экстремальных сценариев Без экстремальных сценариев Стратегии-сценарии Стратегии-сценарии

Альтернативные стратегии Инерция Инерция Рантье Рантье Мобилизация Мобилизация Модернизация Модернизация

Инерция Суть стратегии: тактическое маневрирование между группами интересов, решение проблем по мере их обострения Сильные стороны: отсутствие резких изменений, удобство для политической элиты Слабые стороны: несистемность модернизации и отставание от других стран Коалиции пассивной поддержки: группы элит и населения удовлетворенных своим существующим положением Компенсации несистемны и предоставляются задним числом в целях поддержания стабильности

Рантье Суть стратегии: жизнь на ренту от природных ресурсов, перераспределяемую на социальные трансферты Сильные стороны: усиление внутреннего спроса и сокращение бедности Слабые стороны: ненадежность, непредсказуемость и неустойчивость источников финансирования Коалиции активной поддержки: социально необеспеченные граждане (регионы) – получатели трансфертов. Не требует активной позиции гражданского общества (=Инерция), что не позволяет распознавать угрозы и «узкие места» в инфраструктуре и архитектуре институтов на ранних стадиях возникновения проблем. Компенсации возможны, как правило, задним числом в случае допущения ошибок в проектировании новых правил (как при «монетизации льгот»).

Мобилизация Суть стратегии: перераспределение государством и концентрация ресурсов на отобранных приоритетных направлениях (инфраструктура, энергетика и т.п.) Сильные стороны: модернизация отраслей, объявленных «прорывными». Модернизация путем реализации программ и проектов, финансируемых за счет бюджета и/или реализуемых на базе неравноправного государственно- частного партнерства Слабые стороны: низкая эффективность чрезмерно «большого» государства и неустойчивость источника финансирования Коалиция активной поддержки: чиновники и игроки «прорывных» отраслей. Относительное сокращение средств, направляемых на повышение реальных доходов населения, работающего в бюджетном секторе. Создание новых или частичное восстановление существовавших во времена СССР механизмов принуждения

Модернизация Суть стратегии: комплексная институциональная модернизация общества, бизнеса и государства посредством поэтапного формирования общественных коалиций, выступающих за глубокую модернизацию институциональных механизмов, отвечающих за инновационную и инвестиционную активность, качество общественных институтов и государственного управления Сильные стороны: позитивные долгосрочные социально-экономические результаты Слабые стороны: отложенные во времени эффекты, ограничение реализации интересов групп, необходимость поддержания широкой коалиции и осуществления значительных усилий власти в непривычных для нее непривычных Коалиции поддержки: активная поддержка со стороны интеллектуальной элиты, «богатых» регионов, часть крупного бизнеса, МСБ

Модернизационная схематика Стратегические цели Стратегические цели 1. Высокий уровень жизни населения 2. Реализация гражданских, политических и экономических прав и свобод 3. Формирование нового образа жизни 4. Высокий ресурсный потенциал и благоприятная институциональная среда развития Задачи: Модернизация комплексная институциональная трансформация общества, государства и экономики комплексная институциональная трансформация общества, государства и экономикиКоалиции: создание институциональной среды, благоприятной для развития бизнеса и некоммерческих организаций и выполнения ими их функций по отношению к гражданам Ядро коалиции: часть крупного бизнеса, связанная с наукоемким производством и обладающая стратегическим видением будущего часть крупного бизнеса, связанная с наукоемким производством и обладающая стратегическим видением будущего интеллектуалы интеллектуалы высокодоходные слои населения высокодоходные слои населения опережающее развитие производственно- финансовой, научно- образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры Союзники коалиции: средний класс средний класс малый бизнес малый бизнес В случае адекватной политики компенсаций к ним могут присоединиться: региональные элиты региональные элиты представители низкодоходных слоев населения представители низкодоходных слоев населения Базовые принципы: свобода, собственность, законность Без свободы нет творчества; без собственности нет развития; без законности нет страны

Интуитивные вероятности Инерция - 0,5 Инерция - 0,5 Мобилизация – 0,2 Мобилизация – 0,2 Рантье – 0,2 Рантье – 0,2 Модернизация – 0,1 Модернизация – 0,1

Интуитивные вероятности Инерция - 0,3 Инерция - 0,3 Мобилизация – 0,4 Мобилизация – 0,4 Рантье – 0,1 Рантье – 0,1 Модернизация – 0,2 Модернизация – 0,2

Заключение Ни одна из стратегий не может быть отвергнута a priori Ни одна из стратегий не может быть отвергнута a priori Каждая из стратегий обеспечивает сохранение страны, ее экономики, территории и населения, а также – по крайней мере, в среднесрочной перспективе – допускает возможности экономического роста. Каждая из стратегий обеспечивает сохранение страны, ее экономики, территории и населения, а также – по крайней мере, в среднесрочной перспективе – допускает возможности экономического роста. «Инерция» и «Рантье» наиболее просты с т.зр. воплощения «Инерция» и «Рантье» наиболее просты с т.зр. воплощения «Мобилизация» близка по духу практике управления советской экономикой. «Мобилизация» близка по духу практике управления советской экономикой. «Модернизация» требует тонкой настройки, а главное – кропотливой работы с большим количеством разнообразных групп интересов, учета мнений и формирования системы компенсаций. «Модернизация» требует тонкой настройки, а главное – кропотливой работы с большим количеством разнообразных групп интересов, учета мнений и формирования системы компенсаций. Для успешной «Модернизации» нужны не большие финансовые расходы, а изменение правил принятия решений, сознательное ограничение вмешательства государства в экономику, совершенствование институциональной среды в ущерб группам, извлекающим ренту. Для успешной «Модернизации» нужны не большие финансовые расходы, а изменение правил принятия решений, сознательное ограничение вмешательства государства в экономику, совершенствование институциональной среды в ущерб группам, извлекающим ренту. Только стратегия «Модернизация» позволяет в полной мере развивать творческий потенциал населения России и обеспечивать эффективное освоение ее территории, а также способствует достижению стратегических целей развития страны при гарантированном сохранении критических параметров функционирования ее социально- экономической и политической системы. Только стратегия «Модернизация» позволяет в полной мере развивать творческий потенциал населения России и обеспечивать эффективное освоение ее территории, а также способствует достижению стратегических целей развития страны при гарантированном сохранении критических параметров функционирования ее социально- экономической и политической системы.