Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 1 Роль государственного и частного секторов в инфраструктуре воздушного транспорта (ИВТ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
ИНИЦИАТИВА В СФЕРЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГРУППОЙ ВСЕМИРНОГО БАНКА И АССОЦИАЦИЕЙ «РОССИЯ» ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОПЕРАЦИОННОЙ.
1 Возможности участия Внешэкономбанка в развитии особых экономических зон 16 октября 2007, Москва ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯБАНК РАЗВИТИЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ.
The World Bank Государственно-частные партнерства на железнодорожном транспорте Лу Томпсон (Lou Thompson) Москва, 3-4 марта 2005 г. Thompson, Galenson.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Основные цели Основные цели инвестиционной системы муниципального образования Создание условий для экономического роста муниципального образования и увеличения.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
1 Частный акционерный капитал как катализатор экономического развития: нормативно-правовое регулирование.
Российские модели проектов ГЧП. Системные проблемы и пути их решения СЕМИНАР «РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
Зейналов А.А.1 Магистерская диссертация Зейналов Александр Алиевич «Совершенствование методического обеспечения принятия решений о привлечении.
Перспективы развития мультимодальных грузовых перевозок в Ульяновской области II Международный авиатранспортный форум «МАТФ-2012» Зиннуров В.Х., заместитель.
СЛАЙД 1 Докладчик: Романов Сергей Владимирович -заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России 10 июля 2010 года Организация.
Докладчик:Зеленский В.А. РЕФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Ключевые типы государственных платежей G2G Платежи Государства трансферты G2Р/G2В Платежи Государство - гражданину и Государство Бизнесу (расходы) Платежи.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Транксрипт:

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 1 Роль государственного и частного секторов в инфраструктуре воздушного транспорта (ИВТ) Семинар: Государственно-частное партнерство (ГЧП) в транспортном секторе России Москва, Россия, 3-4 марта 2005 г.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 2 Содержание Введение Структура сектора Роль государственного и частного секторов Меры безопасности Службы воздушной навигации Аэропорты Финансирование инфраструктуры воздушного транспорта Основные риски Варианты и модели финансирования аэропортов и СВН Возможная поддержка сектора Всемирным банком Путь вперед

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 3 Введение Телекоммуникации и воздушный транспорт во всем мире являются секторами, воплощающими в себе глобализацию в экономическом, а также в социально-политическом смысле. При сегодняшних стандартах конкурентоспособности трудно представить себе страну или регион, которые были бы в состоянии интегрироваться в глобальные рынки без эффективно функционирующих коммуникационной системы и системы воздушного транспорта. Без эффективно работающей отечественной транспортной системы и наилучших из возможных международных связей национальные рынки будут оставаться мелкими. Сектор потенциально способен к полному самофинансированию, а роль Правительства может быть сфокусирована, прежде всего, на регулировании безопасности наряду с его стандартной ролью в области политики поддержки конкуренции (и экономического регулирования). Взаимодействие между эффективной и действенной ИВТ и местной и региональной экономикой может быть значительным (например, аэропорт Дубая в ОАЭ). В странах с экономикой переходного типа, постконфликтных странах и на относительно небольших рынках могут возникать проблемы с предоставлением ИВТ. В подобных случаях тщательно спланированное адресное государственное вмешательство и помощь Группы Всемирного банка (ГВБ) могли бы способствовать переводу ИВТ на рельсы экономической эффективности и самофинансирования.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 4 Структура сектора Авиакомпании (предоставление «низовых» услуг воздушного транспорта) В основном нерегулируемый рынок В основном доминирование частной собственности Чрезвычайно высокая конкуренция Технические изменения, вызванные глобализацией, и экономика самолетостроения. Инфраструктура воздушного транспорта (ИВТ) Определяется как объекты и надзор, необходимые для предоставления общественности эффективных и своевременных услуг воздушного транспорта, организованной следующим образом : Инфраструктура аэропортов Инфраструктура служб воздушной навигации (СВН) (управление воздушным движением) Надзор за безопасностью (техническое регулирование)

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 5 Структура сектора Тип инфраструктуры Характеристики предоставления услуг Инфраструктура аэропортов Инфраструктура аэропортов: Воздушные службы. Летное поле, выходы, раздвижные переходы-рукава и все объекты, связанные с перемещением самолетов. Все объекты, считающиеся расположенными вне зон безопасности пассажиров (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, площадки и проч.). Наземные службы. Объекты, связанные с перемещением пассажиров и багажа от самолетных зон. Аэропортовые объекты, предназначенные для обслуживания пассажиров на подступах к терминальным зонам и внутри них (т. е., пассажирские услуги, пункты продажи продуктов питания и напитков, магазины беспошлинной торговли, автостоянки и проч.) Службы безопасности. Объекты, относящиеся к полиции, службе безопасности, таможне, иммиграционной службе, службе пожаротушения, спасательной службе и проч. Наземный доступ. Службы автомобильного и железнодорожного транспорта. Услуги, предоставляемые в монополистическом режиме в силу естественных причин. Механизм ценообразования обычно не включает в себя фактор конкуренции (т. е., посадочные расходы, аэропортовые сборы с пассажиров и проч.), хотя эти вопросы могли бы являться предметом договоров с авиакомпаниями. Конкуренция между аэропортами является релевантным фактором, как и регулирование. Услуги, предоставляемые на основе конкуренции в тех случаях, где авиакомпании и пассажиры обычно могут найти других поставщиков услуг. Механизмы ценообразования, как правило, включают в себя фактор конкуренции того или иного типа, однако находятся под большим влиянием со стороны хозяина аэропорта (т. е., владельца, концессионера и проч.) Услуги, предоставляемые непосредственно соответствующим муниципальным, региональным или федеральным государственным агентством, или предоставляемые в результате регулирования (например, услуги по управлению аэропортом или работающие по контракту службы безопасности). Услуги автомобильного транспорта часто предоставляются властями, но от аэропортов ждут увеличения вкладов.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 6 Структура сектора Инфраструктура воздушной навигации (управление воздушным движением) Службы воздушной навигации (СВН) охватывают всю деятельность, необходимую для безопасного разделения и эффективного предоставления услуг воздушного движения в воздушном пространстве той или иной конкретной страны. СВН включают в себя предоставление услуг управления воздушным движением, услуг навигации в пути и проч. Предоставление услуг Основные услуги, учитывая их характер, предоставляются в предписанном законом монополистическом режиме. Международные соглашения требуют самоокупаемость справедливый подход к зарядке. Механизм ценообразования обычно не включает в себя фактор конкуренции (т. е., сборы за пролет и подъезд). Надзор за безопасностью Услуги и деятельность, связанные с адекватным соблюдением и защитой технических стандартов безопасности всеми структурами, ответственными за предоставление услуг воздушного транспорта (т. е., регистрация и инспектирование самолетов, подготовка и квалификация пилотов, стандарты инфраструктуры аэропортов, аттестация авиадиспетчеров, оборудование воздушной навигации и проч.). Учитывая глобальный характер отрасли воздушного транспорта, технические стандарты обычно являются международными и могут приводиться в исполнение на основании норм международного права и договоров. Эти услуги по надзору и защите международных стандартов и рекомендаций предоставляются соответствующими государственными агентствами, отвечающими за техническое регулирование сектора (т. е., управлением гражданской авиации, министерством транспорта и проч.). Солидные международные агентства, такие как ИКАО, играют роль органов международного надзора за деятельностью на воздушном транспорте, а также вносят вклад в установление и поддержание международных стандартов воздушной безопасности.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 7 Роль государственного и частного секторов Это одна из основных обязанностей Правительства, а также требование международных договоров и международного права. Полное соблюдение международных правил и рекомендованной передовой практики является обременительным для небольших и развивающихся стран, однако существуют значительное давление и ожидание в поддержку обеспечения качественного предоставления необходимых регулятивных услуг для дальнейшего обеспечения международной взаимосвязанности. В отличие от других рынков, где выполнение регулятивных требований зачастую является проблемой, и как и в случае инфраструктуры авиации, клиенты (авиакомпании) часто готовы платить за такие регулятивные услуги, если они предоставляются эффективно и действенно. Взимание платы с пользователей потенциально позволяет органам регулирования работать на основе самофинансирования при большей автономии, чем ключевые государственные агентства. При наличии удовлетворительных схем подотчетности это могло бы позволить органам регулирования в авиации более эффективно нанимать и удерживать необходимый технический персонал для обеспечения осуществления регулятивных и надзорных функций гражданской авиации. Надзор за безопасностью:

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 8 Роль государственного и частного секторов Службы воздушной навигации (СВН): Предоставление услуг СВН по-прежнему остается одной из доминирующих обязанностей государственного сектора, и рост озабоченности в отношении безопасности и угроз в этом секторе, по-видимому, указывают на то, что в ближайшие годы эта тенденция сохранится. Лишь немногим странам удалось успешно провести приватизацию СВН (см. Врезку 2). Так, ГЧП NATS Великобритании, возможно, является единственной «коммерческой» СВН. Но даже там, поскольку главными партнерами являются крупные британские авиакомпании и Правительство, отсутствуют мощные стимулы к максимальному увеличению прибыли. До сих пор не вполне понятно, как оценивать результаты деятельности СВН, не говоря уже о введении каких-то спецификаций. Это вкупе с предписанным законом монополистическим подходом к предоставлению основных услуг СВН указывает на необходимость осторожного подхода к проведению реформ в этой области. Однако правительства многих развитых стран успешно акционировали свои системы СВН и перевели их на самоокупаемость, сделав их более или менее независимыми от государственного бюджета.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 9 Роль государственного и частного секторов Канада: приватизация СВН NavCanada Правительство Канады приватизировало свои службы воздушной навигации. 1 ноября 1996 г. Система воздушной навигации Канады была продана некоммерческой корпорации NavCanada за 1,5 млрд. канад. долл. Работой корпорации руководит независимый совет директоров, в который входят независимые члены (не связанные с правительством, но некоторые из которых связаны с конечными пользователями). После четырех лет работы NavCanada сократила накладные расходы на 20%, увеличила инвестиции на 500 млн. канад. долл. и преуспела в удержании среднего числа эксплуатационных нарушений за три года на уровне примерно 2 на 100 тыс. перемещений самолетов. По состоянию на 4 февраля 2005 г. NavCanada имела кредитный рейтинг AA по классификации агентства «Стандард энд Пурз» (что соответствует чрезвычайно низкой вероятности невыполнения своих финансовых обязательств).

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 10 Роль государственного и частного секторов С момента приватизации Британского управления аэропортов (БУА) в 1986 г. участие частного сектора в инфраструктуре аэропорт ов значительно расширилось и развилось. В настоящее время (2004 г. ) насчитывается более 40 новых обособленных проектов в более чем 31 стране, которые были осуществлены с помощью различны х подход ов и приняли самые различные форм ы и виды ( например, генеральная к онцесси я, проект «СЭП», договоры об у правлени и и проч.). Учитывая глобальн ый характер отрасли, аэропорто вые тариф ы и сборы обычно номинируются в основных международных валютах. Кроме того, в этих валютах обычно исчисляются и уплачиваются большинство сборов, у плач иваемых непосредственно авиакомпаниями (т. е., посадочные расход ы, плата за услуги наземных служб и проч. ). Готовность конечны х пользовател ей платить за ценные коммерческие услуги, значительно превышающая их готовность оплачивать друг ие виды услуг транспортн ой инфраструктуры, обеспечивает эффективным аэропорт овым службам такой уровень доходности, которы й дела е т возможны м частные инвестиции и частное участие. Инфраструктура аэропортов:

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 11 ГЧП в аэропортах: возможные варианты и модели Другие политические соображения Сеть аэропортов и перекрестные субсидии (например, Мексиканская группа аэропортов) Необходимость содержать некоммерческие аэропорты по соображениям государственной политики (безопасность, региональная интеграция и проч.).

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 12 Основные риски при финансировании инфраструктуры аэропортов Договорной риск Договорной риск (срыв договоров / невыполнение обязательств разрешительным органом): Невыполнение договорных обязательств [концессии] разрешительным органом: Корректировка тарифов (имеет значение в качестве потенциального риска в основном при грузоперевозках). Досрочное расторжение (например, в субсуверенных проектах сумма, подлежащая выплате кредиторам, может представлять относительно большую долю годового бюджета разрешительного органа). Нормативно-правовая база (т. е., система нормативных актов и процедур с адекватными системами и операциями, укомплектованная профессиональными кадрами). Операционный риск Операционный риск: Неэффективная деятельности с коммерческой стороны хозяйственной деятельности /1 : Существующие коммерческие договоры (трудности с заменой деловых условий коммерческих концессий – в случае существующей инфраструктуры аэропортов). Нехватка квалифицированных коммерческих кадров применительно к местной инфраструктуре (отсутствие в составе консорциума солидного коммерческого оператора аэропорта и (или) трудности с передачей коммерческих технологий местному аэропорту). /1 Кредиторы полагают (при условии тщательной проверки), что некоммерческая сторона хозяйственной деятельности в достаточной мере охвачена документами конкурсных торгов по концессиям (требуемый уровень технических знаний и навыков).

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 13 Окружающая среда: Окружающая среда: Существование прежних задолженностей, не выявленных при проведении предварительной экологической экспертизы (т. е., предпосылка при любом релевантном международном финансировании). Строительство [завершение] Строительство [завершение]: С случае строительства аэропорта, требующего проведения земляных работ и (или) отвода источников воды, период завершения, а также окончательные проектные затраты могут значительно отклониться от нормы (плана). è Риск продолжения è Риск продолжения: Развитие инфраструктуры аэропорта в случае, когда строительство в целях завершения разбито на взаимозависимые этапы (т. е., расширение пассажирского терминала при существующей инфраструктуре или удлинение взлетно-посадочной полосы). Рыночный риск Рыночный риск: Отклонения в трафике в первые годы концессии определяют потенциальную окупаемость проекта. В случае аэропортового трафика основными факторами, оказывающими значительное влияние на количество пассажиров и (или) грузов, являются: (i) серьезные политические конфликты (например, Европа во время войны в Персидском заливе, Шри-Ланка в конце 1990-х годов) и (ii) сильный экономический спад (например, США в конце 1980-х годов). Основные риски при финансировании инфраструктуры аэропортов

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 14 Финансирование инфраструктуры аэропортов Государственныйорган (регулятор) Государственныйорган КонцессионерSPCКонцессионерSPC АэропортыМеждунар.авиакомпанииМеждунар.авиакомпании Трастовый фонд Страна местонахождения проекта ОФФШОРОФФШОР Институц.инвесторыИнституц.инвесторы Секьюритизация рынков капитала (A) Дебиторская задолженность Договор купли-продажи Выручка от эмиссии (долл. США) Эмиссия векселей Выручка (долл. США) Уплата аэропортовых сборов Обслуживание долга Платежные поручения «Водопадные» доходы Текущие расходы Эксплуатационные расходы (капитальные расходы) Налоги Резервные счета Обслуживание долга Дивиденды «Водопадные» доходы Текущие расходы Эксплуатационные расходы (капитальные расходы) Налоги Резервные счета Обслуживание долга Дивиденды Векселя Оффшорный счет ç Концессионер продает будущую дебиторскую задолженность (т. е., посадочные и терминальные сборы) оффшорному трастовому фонду, который эмитирует векселя инвесторам рынка капитала. ç Рейтинговая эмиссия на рынке капитала требует наличия статистики выплаты посадочных и других сборов кредитоспособными авиакомпаниями (с кредитным рейтингом не ниже BBB). ç Эмиссия на рынке капитала подходит для единовременной продажи будущего потока оффшорной дебиторской задолженности аэропортов.

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 15 Финансирование инфраструктуры аэропортов Государственныйорган (регулятор) Государственныйорган КонцессионерSPCКонцессионерSPC АэропортыМеждунар.авиакомпанииМеждунар.авиакомпании Трастовый фонд Страна местонахождения проекта ОФФШОРОФФШОР Институц.инвесторыИнституц.инвесторы Секьюритизация рынков капитала (C) Дебиторская задолженность Договор купли-продажи Выручка от эмиссии (долл. США) Эмиссия векселей Выручка (долл. США) Уплата аэропортовых сборов Обслуживание долга Платежные поручения Векселя Оффшорный счет МногостороннееагентствоМногостороннееагентство Частичная гарантия от рисков (политический риск + риск срыва договоров) Рейтинговыеагентства Два долговых рейтинга от ведущих учрежденийДва долговых рейтинга от ведущих учреждений ЧастныйстраховщикЧастныйстраховщик Всеобъемлющая гарантия

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 16 Финансирование инфраструктуры СВН

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 17 Поддержка инфраструктуры воздушного транспорта Всемирным банком Техническая помощь (т. е., обсуждение политики и оценка стратегических вариантов, наращивание институционального потенциала, разработка программы ГЧП и проработка трансакций) (например, Программа капитализации воздушного транспорта Боливии). Инвестиционные займы МБРР/МАР (например, терминал Каирского международного аэропорта). Гарантии МБРР/МАР Частичные гарантии по кредитам покрывают невыполнение обязательств по обслуживанию долга по указанной части займа или долгового обязательства. Частичные гарантии от рисков покрывают невыполнение обязательств по обслуживанию долга по займу под проект в частном секторе, вызванное невыполнением правительством своих договорных обязательств в отношении частного проекта. Гарантии на основе политики покрывают часть обслуживания долга по суверенному заимствованию правомочной страны-члена у частных иностранных кредиторов в поддержку согласованной структурной, институциональной и социальной политики и реформ. Займы и гарантии МФК (например, Манильский международный аэропорт «Ниной Акино»). Консультационные услуги МФК (например, Система аэропортов Мадагаскара, ГЧП). Гарантии МАИГ (например, Новый международный аэропорт в Кито, Эквадор).

Февраль 2005 г. Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 18 Путь вперед Движущими силами развития структуры отрасли воздушного транспорта будут являться озабоченность насчет безопасности и технические изменения. Рост пассажирского и грузового трафика будет продолжать способствовать активизации глобализационных процессов и росту туристической индустрии (с временным падениями, вызванными экономическим спадом и проблемами безопасности). Громадный спрос на инфраструктурные инвестиции в аэропортовые службы и службы воздушной навигации (т. е., потребность в модернизации и ремонте существующей инфраструктуры, потребность в расширении, потребность в адаптации к техническим изменениям, например, A-380). Сектор способен достичь самофинансирования при условии проведения адекватной политики. Продолжающийся рост участия частного сектора в аэропортовых операциях и акционировании СВН. ГЧП в инфраструктуре воздушного транспорта будут продолжаться с относительным успехом.

Спасибо Группа Всемирного банка Отдел экономики и финансирования инфраструктуры 4 марта 2005 г.