Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя существительное Имя существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы : кто? что? обозначает предмет.
Advertisements

Тема: Части речи Составила учитель начальных классов Красильникова М. Ю.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Помоги Колобку домой вернуться. Обозначает предмет. Бывает одушевленные и неодушевленные. Отвечают на вопросы кто? что?Бывает одушевленные и неодушевленные.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Разработала и провела учитель 1 категории МОУ Липовской СОШ Сластенина Н. И. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ урок русского языка В 5 классе.
Дополнение Письмо мальчик пишет карандашом. Самостоятельно найдите грамматическую основу. Чем она выражена? Дайте характеристику предложению. Это предложение.
1.Ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия. 2.Формирование умения различать причастия и прилагательные. 3. Повторить грамматические.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области Формирование.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Исследование состояния навыка словоизменения.. Изменение имен существительных по падежам.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Тема 1Тема 2Тема 3 VV V Переход к теме по гиперссылке Если вопросы темы исчерпаны или Вы выбираете данную тему, щёлкните по прямоугольнику Возврат к барабану.
Адаптация опыта работы Л.Н.Ефименковой по коррекции устной речи. Составила: Кабалия Ольга Ивановна учитель-дефектолог ГБДОУ ЦРР д/с 23 Красносельского.
И.п. Д.п. Р.п. В. п. Т.п. П. п.. отвечает на вопросы Кто? Что? Обозначает -
Цель. Закрепление умения выполнять морфологический разбор, систематизация знаний о грамматических признаках разных частей речи.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
МОРФОЛОГИЯМОРФОЛОГИЯ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА.
Тест по русскому языку «Падежи» Учитель начальных классов: Молодых Н.М.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется с помощью вопрос (каким ( цветом )? – синим), кроме форм на – ый (ий). Имя прилагательное-
Транксрипт:

Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием учитель-логопед ГБОУ АО «НСКОШИ» Кучерявченко Н.В.

Формирование грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием ведётся в следующих направлениях: Формирование грамматического строя речи школьников с интеллектуальным недоразвитием ведётся в следующих направлениях: Работа над морфологической системой языка Работа над морфологической системой языка (развитие навыков словоизменения и словообразования); (развитие навыков словоизменения и словообразования); Формирование структуры предложения. Формирование структуры предложения.

Развитие навыков словоизменения: Формирование словоизменения существительных; Формирование словоизменения существительных; Формирование словоизменения прилагательных; Формирование словоизменения прилагательных; Формирование словоизменения глаголов. Формирование словоизменения глаголов.

Формирование словоизменения существительных: -дифференциация единственного и множественного числа существительных; -дифференциация единственного и множественного числа существительных; -закрепление беспредложных конструкций ед.числа: винительный, родительный, дательный и творительный падежи; -закрепление беспредложных конструкций ед.числа: винительный, родительный, дательный и творительный падежи; -предложно-падежные конструкции единственного числа; -предложно-падежные конструкции единственного числа; - формы существительного множественного числа. - формы существительного множественного числа.

Формирование словоизменения прилагательных: Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа; Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа; Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа; Согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах единственного числа; Согласование прилагательного и существительного во множественном числе. Согласование прилагательного и существительного во множественном числе.

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным: - игры в лото «Какого цвета?», «Какой формы?»; - игры в лото «Какого цвета?», «Какой формы?»; - ответы на вопросы о признаках предметов (какие по вкусу, по величине, по толщине, по высоте, по длине ит.д) - ответы на вопросы о признаках предметов (какие по вкусу, по величине, по толщине, по высоте, по длине ит.д) - упражнения на подбор к словам – предметам - упражнения на подбор к словам – предметам слов-признаков : лапша молодой слов-признаков : лапша молодой одеяло желтое одеяло желтое платье молочная платье молочная лось тёплое лось тёплое - исправь ошибки (У Маши красная яблоко. На озере плавали белый лебеди.) - исправь ошибки (У Маши красная яблоко. На озере плавали белый лебеди.) - измени слова данные в скобках. Коза щиплет (зелёная) траву. Дети рады (весеннее) солнышку. - измени слова данные в скобках. Коза щиплет (зелёная) траву. Дети рады (весеннее) солнышку. - допиши окончания (Петя читает интересн… книгу) - допиши окончания (Петя читает интересн… книгу)

Формирование словоизменения глагола: Согласование глаголов настоящего времени и существительного в единственном и множественном числе; Согласование глаголов настоящего времени и существительного в единственном и множественном числе; Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе (Заяц бежал, лиса …., звери…. ) Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе (Заяц бежал, лиса …., звери…. ) Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, качать-качаться, прятать – прятаться и т.д.) Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть – мыться, качать-качаться, прятать – прятаться и т.д.) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом) Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом)

Формирование умений словообразования: Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (дом-домик, лиса-лисичка); Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (дом-домик, лиса-лисичка); Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных ( пушистый – пушистенький); Образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных ( пушистый – пушистенький); Образование прилагательного от существительного (дерево-деревянный, железо – железный и т.д.) Образование прилагательного от существительного (дерево-деревянный, железо – железный и т.д.) Образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, входят-выходят и т.д.) Образование глаголов с различными приставками (налил-вылил, входят-выходят и т.д.) Выбор родственных слов среди слов, сходных по звуковой структуре (лес-лесной, лесник, лестница) Выбор родственных слов среди слов, сходных по звуковой структуре (лес-лесной, лесник, лестница)

Формирование синтаксической структуры предложения: Двусоставные предложения (подлежащее- сказуемое), включающее существительное +глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет); Двусоставные предложения (подлежащее- сказуемое), включающее существительное +глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет); Другие двусоставные предложения (Вот дом. Дом большой.); Другие двусоставные предложения (Вот дом. Дом большой.); Распространенные предложения из 3-4 слов: Распространенные предложения из 3-4 слов: 1.субъект –предикат-объект (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение) Например. Мальчик читает книгу; Например. Мальчик читает книгу;

2.субъект-предикат-объект-объект (подлежащее, сказуемое, прямое и косвенное дополнение) Например. Бабушка купила внучке коньки. Девочка рисует дом карандашом. 3. субъект –предикат- локатив (подлежащее, сказуемое, обстоятельство места). Например. Дети катаются на горке. 4. субъект –предикат- объект-локатив (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство места). Девочка рвёт цветы в саду. Сложносочинённые предложения; Сложносочинённые предложения; Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

Использование графических схем в процессе формирования синтаксической структуры предложения - субъект (подлежащее) - субъект (подлежащее) - предикат (сказуемое) - предикат (сказуемое) - объект (дополнение) - объект (дополнение) - локатив (обстоятельство) - локатив (обстоятельство)

Коза щиплет кору. Девочка гладит платье утюгом.

Алла рвёт цветы в саду. Виды заданий с использованием графических схем : графических схем : Подбор предложений к данной графической схеме; Подбор предложений к данной графической схеме; Запись предложений под соответствующей схемой; Запись предложений под соответствующей схемой; Самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; Самостоятельное придумывание предложений по данной схеме; Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

Литература: Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И.Лалаева. Москва. Владос.1998 г. Логопедическая работа в коррекционных классах. Р.И.Лалаева. Москва. Владос.1998 г. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Л.Е.Ефименкова. М. «Просвещение». 1991г. Л.Е.Ефименкова. М. «Просвещение». 1991г.