1 Региональная программа защиты беженцев в Восточной Европе БеларусьМолдоваУкраина Финансируется Европейским Союзом и осуществляется УВКБ ООН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Принцип non-refoulement (невысылки). Принцип non-refoulement Отказ от принудительного возвращения (высылки) беженца в страну, где ему угрожает преследование.
Advertisements

1 Международная защита беженцев Мерке, 28 апреля 2010 г. г.Алматы 2012 г.
Европа: регион миграции и защиты group facilitation methods that work…. Пособие для должностных лиц европейских служб и систем въезда Часть 1 1.
Лишение свободы в отношении лиц ищущих убежища и беженцев.
Введение в международную защиту беженцев. Деятельность УВКБ ООН. УВКБ ООН 2007.
Статья 3 Конвенции и защита прав беженцев и вынужденных переселенцев Антон Бурков.
Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни. Дети более подвержены влиянию действий или бездействия правительств. Дети особенно уязвимы к эксплуатации.
Положения об исключении. Определение Положения об исключении - положения, предусматривающие, что некоторые лица, хотя и имеющие характеристики беженцев.
В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные.
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Международная защита прав человека.. На сегодняшний день Российская Федерация является участником двух международных договоров: Международный Пакт о гражданских.
Всероссийский День правовой помощи детям. Возраст и права! Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности.
В 1923 году неправительственной организацией "Международный союз спасения детей" была разработана первая Декларация о правах ребенка, содержащая основные.
Что такое права человека? Под правами человека обычно понимаются такие права, которые присущи человеку с самого рождения. Понятие прав человека предполагает,
КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА. В ноябре 2009 года исполнилось 20 лет Конвенции о правах ребёнка!
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Уникальная положительная.
Защита беженцев и смешанная миграция: Десятикомпонентный «План действий» Механизмы въезда с учетом требования защиты: позитивные примеры Беларуси, Молдовы.
Конвенции права ребёнка Выполнили работу Разинова Екатерина, Столярова Ирина.
Роль судьи в системе убежища. Международные соглашения в области прав человека декларации Генеральной Ассамблеи ООН (носят рекомендательный характер)
Формирование иммиграционной политики Европейского Союза.
Транксрипт:

1 Региональная программа защиты беженцев в Восточной Европе БеларусьМолдоваУкраина Финансируется Европейским Союзом и осуществляется УВКБ ООН

2 Часть 1: Миграция и защита (структура презентации) Кто переходит границы? Кто переходит границы? Какими есть главные обязательства государств по отношению к разным категориям лиц? Какими есть главные обязательства государств по отношению к разным категориям лиц? Что говорит нам статистика? Что говорит нам статистика? Роль каждой заинтересованной стороны: Роль каждой заинтересованной стороны: Государство Государство УВКБ ООН УВКБ ООН Неправительственные организации Неправительственные организации Сотрудники пограничного и иммиграционного контроля Сотрудники пограничного и иммиграционного контроля

3 Кто переходит границы? Различные лица Различные лица Беженцы, мигранты (законно/незаконно) Беженцы, мигранты (законно/незаконно) Причины, включая нарушения прав человека, бедность, войну Причины, включая нарушения прав человека, бедность, войну Некоторые не могут возвратиться в свою страну Некоторые не могут возвратиться в свою страну

4 Пример: Меня зовут Шейла. Я прибыла из Нигерии. Я встретила господина Пинчука, сотрудника Пограничной службы, в Киевском аэропорту. Он был на паспортном контроле и заметил, что у меня был поддельный паспорт. Он провел меня в кабинет отделения иммиграционного контроля аэропорта и разговаривал со мной до тех пор пока не понял, что я ничего не понимаю из того, что он мне сказал. Позже он пришел с переводчиком. Я смогла объяснить, что находилась на 7-ом месяце беременности и нуждалась в помощи. Тогда другие люди пришли и помогли мне.Меня зовут Шейла. Я прибыла из Нигерии. Я встретила господина Пинчука, сотрудника Пограничной службы, в Киевском аэропорту. Он был на паспортном контроле и заметил, что у меня был поддельный паспорт. Он провел меня в кабинет отделения иммиграционного контроля аэропорта и разговаривал со мной до тех пор пока не понял, что я ничего не понимаю из того, что он мне сказал. Позже он пришел с переводчиком. Я смогла объяснить, что находилась на 7-ом месяце беременности и нуждалась в помощи. Тогда другие люди пришли и помогли мне. Документальный фильм о беженцах (5 мин.) Документальный фильм о беженцах (5 мин.)

5 Некоторые аспекты этих историй: - Человеческие потребности - Сотрудники пропускных пунктов действительно могут положительно повлиять на жизни людей - Люди прошли трудный путь - Иные

6 Нерегулярные мигранты имеют права, как любой другой человек В государствах назначения и транзита Потому что эти государства ратифицировали международные и региональные соглашения Эти соглашения применимы ко всем лицам, независимо от их национальной принадлежности

7 Какие соглашения так говорят ? Билль о правах человека: Всеобщая декларация прав человека (1948) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) Конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990)

8 Какие права? Право на жизнь Право искать и пользоваться убежищем в других странах, спасаясь от преследования Запрет пыток и нечеловечного или такого, которое унижает человеческое достоинство, обращения Свобода от рабства и принудительного труда Право на недискриминацию Свобода передвижения / ограниченный срок задержания Право на слушание дела с помощью переводчика, в случае необходимости Медицинская помощь

9 Самое важное обязательство государств по отношению к беженцам является невозвращение их к преследованию Конвенция 1951 года о статусе беженцев: Страх преследования Пять возможных оснований для преследования Вне страны гражданства (проживания) Не может вернуться назад или не желает из-за этого страха Статья 31: принцип невысылки Статья 33: запрещение высылки или принудительного возвращения Конвенция против пыток, статья 3

10 Что говорит нам статистика? Количество искателей статуса беженца среди мигрантов, оказавшихся в Украине (правительственная статистика): – – 2,500 заявлений в 2008 г. – – 1,233 заявлений в 2009 г. – – 1,328 заявлений (1500 лиц) в 2010 г. Статистика признания лиц ( 9 %) 131 заявление на статус беженца передано из органов пограничной службы в 2010 году и 178 – из Министерства внутренних дел

11 Роль УВКБ ООН в мировом масштабе Мандат Предоставлять международную защиту беженцам Находить долгосрочные решения их проблем УВКБ ООН имеет функции наблюдения за применением государством Конвенции 1951 года о статусе беженцев, ст. 35

12 Роль УВКБ ООН в мировом масштабе Деятельность: УВКБ ООН работает с правительствами и неправительственными организациями в вопросах: Обеспечения доступа искателей убежища на территорию государства и к процедуре предоставления статуса беженца Предотвращение высылки Обеспечение минимальных стандартов обращения с искателями убежища и беженцами Содействие воссоединению разлученных семей беженцев

13 Десятикомпонентный план действий УВКБ ООН по защите беженцев в смешанной миграции Содействовать государствам в признании и решении потребностей беженцев в защите в ситуациях смешанной миграции: Сотрудничество между ключевыми партнерами Сбор данных и анализ Входная система, ориентирована на защиту Меры приема Механизмы внесения информации и передачи на рассмотрение Дифференцированные процессы и процедуры Решения для беженцев Определение вторичных действий Приготовления возвращения лиц, не являющихся беженцами, и альтернативные варианты миграции Информационная стратегия

14 Роль сотрудников пропускных пунктов Как первый полномочный орган вступления в контакт с прибывающими лицами, они должны идентифицировать лиц, имеющих потребность в защите, в приграничных районах и: Обеспечить невысылку Обеспечить доступ к процедуре предоставления убежища каждому, кто обращается за убежищем, прямым либо косвенным образом Выявить жертв торговли людьми и лиц, занимающихся такой торговлей Выявить лиц со специфическими потребностями: дети без сопровождения/разлученные, нелегальные мигранты с потребностью в медицинской помощи и др. потребностями, единство семьи и др. Связаться с соответственными государственными органами для реагирования на выявленные потребности

15 Роль сотрудников пропускных пунктов : С целью согласования пограничного контроля с защитой тех, кто пересекает границы, сотрудники пропускных пунктов должны: Быть знакомыми с международными нормами и главными принципами защиты Разработать хорошие коммуникационные навыки с людьми из разных культур и с разным опытом (например, травма и т.п. ) Выработать процедуру действий для работы с выявленными потребностями Поддерживать близкие трудовые отношения с соответствующими государственными органами

16 Часть 2: Правовые рамки - - Конвенция 1951 года в части национального законодательства об убежище - - Принцип невысылки в контексте Конвенции 1951 года и права человека как юридические инструменты

17 Вопрос 1: Поскольку Украина приняла свое собственное законодательство об убежище и иммиграции, должна ли она удостовериться, что меры пограничного контроля соответствуют этим нормам? Они больше не обязываются более общей Конвенцией 1951 года о статусе беженцев – Правильная ли это точка зрения? Обоснуйте Ваш ответ.

18 Вопрос 1: Ключевые моменты Украина ратифицировала Конвенцию 1951 года, поэтому она приняла на себя обязательства норм Конвенции как международных правовых обязательств, которые не могут быть отменены национальными законами – последние должны приниматься в соответствии с международным правом. Статьи 55 (c) и 56 Устава ООН - обязательство содействовать и уважать права человека; - - Статья 103 Устава ООН – обязательства согласно Уставу ООН преобладают над обязательствами согласно любых других международных соглашений. Конституция Украины (Статья 9)

19 Вопрос 2: Человек, делающий попытку перейти внешнюю границу Украины, с поддельным паспортом обращается за предоставлением ему статуса беженца только тогда, когда его остановили сотрудники пограничной службы. Лицу отказывают в пропуске на территорию Украины и такое лицо может понести ответственность за мошенническое использование личной документации, согласно национальному законодательству.. Правильно ли это мнение? Какие международные нормы применимы в этом контексте?

20 Вопрос 2: Ключевые моменты Статья 14 Всеобщей декларации прав человека – «право искать и находить убежище» признано основным правом человека. При осуществлении этого права искатели убежища часто вынуждены прибывать или входить на территорию «нелегально» Ст. 31 Конвенции 1951 года гласит:Договаривающиеся государства не будут налагать взысканий за незаконный въезд или незаконное пребывание на их территории беженцев, которые, прибыв непосредственно из территории, на которой их жизни или свободе угрожала опасность, предусмотренная в статье 1, въезжают или находятся на территории этих государств без разрешения, при условии, что такие беженцы без промедления сами явятся к властям и представят удовлетворительные объяснения своего незаконного въезда или пребывания. Это называется «принцип ненаказания за незаконный въезд». Это касается не только признанных беженцев, но также и искателей убежища, которые находятся в процедуре определения статуса.

21 Вопрос 3: Человека задержали на границе за попытку нелегального пересечения границы в ЕС. Он понес административную ответственность (нарушение иммиграционных правил) путем вынесения судебного решения о депортации. Во время задержания, лицо заявило, что хотело искать убежища в ЕС, но также хотело заявить на статус беженца в Украине, поскольку боится за свою безопасность в случае возвращения на родину. Должно ли это лицо быть депортированным в страну его убежища? Какие международные нормы применимы в этом случае?

22 Вопрос 3: Важно Статья 33 Конвенции о беженцах 1951 года : Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

23 Вопрос 3: Важно Материально-правовой объем статьи 33 (1):..каким бы то ни было иным образом.. - На границе при рассмотрении возможности въезда -Во время процедуры предоставления убежища -Во время принятия решения о депортации или выдворения, даже в третью страну -Во время процедуры экстрадиции -Работая с жертвами торговли людьми и контрабанды

24 Вопрос 3: Важно Лица, к которым применяется статья 33: - Беженцы – кроме тех, которые подпадают под действие статьи 33(2) - Искатели убежища - Лица, которые подданы пыткам или жестокому обращению, лица, которые по возвращении будут в ситуации насилия Международное гуманитарное право: ст. 3 Конвенции против пыток, ст. 3 Европейской конвенции о правах человека

25 Документальный фильм о беженцах (10 мин.)

26 Часть 3: Кто такой беженец? Цели: Понимать базовые элементы определения статуса беженца Знать, кто является ответственным за принятие решения является ли кто-либо беженцем Проводить различие между потенциальным беженцем и более широкой категорией мигрантов

27 Лицо является беженцем в случае, если соответствует критериям Конвенции 1951 г. Признание статуса беженца является декларативным законом Определение статуса беженца в каждой стране для искателей убежища Все беженцы могут быть искателями убежища, но только некоторые из них являются беженцами Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года Национальное законодательство

28 Роль сотрудников пограничной службы Обычно национальное законодательство НЕ предусматривает никакой роли для пограничников в определении статуса беженца Пограничники зачастую имеют «ключ» доступа до процедуры предоставления статуса беженца Беженцы часто отказываются от своего права на международную защиту Пограничники имеют ОБЯЗАННОСТЬ понимать: – – Кто такой беженец – – Обстоятельства, при которых беженец пытается получить доступ к международной защите (включая незаконный ввоз мигрантов)

29 Роль УВКБ ООН УВКБ ООН имеет обязанностью НАБЛЮДАТЬ за применением Конвенции 1951 года о статусе беженцев (Ст.35 Конвенции 1951, пункт 8 Устава УВКБ ООН) УВКБ ООН иногда проводит определение статуса беженца для: - - Выявления, является ли лицо беженцем и, таким образом, имеет право на международную защиту - - Принятия решения о переселении беженцев в другую страну - - Консультирования правительств по вопросам статуса беженца лиц в пределах их территории

30 Пять элементов определения беженца: Вне страны гражданства/бывшей страны проживания Обоснованные опасения Преследование Основания (раса, религия, национальность, членство в социальной группе или политические убеждения) Не может или не желает получить защиту этого государства ИЛИ ВЕРНУТЬСЯ туда

31 Объективный элемент: ОПАСЕНИЯ Психическое состояние Опасения не должны быть четко обозначенными: - - Выражение нежелания возвращаться уже есть сигналом некоторых опасений - - Иногда объективные условия в стране происхождения могут предполагать опасения: например, если существует явный риск преследования - - Обращение за статусом беженца также предполагает наличие опасений

32 Объективный элемент: Обоснованные Ситуация в стране происхождения заявителя: ИСП (информация о стране происхождения) В свете его / ее личных обстоятельств: – – Биография – – Предпосылки – – Опыт Оценка достоверности Нет потребности доказывать наличие опасений при отсутствия разумного сомнения

33 Преследование Угроза жизни или физической свободе, а также – обладания фундаментальными правами: – – Не каждая ситуация дискриминации по отношению к обладанию правами есть преследование – – Серьезные нарушения неотъемлемых прав – – Взаимодополняющие основания: комбинированный эффект дискриминационных мер, которые, если рассматривать отдельно, не составляют преследование.

34 ОСНОВАНИЯ преследования Раса Религия Национальность Членство в социальной группе Политические убеждения

35 ГЕНДЕР может серьезно повлиять на причины и форму преследования Начиная с середины 80-х, влияние гендерной принадлежности широко признано: – – Формы преследования (сексуальное насилие и изнасилование мужчин и женщин, женское обрезание, насильственные браки, торговля людьми – для принужденного занятия проституцией, дискриминационные законы и практика – – Причины преследования (гомосексуалисты в ограничивающем обществе; женщины, которые не соблюдают особые формы поведения и т.д.)

36 Некоторые лица подпадают под начальные критерии, но НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ признания беженцами Условия прописаны в Конвенции 1951 года:оговорка, освобождающая от защиты: – – Преступление против мира – – Военное преступление – – Преступление против человечности – – Тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище – – Совершение деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций. Для толкования РЕСТРИКТИВНО и взвешивания: – – Индивидуальная ответственность – – Пропорциональность

37 Спасибо за Ваше внимание!