Образовательно- исследовательский проект: «Козонька рогатая, козонька богатая» Номинация конкурса: Электронная компьютерная презентация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 65 г.Йошкар-Олы «Незабудка» _________________________________________________________________ Адрес: РМЭ, г. Йошкар-Ола, ул.Прохорова, 14А Тел.: , Автор: Головнина Ольга Возраст: 6 лет Ф.И.О. педагога: Головнина Любовь Дмитриевна, воспитатель
Обоснование проблемы Лето…Отпуск.…Как многообразен растительный и животный мир вокруг ребёнка в сельской местности. Каким сложным и противоречивым бывает поведение городского ребёнка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети, тем не менее, совершают отрицательные поступки (мучает – «лаской» котёнка, пугает, гоняет коз, овец и других). Окружение животных очень живо воздействует на ребёнка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик. Но этого естественного, самопроизвольного взаимоотношения ребёнка с животным без взрослого недостаточно для формирования правильных знаний и умений заботится о нём.
Актуальность: Это, я, как педагог, должна своей внучке и её подругам, показать личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи соседям по уходу за домашними питомцами. Должна воспитывать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только близким, легко идущим на общение с ребёнком (собака, кошка), но привлекательным, и не всегда идущим на общение, осторожным – козам. Помочь детям понять, как важны и необходимы козочки для жизни и здоровья соседей. Объект исследования: коза с козлятами. Предмет исследования: подключение соседей к воспитанию у детей заботливого отношения к животным. Актуальность: Это, я, как педагог, должна своей внучке и её подругам, показать личный пример проявления доброты, сочувствия, помощи соседям по уходу за домашними питомцами. Должна воспитывать у детей интерес к разным представителям животного мира: не только близким, легко идущим на общение с ребёнком (собака, кошка), но привлекательным, и не всегда идущим на общение, осторожным – козам. Помочь детям понять, как важны и необходимы козочки для жизни и здоровья соседей. Объект исследования: коза с козлятами. Предмет исследования: подключение соседей к воспитанию у детей заботливого отношения к животным.
Цель: сформировать познавательный интерес к домашним козам в процессе наблюдений и помощи по уходу за животными. Задачи: 1. Создавать условия, при которых дети познакомятся с жизнью и повадками коз в летнее время. 2. Знать и выполнять правила общения с животными. 3. Воспитать уважение к труду сельских жителей. Гипотеза: Я предполагаю, что совместная работа педагога с соседями обеспечивает всестороннее развитие детей. Помогает формировать умения и навыки по уходу за животными. Воспитывает уважение к труду взрослых. Методы исследования: Беседы, наблюдения, поручения, игровые ситуации, игры- инсценировки, художественное слово, рассказывание сказок, творческая деятельность. Ожидаемые результаты: Сформировать заботливое отношение и устойчивый интерес к жизни домашних животных. Сроки проведения проекта: июль 2011 г. База проекта: проводится в деревне, во дворе, на лугах. Количество детей – 3, возраст 6-7 лет. В основе исследования - основной метод – наблюдение. Цель: сформировать познавательный интерес к домашним козам в процессе наблюдений и помощи по уходу за животными. Задачи: 1. Создавать условия, при которых дети познакомятся с жизнью и повадками коз в летнее время. 2. Знать и выполнять правила общения с животными. 3. Воспитать уважение к труду сельских жителей. Гипотеза: Я предполагаю, что совместная работа педагога с соседями обеспечивает всестороннее развитие детей. Помогает формировать умения и навыки по уходу за животными. Воспитывает уважение к труду взрослых. Методы исследования: Беседы, наблюдения, поручения, игровые ситуации, игры- инсценировки, художественное слово, рассказывание сказок, творческая деятельность. Ожидаемые результаты: Сформировать заботливое отношение и устойчивый интерес к жизни домашних животных. Сроки проведения проекта: июль 2011 г. База проекта: проводится в деревне, во дворе, на лугах. Количество детей – 3, возраст 6-7 лет. В основе исследования - основной метод – наблюдение.
Реализация проекта I этап Чтение художественной литературы Однажды в пасмурный дождливый день мы с внучкой Олей и её подругами развлекали друг друга песенками: «Идёт коза рогатая…», «Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепилась за перила, прямо в речку угодила, Бух…». Предложила девочкам посмотреть настоящую козу с козлятами во дворе у бабы Мани. Девочки охотно согласились. Однажды в пасмурный дождливый день мы с внучкой Олей и её подругами развлекали друг друга песенками: «Идёт коза рогатая…», «Шла коза по мостику и виляла хвостиком. Зацепилась за перила, прямо в речку угодила, Бух…». Предложила девочкам посмотреть настоящую козу с козлятами во дворе у бабы Мани. Девочки охотно согласились.
Реализация проекта II этап Беседа с хозяйкой о повадках коз Хозяйка объяснила, что коза её кормилица. Она даёт полезное молоко, зовут её «Коза-дереза», т. к. любит драть загородку, брёвнышки, дрова, что из мягкого дерева осины. Рядом – козлята, боятся незнакомых людей, прячутся, настороженно смотрят. Нельзя их пугать, громко разговаривать. Предложила порадовать козу с козлятами – покормить хлебом и погладить осторожно. На следующей прогулке предложила сравнить козу с козлятами по внешнему виду, отметить: наличие шерсти, рогов, хвоста, вымени, бороды, копыт. Объяснить пословицу: «Козла бойся спереди, коня - сзади». Далее предложить сравнить козлят с детьми: меньше ребёнка, боязливы, не всегда могут себя защитить без мамы: поэтому нужно оберегать: кормить, поить, не обижать; послушать как зовёт коза козлят, те довольно откликаются и виляют хвостиком. Предложить нарисовать увиденное (грустного и довольного козлёнка). Хозяйка объяснила, что коза её кормилица. Она даёт полезное молоко, зовут её «Коза-дереза», т. к. любит драть загородку, брёвнышки, дрова, что из мягкого дерева осины. Рядом – козлята, боятся незнакомых людей, прячутся, настороженно смотрят. Нельзя их пугать, громко разговаривать. Предложила порадовать козу с козлятами – покормить хлебом и погладить осторожно. На следующей прогулке предложила сравнить козу с козлятами по внешнему виду, отметить: наличие шерсти, рогов, хвоста, вымени, бороды, копыт. Объяснить пословицу: «Козла бойся спереди, коня - сзади». Далее предложить сравнить козлят с детьми: меньше ребёнка, боязливы, не всегда могут себя защитить без мамы: поэтому нужно оберегать: кормить, поить, не обижать; послушать как зовёт коза козлят, те довольно откликаются и виляют хвостиком. Предложить нарисовать увиденное (грустного и довольного козлёнка).
Реализация проекта III этап Наблюдения в природе Послушать, как козлята блеют, хотят идти на луг. Пронаблюдать, как баба Маня ведёт Козу-дерезу за верёвочку, а козлята бегут за ними по – разному: один забегает вперёд, ловко подпрыгивает и останавливается, другой – бежит рядом с мамой, а третья маленькая козочка – рядом с хозяйкой. Дети придумывают клички: Шустрик, Веточка и Серко. Чтобы понять чем питаются козы, нужно внимательно следить в течении дня. Травку щиплют немного, коза нашла деревце осинку, позвала козлят, все дружно жуют листочки. После прижала веточку копытцем и дерёт зубами кору. Предложить девочкам в жаркую погоду вместе со взрослыми напоить козлят. Принести воду только в чистом ведёрочке, поздороваться ласково: «Здравствуй, Шустрик, попей, пожалуйста». Сравнить козу с человеком. У козы зрение, особенно обоняние и слух, развиты очень хорошо, она не будет есть и пить из посуды с неприятным запахом. Сердитый голос человека понимает очень хорошо, смотрит настороженно, поднимает уши, может стучать копытами и убежит. Если коза схожа с человеком – спросить: «При каких обстоятельствах будет чувствовать боль?». Заметить: коза умное животное – к обидчику подходить не будет. Козлята растут как дети, едят, спят, гуляют, а коза с каждым годом стареет. Пронаблюдать, как Коза - дереза трёт свои бока о деревья, а хозяйка по необходимости чешет шерсть щёткой, помочь взрослым почесать козу, объяснить, что ей эта процедура очень нравится, как и человеку, когда делают причёску. Предложить помочь бабе Мане запасти на зиму для козлят корм – веточки ольхи, растущие у речки, связать веточки и повесить на сеновал – сказать: «Лето собирает – а зима поедает». Объяснить, чтобы коза дала больше молока вечером, её нужно хорошо накормить, хорошо перевести с одного места на другое, помочь хозяйке; или же накормить овощами. Вечером, позвать коз с лугов во двор, дать хлеба: «Идите ко мне Веточка, Шустрик…». Обратить внимание, как устали к вечеру, сказать ласково: «отдыхайте». Пронаблюдать вечернюю дойку козы: хозяйка вымоет вымя водой хорошенько, вытрет полотенцем и побежит струйкой молоко.… А козе нравится – не ходит, стоит спокойно. Козье молоко – важный, полезный, натуральный, экологически чистый продукт. Послушать, как козлята блеют, хотят идти на луг. Пронаблюдать, как баба Маня ведёт Козу-дерезу за верёвочку, а козлята бегут за ними по – разному: один забегает вперёд, ловко подпрыгивает и останавливается, другой – бежит рядом с мамой, а третья маленькая козочка – рядом с хозяйкой. Дети придумывают клички: Шустрик, Веточка и Серко. Чтобы понять чем питаются козы, нужно внимательно следить в течении дня. Травку щиплют немного, коза нашла деревце осинку, позвала козлят, все дружно жуют листочки. После прижала веточку копытцем и дерёт зубами кору. Предложить девочкам в жаркую погоду вместе со взрослыми напоить козлят. Принести воду только в чистом ведёрочке, поздороваться ласково: «Здравствуй, Шустрик, попей, пожалуйста». Сравнить козу с человеком. У козы зрение, особенно обоняние и слух, развиты очень хорошо, она не будет есть и пить из посуды с неприятным запахом. Сердитый голос человека понимает очень хорошо, смотрит настороженно, поднимает уши, может стучать копытами и убежит. Если коза схожа с человеком – спросить: «При каких обстоятельствах будет чувствовать боль?». Заметить: коза умное животное – к обидчику подходить не будет. Козлята растут как дети, едят, спят, гуляют, а коза с каждым годом стареет. Пронаблюдать, как Коза - дереза трёт свои бока о деревья, а хозяйка по необходимости чешет шерсть щёткой, помочь взрослым почесать козу, объяснить, что ей эта процедура очень нравится, как и человеку, когда делают причёску. Предложить помочь бабе Мане запасти на зиму для козлят корм – веточки ольхи, растущие у речки, связать веточки и повесить на сеновал – сказать: «Лето собирает – а зима поедает». Объяснить, чтобы коза дала больше молока вечером, её нужно хорошо накормить, хорошо перевести с одного места на другое, помочь хозяйке; или же накормить овощами. Вечером, позвать коз с лугов во двор, дать хлеба: «Идите ко мне Веточка, Шустрик…». Обратить внимание, как устали к вечеру, сказать ласково: «отдыхайте». Пронаблюдать вечернюю дойку козы: хозяйка вымоет вымя водой хорошенько, вытрет полотенцем и побежит струйкой молоко.… А козе нравится – не ходит, стоит спокойно. Козье молоко – важный, полезный, натуральный, экологически чистый продукт.
Реализация проекта IV этап Поиск информации о породах коз В свободное время, можно рассказать девочкам, что в республике Марий Эл в Сернуре на ферме разводят молочных коз. Их продукцию: молоко, сыр, брынзу продают в магазинах городов и посёлков. Молочные продукты коз очень полезны особенно для детей и пожилых людей. В горных областях России разводят пуховых коз. Из пуха коз вяжут очень мягкие красивые платки, шарфы, шапки, варежки. В дикой природе козы любят жить в высокой горной местности – на Урале, Восточной Сибири. Вспомнить сказку Бажова «Серебряное копытце» В свободное время, можно рассказать девочкам, что в республике Марий Эл в Сернуре на ферме разводят молочных коз. Их продукцию: молоко, сыр, брынзу продают в магазинах городов и посёлков. Молочные продукты коз очень полезны особенно для детей и пожилых людей. В горных областях России разводят пуховых коз. Из пуха коз вяжут очень мягкие красивые платки, шарфы, шапки, варежки. В дикой природе козы любят жить в высокой горной местности – на Урале, Восточной Сибири. Вспомнить сказку Бажова «Серебряное копытце»
Оценка результатов проекта Заключительный эксперимент: Если поставить капусту в корзине в коридоре, а дверь оставить открытой, козы, находившиеся во дворе обязательно зайдут и будут её есть. Взрослым необходимо наблюдать за поведением детей: - Будут ли дети шуметь, кричать? - Звать взрослого? - Веточкой отгонять козу? Итоги: дети не обижают животных, спокойно веточкой отгоняют козу, дают поесть капусту во дворе. Заключительный эксперимент: Если поставить капусту в корзине в коридоре, а дверь оставить открытой, козы, находившиеся во дворе обязательно зайдут и будут её есть. Взрослым необходимо наблюдать за поведением детей: - Будут ли дети шуметь, кричать? - Звать взрослого? - Веточкой отгонять козу? Итоги: дети не обижают животных, спокойно веточкой отгоняют козу, дают поесть капусту во дворе.
В результате проекта: 1. У детей сформировано заботливое отношение к домашним питомцам. 2. Установлены партнёрские отношения между взрослыми и детьми. 3. Созданы работы по изодеятельности. 4. Выучены стихи, песни, рассказы, сказки. В результате проекта: 1. У детей сформировано заботливое отношение к домашним питомцам. 2. Установлены партнёрские отношения между взрослыми и детьми. 3. Созданы работы по изодеятельности. 4. Выучены стихи, песни, рассказы, сказки. Творческая деятельность: 1. Подарок бабе Мане и подарки для Козы-дерезы и козлят – сердечки с пожеланиями (ловкие, умные, забавные) 2. Сотворчество – аппликация - квилинг: « Шустрик отдыхает », рисунок: « Коза - дереза ». Творческая деятельность: 1. Подарок бабе Мане и подарки для Козы-дерезы и козлят – сердечки с пожеланиями (ловкие, умные, забавные) 2. Сотворчество – аппликация - квилинг: « Шустрик отдыхает », рисунок: « Коза - дереза ». В течении месяца можно использовать следующие художественные произведения: 1. Песенки: « Через мост перейти …» 2. Загадки 3. Дидактические игры: « Один много », « Кто у кого? », « Кто как ест » - корова - жуёт, коза – дерёт; « Назови ласково » - козлик, козлёночек 4. Рассказывание сказок: « Волк и семеро козлят » - русская народная сказка; « Кот, козёл и баран » - русская народная сказка; « Коза - дереза » - русская народная сказка; « Как коза избушку построила » « Два козлика » К. Д. Ушинский. В течении месяца можно использовать следующие художественные произведения: 1. Песенки: « Через мост перейти …» 2. Загадки 3. Дидактические игры: « Один много », « Кто у кого? », « Кто как ест » - корова - жуёт, коза – дерёт; « Назови ласково » - козлик, козлёночек 4. Рассказывание сказок: « Волк и семеро козлят » - русская народная сказка; « Кот, козёл и баран » - русская народная сказка; « Коза - дереза » - русская народная сказка; « Как коза избушку построила » « Два козлика » К. Д. Ушинский.
Очень, очень я люблю, Гулять с козою на лугу, Козлята прыгают по полю, Навеселюсь я с ними вволю. О.Головнина