Влияние рынка образовательных услуг на развитие трудовых ресурсов современной России Егоршин Александр Петрович ректор НИМБ, заслуженный деятель науки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние тенденций общественного спроса на высшее образование в региональном развитии И. Абанкина Т. Абанкина Л. Филатова Е.Николаенко Институт развития.
Advertisements

28 июня 2012 года О состоянии трудовых ресурсов Кировской области и обеспечении экономики области квалифицированными кадрами Мачехин Георгий Николаевич,
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2013 ГОДУ 28 октября 2013 ГОДА 1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ООО «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МАРКЕТИНГА» ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ «Подготовка среднесрочного.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Образование в г. Москве Высшая школа экономики В презентации использованы данные Росстата, результаты Мониторинга экономики образования (ВШЭ), обследования.
Массовое и элитное высшее образование Т.Л. Клячко Центр экономики непрерывного образования АНХ.
Итоги учебного года МОУ « СОШ 54» Подготовила зам. директора по УВР Харитонова Т.В.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.

Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
1 Соотношение учащихся и преподавателей Основная и старшая школа.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Тазетдинова Клара Алексеевна Заместитель министра Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Т атарстан.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Основные тренды трудовых рынков Приволжского федерального округа Симонова Марина Викторовна доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики труда.
Транксрипт:

Влияние рынка образовательных услуг на развитие трудовых ресурсов современной России Егоршин Александр Петрович ректор НИМБ, заслуженный деятель науки РФ, доктор экон. наук, профессор, академик МАМ Гуськова Ирина Владимировна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики НИМБ МОСКВА Апрель 2011

А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 2 Показатели системы образования России Показатели Годы Общее число образовательных учреждений Общеобразовательные учебные заведения (дневные и вечерние), ед Начальные профессиональные учебные заведения (ПТУ), ед Средние профессиональные учебные заведения (техникумы, колледжи), ед Высшие учебные заведения, всего В том числе государственные негосударственные Общая численность учащихся, тыс. чел Численность учащихся в общеобразо-вательных школах, тыс. чел Численность учащихся в учебных заведениях начального профессио- нального образования, тыс. чел Численность студентов средних про-фессиональных учреждений, тыс. чел Численность студентов высших учебных заведений, тыс. чел Общая численность учащихся в расчете на населения, чел

Показатели Годы Выпуск учащихся, всего, тыс. чел Выпускники дневных и вечерних общеобразовательных школ, тыс. чел Выпускники учреждений начального профессионального образования, тыс. чел Выпускники средних профессиональ- ных учебных заведений, тыс. чел ,2 Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел Выпуск в расчете на населения, чел Численность преподавательского состава, тыс. чел Численность учителей дневных общеобразовательных школ, тыс. чел Численность преподавателей средних профессиональных учебных заведений, тыс. чел ,2 Численность преподавательского состава вузов, всего, тыс. чел., в т.ч Государственных вузов, тыс. чел ,7 Негосударственных вузов, тыс. чел Показатели системы образования России (продолжение) А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 3

Прием в средние профессиональные и высшие учебные заведения В негосударственные вузы, тыс. чел В том числе: В государственные вузы, тыс. чел Прием студентов в высшие учебные заведения, тыс. чел Прием студентов в средние профессиональные учреждения, тыс. чел Годы Показатели А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 4

Показатели развития системы высшего и среднего профессионального образования России Показатель Годы Население России (млн. чел.)147,7148,5146,9143,5142,0141,9142,9 * Численность студентов вузов (тыс. человек) Приходится студентов вузов на 10 тыс. чел. Населения Численность студентов негосударственных вузов (тыс. человек) Численность студентов средних специальных учебных заведений (тыс. человек) Приходится студентов средних специальных учебных заведений на 10 тыс. человек населения А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 5

Рейтинги стран по ИРЧП Страны Рейтинги по годам Канада США Япония Великобритания Франция Германия Италия Россия А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 6

Международные сравнения в области развития человеческого потенциала Показатели Росси я КанадаСШАЯпония Велико- британия Франци я ГерманияИталия Индекс развития человеческого потенциала, доли 0,7190,8880,9020,8840,8490,8720,8850,854 Индекс уровня образования, скорректированный с учетом неравенства 0,6610,8340,8630, 8670,7660,7510,8580,706 Число ученых и технических спе- циалистов, занимающихся НИОКР, на 1000 чел. населения, чел. 5,28,29,611,15,98,37,23,6 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, в годах 67,281,079,682,479,881,680,281,4 ВНП, в млрд. долл. США * Реальный ВНП на душу населения, в тыс. долл. США * 15,338,747,134,735,134,335,329,6 Доля расходов на образование, в % от общих государственных расходов 11,914,215,510,5-11,49,99,5 Доля расходов образования, в % от ВВП 3,55,25,63,64,65,74,65,0 А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 7

Распределение выпускников вузов по группам специальностей в 2009 г. А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 8

Ключевые проблемы высшего экономического образования в России недостаточное госфинансирование вузов (50-60 %), вынуждающее развивать обучение в технических вузах по широкому спектру и непрофильным специальностям; старение профессорско-преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, слабый приток молодежи; низкая оплата труда преподавателей по сравнению с работниками материального производства (6% в 1990 году, 53% 2005 году и 70% в 2009 году); снижение уровня научно-экономической и методической работы в вузах (НИР, УМК, мультимедиа и др.); конкуренция вузов за прием студентов на специальности экономического и управленческого профилей в условиях сокращения потребности в специальностях; значительная дифференциация в цене обучения и качестве образования периферийных и столичных вузов (от 18 до 200 тыс. руб. в год); подготовка экономистов, юристов и менеджеров в технических и отраслевых вузах, где отсутствует научная экономическая школа; резкое снижение качества заочного (дистанционного) обучения экономистов в малых городах и районах из-за отсутствия МТБ и ППС. трудоустройство бакалавров и специалистов на предприятиях, организациях и учреж- дениях отраслей экономики по профилю приобретенной специальности в вузе. А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 9

Показатели, характеризующие население России А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 10

Основные показатели трудовых ресурсов Показатели Объем ВВП на душу населения, руб./чел Объем ВВП на 1 работника, занятого в экономике, руб./в т.ч. чел Среднедушевые доходы населения, в ценах 1991 г., руб Среднемесячная начисленная заработная плата 1-го работника, руб Оплата труда наемных работников в процентах к ВВП 49,045,449,640,243,847,151,850,4 Удельный вес занятых в экономике, имеющих высшее профессиональное образование, % 16,118,820,721,624,727,929,028,9 Удельный вес занятых в экономике, имеющих среднее профессиональное образование, % 31,633,333,428,725,426,527,5 Численность студентов вузов на населения, чел Общая численность учащихся, млн. чел. 27,328,529,829,326,824,724,323,5 Площадь жилищ, приходящихся в среднем на одного жителя, м 2 16,418,018,819,220,922,022,5 А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 11

Структура потоков поступающих, 2001 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 классы Дошкольники Не ходят в детские сады 0,26 0,46 0,18 0,37 1,6 0,03 0,24 0,130,610,430,220,68 0,50 0,74 0,04 0,024 0,17 2,32 1,54 0,67 0,61 0,69 1,1 0,01 0,46 0,02 Это численность ушедших из программ соответствующего уровня * Из презентации ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов на форуме «Гайдаровские чтения» А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 12

Структура потоков поступающих, 2009 (млн. человек) Полная школа 10,11, (12) класс НПО СПО ВПО Рынок труда, служба в ВС, другие страны Дополнительное образование взрослых Основная школа 5-9 классы 1-4 клас - сы Дошколь - ники Не ходят в детские сады 0,29 0,24 0,08 0,21 0,76 0,030,140,49 0,42 0,171,370,64 0,63 0,02 0,023 0,22 1,29 0,95 0,54 0, ,07 0,04 0,34 0,01 А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 13 * Из презентации ректора НИУ ВШЭ Я.И.Кузьминов на форуме «Гайдаровские чтения»

Средняя заработная плата в зависимости от уровня образования, руб руб. высшее профессиональноесреднее профессиональное начальное профессиональное А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 14

Структура занятых в экономике России по категориям и годам (тыс. чел.) А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 15

Реалистичный прогноз занятых по группе специальностей «Экономика и управление» Персонал в области "Экономика и управление", тыс. чел.Общая численность выпускников вузов, тыс. чел. Выпускники высших учебных заведений, тыс. чел. Вышедшие на пенсию за весь период, тыс. чел. А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 16

За последние 19 лет с 1990 года произошло изменение структуры численности студентов по техническим и естественнонаучным направлениям с 49 % до 38 % и роста специалистов экономико-гуманитарного профиля с 23 % до 42 %. Впервые в научной литературе разработаны пессимистичный, реалистичный и оптимистичный сценарии развития рынка труда и системы образования России и рекомендуемые стратегии развития от условий социально-экономического развития. Решена двойственная задача прогноза спроса и предложения специалистов на рынке труда и высшего экономического образования России. Результаты исследования могут быть использованы для определения государственного заказа на бюджетные места и оценки рыночного спроса на подготовку кадров России. Краткие выводы А.П. Егоршин, И.В. Гуськова 17

Благодарю за внимание!