На данный момент не существует единой теории ритуала, поле исследований этого понятия характеризуется скорее продуктивной неоднородностью подходов. Вот несколько причин такой ситуации. Во – первых, научные традиции в различных дисциплинах ведут к различным перспективам и различным постановкам задач. Во – вторых, как показывают многие этнографические исследования, многоплановость ритуала невозможно постичь с помощью одного только теоретического схватывания. И наконец, сознание исторического и культурного характера ритуала противостоит образованию универсалистской теории ритуала. В зависимости от времени, пространства, культуры и предметного поля приходят к различным концептам и определениям понятия ритуал
Отправной точкой в постановке проблемы « ритуала » считают работу английского исследователя Робертсона Смита « Лекции по религии семитов » (1895). Исследования древнееврейской культуры привели его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов и определенной ритуальной практики и правил поведения, причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату. Отправной точкой в постановке проблемы « ритуала » считают работу английского исследователя Робертсона Смита « Лекции по религии семитов » (1895). Исследования древнееврейской культуры привели его к убеждению, что любая религия, древняя или современная, состоит из верований или догматов и определенной ритуальной практики и правил поведения, причем если в современной религии стержневым элементом является догмат, а ритуальная практика производна от него, то в древних религиях действие предшествует догмату.
Ид еи Робетсона Смита оказали непосредственное влияние на концепцию ритуала, сформулированную Эмилем Дюркгеймом в его фундаментальном труде « Элементарные формы религиозной жизни » (1912). С точки зрения Дюркгейма, жизнь осуществляется как бы в двух областях, никак не связанных друг с другом и имеющих качественно различную природу : области « священного » или « сакрального » ( le sacre) и области « мирского » (le profane). Область сакрального выражает общественное начало в человеке. Исходя из этого Дюркгейм дает определение ритуала. Исходя из разделения Смитом религии на верования и ритуал, он называет ритуалом систему « правил поведения, которые предписывают, как человек должен вести себя в присутствии сакральных объектов »
Б. Малиновский вводит в сферу сакрального еще одно начало - индивидуума, а ритуал в его модели превращается в « мост », связывающий человека и общество. С помощью ритуала общество решает свои проблемы, которые, по Малиновскому, сводятся к вовлечению индивидуума в круг общественных обязанностей и снятию у него стрессовых состояний, вызванных сменой социального статуса, страхом смерти и т. д. Сам ритуал становится у Малиновского « школой морали », а в контурах концепции отчетливо различаются гегелевские очертания : с помощью ритуала персонифицированный социум обеспечивает бесперебойное функционирование социального организма, утверждает необходимый социальный порядок
Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты. Ирвинг Гофман обращается к повседневной жизни современного ему общества и называет ритуалами этикетные нормы социального поведения, такие как приветствия, знаки уважения, запреты.
Тернер говорит, что ритуал можно рассматривать как язык, элементарными структурными элементами которого являются символы, утверждая, что « группы символов могут быть выстроены таким образом, чтобы составить сообщение, в котором определенные символы функционируют аналогично частям речи и в котором могут существовать условные правила соединения ». Он разделяет символы на доминантные и инструментальные. Доминантными являются символы, имеющие некоторое универсальное для данной группы ритуалов значение, не зависящее непосредственно от ритуального контекста. Они присутствуют в огромном числе ритуалов данной культуры и являются как бы центрами, структурирующими ритуальное действие ( таким доминантным символом для советской культуры является, например, красное знамя ). У инструментальных символов нет заранее известного значения, оно определяется ритуальным контекстом всего действия.
В. Топоров считает, что единственным подлинным ритуалом является процесс творения Космоса из Хаоса. « Исходное положение – мир распался в Хаосе, все прежние связи нарушены и уничтожены. Задача – интегрировать Космос из его составных частей, зная правила отождествления этих частей и частей жертвы, в частности человеческой. Способ – ритуальное действие, во время которого жрец произносит над жертвой, находящейся на алтаре, соответствующем центру мира, текст, содержащий указанные только что отождествления, и жертва принимается, в чем следует видеть действие, преобразующее синтез Космоса, восстановление всего того, что возникло в акте первотворения »
Мирче Элиаде понимает под ритуалом повторение архетипического действия, выполнявшегося в начале времен богом, героем или предком : человеческое бракосочетание воспроизводит священный брак ( иерогамию ); битвы, конфликты, войны также восходят к сакральному прообразу ; даже локальные формы архаической культуры имеют ритуальный характер, восходя к соответствующим действиям богов или героев. Благодаря такому повторению архаический человек сохраняет связь с основаниями бытия.
Определение социального ритуала, учитывая перечисленные выше черты, можно сформулировать так. Социальный ритуал – это исторически сложившаяся форма неинстинктивного, предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.
Существуют различные типологии ритуалов. К. Вульф, например, выделяет следующую типологию ритуалов : « ритуалы перехода ( рождение и детство, инициация и совершеннолетие, брак, смерть ); институциональные ритуалы или ритуалы вступления в должность ( принятие на себя новых обязанностей и занятие новой позиции ); сезонные ритуалы ( Рождество, дни рождения, дни поминовения, национальные праздники ); ритуалы интенсификации ( отмечание события, любовь, сексуальность ); ритуалы протеста и бунта ( движение за мир и экологию, молодёжные ритуалы ); интерактивные ритуалы ( приветствия, прощания, конфликты )».
Функции социальных ритуалов ( по Э. Дюркгейму ) 1. Социализации индивида : ритуал готовит индивида к социальной жизни, воспитывая в нем необходимые качества, без которых невозможна его жизнь в обществе. 2. Интегрирующая ( связующая ): с помощью ритуалов коллектив периодически обновляет и утверждает себя, свое единство. 3. Воспроизводящая : направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. Только в том случае, если социальный опыт постоянно актуализируется, коллектив может выжить. 4. Психотерапевтическая : ритуал служит для создания условий психологического комфорта социального бытия. Эта функция приобретает особое значение в тех случаях, когда коллектив сталкивается с кризисными ситуациями ( смерть и др.)
Эмоциональная сторона ритуала является наиболее важной. Этологи и психологи связывают возникновение ритуализации с реакцией на ситуацию неопределенности, порождающую страх, тревогу, неуверенность. В ритуалах происходит снятие эмоционального напряжения, « канализируется агрессия » ( обобщение взглядов этологов и психологов на ритуализацию поведения ). Проблема психологического воздействия ритуала занимает важное место и в этнографических теориях, при этом мнения этнографов расходятся. « Если большинство из них соглашается с тезисом « ритуал дает выход накопившейся психической энергии », то некоторые, наоборот, считают, что « психологический эффект ритуала состоит в том, чтобы вызвать ощущение опасности ». Попытка примирения этих точек зрения была предпринята Хомэнсом, который считал, что они обе по - своему справедливы. Первичное напряжение ( например, в ситуации рождения ребенка, смерти и т. п.) снимается в соответствующем ритуале, но затем возникает новое напряжение из - за сомнений в эффективности и правильности исполнения ритуала. Для избавления от новой опасности человек прибегает к новым ритуалам ( например, очищения ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ : Андреева Г. М. Социальная психология. М., Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческих взаимоотношений. Спб., Вульф К. К генезису социального : мимезис, перформативность и ритуал. Спб., Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М.,1998. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М., Тернер В. Символ и ритуал. М., Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., Уорнер У. Живые и мертвые. М.- Спб., Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
Спасибо за внимание !