Государственное учреждение образования «Средняя школа 15 г.Лиды» 2011 / 2012 уч.год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии рефлексии в педагогическом процессе. Рефлексия в педагогике- это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния.
Advertisements

Структура современного урока. Роль мотивации и рефлексии в учебном процессе.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Реализация технологии деятельностного подхода на уроках в начальной школе.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Технологии рефлексии в педагогическом процессе Егорова Ольга Леонидовна Учитель этики Мангушской ОШ 1.
Урок рефлексии Выполнила: учитель русского языка и литературы МКОУ «Яманская СОШ» Потёмкина Татьяна Михайловна.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Уровень знаний, умений Соответствие образовательным стандартам Тестирование умственных способностей Информация.
. Модель педагогической организации отработки навыков систематизации собственных затруднений ученика на этапе контроля знаний в процессе самоопределения.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ «САМО…»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ СТАНОВЛЕНИЮ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗАДАЧИ: ПОДОБРАТЬ.
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено немецким исследователем К. Ингенкампом в 1968 году по аналогии с медицинской и психологической диагностикой.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Транксрипт:

Государственное учреждение образования «Средняя школа 15 г.Лиды» 2011 / 2012 уч.год

ПРОБЛЕМА: недостаточный уровень отслеживания педагогами динамики усвоения знаний учащимися, несвоевременная работа педагогов по коррекции знаний, что приводит к снижению их качества и познавательной активности учеников. ЦЕЛЬ : определение и внедрение в практику работы наиболее эффективных форм педагогической деятельности по организации сотрудничества учителей и учащихся на уроке и во внеурочное время для стимулирования уровня познавательной активности и повышения качества знаний учеников.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Повысить эффективность урока через активизацию индивидуального, дифференцированного и разноуровневого обучения. 2. Расширить информационно-образовательное пространство в области профессиональной подготовки, повышения квалификации педагогов. 3. Повысить качество проведения факультативных занятий и платных образовательных услуг, а также обеспечить своевременность коррекционной работы на стимулирующих и поддерживающих занятиях.

Обучающий семинар «Роль оценки в повышении качества знаний учащихся» За I четверть 2011/2012 учебного года качество знаний составило 42,2%, что соответствует низкому уровню. Средний балл ученика - 6,85.

Задачи: -стимулировать повышение научно- теоретического, научно-методического уровня педагогов; -выработать рекомендации по осуществлению оценочной деятельности.

Нормативная база оценочной деятельности 1. «Кодекс Республики Беларусь об образовании» (утверждён г. Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко) 2. «Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам» (утверждены Министерством образования Республики Беларусь; сб , 2009г.) 3. Декрет Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 15 от г. «Об отдельных вопросах общего среднего образования»

«Нормы оценки…» Глава 1 «Общие положения» Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам базируются на планируемых результатах обучения в предметно-деятельностной форме, определенных образовательными стандартами и учебными программами, и направлены на осуществление единых подходов при организации проверки и оценки учебных достижений учащихся.

Нормы оценки результатов учебной деятельности определяют: - уровни усвоения учебного материала; - основные виды и формы контроля учебно- познавательной деятельности учащихся; - общие требования к выставлению отметок за четверть, годовых и экзаменационных отметок; - нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по каждому учебному предмету; - классификацию существенных и несущественных ошибок, погрешностей, которые учитываются при осуществлении контрольно-оценочной деятельности по каждому учебному предмету.

Оценка результатов учебной деятельности осуществляется по десятибалльной системе (отметками «1», «2», …, «10») Функции оценки: - образовательная; - стимулирующая; - диагностическая; - контролирующая; - социальная. Уровни усвоения учебного материала: - низкий(1;2 балла); - удовлетворительный (3;4 балла); - средний (5;6 баллов); - достаточный (7;8 баллов); - высокий (9;10 баллов).

Терминология Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Оценить – значит, установить степень, уровень и качество. Отметка - результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности учащихся, его условно-формальное количественное выражение в баллах.

Терминология Самоанализ – процесс и результат рефлексии учащихся по поводу собственной деятельности с целью ее улучшения; умение осознать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления с некоторыми субъективными нормами и представлениями. Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Мотивационная среда урока. Оценка, самооценка учебной деятельности Педагог-психолог Васьковцова Алина Сергеевна Ученик Кл. руководитель СППС школы Учитель

Оценочная деятельность учителя на факультативных занятиях художественной направленности Дроздова Светлана Станиславовна Трудолюбие ЗнанияЗадатки

Оценка учебных достижений учащихся при безотметочной системе проведения факультативных занятий Чумачёва Галина Францевна Урок Факультатив Внеклассная работа

Учебные элементы Не знаюЗнаюПонимаю Могу объяснить другим людям «Оценочный лист».

Учебные уменияВладеюНе владею «Самооценка уровня владения умениями»

Образовательные достижения Дата Краткие характеристики достижений «Мои образовательные достижения».

«Презентация учащимися образовательных продуктов»: «Работаем над критериями». «Эталонный продукт». «Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся» «Похвала». «Выставки и конференции». «Портфолио учащегося». «Рефлексия».

Рефлексия на уроке: анализ деятельности, оценка, отметки Жидис Марина Станиславовна Итог работы Формы, методы, приёмы Оценка работы, отметки Реализация цели и задач урока

Рефлексия на уроке: анализ деятельности, оценка, отметки

Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) -1) размышление, самонаблюдение. 2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, – 528 с.: ил. – с. 68 Рефлексия – способность человека осмыслить собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения. Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. – М.: Высш. шк., – 512 с.

Проектировочная - моделирование, целеобразование. Организаторская - организация продуктивной деятельности и взаимодействия. Коммуникативная - общение педагога и воспитанника. Смыслотворческая - формирование в сознании участников пед.процесса смысла их деятельности. Мотивационная- определение направленности характера, результативности деятельности и взаимодействия учителя и учащихся. Коррекционная- побуждение участников пед.процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия. Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/

Классификация рефлексии

Классификация рефлексии по цели Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала

Технологии рефлексии 1. Рефлексивный круг Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Технологии рефлексии 2. Рефлексивная мишень Деятельность учащегося Содержание Деятельность педагога Форма, методы После заполнения мишени, педагог вывешивает ее и делает краткий анализ.

Технологии рефлексии «Мини-сочинение» Возможные темы: «Я-в уроке, урок-во мне». Варианты «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д. «Мои мысли о своем участии в деле» «Как я оцениваю результаты мероприятия» «Что мне дал этот урок»

Технологии рефлексии Ключевое слово С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д. «Зарядка» Оценка деятельности, или ее компонента производится с помощью условных движений. «Анкета-газета» Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

Технологии рефлексии «Заверши фразу» Во время занятия я научился /почувствовал, приобрел и т.д./…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось…. Обращение с природой для меня-это… «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти о.Удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления О.Неопределенности о. Недоумения о.Радости

Технологии рефлексии «Острова» Бермудский треугольник о. Грусти о. Удовольствия о.Тревоги о.Просветления о. Воодушевления о.Неопределенности о. Недоумения о.Радости

Технологии рефлексии «Рефлексивный ринг» Каждый из участников состоявшегося дела приглашается в круг, рефлексируя итоги и ход дела по заданному алгоритму: -эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний; -причины состояния; -оценка прошедшего дела и т.д. После рассказа-рефлексии участника, другие обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару учащихся - они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

Памятка педагогам 1-й этап. Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен: - показать учащимся, что любое обучение – единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени его усвоения, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения; - ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки, знаний, умений и навыков; - сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль, и цель проведения того или иного контроля; - выставляя ту или иную отметку, объяснять ее, исходя из критериев оценки; -просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку, отметку; - просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии; - научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап. Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю необходимо: - практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашних работ; - в процессе взаимопроверки учить сверять ответы, искать ошибки, объяснять их друг другу; - сориентировать обучающихся на то, что цель работ по взаимопроверке не столько в получении отметки, сколько в выяснении, насколько правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно в ней ориентироваться, анализировать чужую работу; - необходимо практиковать у доски выполнение одного и того же задания несколькими учениками, с последующим совместным обсуждением всем классом; - предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, высказать свои соображения по поводу ответа и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант; - стимулировать постановку вопросов учителю, контроль за деятельностью учителя.

3-й этап. Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализу, самооценке и самокоррекции. Для этого учитель должен: - приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, находить ответы на вопросы в учебнике; - вырабатывать привычку проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого предмета приемы; - не торопиться с выставлением отметки, если решение неверно, а дать возможность найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то можно и не снижать оценку; - предлагать работать по карточкам, где с одной стороны задан вопрос, а с другой – записан правильный ответ. Ученик самостоятельно сверяет свою работу с предложенным эталоном, фиксирует свои ошибки; - приучать самостоятельно оценивать трудности работы, находить объекты, в которых допускаются ошибки, анализировать свои затруднения и решать, что необходимо сделать, чтобы повысить свой уровень; - формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, правильно выбирать свой уровень сложности работы; предварительно следует сообщать критерии оценки и требования к выполнению задания.

Выводы К онтроль и оценка – это обязательные этапы в учебной деятельности. Контроль и оценка должны быть осмысленными действиями для ученика. Контроль и оценка должны направляться на отслеживание личных достижений каждого учащегося, чтобы была динамика роста учащегося.

Выводы К онтрольно- оценочные действия учителя проводятся для диагностики по выявлению уровня развития ребёнка, его знаний, способностей, мышления, устранения проблем в умениях, с целью прогноза и коррекции в знаниях и умениях учащегося. Учитель должен ориентироваться на процесс, а не только на результат обучения.

Выводы Ф ормирование контрольно- оценочной деятельности учащихся, действий самоконтроля и самооценки необходимо. Опираться учитель должен на индивидуальность ученика, работая совместно по выработке критериев контроля и оценки.

Выводы Учитель должен стимулировать ситуации успеха учащихся, создавать необходимые условия для активности, инициативы, для развития умения и желания учиться, способствовать развитию самоконтроля и самооценки.

Спасибо за работу