ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга ГОУ средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального административного района г. Санкт-Петербурга Роль школьной.
Advertisements

Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
МОУ «Перегребинская СОШ 2» ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ПЕРЕГРЕБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2»
«Школьная библиотека – центр исследовательской деятельности учащихся». Черкасова И.А. Педагог-библиотекарь МОУ СОШ 15.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
БИБЛИОТЕКА _- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЕИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Программа развития библиотеки муниципального образовательного учреждения.
Управление по образованию, спорту и молодежной политике МО «Усть-Канский район» Научно-методическое сопровождение работы по развитию ИКТ - компетентности.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению.
Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно.
Т.М. Кашурникова, зав. медиатекой, к.п.н. К.С. Куманицына, учитель английского языка 2013 ГБОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального.
1 Информатизация учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ 105 Купинского района.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Формирование системы информационного образования старшеклассников города Лесосибирска проект проект.
Методическая работа в образовательном учреждении: новый формат деятельности Шувалова Л.В., зам. директора по УВР МОУ Фоминская СОШ Тутаевского МР.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Программа информатизации образовательного учреждения как модуль образовательной программы школы.
Транксрипт:

ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга ГОУ средняя общеобразовательная школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Формирование информационной культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе 2008

Основное противоречие современной системы образования стремительный темп роста знаний в современном мире и ограниченные возможности их усвоения личностью в период обучения

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Формирование информационной культуры учащихся в учебно- воспитательном процессе одно из условий их подготовки к самостоятельному решению проблем в процессе взаимодействия с информацией в современном обществе.

Программа ОУ «Формирование информационной культуры учащихся» Цель программы: подготовка учащихся к жизни современном информационном обществе. подготовка учащихся к жизни современном информационном обществе. Задачи программы: разработать научно-обоснованную концепцию формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности; разработать научно-обоснованную концепцию формирования информационной культуры учащихся в образовательной деятельности; разработать систему педагогических условий формирования ИК учащихся в образовательной деятельности; разработать систему педагогических условий формирования ИК учащихся в образовательной деятельности; обеспечить всем участникам педагогического процесса свободный доступ к источникам информации на различных носителях. обеспечить всем участникам педагогического процесса свободный доступ к источникам информации на различных носителях.

Планируемый педагогический результат Развитие личности учащихся: расширение информационного образовательного пространства расширение информационного образовательного пространства удовлетворение информационных потребностей удовлетворение информационных потребностей формирование отношения к информации формирование отношения к информации реализация творческих способностей реализация творческих способностей

Педагогическая задача ОУ создать условия, в которых учащиеся смогут самостоятельно удовлетворять информационные потребности, возникающие в учебно- познавательной и самообразовательной деятельности. создать условия, в которых учащиеся смогут самостоятельно удовлетворять информационные потребности, возникающие в учебно- познавательной и самообразовательной деятельности.

Направления работы научно-исследовательское: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы педагогических условий формирования ИК учащихся в образовательной деятельности; научно-исследовательское: теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка системы педагогических условий формирования ИК учащихся в образовательной деятельности; учебно-методическое: обучение учащихся информационным умениям и навыкам в учебной и во внеурочной деятельности; повышения уровня информационной культуры педагогов; учебно-методическое: обучение учащихся информационным умениям и навыкам в учебной и во внеурочной деятельности; повышения уровня информационной культуры педагогов; развитие информационной среды ОУ развитие информационной среды ОУ

Информационная культура учащихся часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков позволяющий свободно ориентироваться в информационном образовательном пространстве, что является необходимым условием готовности к постоянному обновлению своих знаний в процессе непрерывного образования. часть общей культуры личности, комплекс знаний, умений, навыков позволяющий свободно ориентироваться в информационном образовательном пространстве, что является необходимым условием готовности к постоянному обновлению своих знаний в процессе непрерывного образования.

Структура информационной культуры личности учащихся ИКличности читательская грамотность грамотностьбиблиогра-фическаяграмотностькоммуника-тивнаякультураинформационно-технологическаякультура

Содержательное наполнение библиографического компонента освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска и отбора источников информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска и отбора источников информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами формализованного свертывания информации об источниках: (библиографическое описание, аннотирование, составление обзоров); овладение методами формализованного свертывания информации об источниках: (библиографическое описание, аннотирование, составление обзоров); изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно- исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов и др.). изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно- исследовательской работы (подготовка рефератов, докладов и др.).

Взаимодействие библиографического компонента в структуре ИК библиографический компонент читательскийкоммуникативный информационно- технологический способствует расширению круга чтения, усвоению и пониманию смысла прочитанного, выбору лучших изданий; формирует способы предварительного и текущего ознакомления с источниками информации, извлечения информации из документа с помощью комплекса вспомогательных библиографических средств, использования ИПС библиотек способствует бережному отношению к авторским текстам, приводит к необходимости использовать библиографические знания при организации ссылок, цитировании, оформлении списков источников формирует способы передачи информации, как в устной, так и в письменной форме посредством использования библиографических методов формализованного свертывания информации способствует более рациональному использованию современных информационных технологий; формирует способы поиска информации и организация информационных массивов в ИПС посредством библиографических методов: шифровании, классификации, выделении поисковых признаков, создании собственных баз данных

Роль библиографического компонента способствует : регулированию и упорядочению информации об использованных источниках; регулированию и упорядочению информации об использованных источниках; расширению информационного пространства учащихся за пределы учебного пособия; расширению информационного пространства учащихся за пределы учебного пособия; приобретению опыта рационально организованной самостоятельной информационной деятельности; приобретению опыта рационально организованной самостоятельной информационной деятельности; развитию познавательных интересов, подготавливает к самообразованию. развитию познавательных интересов, подготавливает к самообразованию. Одно из условий подготовки учащихся к самостоятельному решению проблем на всех этапах взаимодействия с информацией. Одно из условий подготовки учащихся к самостоятельному решению проблем на всех этапах взаимодействия с информацией. Таким образом, взаимодействуя с остальными компонентами ИК, влияет на общий уровень информационной культуры личности.

Информационная деятельность учащихся это деятельность по поиску, отбору, переработке, закреплению и дальнейшему использованию информации, а также продуцированию новой информации в разных формах. это деятельность по поиску, отбору, переработке, закреплению и дальнейшему использованию информации, а также продуцированию новой информации в разных формах. В процессе информационной деятельности учащиеся изучают содержание предмета и усваивают алгоритмы работы с информацией.

Условия организации информационной деятельности учащихся Целостный интегрированный процесс ИД: учебная задача – информационная потребность – источник информации – информация – знание. Целостный интегрированный процесс ИД: учебная задача – информационная потребность – источник информации – информация – знание. Взаимодействие учителя-предметника и школьного библиотекаря (медиаспециалиста) как носителя профессиональных знаний работы с информацией. Взаимодействие учителя-предметника и школьного библиотекаря (медиаспециалиста) как носителя профессиональных знаний работы с информацией. Педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах самостоятельной работы с информацией. Педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах самостоятельной работы с информацией. Цель – получение предметных знаний и формирование умений и навыков поиска, обработки и организации информации.

Педагогические условия формирования ИК учащихся в учебно-воспитательном процессе заинтересованность и взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении данной проблемы; заинтересованность и взаимодействие всех участников педагогического процесса в решении данной проблемы; педагогически обоснованная программа формирования информационной культуры учащихся на разных этапах обучения с учетом специфики образовательного учреждения; педагогически обоснованная программа формирования информационной культуры учащихся на разных этапах обучения с учетом специфики образовательного учреждения; единые педагогические требования к результатам информационной деятельности учащихся; единые педагогические требования к результатам информационной деятельности учащихся; единая система критериев достигнутых уровней информационной культуры учащихся, а также инструменты диагностики для оценки качества образовательных результатов. единая система критериев достигнутых уровней информационной культуры учащихся, а также инструменты диагностики для оценки качества образовательных результатов.

Критерии оценивания уровней ИК учащихся Осознание проблем в осуществлении самостоятельной информационной деятельности. Осознание проблем в осуществлении самостоятельной информационной деятельности. Освоенное информационное пространство. Освоенное информационное пространство. Адекватность выбора источников информации учебно- познавательной задаче. Адекватность выбора источников информации учебно- познавательной задаче. Применение специфических способов аналитико- синтетической переработки информации из различных источников в процессе самостоятельной работы с информацией. Применение специфических способов аналитико- синтетической переработки информации из различных источников в процессе самостоятельной работы с информацией. Качество конечного результата самостоятельной информационной деятельности. Качество конечного результата самостоятельной информационной деятельности.

Направления работы педагогического коллектива Развитие информационной среды образовательного учреждения. Повышение уровня информационной культуры педагогов. Разработка и включение в учебный план школы образовательных программ по формированию информационно-библиографической грамотности учащихся. Организация информационной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью приобретения функционального навыка работы с различными источниками информации: метод проектов; реферативно-исследовательская работа учащихся.

2003 год ОУ районная экспериментальная площадка «Создание медиатеки на базе школьной библиотеки» Цель: создание медиатеки на базе школьной библиотеки, которая должна стать главным структурным подразделением, формирующим единую образовательную информационную среду ОУ с целью повышения качества образования обучающихся, повышения профессионализма педагогических работников создание медиатеки на базе школьной библиотеки, которая должна стать главным структурным подразделением, формирующим единую образовательную информационную среду ОУ с целью повышения качества образования обучающихся, повышения профессионализма педагогических работников.

структурное подразделение, которое включает совокупность фонда печатных изданий и разнообразных информационных и технических средств; структурное подразделение, которое включает совокупность фонда печатных изданий и разнообразных информационных и технических средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения информационных ресурсов и технических средств, различными рабочими зонами, где созданы условия для самостоятельной учебной и самообразовательной деятельности учащихся и развития у них потребностей в повышении уровня своей информационной культуры, для повышения профессионального уровня педагогов. располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения информационных ресурсов и технических средств, различными рабочими зонами, где созданы условия для самостоятельной учебной и самообразовательной деятельности учащихся и развития у них потребностей в повышении уровня своей информационной культуры, для повышения профессионального уровня педагогов.

Медиатека Посетитель Посетитель «Мультимедиа» подразделения «Мультимедиа» подразделения Компьютерная зона аудио- и видеозона Традиционные библиотечные подразделения Читальный зал абонемент

Направления работы медиатеки по формированию информационной культуры учащихся развитие читательского интереса у учащихся, пропаганда книги с помощью компьютерных технологий развитие читательского интереса у учащихся, пропаганда книги с помощью компьютерных технологий организация проектной деятельности учащихся организация проектной деятельности учащихся помощь учащимися в подготовке самостоятельных домашних заданий (поиск и систематизация дополнительной информации из различных источников) помощь учащимися в подготовке самостоятельных домашних заданий (поиск и систематизация дополнительной информации из различных источников) информационное и методическое обеспечение реферативно- исследовательской деятельности учащихся старших классов (индивидуальные и групповые консультации на базе медиатеки) информационное и методическое обеспечение реферативно- исследовательской деятельности учащихся старших классов (индивидуальные и групповые консультации на базе медиатеки) повышение уровня компьютерной грамотности учащихся при выполнении самостоятельных работ повышение уровня компьютерной грамотности учащихся при выполнении самостоятельных работ

Техническое оснащение учебных кабинетов Каждое МО имеет необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, ксерокс. Каждое МО имеет необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, ксерокс. Мобильный компьютерный класс. Мобильный компьютерный класс. Интерактивная доска. Интерактивная доска.

Повышение уровня информационной культуры педагогов Повышение уровня информационно- технологического компонента информационной культуры педагогов посредством активного внедрения ИКТ образовательный процесс. Обучение на курсах повышение квалификации по следующим программам: «Совершенствование единой информационной среды школы: варианты организации» Интернет-технологии для сетевого преподавателя» «Организация реферативно- исследовательской деятельности учащихся». Организация методической помощи педагогам на базе ресурсного центра: консультации, разработка методических рекомендаций.

Учебные программы по формированию информационно-библиографической грамотности Создается педагогическая технология: определена программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели (учебные программы); определена программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели (учебные программы); имеются средства реализации поставленной цели (учебно-методические); имеются средства реализации поставленной цели (учебно-методические); установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения; установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения; существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.). существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.).

Учебная программа «Основы информационно- библиографической грамотности» 5 класс Учебно-методическое обеспечение курса: Учебное пособие для учащихся Учебное пособие для учащихся «Чудо, имя которому - книга» «Чудо, имя которому - книга» Методические рекомендации для библиотекарей Методические рекомендации для библиотекарей

Цель и задачи курса Цель курса: сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к источнику информации, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека. Задачи курса: дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации; раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека; сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информацию, используя различные виды печатных изданий;сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информацию, используя различные виды печатных изданий; развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной формеразвивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме

Учебная программа «Основы информационно- библиографической грамотности» 9 –10 классы Учебно-методическое обеспечение курса: Пособие для учащихся (рукопись) Пособие для учащихся (рукопись) Рекомендации для библиотекарей и педагогов по руководству самостоятельной информационной деятельностью учащихся Рекомендации для библиотекарей и педагогов по руководству самостоятельной информационной деятельностью учащихся

Цель и задачи курса Цель курса: формирование основ информационно- библиографической грамотности учащихся как совокупности знаний, умений и навыков информационного самообеспечения учебной и самообразовательной деятельности. формирование основ информационно- библиографической грамотности учащихся как совокупности знаний, умений и навыков информационного самообеспечения учебной и самообразовательной деятельности. Задачи курса: формирование основных понятий необходимых для понимания информационных явлений в обществе формирование основных понятий необходимых для понимания информационных явлений в обществе освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; овладение методами формализованного свертывания информации; овладение методами формализованного свертывания информации; изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы. изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и исследовательской работы.

9 класс учащиеся знакомятся с составом современного документального потока, библиографическими способами свертывания информации, технологией подготовки реферативных работ 10 класс знакомятся с информационно-поисковой системой библиотеки, отрабатывают алгоритмы информационно-поисковых задач, основные способы аналитико-синтетической переработки информации, осваивают технологию подготовки, оформления и представления конечного информационного продукта Содержание курса

Обучение информационно-библиографической грамотности учащихся старших классов строится на самостоятельном проведении реферативного исследования по одному из предметов школьной программы.Обучение информационно-библиографической грамотности учащихся старших классов строится на самостоятельном проведении реферативного исследования по одному из предметов школьной программы. Этапы работы: формулировка информационного запросаформулировка информационного запроса поиск и отбор источников информациипоиск и отбор источников информации сбор и аналитико-синтетическая обработка информации, ее структурирование;сбор и аналитико-синтетическая обработка информации, ее структурирование; оформление результатов работыоформление результатов работы представление работы в форме устной защиты с электронной презентацией.представление работы в форме устной защиты с электронной презентацией. Методы обучения: лекциилекции практические занятия в классе, школьной медиатеке, в ЮЧЗ Российской национальной библиотекепрактические занятия в классе, школьной медиатеке, в ЮЧЗ Российской национальной библиотеке индивидуальные и групповые консультации преподавателя курса, методиста РЦ, учителя- предметника.индивидуальные и групповые консультации преподавателя курса, методиста РЦ, учителя- предметника.

Окончательный результат работы - это не только собранная, систематизированная информация и качественно оформленная работа по заданной учителем теме, а осмысленная, с собственными выводами, оценкой и, самое главное, самостоятельная, соответствующая уровню развития личности учащегося на данный момент.

Цикл литературных урочных проектов «Читаем и обсуждаем классику» Неореализм в русской литература конца XIX и начала XX вв. Неореализм в русской литература конца XIX и начала XX вв. Серебряный век русской поэзии Серебряный век русской поэзии Гражданская война в литературе XX века Гражданская война в литературе XX века Утопия и антиутопия в русской литературе Утопия и антиутопия в русской литературе Жизнь и творчество В.В. Маяковского Жизнь и творчество В.В. Маяковского

Формирование ИК учащихся во внеурочной деятельности Организация внеклассных мероприятий, направленных на развитие читательского интереса, пропаганду книги, детских периодических изданий, библиографических знаний: создание тематических библиографических обзоров книг, статей из периодических изданий с помощью ИКТ создание тематических библиографических обзоров книг, статей из периодических изданий с помощью ИКТ электронные презентации прочитанных книг электронные презентации прочитанных книг оформление отзывов на книги с использованием технических средств оформление отзывов на книги с использованием технических средств проведение школьного тура олимпиады ПЛЮС БИБЛИО проведение школьного тура олимпиады ПЛЮС БИБЛИО выпуск тематических классных газет «Смотрите что мы читаем», общешкольной газеты выпуск тематических классных газет «Смотрите что мы читаем», общешкольной газеты конкурс компьютерных плакатов «Читайте хорошие книги» конкурс компьютерных плакатов «Читайте хорошие книги»

Олимпиада ПЛЮС БИБЛИО Школьный тур Школьный тур Районный тур в Юношеском читальном зале РНБ Районный тур в Юношеском читальном зале РНБ

Проект «Смотрите что мы читаем» Обзор книг с показом электронных презентаций «Ленинград в блокаде», «Что мы знаем о Великой Отечественной войне», отзывы на прочитанные книги к Дню Победы. 5 класс Обзор книг с показом электронных презентаций «Ленинград в блокаде», «Что мы знаем о Великой Отечественной войне», отзывы на прочитанные книги к Дню Победы. 5 класс Выпуск и представление тематических газет, посвященных писателям-юбилярам (Успенский, Остер, Сахарнов). 4 классы Выпуск и представление тематических газет, посвященных писателям-юбилярам (Успенский, Остер, Сахарнов). 4 классы Электронные библиографические обзоры научно-популярных книг «За страницами учебника» 8 класс Электронные библиографические обзоры научно-популярных книг «За страницами учебника» 8 класс «Советуем прочитать» конкурс презентаций прочитанных книг. 5-8 классы «Советуем прочитать» конкурс презентаций прочитанных книг. 5-8 классы Зарубежная детская классическая литература (внеклассное чтение с подготовкой презентаций). 5 класс Зарубежная детская классическая литература (внеклассное чтение с подготовкой презентаций). 5 класс Выставки рисунков и творческих работ учащихся «Наше творчество» Выставки рисунков и творческих работ учащихся «Наше творчество»

Проект «Читайте книги на языке оригинала» 8 классы А. Милн А. Милн Р. Киплинг Р. Киплинг Марк Твен Марк Твен Р. Стивенсон Р. Стивенсон Ч. Диккенс Ч. Диккенс Д. Барри Д. Барри П. Трэверс П. Трэверс Дж. Роулинг Дж. Роулинг

Общий сравнительный анализ результатов по формированию ИК учащихся Критерии оценки уровня информационной культуры учащихся Уровни информационной культуры низкийсреднийвысокий Осознания проблем в процессе самостоятельной работы с информацией Применение специфических методов аналитико- синтетической переработки информации Освоенное информационное пространство Адекватность выбора источников информации Качество конечного результата самостоятельной информационной деятельности Итого: