Энергетический форсайт (видение будущего энергетики) В. Н. КНЯГИНИН Фонд ЦСР «Северо-Запад» Октябрь 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вызовы для российской энергетики (по материалам российского энергетического форсайта) Марина Липецкая Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
Advertisements

Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Подходы к организации государственной поддержки деятельности по сокращению выбросов парниковых газов.
Мировая энергетика Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф., д. т. н. В. В. Бушуев Международная энергетическая неделя Москва,
Перспективы модернизации объектов электроэнергетики в новых условиях работы рынка электроэнергии Вице-президент ОАО «Фортум» Юрий Ерошин.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Мировые тенденции в производстве энергии Владимир Алексеевич Чупров, руководитель энергетического отдела ОМННО «Совет Гринпис»
12/12/20131 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до Договоры предоставления мощности и инвестиции в российскую электроэнергетику.
1 "Инновационный потенциал российского распределительного электросетевого комплекса" г. Москва, 29 ноября 2011 г. Распределенная генерация, как элемент.
Совещание Федеральной службы по тарифам «Подготовка тарифно-балансовых решений на 2007 год в условиях принятия нового Порядка функционирования оптового.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
ГРОМОВ А.И. заместитель генерального директора по науке Институт энергетической стратегии Москва, Россия Перспективы развития мирового газового рынка Наступит.
Города, создающие инновации: стратегии трансформации Виктория Желтова.
Анализ ситуации в энергетике Кластер «Энергетика» Докладчик: Семериков Михаил.
Изменение климата – наш шанс на чистое будущее Владимир Алексеевич Чупров Руководитель энергетической программы Гринпис России.
год Управление регулирования электроэнергетической отрасли Гудкова С. В. Федеральная служба по тарифам Актуальные вопросы функционирования розничных.
Изменения глобальных энергетических рынков и требования к России как к участнику этих рынков Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф.,
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
1 НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ Вторая угольная волна Рост потребления Поддержание низких цен на электроэнергию Поддержание низких цен на электроэнергию Качественное.
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Транксрипт:

Энергетический форсайт (видение будущего энергетики) В. Н. КНЯГИНИН Фонд ЦСР «Северо-Запад» Октябрь 2010 года

2 > В годы на мировых энергетических рынках произошли события, свидетельствующие о том, что эти рынки близки к своей принципиальной модификации 1. Трансформация рынка природного газа, вызванная: а) «газовой войной» между Россией и Украиной; б) взрывным ростом добычи нетрадиционного газа в США; в) выходом на мировой рынок значительных объемов сжиженного природного газа, объединением за счет этого американского, европейского и азиатского газовых рынков; г) ростом объемов спотового рынка газа и д) сокращением сектора рынка, где действуют долгосрочные контрактные цены, привязанные к цене нефти Рост волатильности цен на углеродное топливо. Подтверждение цикличности данного рынка. Менее, чем за год, цены на нефть достигли пиковых значений, а затем упали почти в 3,5 раза и вновь выросли почти в 2 раза. В США 5 лет подряд, а в ЕС – 9 лет, ветровая энергетика занимает второе место в объеме ввода новых генерирующих мощностей (в ЕС в гг.– 1-е место). В 2009 г. в чистую энергетику в мире инвестировано 139,1 млрд. долл. В январе 2009 г. 142 государства подписали соглашение о создании Международного Агентства по возобновляемой энергетике (IRENA). На энергетический рынок стали выходить новые субъекты. В начале 2010 г. Федеральная комиссия по регулированию энергетики США предоставила Google Energy лицензию на покупку и перепродажу электроэнергии на рынке. 5. В сентябре 2010-го года Американский Институт нефти (API) и Национальная ассоциация производителей (MAPI) обратились в федеральный апелляционный суд США с просьбой приостановить рассмотрение первых общенациональных правил ограничения выбросов парниковых газов заводами, угольными шахтами, электростанциями и другими объектами (GHG Rules).

3 > 1 Для участников глобальных энергетических рынков резко возросла неопределенность их будущего. Сложность заключается в том, что все это разворачивается на фоне запуска нового крупного инвестиционного цикла в энергетике развитых индустриальных стран. Обычная продолжительность такого цикла составляет лет и определяется она сроком эксплуатации основных генерирующих объектов и энергетических инфраструктур.

4 > В настоящий момент будут выводиться из эксплуатации мощности, возраст которых превышает 40 лет и которые были созданы в рамках предшествующего крупного инвестиционного цикла в е годы ХХ-го века. В ближайшие 10 лет этот процесс примет массовый характер. Источник: RWE Источник: Securing Americas Future Energy По консервативному базовому сценарию МЭА (World Energy Outlook, 2009 г.), до 2030 г. в мировую энергетику должно быть инвестировано около 26 трлн. долл., из них 53% - в электроэнергетику. По амбициозному «сценарию 450» в энергетику должно быть инвестировано дополнительно к заявленным капиталовложениям 10,5 трлн. долл., из них: 4,5 трлн. – в транспорт; 2,5 трлн. – в энергообрудование зданий; 1,7 трлн. – в электростанции; 1,1 трлн. – в промышленность; 0,5 трлн. – в биотопливо. Срок службы объектов электроэнергетики США (в соответствии с коэффицентом использования)

5 > Индустриально развитые страны пережили 3 таких цикла эпохи электричества и стоят в преддверии 4-го IV цикл ??? Гиперконцентрация энергосистемы. Дефицит частных инвестиций в развертывание энергосистемы (объекты гидроэнергетики, крупные централизованные сети и т.п.). Использование энергетики в целях госполитики (занятость, доступность социальных благ). Политизация рынка угля (шахтерские забастовки). Регулирование «пространственных ограничений» (limited-space monopoly). Регулирование монополий. Регулирование тарифов. Государство – собственник. Регулирование монополий. Ставка на «совершенный рынок». Либерализация. Приватизация Ресурсоэф- фективность. Де- централизация. I цикл: локальная энергетика Создание электроэнергетики, главный ресурс которой – уголь, утверждение нефти в качестве моторного топлива. Эпоха укрупнения генерации и локальных тепло- и электросетей. Политизация нефти (нефтяной кризис 1973). Пики нефтяных цен. Ненадежность централизованных систем (блэкауты в США в 1965 г. и в 1977 г., авария на Тримайл Айлэнд в 1979 г.). Разочарование в госинвестициях. Новые требования к экологии. Критическая доля импорта. II цикл: централизованная Эпоха стабильных цен на ресурсы. Программы электрификации, госинвестиций. Распространение централизованных сетей и гиперконцентрации в энергетике. III цикл: переход к децентрализованной Либерализация энергорынков. Рост частных инвестиций. Установка на децентрализацию Атомная энергетика, рост газовой генерации и возобновляемой энергетики. Политизация рынка газа (конфликты России с транзитерами газа). Пики цен на нефть и газ. Консенсус по глобальному потенплению. Ужесточение требований к экологии. Приближение пиков добычи эффективных запасов углеводородов. Критическая доля импорта.

6 > Энергетические циклы показали высокую чувствительность сектора к мерам государственного регулирования и технологическому развитию, а также доступности ресурсной базы – разрешение на 100%-ю добычу нефти к Техасе. Утрата возможности управлять импортом Переход к открытой добыче угля. Резкий рост производите льности труда. Закон о чистоте воздуха Закон о политике регулирования общественных предприятий от 1978 года (PURPA) Закон об энергетической политике 1992 года (EPACT) Программы господдержки возобновляемой энергетики Рынок сланцевого газа Источник: график Ceres, et al., Benchmarking Air Emissions of the 100 Largest Electric Power Producers in the United States, June 2010 Нефтяной кризис 1973: рост атомной и газовой генерации Массовое внедрение ПГУ Масштабные госпрограммы в гидроэнергетике Мощность централизов. генерации превысила мощность децентрализ. генераторов Закон о политике регулирования общественных коммунальных предприятий от 1978 года.

7 > При запуске нового инвестиционного цикла необходимо ответить на вопрос, будет ли он воспроизводить прежнюю модель или последняя будет существенно изменяться? При этом очевидно, что момент перехода от одного цикла к другому потребует усиления государственного воздействия 3-й инвестиционный цикл4-й инвестиционный цикл Ситуация, в которой запускается новый цикл «Нефтяные кризисы» в условиях критической зависимости от импорта. Избыточные генерирующие мощности «Усталость» от государственного управления сектором. Локальные экологические проблемы, катастрофы. Неустойчивость рынка нефти и газа при критической зависимости от импорта. Дефицит генерирующих мощностей. Либерализация рынка реальна только в сфере дистрибуции (20-25% в цене электричества). «Климатический консенсус». Задачи, решаемые в ходе цикла 1.Снижение зависимости от нефти. 2.Снижение критической зависимости от импорта. 3.Экологическая безопасность энергетики. 4.Рост эффективности использования ресурсов. 1.Привлечение крупных инвестиций в сектор. 2.Устойчивость топливно-энергетического баланса. 3.Соответствие «климатическому консенсусу». 4.Готовность к постуглеродной энергетике (пики добычи угля, нефти и газа за 2050-м). «Идеальные решения» 1.Либерализация рынка (приватизация госактивов, деконцентрация и децентрализаци). 2.Энергоэффективность. 3.Поддержка возобновляемой энергетики. 1.Продолжить либерализацию, распространив ее на (распределенную) генерацию??? 2.Завершение электрификации энергетики??? Ее информатизация??? «Потребитель- производитель»??? 3.Квоты на выбросы СО2, углеродный налог?? Регулятивная политика Пакет реформ в энергетике (90-е годы - первые опыты в Британии, США; сейчас - более 100 государств; 1-3 «энергопакеты» ЕС). Отказ от государственного тарифного регулирования, формирование независимых рыночных регуляторов Следующий пакет реформ, направленных на формирование распределенных сетей, защиту в них прав «потребителя-производителя», на запуск новых рынков (хранения энергии, CCS, хранения и управления информацией и пр.???

8 > 2 Основные модели и сценарии развития энергетики на следующем инвестиционном цикле. Скорее всего, новый инвестиционный цикл в энергетике может базироваться на двух разных целевых моделях последней и имеет три основных сценария развития.

Модель «энергоэффективность+»: новой энергетики не будет, будет ренессанс старой («атомный», угольный, ВИЭ) при демпфировании ее негативных сторон: запуске программ энергоэффективности 2-й волны (on-line управление потреблением), CCS; усиление в балансе возобновляемой энергетики и т.п. Модель «новая парадигма - рынок мощности»: либерализация рынка в сфере генерации, распределенная генерация; Smart grid в версии «активные сети»; вместо рынка энергетических услуг и топлива - рынок энергетических мощностей и выход на него «покупателя-продавца» (активные дома, электротранспорт и т.п.); перестройка городов 9 > Переходный период Гипер- концентрированные олигополистические сырьевые рынки Углеродные источники энергии доминируют Крупные энергетические компании Централизованные сети Гипер- концентрированная генерация Энергетика 3-го инвестиционного цикла Либерализация рынка электроэнергии осуществлена относительно успешно только в сфере распределения и дистрибуции Разделение рынков моторного топлива и электроэнергии, тепла и электроэнергии Меры энергоэффективности 1-й волны фактически исчерпаны Энергетика 4-го инвестиционного цикла Есть две модели: старая и новая архитектура энергосистемы

10 > Суть модели «новой парадигмы» заключается в том, что потребитель получает возможность не только управлять потреблением, но и производством энергии. При этом используемые технологии «потребления-производства» должны быть конфигурированы таким образом, чтобы вся (или ее значительная часть) производимая энергия сохранялась (хранилась) и могла быть использована (причем не только самим ее производителем). В качестве примеров таких технологий, прежде всего, выступают: Модель «новой парадигмы» в логике продолжения реформ энергорынка, распространения их на сферу генерации и эффективной интеграции в эту сферу возобновляемых источников энергии, является, фактически, безальтернативной Электромобили, подключенные в так называемую «активную сеть» (V2Grid), способную не только поставлять, но и принимать электрическую энергию, хранимую в «распределенной батарее» парка электрических автомобилей, например, для покрытия пиковых потребностей в энергии. «Активные дома», которые не только сберегают, но и вырабатывают (генерируют) ресурсы, а также способны поставлять их в сети. 3. Smart grid в версии «активных сетей», интегрирующих в себя разнообразных субъектов, выступающих в качестве «потребителя-поставщика» энергии и других ресурсов. 4. Масштабируемые технологии производства энергии из локально доступных ресурсов и разнообразные технологии хранения энергии.

11 > Переходный периодЭнергетика 3-го инвестиционного цикла Энергетика 4-го инвестиционного цикла Условия смены модели архитектуры энергетики: переход к «новой парадигме» возможен в обозримом будущем Коммерциализация CCS Коммерциализация Smart grid Формирование рынка хранения электроэнергии Принятие стандартов «пассивных домов» Запуск масштабируемого производства электромобилей всеми ведущими компаниями мира Коммерциализация технологии «управления потреблением» Требования к выбросам СО2 Спрос на «цифровую энергию» - 30% Электрификация энергетического рынка. Существенное сокращение потребления тепла. В ЕС и США оснащение интеллектуальными счетчиками потребителей достигнет 70-80% Принятие стандартов «активных домов» Массовый рынок электромобилей Отработка правовых процедур конкурентного рынка в генерации (II этап реформ).

12 > Переходный период Энергетика 3-го инвестиционного цикла Энергетика 4-го инвестиционного цикла Скорость перехода к «новой энергетике» может быть разной, что и составляет суть реализуемых в этой сфере сценариев развития Отработка правовых процедур конкурентного рынка в генерации (II этап реформ) а b c

13 > а Газовая пауза. Формируется «идеальный микст» («газ-ВИЭ» или на основе атомной энергетики, где газовая генерация и АЭС выполняют роль пиковых поставщиков, потребность в рынке хранения энергии слабо актуализирована) либо присоединены к крупным (континентальным) сетям. Частные инвесторы эффективны. Условия реализации: конкурентный и мобильный рынок газа; «пики добычи» - после 2050 года; масштабируемые различные решения газовой генерации; газ эффективно конкурирует с ВИЭ, углем и атомом. Риски: тотальная зависимость от одного ресурса.

14 > b Сбалансированный сценарий. К 2030 году формируются 2 сектора энергетики – традиционный («энергоэффективность+») и сектор «новой парадигмы». Они эффективно интегрируются в Smart grid. Высока вероятность формирования самостоятельного рынка хранения энергии в его разных версиях, включая «распределенную батарею» в электромобилях. Условия реализации: ужесточение правил по выбросам СО2, доступный и конкурентный рынок газа, масштабирование ВИЭ, их экономическая эффективность в сопоставлении с другими источниками энергии. Риски: дефицит ресурсов на частном рынке, необходимом для перестройки энергосетей, а также для развертывания возобновляемой генерации.

15 > c Сценарий сохранения статус-кво: к 2030 году формируются 2 сектора энергетики – традиционный («энергоэффективность+») и сектор «новой парадигмы», но они слабо интегрированы. «Новая парадигма» обеспечивается только за счет государственного финансирования Условия реализации: мягкие требования к выбросам СО2, пики добычи углеводородов - за 2050 годом. Риски: пики добычи наступят раньше; возврат к жесткому нормированию рынка и госучастию.

Есть ряд доказательств того, что для центров рынков видение желаемого будущего энергетики состоит в реализации модели «новой парадигмы». Это выражено в сценариях проведенных в период 2000-х гг. энергетических форсайтов. 16 > Скорость перехода технологической платформы на использование возобновляемых ресурсов Скорость перехода к глобальной парадигме устойчивого развития Низкая Высокая Вечное движение Лучше на поезде Клановая торговля Негативный Business-as-usual Море нефти и газа Мировые рынки (значение цен) Эпоха потрясений Добрые намерения Городские колонии Слабая устойчивость Энергоэффективность Большая устойчивость Небо в алмазах Региональные рынки Беспечный рост Устойчивое глобальное развитие Чисто, но не блестяще International Energy Agency UK Department of Trade and Industry European Energy Scenario for EU-25 Resource use scenarios for Europe in 2020 Intelligent Infrastructure Futures Scenarios Toward 2055, UK U.S. Energy Scenarios for the 21st Century The Future of APEC Megacities: A Foresight Approach Энергетические сценарии концерна «Шелл» до 2050 г. Триумф технологий Зеленый свет Scramble Blueprints НЕОБХОДИМО ГОТОВИТЬСЯ К ОГРАНИЧЕНИЯМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБРАЗ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО НО ЕГО ДОСТИЖЕНИЕ ТРЕБУЕТ СВЕРХУСИЛИЙ НАИБОЛЕЕ НЕГАТИВНЫЙ СЦЕНАРИЙ СОХРАНЕНИЕ СТАТУС-КВО НИЗКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СИСТЕМ Требования: Технологическая готовность ВИЭ; Распределенная генерация и сети; Свободный рынок; Международные договоренности по СО2. Проанализированы сценарии:

Мейн-стрим энергетических политик (повестка). 17 > Объект/ сооружение Над- национальный/ Глобальный Национальный Локальный/ муниципальный ЭкологическаяРегулирование рынков Тех.нормы Стандарты Инновационно- технологическая Инфраструктура Стандарты по пассивным и активным домам LEED Методология Учета выбросов CO2 Smart city Intelligent Transport system Demo projects CCS и др. Feed-in-tariffs и другие формы льготирования 3 Энергопакет GWEK IRENA Прямое включение потребителя в рынок SmartMeters Post KYOTO Запреты на выбросы; Стандарты по воде; Стандарты по энергии. Налоги на выбросы; Cap&trade или Taxes. Экологические цели и программы ЕС и пр. Либерализация сырьевых рынков Ограничения на загрязнения (транспорт и пр.) Субсидии на модернизацию Экологизацию производств Программы Ресурсо- эффективности муниципали- тетов Smart grid R&D программы по электромобилям, ВИЭ, CCS и пр. SET Plan и др. Исследователь- ские программы ЕС по ВИЭ и пр. Проект стандартов Smart Grid Energy cities Energy innovation clusters Amer.Recov. Reinvest. Act; Energy Independence and Security Act; 2007 – модернизация инфраструктур. Типы политики Уровни действия Меры реализуются или поддерживаются в России Решения в стадии обсуждения

18 > 3 Россия - в начале нового инвестиционного цикла в энергетике

19 > Россия, как и другие индустриально-развитые страны, стоит перед необходимостью запуска следующего инвестиционного цикла в энергетике. Помимо замещения выбывающих мощностей в России Министерство энергетики планирует ежегодный рост потребления электроэнергии в объеме от 2,2 до 3,1% (т.е ГВт новых мощностей должны быть построены к 2020 году и ГВт к 2030 году). Кроме того, в стране будет продолжаться автомобилизация и расти потребление моторного топлива. Источник: Министерство энергетики РФ Решения о сохранении или замещении мощностей должны быть приняты в течение 10 лет ? Тепловые сети по возрастам трубопроводов К 2030 году должно быть выведено из эксплуатации 16.5 ГВт До 60% тепловых сетей в системах централизованного теплоснабжения

20 > Вновь идут процессы консолидации в отрасли и она становится все более олигопольной, где позиция потребителя слабы Инфраструктура (сети, СО, Совет рынка, АТС) Топливо Газ Ядерное Гидроресурсы Уголь Мазут Иное Сбыты Потребители Генерация Газпром 18,6% Росэнергоатом 18,3% Русгидро 6,7% ИнтерРАО 6,8% Запад.инвесторы 12,9% Русал 9,7% КЭС 5,3% СУЭК 3,8% Остальные 8,8% регулирование конкуренция Вертикальная консолидация Горизонтальная консолидация Источник: О.Баркин (НП «Совет рынка») Новый инвестиционный цикл начинается в ситуации, когда не завершена 1-я фаза реформ в электроэнергетике (относительно конкурентен только оптовый рынок электроэнергии). На завершение этой фазы реформ требуется 3-5 лет. Рынок газа не либерализован и перспективы либерализации не ясны.

21 > Инвестиционные планы сформированы под восстановление и модернизацию старой архитектуры энергосистемы: гиперконцентрированная генерация, централизованные энергосистемы, консолидированные игроки на топливном рынке, сохранение принципиальных параметров энергобаланса. Доля крупных электростанций (600 МВт и более) в существующей энергосистеме составляет примерно 64% от всей установленной мощности (в т. ч. промышленных блок-станций). Доля малой, распределенной генерации, включая ВИЭ, составляет около 1,5%. Источник: Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г. В соответствии с «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г.» развития распределенной малой генерации будет осуществляться на основе когенерации (в т.ч. теплофикационные ГТУ- ТЭЦ и ПГУ-ТЭЦ малой мощностью до 25 МВт), а также использования возобновляемых источников энергии (малых ГЭС, Био-ТЭЦ, ГеоЭС, Ветровых ЭС и Ветродизельные ЭС, приливных ЭС, солнечных ЭС). Доля возобновляемой энергетики (кроме ГЭС) в энергобалансе к 2030 году должна вырасти с нынешних 0,2% до 4,5% г.ГВт2030 г. 23,5АЭС50,5 45,9ГЭС58,6 145,3ТЭС208,3 0,4ВИЭ6,4 215,1323,8 Структура установленной мощности в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов энергетики

22 > Не решена проблема мобилизации финансов для модернизации гиперконцентрированной и централизованной энергосистемы. Финансирование «по умолчанию» предполагается из бюджетных источников и за счет роста тарифа на электроэнергию Источник: по материалам Центра оптимизации управления в электроэнергетике Наименование Единица измерения 1990 г.2007 г. Показатели, аналогичные Технологические ограничения мощности электростанций млн кВт12,028,0Не было в период Вводы новых энергомощностей (энергостроительный потенциал) млн к Вт/год4,92,21959 год Специализированный отраслевой ремонт (энергоремонтный потенциал) численность специалистов год Износ основных фондов % 40,656,41947 год Потери электроэнергии в сетях % млрд кВ/ч 8,2 82,0 14,0 112, год Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии г.у.т/ кВт*ч31 1,9333,51976 год Коэффициент использования мощности % 57,251,9 Не было в Тариф для промышленных потребителей цент/кВгч1,25,7 Не было в Финансирование НИОКР млн долл год Доля отечественного оборудования в новых проектах % 99,035,01940 год Оплата топ-менеджеров в сравнении со среднеотраслевым уровнем превышение, раз не было в гг.

23 > Энергетическая политика и система регулирования пока слабо согласованы с задачами 4-го инвестиционного цикла и второй фазы реформ энергорынков в других индустриально развитых странах.

24 > Система регулирования энергорынков находится в процессе становления и на завершение этого цикла понадобится существенное количество времени. Остается нераспределенная компетенция: Надежность энергоснабженияИнвестиции в генерацию (новые мощности и модернизация): Цены и тарифы Долгосрочный прогноз спроса предложения Минэнерго, СО Система обеспечения надежности СО, ФСК, сетевые компании Управление пиковыми нагрузками СО Балансовые решения ФСТ России, СО планирование Минэнерго, МЭР, СО, в т.ч. ФСТ России утверждение нет точного порядка реализация - ? мониторинг -? в т.ч. ФСТ РФ Оптовые цены (в регулируемой части) ФСТ России Розничные цены установление и контроль РЭКи, ФСТ России Тарифы на передачу и распределение ФСТ России, РЭКи Плата за присоединение ФСТ России, РЭКи Мониторинг оптового рынка Минэнерго, Совет рынка, ФАС России, ФСТ России Мониторинг розничного рынка ФСТ России, ФАС России, РЭКи Формирование рынкаИнвестиции в передачу и распределение (новые мощности и модернизация) Скорость открытия рынка Правительство РФ, МЭР, Минэнерго, ФАС России, ФСТ России Правила оптового и розничного рынка Правительство РФ, МЭР, Минэнерго, ФАС России, ФСТ России, Совет рынка Развитие конкуренции в конкурентных секторах ФАС России ? Регулирование профессиональных участников рынка – выдача специализированных разрешений / лицензий и их мониторинг Совет рынка в части профучастников оптового рынка, -? - планирование Минэнерго, МЭР, ФСТ России, РЭКи, ФСК, РСК - утверждение - ? - реализация - ФСК, МРСК, РСК - контроль -?, в т.ч. ФСТ РФ Охрана окружающей средыЗащита потребителей Возобновляемые источники -? Энергоэффективность ФСТ, -? Контроль за выбросами -? Минэнерго Мониторинг бесперебойности поставок планируется ФСТ России, РЭКи (планируется в рамках RAB) Защита уязвимых категорий потребителей - ? Досудебное урегулирование споров и разногласий ФСТ России + РЭКи ? Источник: О. Аллилуева (ФСТ России)

Энергетические компании в РФ в настоящий момент не являются драйверами технологического роста сектора. Ближайшие 3-5 лет они будут заняты реструктуризацией приобретенных в ходе приватизации активов и выполнением инвестиционных обязательств. Сырьевые и технологические компании не являются лидерами трансформаций глобальных рынков. Формулировка технологических моделей и сценариев развития будущей энергетики сталкивается с очевидными проблемами. 25 >

Завершение первой фазы реформ электроэнергетики, а также сформированная при приватизации активов электроэнергетических компаний формула привлечения инвестиций в сектор, будут, с одной стороны, консервировать сложившуюся модель энергетики, а, с другой, создавать угрозу появление для нее «черных лебедей». 26 > «Черный лебедь» для российской энергетики Угроза блэкаутов, вызванная резким снижением надежности централизованных энергосистем с гиперконцентрированной генерацией: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (2009), блэкауты в Москве (2005) и Санкт-Петербурге (2010 год). Централизованные энергосистемы не отвечают резко возросшей сложности и волатильности потребителей на рынке энергии, а также тому, что на рынке генерации начинает действовать множество новых субъектов, реализующие несогласованные планы. Речь идет не столько о техническом состоянии оборудования, сколько об изменении архитектуры энергетики, систем управления динамичным рынком (En+, Siemens и др.). БлэкаутТехнологические последствия Прямые и косвенные потери экономики 2005: Москва, а также территории Московской, Рязанской, Тульской и Калужской областей Отключение на несколько часов от электроснабжения территории с населением около 2 млн. чел. 1,0-1,5 млрд. руб. 2010: 9 районовСанкт- Петербурга и 4 района Ленинградской области Отключение на несколько часов от энергоснабжение территорий с населением около 2,5 млн. чел млн. руб.

27 > «Черные лебеди» для российской энергетики Постоянный рост цен в рамках гиперконцентрированной и централизованной энергетики (который к тому же оправдывается задачами мобилизации инвестиций) провоцирует «бегство» потребителей из данной энергетики: а) развертывание ими собственной локальной генерации, причем в самом непродуктивном виде – как распределенная локальная генерация, а не децентрализованная единая энергосистема; б) рост неплатежей и краж электроэнергии на розничном рынке. Есть вероятность того, что из энергосистемы «сбегут» все жизнеспособные, или ее функционирование превратится из экономической в политическую проблему. Источник: ТНК-ВР Фактические цены на электроэнергию и расчет цены автономной генерации на примере Тюменского региона (ТНК-Нягань) Пример: ТНК-BP на собственных нефтяных месторождениях развернула восемь собственных объектов электрогенерации суммарной мощностью 137 МВт и планирует построить еще восемь объектов малой генерации мощностью 650 МВт.

28 > Растущая себестоимость производства и ресурсный потенциал по отдельным типам жидких углеводородов Источник: EIA Себестоимость оншорной ветровой энергетики может сравняться со стоимостью традиционной генерации (в случае принятия норм по выбросам) уже к 2015 году Экономика энергетики может измениться в короткие сроки. Комплекс технологий возобновляемой энергетики быстро «масштабируется» в массовые решения и, по сравнению с крупной традиционной генерацией, - с более низкими барьерами вхождения инвесторов. При этом углеводородная энергетика будет дорожать. Будущее экономики угольной генерации - под вопросом. В этой ситуации наш энергобаланс из дешевого может стать сверхдорогим и неэффективным. 3. «Черные лебеди» для российской энергетики - 3

Три возможных сценария развития энергетического рынка РФ на перспективу ближайших лет 29 > Уровень цены модернизированной единой энергетической системы России 2010 Текущий средний уровень цены электроснабжения от единой энергетической системы России для конечного потребителя Эффективность, центов/кВтч Уровень собственного энергоснабжения Источник: О.Баркин (НП «Совет рынка») I фаза Массовый уход потребителей на локальные системы энергоснабжения. Перенос издержек централизованной энергосистемы на меньшее количество потребителей. Рост дороговизны системы. Плановый сценарий: масштабная модернизация централизованной энергетики при сохранении в ней доминирующего положения госкомпаний и административного регулирования. II фаза: переход к конкурентной распределенной генерации Сценарий перехода к конкурентной распределенной генерации. Продолжение реформы энергорынка 21 3

30 > Что актуально для РФ из глобальных моделей и сценариев развития энергетики в ближайшие лет? В ближайшие лет России предстоит завершить прежний инвестиционный цикл – реализовать«Энергоэффективность+». Модернизировать существующие крупные энергосистемы, при этом изменив подход к управлению их архитектурой; обеспечить переход к децентрализованным системам с единой управляющей базой. Разворачивать сегменты энергетики, обеспечивающие новую парадигму возможно только на основе государственных вложений. Прежде всего, речь идет о: Для того, чтобы мы почувствовали системные изменения, необходимо обеспечить масштабность действий государства с выставлением целей: Рынках запасания энергии, в их различных технологических версиях (электромобили с обеспечивающей инфраструктурой; выведение из базовых в пиковые и резервирующие некоторых видов генерации, например, гидрогенерацию; разработка технологий аккумулирования энергии и пр.); Поддержке технологий улавливания и хранения углекислого газа; Рынках технологий управления потреблением. Доля возобновляемой энергетики – не менее 10%; Правовые и институциональные условия для интеграции в систему потребителей- производителей (+ либерализованный рынок потребителя); Содействовать возникновению конкурентного рынка газа. Готовиться к принятию строгих международных стандартов, обеспечивающих устойчивое развитие (по углекислому газу, впоследствии, вероятно, по воде)

31 > Центр стратегических разработок «Северо-Запад» является координатором проекта «Энергетический форсайт Российской Федерации». Цель проекта – создание системы технологического прогнозирования в энергетической отрасли Российской Федерации. Приглашаем Вас принять участие в Международной энергетической конференции, которая будет проходить в рамках указанного проекта. Тема конференции - «Технологическая основа формирования новой энергетики России» Ноября 2010 г., Москва, Московская школа управления «Сколково» Сессия планирования проходит при поддержке Министерства энергетики РФ, Федеральной службы по тарифам, ГК «Росатом», ОАО «СУЭК», Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в Сколково. Центр стратегических разработок «Северо-Запад» является координатором подготовки сессии. Для более подробной информации, касающейся программы, пожалуйста связывайтесь с координатором проекта по форсайту от ЦСР «Северо-Запад» Мариной Липецкой, Для получения информации об участии, пожалуйста связывайтесь с экспертом ЦСР «Северо-Запад» Людмилой Петровой,

32 > Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Адрес: , Россия, Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 5 Телефон и факс: , Материалы исследований ЦСР «Северо-Запад» на сайте Правила перепечатки материалов Контакты