На данный момент не существует единой теории ритуала, поле исследований этого понятия характеризуется скорее продуктивной неоднородностью подходов. Вот.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Advertisements

«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Культ предков в традиционной культуре белорусов. Соискатель – Цихович П.И. Научный руководитель – кандидат исторических наук Маховская.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Миссия и ценности школы в контексте инновационного развития ОУ.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Деятельность - Способ существования людей. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнил Васильев А.
Основы построения телекоммуникационных систем и сетей Лекция 16 «Методы оценки надежности» профессор Соколов Н.А.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Транксрипт:

На данный момент не существует единой теории ритуала, поле исследований этого понятия характеризуется скорее продуктивной неоднородностью подходов. Вот несколько причин такой ситуации. Во – первых, научные традиции в различных дисциплинах ведут к различным перспективам и различным постановкам задач. Во – вторых, как показывают многие этнографические исследования, многоплановость ритуала невозможно постичь с помощью одного только теоретического схватывания. И наконец, сознание исторического и культурного характера ритуала противостоит образованию универсалистской теории ритуала. В зависимости от времени, пространства, культуры и предметного поля приходят к различным концептам и определениям понятия ритуал

Отправной точкой в постановке проблемы « ритуала » считают работу английского исследователя Робертсона Смита « Лекции по религии семитов » (1895). Исследования древнееврейской культуры привели его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов и определенной ритуальной практики и правил поведения, причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату. Отправной точкой в постановке проблемы « ритуала » считают работу английского исследователя Робертсона Смита « Лекции по религии семитов » (1895). Исследования древнееврейской культуры привели его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов и определенной ритуальной практики и правил поведения, причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату.

Ид еи Робетсона Смита оказали непосредственное влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом в его фундаментальном труде « Элементарные формы религиозной жизни » (1912). С точки зрения Дюркгейма, жизнь осуществляется как бы в двух областях, никак не связанных друг с другом и имеющих качественно различную природу : области « священного » или « сакрального » ( le sacre) и области « мирского » (le profane). Область сакрального выражает общественное начало в человеке. Исходя из этого Дюркгейм дает определение ритуала. Исходя из разделения Смитом религии на верования и ритуал, он называет ритуалом систему « правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов »

Б. Малиновский вводит в сферу сакрального еще одно начало - индивидуума, а ритуал в его модели превращается в « мост », связывающий человека и общество. С помощью ритуала общество решает свои проблемы, которые, по Малиновскому, сводятся к вовлечению индивидуума в круг общественных обязанностей и снятию у него стрессовых состояний, вызванных сменой социального статуса, страхом смерти и т. д. Сам ритуал становится у Малиновского « школой морали », а в контурах концепции отчетливо различаются гегелевские очертания : с помощью ритуала персонифицированный социум обеспечивает бесперебойное функционирование социального организма, утверждает необходимый социальный порядок

Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты. Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты.

Тернер говорит, что ритуал можно рассматривать как язык, элементарными структурными элементами которого являются символы, утверждая, что « группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения ». Он разделяет символы на доминантные и инструментальные. Доминантными являются символы, имеющие некоторое универсальное для данной группы ритуалов значение, не зависящее непосредственно от ритуального контекста. Они присутствуют в огромном числе ритуалов данной культуры и являются как бы центрами, структурирующими ритуальное действие ( таким доминантным символом для советской культуры является, например, красное знамя ). У инструментальных символов нет заранее известного значения, оно определяется ритуальным контекстом всего действия.

В. Топоров считает, что единственным подлинным ритуалом является процесс творения Космоса из Хаоса. « Исходное положение – мир распался в Хаосе, все прежние связи нарушены и уничтожены. Задача – интегрировать Космос из его составных частей, зная правила отождествления этих частей и частей жертвы, в частности человеческой. Способ – ритуальное действие, во время которого жрец произносит над жертвой, находящейся на алтаре, соответствующем центру мира, текст, содержащий указанные только что отождествления, и жертва принимается, в чем следует видеть действие, преобразующее синтез Космоса, восстановление всего того, что возникло в акте первотворения »

Мирче Элиаде понимает под ритуалом повторение архетипического действия, выполнявшегося в начале времен богом, героем или предком : человеческое бракосочетание воспроизводит священный брак ( иерогамию ); битвы, конфликты, войны также восходят к сакральному прообразу ; даже локальные формы архаической культуры имеют ритуальный характер, восходя к соответствующим действиям богов или героев. Благодаря такому повторению архаический человек сохраняет связь с основаниями бытия.

Определение социального ритуала, учитывая перечисленные выше черты, можно сформулировать так. Социальный ритуал – это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

Существуют различные типологии ритуалов. К. Вульф, например, выделяет следующую типологию ритуалов : « ритуалы перехода ( рождение и детство, инициация и совершеннолетие, брак, смерть ); институциональные ритуалы или ритуалы вступления в должность ( принятие на себя новых обязанностей и занятие новой позиции ); сезонные ритуалы ( Рождество, дни рождения, дни поминовения, национальные праздники ); ритуалы интенсификации ( отмечание события, любовь, сексуальность ); ритуалы протеста и бунта ( движение за мир и экологию, молодёжные ритуалы ); интерактивные ритуалы ( приветствия, прощания, конфликты )».

Функции социальных ритуалов ( по Э. Дюркгейму ) 1. Социализации индивида : ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. 2. Интегрирующая ( связующая ): с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. 3. Воспроизводящая : направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. 4. Психотерапевтическая : ритуал служит для создания условий психологического комфорта социального бытия. Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями ( смерть и др.)

Эмоциональная сторона ритуала является наиболее важной. Этологи и психологи связывают возникновение ритуализации с реакцией на ситуацию неопределенности, порождающую страх, тревогу, неуверенность. В ритуалах происходит снятие эмоционального напряжения, « канализируется агрессия » ( обобщение взглядов этологов и психологов на ритуализацию поведения ). Проблема психологического воздействия ритуала занимает важное место и в этнографических теориях, при этом мнения этнографов расходятся. « Если большинство из них соглашается с тезисом « ритуал дает выход накопившейся психической энергии », то некоторые, наоборот, считают, что « психологический эффект ритуала состоит в том, чтобы вызвать ощущение опасности ». Попытка примирения этих точек зрения была предпринята Хомэнсом, который считал, что они обе по - своему справедливы. Первичное напряжение ( например, в ситуации рождения ребенка, смерти и т. п.) снимается в соответствующем ритуале, но затем возникает новое напряжение из - за сомнений в эффективности и правильности исполнения ритуала. Для избавления от новой опасности человек прибегает к новым ритуалам ( например, очищения ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : Андреева Г. М. Социальная психология. М., Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческих взаимоотношений. Спб., Вульф К. К генезису социального : мимезис, перформативность и ритуал. Спб., Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М.,1998. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М., Тернер В. Символ и ритуал. М., Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., Уорнер У. Живые и мертвые. М.- Спб., Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Спасибо за внимание !