1 Формирование субъектной позиции учителя в процессе введения ФГОС Фомичева Людмила Кузьминична, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования
2 «Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет… Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего». Д.А. Медведев: Новой России – новое время!
3 Педагог субъектность способность к выбору, определение целей и способов, предвидение результатов, действие инновационное, активное, ответственное носитель культуры, духовности, широкий теоретический кругозор, высокий уровень профессионального мастерства способность к самоизменению и самосовершенствованию, самообразование, саморазвитие, креативность, уникальный стиль педагогической деятельности Ведущее условие проявления субъектной позиции педагога: наличие инновационной образовательной среды, баланс традиций, инноваций и ресурсов личности педагога, наличие индивидуального стиля деятельности педагога и готовность к его проявлению, высокий уровень рефлексивной культуры, владение активными методами обучения и воспитания.
4 Ориентация педагогов на обучение в ПОИПКРО
5 Функции учителя обучает воспитывает оказывает помощь консультирует обобщает анализирует участвует пополняет готовит посещает содействует проводит изучает организует руководит разрабатывает модифицирует координирует проектирует контролирует утверждает планирует
6 Функции учителя конспекты и сценарии уроков, воспитательных мероприятий тесты и модифицированные методики индивидуальные технологии аналитические справки экспертные заключения программы и планы обобщения опыта работы тексты докладов, сообщений, выступлений, рефератов сценарии собраний, праздников за качество обучения и воспитания обучающихся по экспериментам и апробации за планы самообразования за содержание и эффективность повышения квалификации разрабатывает, пишет отчитывается
7 Предпочитаемые формы реализации академических свобод
8 Учитель и проблемы введения ФГОС в начальной школе Готовность школы к введению ФГОС. Управление процессом введения ФГОС Деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе в свете требований ФГОС Урок – основная форма организации учебной деятельности младших школьников Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС Педагогическая поддержка активности младших школьников процессе моделирования и реализации внеурочной деятельности Духовно- нравственный компонент ФГОС в начальной школе Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы Оценивание достижений учащихся в условиях ФГОС. Система учета и презентация достижений учащихся ИКТ– компетентность учителя начальных классов Использование ИКТ в формировании общеучебных навыков в начальной школе создание инновационного пространства содержание технологии экспертизы анализ
9 Повышение квалификации 49 учителей 1-х классов стажерских площадок, введение ФГОС в 2010/2011 учебном году; 400 учителей 1-х классов 2011/2012 учебного года; 300 заместителей директоров по начальной школе; 30 специалистов управлений образования, курирующих введение ФГОС в школах муниципалитета; 42 педагога-тьютора в каждом сетевом центре ПК; 300 директоров общеобразовательных школ. По образовательным модулям по подготовке к введению ФГОС в начальной школе прошли подготовку:
10 УМК в рамках ФГОС начальной школы Отвечают содержанию образовательных модулей повышения квалификации педагогов: Требования к структуре основной общеобразовательной программы Требования к результатам ее освоения и условиям реализации Завершенные предметные линии (с вариативными УМК по русскому языку и литературному чтению) Принципы развивающего обучения, системно-деятельностного подхода, интеграции, метапредметности, дифференциации и индивидуализации обучения Наличие учебников, тренажеров к учебникам, рабочих тетрадей, прописей, методических пособий для учителя Наличие атласов, фонохрестоматий, поурочных разработок Наличие тестов для промежуточной и итоговой аттестации Наличие мультимедийных приложений, дисков Многообразие содержания и форм работы Способнсость к быстрому и свободному изменению
11 От идеи до реализации УМК «Классическая начальная школа», новый УМК «Ритм» – Развитие Индивидуальность Творчество Мышление Издательство «Дрофа» Специфика – каждый компонент соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту.
12 Цель апробационной работы В процессе введения ФГОС целенаправленно систематически изучить, обобщить и распространить опыт учителей по применению технологий обучения младших школьников, предложенных в новых УМК. Апробационные площадки – 8 лучших образовательных учреждений в 5 муниципалитетах Псковской области.
13 Деятельность на этапе подготовки Определены участники апробационной работы. Согласованы идея и планы работы с руководителями муниципальных органов и учреждений образования, сроки и формы проведения наблюдения, контроля и аналитической работы по ходу и итогам апробации. Проведены курсы с участием авторов УМК и методистов издательства «Дрофа». Учителя, учащиеся, методисты института обеспечены программами, методическими пособиями, учебниками, рабочими тетрадями.
14 Деятельность на этапе реализации Разработка программы апробации УМК «Классическая начальная школа» (этапы, база, функции школы и института, субъекты деятельности). Консультации и семинары по обмену опытом, коррекции дальнейшей работы, отслеживания результативности обучения учащихся. Обеспечение организационного и научно- методического сопровождения по планам, согласованным с учебно- методическим отделом издательства и авторами УМК в течение 2008 – 2012 гг. Организация курсовой подготовки учителей в ПОИПКРО и на базе инновационных образовательных учреждений, имеющих положительные результаты деятельности. Применение научно-методических наработок, полученных вследствие апробации новых УМК, в процессе работы по подготовке школ к введению ФГОС нового поколения.
15 Научно-методическая работа по обеспечению введения ФГОС семинары тематические консультации демонстрационные площадки веб-семинары видео- конференции курсы выездные занятия конференции методические рекомендации электронные пособия
16 Предпочтения слушателей в повышении квалификации
17 УЧЕНИК ФГОС НОВЫЙ УМК Овладение УУД вследствие введения новых методов преподавания, знакомство с текстами описания, повествования, рассуждения, овладение основными терминами, схемами, алгоритмами, иноязычным коммуникативным пространством. Формирование Я – позиции, адекватной самооценки, творчества и самостоятельности, инициативности в получении знаний. Овладение навыками индивидуальной и коллективной учебной деятельности как основой формирования навыков сотрудничества.
18 Развитие личностных, коммуникативных, регулятивных качеств личности. Обеспечение полноценной подготовки учащихся к обучению на следующих образовательных уровнях. Воспитание экологической культуры, гражданской идентичности, патриотизма, нравственных и эстетических ценностей. Формирование познавательной активности, активной позиции ученика в учебной и внеурочной деятельности. УЧЕНИК ФГОС НОВЫЙ УМК
19 Позиция института Сотрудничество института с ведущими федеральными издательствами на основе договорных отношений, в том числе с издательством «ДРОФА». Встречи, семинары с авторами УМК. Комплектация библиотеки новыми изданиями, выставки, обзоры. Взаимодействие института с муниципальными органами управления образования и лучшими школами по апробации новых УМК в процессе введения ФГОС. Актуализация опыта лучших учителей, пополнение методического хранилища.
20 Информационно- библиотечное обслуживание Научно- методическая работа Обработка и распространение информации Создание информационных ресурсов Совершенствование информационной компетентности библиотекарей ОУ Обобщение инновационного опыта Учебно- методическая работа Базы данных док. ИПС – информационно- поисковая система Сайты, Блоги Библиография Изучение индивидуальных и коллективных информационных потребностей регионального образования Курсы, Семинары Исследования Конкурсы, Фестивали Публикации в федеральных журналах Конференции Мониторинг Информатизация ШБ Обратная связь Позиция института
21 Приятно, что за много лет работы впервые могу высказать свое мнение о целостном УМК. Для меня значимо, что мои предпочтения в повышении квалификации учтены в программе курсовой подготовки. Я освоила главные принципы ФГОС и УМК «Классическая начальная школа»: ребенок должен реализовывать свое Я, должен иметь и уметь отстаивать свою точку зрения, должен иметь возможность содержательного общения с взрослыми и сверстниками. Из экспертных заключений педагогов
22 Вижу реальную возможность участия семьи в организации учебной и внеурочной работы учащихся, в развитии познавательной активности школьников. Хорошо, что родители овладеют основными понятиями начальной школы. Формируется исследовательская позиция учащихся: дети занимают призовые места на областной конференции юных исследователей «Я познаю мир». Они учатся не пасовать перед интеллектуальными затруднениями. Из экспертных заключений педагогов
23 Разработка материалов по повышению статуса школ – апробационных площадок: Позиция института и педагога утверждение областным Экспертным советом Положения и Свидетельства об апробационной площадке учет данного направления работы при аттестации образовательных учреждений, аттестации руководящих и педагогических кадров учет работы учителей, апробирующих новые УМК, как повышение квалификации по индивидуальному маршруту рекомендации к печати в центральных издательствах и методических журналах, к размещению в методическом хранилище института материалов учителей, успешно и результативно апробирующих новые УМК учет опыта апробационной работы по новым УМК при определении лучших школ в качестве сетевых центров повышения квалификации педагогов
24 Позиция педагога
25