Проект на тему «Поэзия Василия Митты» Работу выполнили ученицы 10 Б класса МОУ «СОШ 10» Иванова Кристина Филиппова Валентина Руководитель Павлова Н. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональный настрой Оглянись: кругом весна поёт, Солнце так безудержно смеётся! Пусть оно энергией своей В душу каждого из вас прольётся! Улыбнись,
Advertisements

Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Тема любви в творчестве А.И. Куприна (Рассказ «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое» Учитель МАОУ СОШ 18 г. Великий Новгород Любчикова Марина Владимировна.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Мое восприятие творчества Марины Цветаевой. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Литературно-музыкальная композиция ко Дню матери «При солнышке тепло - при матери добро».
Мир природы в русской литературе Подготовила ученица 6 «А» класса Бойко Светлана.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
Привет, мой милый! Вот очередное письмо для тебя. Только бы ты знал, как я с нетерпением ждала твоего письма. Мы с тобой редко говорим по телефону, но.
Что в имени тебе моем?... …есть сердце, где живу я»
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой Урок литературы в 12 классе.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Поэма « Мцыри » М.Ю. Лермонтова как романтическoe произведение. Образ главного героя.
Посвящается жизни и творчеству поэта - фронтовика Э.А. Асадова.
Глубина поэтического мира Есенина
Транксрипт:

Проект на тему «Поэзия Василия Митты» Работу выполнили ученицы 10 Б класса МОУ «СОШ 10» Иванова Кристина Филиппова Валентина Руководитель Павлова Н. В.

Цель нашего проекта: Стремление показать единство Митты и его лирического героя.

Задача проекта: Представление необычайно реального лирического героя Митты.

Краткая аннотация В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена истинных ценителей и носителей народной культуры. Одно из этих светлых имен – Василий Митта. Мы стараемся приобщиться к народной культуре через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы. Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы. В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.

Введение Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен в чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не был легок и прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал: Мой голос, закаленный болью, Вновь так же чист, как звенящая сталь! Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать суть нравственно-творческого подвига, нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа через его слово и образ лирического героя. Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования.

Ранняя лирика 1924 – 1937 Раннему периоду творчества поэта присущи пьянящее чувство молодости, весенний настрой души. Новое понимание прекрасного порождало новую поступь стиха. Поэма В угаре - это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.

Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу? В стихотворениях годов вырисовывается яркая личность дерзкого неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства. Молодость звонкое имя, Молодость яркая радуга, Молодость, говорят, молния. Но молнии мир не рассечь, Молодость отрежет, отмерит.

Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины: Родина, Родина, я снова в тебе. Пламенная песнь для тебя лишь звучит, От тебя не уйду я в далекую чужбину, Сердце мое никогда не полюбит чужое. Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает: Чувствуешь ли ты: наше сердце Для тебя лишь стучит, Для тебя лишь горит.

Настроение и душа лирического героя видны в стихах: Эх душа разгульная душа, Разгулявшись, погулять ли, Не сдерживая силу? Эй, ты, солнышко Не поймать ли, Не знать ли мне тебя? Эх, ребятушки, простите, Буйны мысли в голове… Простите и угомоните Своего разгульного поэта.

После ссылки После возвращения Василия Митты из семнадцатилетнего заключения появился цикл из семнадцати стихотворений, в которых автор показывает свои личные переживания и чувства. Но в то время нельзя было открыто писать о перенесенных страданиях, виновницей которых была власть. Но Митта ищет способ донести до читателей свои размышления и находит образ Таэра Тимкки, реального революционера Тимофея Семёнова, пострадавшего от царской власти, в уста которого поэт и вкладывает свои слова и мысли. В чувствах и сознании читателя возникает единый образ, воплотивший в себе образы автора и лирического героя. Его лишили писем, свидания лишили. Ни книги, ни бумаги поэт не видит год. Что может страшнее? – Враги его решили – Одумается скоро... или с ума сойдёт. Он борется с врагами, и не страшны запоры, Им начатое дело продолжили друзья! Пускай кричит тюремщик: Согнись, согнись покорно! Он глуп! Не гнётся песня. Её сломить нельзя!

Творчество этого периода обогащает чувашскую поэзию неуемной созидательной энергией, несгибаемостью крылатого духа, необычайно искренней и теплой интонацией душевности, незапятнанной верностью и нерасторжимой преданностью народу своему, языку родному, Родине, народным и общечеловеческим идеалам. Не пылает агат на руке моей, словно звезда. Не нужны мне богатства – были б родичи вместе всегда. И большое иссякнет, и малого хватит порой. Есть ли горе горче – по миру пойти сиротой. Что свернёт меня с дороги, что собьёт с пути? Только лёгкого богатства мне не дай найти! Злато мира – это наши слёзы и труды. Не ищи их, не завидуй, не ищи беды! Удаль есть, сила есть! Ну, так что же молчишь ты, подруга? Засвистеть ли и мне, словно эта бездомная вьюга?! Пусть нас конь понесёт на невидимых крыльях сквозь тучи! Пусть наш недруг клянёт нас, желая беды неминучей!

Нельзя не восхититься и не принять простые и беспредельно мудрозначные слова стихов, обращённые к любимой героя. Мы простимся с тобою без слов, По-солдатски с тобою простимся. Путь по звёздам далёк и суров, Друг до друга мы не докричимся.

Поздний период Он (Митта и его лирический герой) долго мечтал о свободе и потому смотрел на жизнь, на людей с радостью, с детской непосредственностью, чистыми глазами. Голос вернувшегося на родину поэта становился сильнее и твёрже с каждым днём…. На фоне многочисленных бледных стихов последнего времени отрывки из незаконченной поэмы Таэр, лирические миниатюры (В моём старом саду, Благодарю тебя, Волжская песня, Бульвар Иванова и другие стихи, что успел написать Митта (к сожалению их немного) – сверкают подлинными жемчужинами нашей поэзии.

Каким предстаёт читателю лирический герой позднего Митты? Можно ответить очень коротко одной строчкой из стихотворения Осенняя краса: Лик его спокоен и чист. Он полон сил и желания жить, отвергая смерть и забвение, воспевая жизнь и творчество: Поэт, не поминай о смерти, Жизнь эта – вечная краса. Если жизнь прошла не впустую, И после смерти живёт человек

В его душе – тоска по прошлому, легкая грусть о пройденной юности, беспечности: Беспечные были, бездумно бродили Протаптывали набережную Волги Кто думал, кто в это верил - Что самое дорогое – юные годы. Он – поэт, не мог не сказать о поэте, оценивая и предостерегая художников слова: Мучителен творчества миг – Не знающий этого творец – наивен (глуп)… Не ходи, поэт, ты криво косо В твоих руках – не побрякушки (бубенцы).

Он нашёл самое ценное в жизни – это согласие, дружба и творчество. Неиссякаемое согласие Пусть охраняет наш союз! Из-за пустого слова, ерунды Не терять бы нам друг друга. Новый год – новое творчество Тамадою будь в пиру. Силы мне давал, когда я уставал, Голос подавал, когда я мыслями терялся, Иль как летний тёплый дождь при солнце нежно Позволял напиться, когда душа вся иссыхала… И не зря с поклоном я хочу сказать: У чувашей слово есть одно хорошее – Пусть друг будет лучше тебя!

Поздний Митта восходит к самым крутым вершинам поэтического духа. Он пишет о трагическом (в стихах, которые можно назвать лагерными), но без всякого надрыва, честно и мужественно, с мудрой горечью. Но недолгой оказалась осень поэта и её поздняя краса, не выдержало сердце.

Заключение. Завершая наш краткий обзор творчества поэта, мы еще раз обращаемся к созданному им лирическому герою. И отмечаем, что автор и его герой - понятия неразделимые в лирике последних лет. В начале творческого пути они решительны и дерзки, подвержены бурным страстям, они внешне схожи, но внутренне противоречат друг другу. Герой остается неизменным в своем времени, а поэт не может не меняться. В лирике 50х годов перед читателем уже предстают образы, умудренные жизнью, спокойные и уравновешенные, и здесь мы видим, чувствуем единство творца и его творения (лирического героя) как явление вневременное, основанное на принципах общечеловеческих ценностей.