«Перед вами громада - русский язык…» или «новояз»? Автор: Макарова Л.А., учитель русского языка МОУ СОШ 201 «Согласие»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Advertisements

« СОГЛАСОВАНО » заместитель директора по ВР МБОУ СОШ 45 ст. Северской МО Северский ________________ Чеботок С. К.
Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно - методический пакет «Способы передачи чужой речи» Малютина.
Тема учебного проекта: Пушкинские традиции в творчестве поэтов Серебряного века. Творческое название: Два начала Автор: Миллер Ольга Валерьевна Алимова.
Авторы проекта : Сухарева М. Н., Федорова С. А., Кривощапова Л. О. Сказка ложь - да в ней намек, добрым молодцам урок! © FIO.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Автор: Гожуловская Татьяна Алексеевна МОУ Яркуль – Матюшкинская СОШ Меня, как реку, суровая эпоха повернула. А. А. Ахматова.
Тема проекта Изучение литературно-теоретических терминов и понятий на уроках литературы в 5 классе Работу выполнила Сырчина Е.В., учитель русского языка.
Дополнительная информация АвторРатьева Наталья Александровна, учитель биологии МОУ «Травинская СОШ» Камызякского района Астраханской области Цели и задачи.
Московский городской педагогический университет Городской информационный ресурсный центр Учебно-методический пакет «Ради жизни на земле…» по поэме А.Т.
Иностранный язык : обязанность или необходимость ?!
LOGO «Умная доска» Педагогический проект Автор: Лисовая Людмила Александровна МОУ Нижнеполтавская СОШ.
Французская сказка презентация для педагогического совета школы Автор учебного проекта для учащихся 1-3 класса: студентка ф-та ин.яз. Мирущенко Анна Юрьевна.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Выполнили: Верхотурова Г. Г., учитель географии Алексахина Н. В., учитель истории Арсеньевский городской округ.
Тема учебного проекта: Любовная лирика Анны Ахматовой Автор: Рясинская Валерия Борисовна, учитель русского языка и литературы, ВСШ 1 г.Пскова. Марина Цветаева.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Но та любовь, что душу посещала, Оставила в душе печальный след, - Она звала, она меня прельщала Той радостью, которой в жизни нет. Тема учебного проекта:
Основополагающий вопрос: Что такое абсолютная величина? Проблемный вопрос: Модуль и расстояние. Что общего? Как увидеть отражение графика? Предмет: математика.
Эволюция звезд Тема учебного проекта: Эволюция звезд Творческое название: Когда умирают звезды? Автор: Пташкина Марина Владимировна, учитель астрономии,
Автор проекта: Усс Наталия Константиновна, зам.директора по ВР МОУ СОШ 3, г. Кушва.
Транксрипт:

«Перед вами громада - русский язык…» или «новояз»? Автор: Макарова Л.А., учитель русского языка МОУ СОШ 201 «Согласие»

Основополагающий вопрос: РУССКИЙ ЯЗЫК УМИРАЕТ ?

Дидактические цели проекта: 1. Обогащение знаний учащихся и использование ими языковых средств риторики - тропов и риторических фигур. 2. Формирование навыка выявления проблем, связанных с использованием в современной речи изобразительно- выразительных средств языка в функциональных стилях - публицистическом и художественном. 3. Совершенствование навыка анализа художественного текста - прозаического и поэтического – с позиций эффективности использования языковых средств. 4. Развитие навыка анализа публицистического текста, предъявленного в устной или письменной форме (TB,газеты). 5. Обогащение собственной речевой культуры. 6. Развитие способностей учащихся находить значимые основания для сопоставления представителей двух поэтических направлений, сформированных на рубеже 19 – 20 вв и вв. 7. Стимулирование познавательного и активного отношения учащихся к усвоению знаний через применение компьютерных технологий.

Методические задачи проекта: 1. Научить определять качество текстов по использованию в них языковых средств риторики и изобразительно-выразительных средств русского языка - тропов и риторических фигур. 2. Научить подбирать материал, выявлять и анализировать статистические закономерности. 3. Научить предъявлять доказательства основной мысли (гипотезы): изобразительно-выразительные средства русского языка не востребованы в полной мере нашими современниками и имеют тенденцию к сужению функционирования. 4. Усовершенствовать навык анализа художественного и публицистического текстов с позиций использования тропов и риторических фигур. 5. Научить определять параметры сопоставлений представителей двух литературных направлений – акмеизма начала 20в. и концептуализма рубежа 20-21вв. 6. Научить использовать информационные технологии для создания отчета и работы над проектом.

Темы учебной программы: 1. Синтаксические особенности поэзии А.Ахматовой периода Серебряного века (литература, декабрь 2004). 2. Языковые средства риторики: тропы (риторика, сентябрь 2004г), риторические фигуры (октябрь 2004г) 3. Литература постмодернизма: проза В.Пелевина и её особенности (спецкурс по литературе; март 2005 г.) 4. Новейшая русская поэзия: концептуализм (спецкурс по литературе; апрель 2005 г.) 5. Функциональные стили русского языка (русский язык, ноябрь, декабрь 2004г)

АННОТАЦИЯ Состояние русского языка вызывает тревогу не только у любителей словесности. Вслушаемся в речевой поток, звучащий с экранов телевидения, вчитаемся в газетные публикации, побываем на премьерах новомодных спектаклей… Нарушение лексических, орфоэпических, грамматических норм - привычное явление. «Сильные выражения» нашего языкового пространства уже не шокируют: мы привыкли. К сожалению. Скудость мысли, бедность тем - это одно. Лексическая и синтаксическая бедность - это другое. Говорят, самое умное человечество уже сказало. Советуют: выскажи своё немногое хотя бы неординарно! В чём причина обезличенности, заполонившей социокультурное пространство? Незнание всей палитры изобразительно-выразительных средств русского языка? Или неумение пользоваться «громадой» - русским языком? Задача проекта - обратить внимание школьников на существующую проблему обеднения, вымирания русского языка и превращение его в своеобразный «новояз», функция которого – информирование, и только. Цель проекта – обратиться к изобразительно-выразительным средствам русского языка – тропам и риторическим фигурам - и ввести их в активный речевой запас образованного человека. Для этого необходимо актуализировать знание этих средств, систематизировать их и изучить на примере произведений лучших представителей отечественной литературы (А..Ахматовой – в нашем случае). Нелишне прочитать стихи современных поэтов и прозу писателей - культовых, вроде В.Пелевина, Сорокина… И сравнить. Необходимо также вернуться к чтению газет, пристрастно проанализировать предлагаемые нам тексты. И тоже сделать выводы. Этим тактичным советам предлагаем последовать всем – и учащимся старших классов, и педагогам. Педагогам, пожалуй, в учебных программах можно усилить блок, посвященный систематизации языковых средств, а также ввести ряд аналитических и самостоятельных творческих работ.

Темы исследований : 1. «Анилиновые краски» прозы В.Пелевина (на примере анализа главы «Paradaiz» повести «Жизнь насекомых»). 2. «Ненормативная норма?» 3. «Всё скучнее и беднее…» (анализ газетных публикаций). 4. «Тропою тропов: постижение смысла и чувств через освоение изобразительно- выразительных средств русского языка». 5. «Что за фигура?...Риторическая!»

План работы в группах: Сентябрь: проведение подготовительных занятий с участниками проекта; чтение художественной и учебной литературы; изучение языковых средств риторики – тропов и риторических фигур (проведение лабораторно-практических занятий). Октябрь: выявление проблем функционирования русского языка в различных стилях; определение методов исследования; организация самостоятельных исследований художественных текстов(поэтических) и газетных публикаций. составление анкет, проведение опроса учащихся школы о знании изобразительно- выразительных средств русского языка. Ноябрь: предварительный просмотр и обсуждение собранного учащимися материала, выработка рекомендаций по дальнейшей работе Декабрь: анализ и систематизация полученного материала. Январь: подготовка отчета и оформление исследования в электронном варианте. Февраль: защита ученических проектов на школьном конкурсе исследовательских проектов и презентация исследования на районном семинаре по информационным технологиям для заместителей директоров школ. Март: размещение проекта на школьном сайте.

Участие в проекте: Для участия в проекте созданы группы: Литературоведов: - по изучению литературных направлений модернизма рубежа 19-20вв и вв. и выявлению их характерных особенностей. Языковедов: - по изучению тропов и исследованию частотности их использования в художественном стиле разных эпох (на примере поэзии); - по изучению риторических фигур и исследованию частотности их использования в художественном стиле разных эпох (на примере поэзии). Журналистов: - по изучению востребованности изобразительно- выразительных средств русского языка в газетных публикациях нашего времени. Социологов: - по выявлению знания изобразительно-выразительных средств русского языка – тропов и риторических фигур - учениками школы 201 «Согласие».

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Задание 1: изучить риторические фигуры и их классификацию. Задание 2: проанализировать подготовленный учениками материал «Риторические фигуры в поэзии»; сделать заключение. Задание 3: Обобщить собранный материал по теме «Поэзия Марины Цветаевой (риторические фигуры)» и написать эссе. Задание 4: Найти неточности в учебном проекте «Риторические фигуры в стихотворениях М.Цветаевой»

Этапы и сроки выполнения проекта: 1. Знакомство с литературными направлениями модернизма: с акмеизмом (начало 20 века), концептуализмом и посмодернизмом (конец 20 в - начало 21 в.) на спецкурсе по литературе (2 часа). 2. Изучение и систематизация изобразительно-выразительных средств русского языка – тропов (3 часа). 3. Изучение языковых средств риторики – риторических фигур (лабораторно-практические занятия- 4 часа). 4. Анализ художественных текстов (поэтических и прозаических) представителей языковой культуры разных эпох – А.Ахматовой, М.Цветаевой, Н.Искренко, В.Пелевина (4 часа). 5. Организационное мероприятие: знакомство с методом проектов, проектом и выбор темы исследования (1 час) 6. Выполнение исследований (3 - 5 недель). 7. Оформление исследований (1 неделя). 8. Заключительное мероприятие: защита отчетов(2 часа)

ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕГО ВОПРОСА! РАЗВЕ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ «ГРОМАДА – ЯЗЫК» УТРАТИЛ СВОЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ОБРАЗНОСТЬ? РАЗВЕ ВЫ ХОТИТЕ ОБЩАТЬСЯ НА «НОВОЯЗЕ»? РАЗВЕ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ РУССКИЙ ЯЗЫК УМЕР? Контактная информация: Автор: Макарова Л.А. МОУ-СОШ 201 тел