«… Умеет учить тот, кто учит интересно ». А. Эйнштейн. Выступление на семинаре г. Тема : «Возможности использования ИКТ и компьютерного моделирования на уроках физики». Товарнова Ольга Юрьевна преподаватель первой категории ОГОУ НПО ПЛ 39 г. Владимир
информационный. Российское общество переживает сегодня новый этап культурной революции – информационный. Если в систему образования не внедрять ИКТ, то результаты образования не смогут соответствовать потребностям современной экономики, а выпускники школ, профессиональных лицеев не будут готовы к жизни в «информационном» обществе.
Урок должен только иметь компьютерную поддержку, а не исключать учителя из образовательного процесса. Компьютерные материалы должны иметь на уроке точное место и выполнять поставленную учебную задачу.
Компьютерное моделирование : - это имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. - это новое дидактическое средство обучения, позволяющее анализировать реальные или ожидаемые физические процессы с помощью ЭВМ.
Готовые электронные учебные пособия, выпущенные на дисках, могут реально облегчить учителю подготовку к уроку, позволяют организовать учебную работу с использованием деятельностных форм обучения.
Данный диск позволяет продемонстрировать физические явления, открывает большие возможности для самостоятельного моделирования физических процессов с автоматическим построением графиков.
Данное электронное учебное пособие рекомендуется использовать для: - Компьютерного сопровождения уроков ; - Выполнения виртуальных экспериментов ; - Подготовки мультимедиа-презентаций ; - Составления рефератов.
Материалы диска «Открытая физика» позволяют решать задачи с их дальнейшей экспериментальной проверкой на компьютере. Есть возможность предложить учащимся провести небольшое исследование, используя модель и получить необходимые результаты. ( Многие модели позволяют провести такие исследования за считанные минуты )
Данная серия из 13 дисков позволяет продемонстрировать высококачественные видеоматериалы реальных физических экспериментов. Это актуально при недостаточном демонстрационном оборудовании кабинета.
Все модели в зависимости от использования на уроке можно разделить на несколько групп : -Модели позволяющие решать экспериментальные задачи или производить анализ изменения процесса в разных заданных условиях. -Модели физических явлений. - Модели физических процессов, происходящих в технических устройствах.
Кроме наблюдения за процессом возможно проанализировать его график, который строится автоматически.
Физические модели способны стать полноценной основой уроков – лабораторных работ. Проведение вычислительного эксперимента является одним из современных методов изучения физических систем. ( Компьютерный лабораторный практикум имеет свои особенности, преимущества и недостатки.)
А как показать учащимся движение заряженной частицы в магнитном поле ? В этом случае использование компьютерной модели физического процесса является единственно возможным!
«Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай попробовать и я научусь». Моделирование физических явлений позволяет : -создать на экране яркие запоминающиеся динамические картины; -анализировать закономерности, часто ускользающие при наблюдении реальных экспериментов. - воздействовать на все основные психофизические каналы восприятия информации.
Условие фотоэффекта: Фотон E ф =h ν E ф < А вых, то электрону не хватит энергии поглощённого фотона, чтобы выйти из металла. Если Еф < Авых, то фотоэффект не произойдёт
Условие фотоэффекта: Фотон E ф =h ν А вых Электрон Е кин 0 υ 0 E ф = А вых + Е кин Если Еф > Авых, то фотоэффект произойдёт.
Условие фотоэффекта: Фотон E ф =h ν А вых Электрон Е кин = 0 E ф = А вых h ν min = A вых Если Еф = Авых ν min – красная граница фотоэффекта для данного металла., то фотоэффект произойдёт, но Екин=0
Моделирование процесса способствует развитию образного мышления ! Но организовать работу с моделями необходимо так, чтобы активизировать процесс мышления, а не упрощать его, заставляя учащихся проникнуть в самую суть явлений !
F ж-ж > F ж-тв F ж-ж < F ж-тв СМАЧИВАНИЕНЕСМАЧИВАНИЕ парафин вода стекло вода
Для учащихся компьютерное моделирование – это реальная возможность понять суть происходящих процессов и явлений и поднять свой образовательный уровень.
Модели позволяют продемонстрировать принцип действия различных технических устройств. ( Даже самая простая модель несомненно лучше таблиц со статическим рисунком.)
Фотокамера Поршень (покрытый чёрной тканью ) Стеклянная крышка Окно для радиоактивных частиц Устройство :
Работа камеры Вильсона Фотокамера Окно для радиоактивных частиц Поршень резко опускают вниз !
Фотокамера Поршень резко опускают вниз ! Трек – видимый след из капелек воды, образующийся вдоль траектории движения частицы. Какие явления положены в основу работы камеры Вильсона ?
Устройство вакуумного диода. мА анодкатод мА ~ U=6,5 B
Работа вакуумного диода. мА анодкатод е мА е ~ U=6,5 B Электронное облако
Работа вакуумного диода. мА анодкатод е мА е ~ U=6,5 B Электронное облако
Работа вакуумного диода. мА анодкатод е мА е J= Q t
Условия существования тока. мА анодкатод J=0
Односторонняя проводимость диода. мА анодкатод J=0
Дилатометрический датчик температуры. Инвар К 2 Латунь К 1 К - коэффициент расширения металлов К 1 К 2 Шкала прибора
Дилатометрический датчик температуры. Инвар К 2 Латунь К 1 Если чувствительный элемент находится в рабочей камере с высокой температурой латунный стержень удлиняется и приводит в движение К.И.М. t Шкала прибора
Биметаллический датчик температуры Латунь К 1 Инвар К 2 Биметаллическая пластина К - коэффициент теплового расширения металлов К 1 ? К 2
Биметаллический датчик температуры Латунь К 1 Инвар К 2 Биметаллическая пластина Если чувствительный элемент поместить в рабочую камеру с высокой температурой, то биметалл начинает деформироваться и приходит в движение К.И.М.
Манометрический датчик температуры. сильфон Термобаллон с легкоиспаряющейся жидкостью
Манометрический датчик температуры. На сильфон оказывается давление t При увеличении температуры среды вокруг термобаллона р ~ t
Использование компьютерного моделирования обеспечивает Для учителя : 1.Возможность построения учебной работы с использованием деятельностных форм обучения. 2.Создаются условия для активизации познавательного интереса и позитивного изменения качеств личности. 3.Возможность эффективно организовать самостоятельную работу. 4.Индивидуализацию процесс обучения. 5.При объяснении легко воздействие на основные психофизические каналы восприятия учебного материала. Для учащихся : 1.Понять суть происходящих процессов в технических устройствах. 2.Эффективно воспринять информацию и усвоить её. 3.Развить образное мышление, воображение. 4.При ответе по слайдам развить коммуникативные способности. 5.Повысить образовательный уровень.
Компьютерное моделирование – это полезно с точки зрения целей образования и эффективно с точки зрения временных затрат.