On-line семинар Тема: « Формирующее оценивание при выполнении лабораторной работы «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»» Подготовила: учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Online семинар Формирующее оценивание на уроках физики при проведении лабораторных и практических работ. Тема: «Архимедова сила. Условия плавания тел».
Advertisements

Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
«Критериальный подход к оцениванию самостоятельных учебных исследований учащихся» Критериальная система оценивания.
Критериальный подход в системе оценивания учащихся Учитель МБОУ «СОШ 1» Бараковская Т.И.
Международные технологии оценивания. PISA Programme for International Student Assessment - осуществляется OECD Цель : оценка грамотности - математической.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Предпрофильный курс Мир химии Матвеева З.В. – учитель химии.
Выявить проблемы существующей системы оценивания Уточнить понятие «формирующее оценивание» Предложить варианты использования формирующего оценивания 3.
Тема семинара: Критериальное оценивание как новая технология в современной школе Цель: оказать содействие учителю в определении современных способов оценивания,
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы…).
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ………………………………….…….29.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Коучинг Критериальное оценивание как инструмент повышения качества знаний учащихся Подготовила и провела: Ковтунова Е. Г. Учитель первого продвинутого.
Критериальное оценивание планируемых результатов образования Фисенко Т.И., доцент кафедры ТиМО ХК ИРО.
Оценивание достижений учащихся 5 –х классов на уроках математики.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Основные компоненты эвристического урока. 1 этап разработки Составление Вашей цели планируемого эвристического урока. Возможные цели учащегося. Соотнесение.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Транксрипт:

On-line семинар Тема: « Формирующее оценивание при выполнении лабораторной работы «Факторы, влияющие на скорость химической реакции»» Подготовила: учитель химии НИШ химико-биологического направления г.Усть-Каменогорск Овчинникова О.А. 2011г Овчинникова О.А.

Цель семинара : Довести до слушателей семинара общие принципы и методику разработки критериев для оценивания практических и лабораторных работ Овчинникова О.А.2

Все материалы семинара опубликованы в системе дистанционного обучения Moodle на сайте Овчинникова О.А.3

Мы на многое не отваживаемся не потому что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся. (Сенека) Овчинникова О.А.5

ОЦЕНИВАНИЕ Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса Отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности Отслеживание эффективности учебной программы Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями 6 Задачи оценивания Овчинникова О.А.

Проблемы О ТСУТСТВУЮТ ЧЕТКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ, ПОНЯТНЫЕ УЧАЩИМСЯ, РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ; П ЕДАГОГ ВЫСТАВЛЯЕТ ОТМЕТКУ, ОРИЕНТИРУЯСЬ НА СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ КЛАССА В ЦЕЛОМ, А НЕ НА ДОСТИЖЕНИЯ КАЖДЫМ УЧЕНИКОМ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ; О ТМЕТКИ, ВЫСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАЩИМСЯ, НЕ ДАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УСВОЕНИИ КОНКРЕТНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ТРАЕКТОРИЮ ОБУЧЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА ; О ТСУТСТВУЕТ ОПЕРАТИВНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УЧЕНИКОМ И УЧИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, ЧТО НЕ СПОСОБСТВУЕТ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ ; С УБЪЕКТИВИЗМ В ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ Овчинникова О.А.7

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. 8

Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя: оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность; работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы); эталон известен учащимся заранее; разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку; оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей; общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося Овчинникова О.А.9

Проблемы внедрения Трудоемкость разработки; Стереотипы учителей; Трудность вовлечения родителей в учебный процесс; Отсутствие готовности педагогов к новой системе оценивания Овчинникова О.А.10

КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Formative (формирующее / текущее) КОНСТАТИРУЮ ЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ Summative (итоговое) Определяет уровень освоения знаний/навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы до проведения констатирующей работы Определяет уровень сформированности знаний/навыков при завершении изучения разделов учебной программы. Является основой для определения итоговых отметок по предмету за четверти и за год Овчинникова О.А.11

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Отметки не выставляются в журнал и не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых за четверть и год За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе Используется пятибалльная шкала Овчинникова О.А. 12

Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала Овчинникова О.А.13

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно- описательным, то есть максимально информативным для учеников. Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий Овчинникова О.А.14

Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по химии Критерии Максимальный уровень достижений учащихся А Единство мира6 В Коммуникация6 С Научные знания и понимания6 Д Научные исследования6 Е Проведение эксперимента6 ИТОГО Овчинникова О.А.15

Шкала перевода баллов в отметку баллов- отметка «5» (100%-89%) баллов – отметка «4» (75%-88%) баллов- отметка «3» (61%-74%) 17 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее) Овчинникова О.А.16

Критерии для оценивания работы обсуждаются и принимаются коллегиально, т.е. совместно с учащимися. Важно отметить, что максимальное число критериев для оценивания работ по химии – 5 (А - Единство мира; В - Коммуникация; С- Научные знания и понимания; Д - Научные исследования; Е- Проведение эксперимента), но не всегда в работе могут просматриваться все перечисленные критерии Овчинникова О.А.17

Так как основным правилом критериальной системы оценивания является принцип, по которому критерии оценки заранее известны всем участникам образовательного процесса, то для подготовки к выполнению практической работы учащимся заранее выдаются критерии оценки данной работы Овчинникова О.А.18

Цели и задачи изучения «химии» Учащиеся должны научиться Критерий А ориентироваться в информационно-понятийном поле естественонаучного знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения своего представления о научной картине мира, для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов, распознавать изменения в окружающей среде путем осмысления процессов живой и неживой природы; Овчинникова О.А.19

Критерий В Передавать научную информацию логично и последовательно; творчески использовать разнообразные средства для выражения чувств, идей и результатов своей деятельности; действовать и работать в коллективе (группе, команде), понимать ответственность за свои обязанности перед другими; передавать информацию в виде устного ответа на вопросы, передавать информацию в виде устного ответа, доклада с использованием наглядности (презентация, модели, схемы); передавать в виде письменного ответа на вопрос (умение интерпретировать сущности изученных явлений, процессов, законов, закономерностей и т.д.) Овчинникова О.А.20

Критерий С Находить необходимую информацию в тексте; пользоваться химическими понятиями: атом, химический элемент, молекула, вещество (состав, строение, свойства и принадлежность вещества к определенному классу); валентность, степень окисления, химическая связь; периодический закон, периодическая система; химическая реакция; изомерия, гомология, теория химического строения органических веществ; единицы физических величин; международная номенклатура веществ как средствами для познания окружающего мира и осознания своего места в ней; ориентироваться в информационно-понятийном поле естественонаучного знания через понимание смысла закона сохранения массы веществ, периодического закона, строения атома химических элементов, основных закономерностей периодической системы химических элементов для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов; Овчинникова О.А.21

Критерий D уметь проводить исследовательскую работу для раскрытия сущности природных явлений и процессов, законов и закономерностей и интерпретации их; самостоятельно организовывать и регулировать процесс своего познания, учения, усвоения основ научно-исследовательской деятельности; определять проблему, ставить цель исследования, делать вывод, выдвигать гипотезу, объект и предмет исследрвания опираясь на полученные знания о химии окружающей среды (литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы, ноосферы); об охране окружающей среды; о возможности химии и химической технологии в решение экологических проблем для осушествления взаимодейтсвия с окружающей действительностью с учетом разных факторов и нравственных норм; изменения в окружающей среде путем осмысления процессов живой и неживой природы; роли растворов в природных процессах и хозяйственной деятельности человека; сути круговорота элементов и веществ в природе; причин загрязнения воздуха, воды, почвы, для оценки ситуаций и принятия информированного решения; Овчинникова О.А.22

Критерий E Демонстрировать способность проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ; соблюдать правила техники безопасности; обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами; пользоваться приборами для получения газов; проводить химические реакции; собирать модели веществ; готовить растворы, распознавать кислоты, щелочи; обнаруживать углерод, водород, хлор в органических веществах; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ; эффективно сотрудничать с другими Овчинникова О.А. 23

Критериальная шкала оценивания учащегося Овчинникова О.А.24

КритерийДескрипторы А (max 6 ) Единство мира Учащийся описывает естественонаучные знания через понимание смысла законов, основных закономерностей для расширения своего представления о научной картине мира, для оценки ситуаций и объяснения разнообразных явлений и процессов, описывает изменения в окружающей среде путем осмысления процессов живой и неживой природы; Овчинникова О.А.25

В (max 6 ) Дескрипторы Коммуника ция Учащийся передаёт научную информацию логично и последовательно; творчески использует разнообразные средства для выражения чувств, идей и результатов своей деятельности; работает в коллективе (группе, команде), понимает ответственность за свои обязанности перед другими; передаёт информацию в виде устного ответа на вопросы, передаёт информацию в виде устного ответа, доклада с использованием наглядности (презентация, модели, схемы); передает информацию в виде письменного ответа на вопрос (умение интерпретировать сущности изученных явлений, процессов, законов, закономерностей и т.д.) Овчинникова О.А.26

С (max 6 ) Дескрипторы Научные знания и понимания Учащийся воспроизводит и объясняет научные идеи, находит необходимую информацию в тексте; Использует химические понятия, ориентируется в информационно- понятийном поле естественонаучного знания Овчинникова О.А.27

D (max 6 ) Дескрипторы Научные исследования Учащийся совместно с учителем проводит исследовательскую работу для раскрытия сущности природных явлений и процессов, законов и закономерностей и интерпретации их; самостоятельно организовывает и регулирует процесс своего познания, учения, усвоения основ научно-исследовательской деятельности; учащийся совместно с учителем определять проблему, ставит цель исследования, делает вывод, выдвигает гипотезу, объект и предмет исследрвания опираясь на полученные знания о химии окружающей среды Овчинникова О.А.28

E (max 6 ) Дескрипторы Проведение эксперимента Учащийся независимо использует лабораторное оборудование и нагревательные приборы; пользуется приборами для получения газов; проводит химические реакции; собирает модели веществ; готовит растворы, распознаёт неорганические и органические вещества; проводит расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций Овчинникова О.А. 29

Тема практической работы: Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Цель: Рассмотреть зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади соприкосновения реагирующих веществ, от катализатора). Оборудование: Na( металлический ), Fe( стружка ),Zn ( гранулы ), MnO2, CuO, Al( гранулы и порошок ), HCl ( концентрированная и разбавленная ), H2SO4(конц.), Н2О2, вода, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, шпатель, лучинка Овчинникова О.А.30

Учебная задача: Рассмотреть зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади соприкосновения реагирующих веществ, от катализатора). Уровень достижений Критерий А Дескрипторы 0 *Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже 1 *Знаю как влияет природа реагирующих веществ на скорость химической реакции. 2 *Знаю закон действующих масс. 3* Знаю как влияет температура на скорость химической реакции. 4*Знаю как влияет площадь соприкосновения веществ на скорость химической реакции 5 * Знаю как влияет катализатор на скорость химической реакции. 6 *Способен объяснить закономерность изменения скорости химической реакции от разных факторов Овчинникова О.А. 31

Уровень достижений Критерий В Дескрипторы 0*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже 1 *Могу привести примеры зависимости скорости химической реакции от различных факторов 2 *Могу объяснить зависимость скорости реакции от различных факторов 3*Участвую в обсуждение зависимости скорости реакции от различных факторов в группе 4*Могу предложить аналогичные примеры по теме. 5*Могу предоставить в виде письменного отчета 6*Могу предоставить в виде схемы или презентации Овчинникова О.А.32

Уровень достижений Критерий С Дескрипторы 0 *Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже 1 *Излагаю информацию неправильно. Идеи не соответствуют правильному решению поставленной задачи. 2 *Раскрываю тему с позиции 1 аспекта. *Даю неаргументированное мнение 3 *Знаю, как влияют природа реагирующих веществ, концентрация, температура, площадь соприкосновения реагирующих веществ и катализатор на скорость протекания реакции 4*Знаю, каким законам подчиняется данная зависимость 5*Пользуясь учебником, могу произвести расчеты 6* четко и эффективно излагаю знания о факторах, влияющих на скорость реакции * раскрываю тему с позиции 4-5 аспектов. *даю аргументированные ответы; *высказываюсь логично Овчинникова О.А. 33

Уровень достижений Критерий Д Дескрипторы 0 *Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже 1 *совместно с учителем определяю проблему 2 *совместно с учителем ставлю цель 3 * совместно с учителем выдвигаю гипотезу *совместно с учителем определяю объект и предмет исследования *усвоил зависимость скорости реакции от различных факторов 4 *самостоятельно определяю проблему *самостоятельно ставлю цель работы. 5 * самостоятельно организую познавательную деятельность 6 *Самостоятельно провожу анализ работы *Самостоятельно делаю вывод по итогам работы Овчинникова О.А. 34

Уровень достижений Критерий E Дескрипторы 0*Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже 1 *Совместно с учителем использую лабораторное оборудование; 2 *Совместно с учителем провожу химический эксперимент 3 *Совместно с учителем систематизирую и обобщаю полученные данные 4 *Совместно с учителем делаю обобщающий вывод и отчет о работе 5 *Самостоятельно провожу эксперимент по зависимости скорости от различных факторов *Самостоятельно систематизирую и обобщаю полученные результаты. 6 *Самостоятельно делаю вывод; *Самостоятельно предоставляю отчет о работе в виде схемы или презентации Овчинникова О.А. 35

Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. В НИШ гУсть-Каменогорска на уроках химии практикуется защита лабораторных и практических работ после их выполнения. Для успешной защиты работы, в качестве опорного конспекта, учащиеся используют критерии и разработанные к ним дескрипторы для оценивания. Например. Критерий А – max оценка 6 баллов. Учащийся заранее знает, что для получения высшего балла (6) ему необходимо объяснить сущность процесса закономерного изменения скорости химической реакции от разных факторов Овчинникова О.А.36

Приращение оценки Овчинникова О.А.37

Оценивание в рамках описываемой системы представляет собой неотъемлемую часть обучения, важную для постоянного определения сильных и слабых сторон каждого учащегося. Для этого ребятам должны быть совершенно понятны цели всякой выставляемой отметки, равно как и процедура ее выставления. Вне зависимости от того, имеем мы дело с формирующим или констатирующим оцениванием, необходимо соблюдать следующие общие требования: оцениваемая работа и порядок действий по ее оцениванию должны позволить как учителю, так и школьнику определить успехи и неудачи, а также понять, что ученик может сделать, чтобы минимизировать свою неуспешность; проверяется не просто способность ребенка вспомнить и изложить изученные факты, но также понимание и применение им знаний, умений и навыков; Овчинникова О.А.38

оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев; школьники знают критерии оценивания выполняемого задания до того как приступают к его выполнению, а также по мере возможности привлекаются к обсуждению и/или созданию рубрик-дескрипторов для оценивания заданий; ученикам предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определение того, что нуждается в особом внимании и совершенствовании; Овчинникова О.А.39

организуется совместная деятельность учителей по оцениванию работ школьников (т.н. модерация) с целью вырабатывания общих подходов к этому процессу; результаты оценивания выполненных работ доступны только самому ребенку, его родителям, учителям и администрации школы; оценивание работ производится максимально объективно, независимо от личных симпатий и антипатий, что достигается детальным фиксированием этой процедуры и созданием подробных рубрик-дескрипторов Овчинникова О.А.40

Домашнее задание Уважаемые коллеги, прошу Вас разработать критерии для оценки лабораторной работы по теме «Химические свойства воды» и разместить в своем портфолио на а также отослать на мой электронный адрес если необходимо, проведу консультацию и дам необходимые рекомендации. Вопросы можно задавать на сайте в курсе «Критеальное оценивание» в разделе моего онлайн семинара Овчинникова О.А.41

Притча о трудностях. Один маленький мальчик гулял в парке и увидел незабываемое явление - рождение бабочки. Она прилагала огромные усилия, чтобы выбраться из своего кокона на свет. Прошло уже много времени, но ей всё никак не удавалось освободиться от своего когда-то уютного, а теперь маленького и тесного дома. Казалось, что она бьётся из последних сил. Но у неё так и не получалось расправить свои красивые нежные крылышки. И тогда мальчик решил помочь бабочке. Он хотел разорвать кокон и выпустить бабочку на волю. В это время к мальчику подошёл отец. Он увидел, что собирается сделать его сын и остановил его Овчинникова О.А.42

- Если ты поможешь бабочке, то очень повредишь ей. Природа мудра. Она каждому из нас даёт только те задания и трудности, с которыми мы в состоянии справиться. Когда бабочка рождается, то тренирует свои крылья. Эти усилия очень важны для неё. Если ты поможешь ей, то она останется слабой, её крылья не окрепнут как следует. И встретившись на своём пути с первым дуновением ветерка, она не сможет справиться и погибнет. Мальчик всё понял. Ведь точно так живут люди. Каждое препятствие, встретившееся на нашем пути, делает нас сильнее и даёт возможность дальнейшего роста и совершенствования Овчинникова О.А.43

Овчинникова О.А.

Литература Красноборова А.А. Оценка проектных заданий школьников - Пермь ПГПУ 2010 Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе - Пермь ПГПУ Голенопольский И.Т., Лаврищева М.А. Новые походы к оцениванию (из опыта реализации системы критериального оценивания в Гимназии 45). // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2. / Отв ред. Л.Е. Курнешова. – М., Сай Ассоциации школ Международного бакалавриата стран СНГ: ff9bda454428feb.pdf 74ff9bda454428feb.pdf olimpiada.narod2.ru/publikatsii/history_aspekt/hohlova/ olimpiada.narod2.ru/publikatsii/history_aspekt/hohlova/ Овчинникова О.А.45

Надеюсь, Вас не остановят трудности при разработке критериев для оценивания. Желаю удачи! С ә ттілік тілеймін! I wish good luck! Овчинникова О.А.46