1 Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций «Переход на ФГОС и разработка ООП» Лекция начальника отдела ИМО УМУ Пижуриной Н.Ф.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Advertisements

О внесении изменений в законодательство в области образования.
Использование зачетных единиц при разработке и реализации ОПП вузов на основе ФГОС нового поколения Сазонов Б.А., Федеральный институт развития образования.
Использование зачетных единиц при разработке и реализации ОПП на основе ФГОС нового поколения Сазонов Б.А., Федеральный институт развития образования.
СТРУКТУРА МАКЕТА ФГОС ВПО Фомкин А.В. Тел. (812)
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
Показатели оценки соответствия учебных планов требованиям ФГОС С.С. Андриянов - зам. начальника УМЛ и МО.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
С РОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск,
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО.
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Методические рекомендации попроектированию ООП в соответствии сфедеральными государственнымиобразовательными стандартамивысшего профессиональногообразования.
1 Разработка учебных планов основных образовательных программ высшего профессионального образования в логике ФГОС ВПО Харитонова О.В., начальник отдела.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Транксрипт:

1 Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций «Переход на ФГОС и разработка ООП» Лекция начальника отдела ИМО УМУ Пижуриной Н.Ф. на семинаре повышения квалификации г.

2 ПЕРЕЧЕНЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПЕРЕХОД НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВПО и НОВЫЕ ФГОСы: 1. Федеральный закон от г. 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования). 2. Федеральный закон от г. 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта» 3. Федеральный закон от г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования». 4. Федеральный закон от г. 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки»

3 3 Уровни высшего профессионального образования Бакалавриат Подготовкаспециалиста или магистратура или магистратура

4 О механизмах перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты О механизмах перехода на уровневую систему ВПО и новые федеральные государственные образовательные стандарты. До 31 декабря 2010 года осуществляется прием на обучение в вузы по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней ВПО в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами ВПО (по решению ученого совета вуза). 30 декабря 2010 года прекращается прием: - в вузы для обучения по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования; - на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях.

5 Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в вуз для обучения по ООП в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. Обучение по образовательным программам ВПО соответствующих ступеней высшего профессионального образования осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ лицами, принятыми для такого обучения.

6 ГОС (ГОС 2 поколения)ФГОС (ГОС 3 поколения) МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ Циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, СДЦиклы ГСЭ, ЕН, ПРОФ ДЕЛЕНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ДЕЛЕНИЕ НА БАЗОВУЮ И ВАРИАТИВНУЮ ЧАСТИ ТРУДОЕМКОСТЬ В ЧАСАХТРУДОЕМКОСТЬ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ СОДЕРЖАНИЕ В ВИДЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СОДЕРЖАНИЕ В ВИДЕ ТРЕБОВАНИЙ К ЗнУмНав СВОБОДА ВУЗОВ -30%СВОБОДА ВУЗОВ -50% Одобрения РАБОТОДАТЕЛЕЙ не требуется требуется одобрение РАБОТОДАТЕЛЕЙ

7 Зачетная единица и её часовые эквиваленты

8 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП общекультурныеобщенаучные инструмен- тальные профессио нальные КОМПЕТЕНЦИИ

9 Структура ООП бакалавра (из ФГОС, пример) Код Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработ- ки примерных программ, учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.2 Математический и естествен- нонаучный цикл Базовая часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: основные понятия и методы математического анализа, теории веро- ятности и математической статистики Уметь: использовать математические методы в технических приложениях………. Владеть:………………………………… Математика, Физика, Химия, Экология, Теоретическая механика ПК-2 ПК-4 Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

10 Основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (из Закона, из ФГОС)

11 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» И «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ВПО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС) ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОФИЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ВПО УСТАВ ВУЗА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ВУЗА

12 Титульный лист ООП МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ __________________________________________ (название высшего учебного заведения) Утверждаю : Ректор_________________«____»__________200__ г. Номер внутривузовской регистрации ________ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки _____________________________________________________________________________ (указывается код и наименование направления подготовки) Специальность подготовки _____________________________________________________________________________ (указывается наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) Специалист Форма обучения ______________________________ (очная, очно-заочная и др.) ________________ 200__ (город)

13 СТРУКТУРА ООП 1.ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ООП 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ООП 3.КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН и КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 5.УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН 6.ПРОГРАММЫ ПРАКТИК 7.МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 8.СТРУКТУРА, ПРОГРАММА и ФОНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ, в т.ч. МАТЕРИАЛЫ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ООП 9.МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОСПИТАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

14 СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ Учебные циклы: гуманитарный, социальный и экономический циклы (ГСЭ); математический и естественнонаучный цикл (ЕН); профессиональный цикл (ПД); Разделы: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно- исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

15 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА Ин декс Наименование дисциплин Трудоемкость Распределение по семестрам зачетных единиц Об- щая зач ед. в том числе ауд час сам час Теоретическое обучение Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ БАЗОВАЯ ЧАСТЬ Иностранный язык экз Отечественная история экз Философия экз Экономика предприятия экз Управление качеством зач

16 ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1.Определение структуры цикла 2.Определение трудоемкости каждого цикла. Распределение на базовую и вариативную части циклов 3.Определение перечня дисциплин 4.Определение трудоемкости каждой дисциплины. Определение аудиторной составляющей 5.Распределение дисциплин по семестрам 6.Выбор вида промежуточной аттестации (оценка, зачет) 7.Определение вида и продолжительности каждого вида практик. 8.Выбор вида и продолжительности итоговой государственной аттестации. 9. Формирование графика учебного процесса

17 СТРУКТУРА ЦИКЛОВ ГСЭ, ЕН БАЗОВАЯ ЧАСТЬ – (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТАНДАРТОМ) БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ из них 30% - курсы по выбору (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВУЗОМ) ПРОДВИНУТЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

18 СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БАЗОВАЯ ЧАСТЬ - (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СТАНДАРТОМ) БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, ИНВАРИАНТНЫЕ К ПРОФИЛЮ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, из них 30% - курсы по выбору (ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВУЗОМ) ПРОФИЛЬ 2 ПРОФИЛЬ 1 ПРОФИЛЬ 2

19 ПРОФИЛИ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО И ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ» ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛЕЙ: 1.ПРИРОДООБУСТРОЙСТВО 2.МЕЛИОРАЦИЯ, РЕКУЛЬТИВАЦИЯ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ 3.ПРИРОДООХРАННОЕ ОБУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ 4.КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ 5.ИНЖЕНЕРННЫЕ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ, ОБВОДНЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

20 ТРУДОЕМКОСТЬ ВСЕЙ ООП 240 зач.ед. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 210 зач.ед. ФИЗКУЛЬТУРА 2 зач.ед ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ 18 зач.ед ИГАВ 12 зач.ед

21 ОБЪЕМ КАЖДОГО ЦИКЛА Распределение на базовую и вариативную части по циклам Цикл ФГОСУчебный план Трудоемкость цикла Трудоемкость базовой части ЦиклБазовая часть ГСЭ ЕН ПрофД Всего

22 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ 1.Объем дисциплины не может быть менее 2 зачетных единиц (кроме курсов по выбору студента). 2.1 зачетная единица равна 36 часам (определена в ФГОС). 3.Оценка ( м. б. получена не на экзамене) обязательна для дисциплин объемом более 3 зачетных единиц. 4.На экзамен нужно выделить 1 зачетную единицу. Трудоемкость экзамена входит в трудоемкость самостоятельной работы. 5.Продолжительность занятий в неделю должна составлять количество часов, предусмотренных ФГОС ( 54 часа ).

23 ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ 6. Трудоемкость аудиторных занятий должна быть кратна количеству недель в семестре 7. Лекции должны составлять в среднем не более 40% трудоемкости аудиторной составляющей 8. В семестре должно быть в среднем 30 зачетных единиц, за учебный год – строго 60 зачетных единиц 9. Физическая культура составляет 2 зач.ед, но 400 часов

24 Материалы для членов рабочих групп Методические материалы для разработчиков ООП находятся на сайте университета по адресу: (по ссылке «Переход на ФГОСы») ФГОС ВПО Нормативная база перехода на уровневое обучение Соответствие специальностей университета новым направлениям бакалавриата и магистратуры, реализующим ФГОС ВПО (гос. стандарты 3-го поколения) ФГОС ВПО Нормативная база перехода на уровневое обучение Соответствие специальностей университета новым направлениям бакалавриата и магистратуры, реализующим ФГОС ВПО (гос. стандарты 3-го поколения) Примерные Основные Образовательные программы (ПрООП) Базовые ВУЗы по разработке ПрООП Перечень ПрООП, имеющихся на сайтах ВУЗов- разработчиков Перечень ПрООП, имеющихся на сайтах ВУЗов- разработчиков

25 Материалы для членов рабочих групп Методические рекомендации разработчикам ООП Разъяснения разработчикам ООП для реализации ФГОС (документ Минобразования) Галямина И.Г. Опыт разработки ООП (презентация доклада на семинаре в Московском горном университете, октябрь 2010года) Проектирование ООП (разработка МГТУ им. Баумана по заданию Федерального агентства по образованию)Разъяснения разработчикам ООП для реализации ФГОС (документ Минобразования) Галямина И.Г. Опыт разработки ООП (презентация доклада на семинаре в Московском горном университете, октябрь 2010года) Проектирование ООП (разработка МГТУ им. Баумана по заданию Федерального агентства по образованию) Презентация сообщения нач. отдела ИМО УМУ Пижуриной Н.Ф. на совещании рабочих групп по разработке ООП.

26 Мероприятия и сроки 1.Создана рабочая группа по циклам ГСЭ и ЕН учебных планов. Она выделяет инварианты содержания дисциплин в циклах ГСЭ и ЕН групп направлений, определяет их трудоемкость и распределение по семестрам (ноябрь 2010г.) 2.Созданы рабочие группы по факультетам. Они формируют цикл ПД (ноябрь 2010г.), дополняют циклы ГСЭ и ЕН (декабрь 2010г.), формируют график учебного процесса на основе единого «Проекта графика СПГУВК» (декабрь 2010г.), формируют все остальные части ООП (апрель 2011г.)

27