0 1-й зам. Ген. директора «ВТИ» Тумановский А.Г. тел.: 675-50-77; E-mail: vti@vti.ru июнь, 2008 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Advertisements

Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Требования, порядок принятия и реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Докладчик: Заместитель председателя комитета – начальник.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Генеральный директор И.С. Кожуховский 15 июня 2012 г. Всероссийское совещание по вопросу.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Юр. лица, осуществляющие выброс Департамент ПРиООС: Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 3 рабочих дня В случае нарушения.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Правовые основы охраны атмосферы.
Разработка и оценка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
1 ОАО «ФСК ЕЭС» Экологическая политика ОАО «ФСК ЕЭС» и ее реализация в 2008 г. Линник С.П. - Руководитель Дирекции технического регулирования и экологии.
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Транксрипт:

0 1-й зам. Ген. директора «ВТИ» Тумановский А.Г. тел.: ; июнь, 2008 г.

1 Для развития тепловой энергетики важнейшее значение имеет её гармонизация с окружающей средой. На долю тепловой энергетики приходится ~16% объема загрязняющих веществ

2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) загрязняющих веществ в атмосфере населенных мест. Предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ от конкретных предприятий. Допустимые удельные концентрации загрязняющих веществ в уходящих газах ТЭС (технологические нормативы выбросов). Экологическая нормативно- законодательная база

3 Методика учета трансформации оксидов азота в атмосфере при установлении нормативов выбросов для объектов теплоэнергетики В настоящее время: 80% от выбросов NOx – NO 2 20% от выбросов NOx – NO NO 2 токсичнее NO в 1,5 раза Разработанная методика позволяет: 50 – 70% от выбросов NOx – NO 2 т.е. на 10-20% сократить учитываемый выброс NO 2 в атмосферу. Утверждена ОАО РАО "ЕЭС России" и Управлением мониторинга загрязнения окружающей среды, согласована Ростехнадзором Лист 1

4 1. При уменьшении коэффициента трансформации с 0,8 до 0,6 сокращение учитываемого выброса составляет ~ на 20%. В целом по РАО "ЕЭС России" плата за выбросы оксидов азота (при существующих ставках платы ) может уменьшиться на ~ 15 млн. руб./год. Пример На Мурманской ТЭЦ приводит к снижению платы за выбросы NO 2 ~ на 25% (было 460 тыс. руб. в год – будет 345 тыс. руб./год). 2. Применение нового коэффициента трансформации поможет пере-вести выбросы диоксида азота из категории ВСВ в категорию ПДВ. Отсутствие категории ПДВ (~ на 20 ТЭС, в т.ч. Верхнетагильская ГРЭС, Омская ТЭЦ-5 и др.) приводит к необходимости внедрения мероприятий по сокращению выбросов оксидов азота. Стоимость малозатратных мероприятий по подавлению образования оксидов азота в топках котлов для российских условий составляет $10 на КВт установленной мощности, т.е. на блок 300 МВт затраты могут составить до $ 3 млн. для блока 800 МВт – до $ 8 млн. 3. При выполнении ТЭС норматива ПДВ по оксидам азота введение нового коэффициента трансформации позволит увеличить нагрузку ~ на 20 %. Эффективность внедрения разработанной методики Лист 2

5 Новый гигиенический норматив – коэффициент комбинированного действия NOx и SO 2 в атмосферном воздухе (коэффициент суммации) Было: где, С 1 и С 2 - концентрации диоксида серы и диоксида азота при их совместном присутствии в атмосферном воздухе; ПДКм.р.1 и ПДКм.р.2 - максимальные разовые предельно допустимые концентрации диоксида серы и диоксида азота в атмосферном воздухе при их изолированном воздействии. В результате проведенной работы: Утвержден Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 6 от в составе гигиенических нормативов ГН Лист 1

6 1. При увеличении коэффициента суммации с 1,0 до 1,6 в экологически напряженных регионах увеличение доли сжигаемого твердого и жидкого топлива может составить ~ 60%. Пример ТЭЦ 22 Мосэнерго может увеличить долю сжигаемого Кузнецкого угля с 1200 тыс. тонн до 2000 тыс. тонн. ТЭЦ 21 Мосэнерго ограничена по сжиганию мазута до 373 тыс. т у.т. в год - сможет сжигать без нарушения ПДВ в 2 раза больше (765 тыс. т у.т.) 2. Позволит при расширении действующих ТЭС ввести в эксплуатацию новые блоки, оснащенные современным газоочистным оборудованием, обеспечивающим современные требования по выбросам. Пример На Томь-Усинской ГРЭС, несмотря на существующее в настоящее время превышение ПДВ, можно будет установить современный блок ~ 600 МВт. Эффективность внедрения нового коэффициента суммации Лист 2

7 Лист 3

8 Разработана и разослана на отзыв в ОГК и ТГК первая редакция "Технических нормативов выбросов для действующих котельных установок ТЭС" (май 2007 г.) Произошло изменение российского законодательства в области нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Согласно п.3 Постановления Правительства 229 от 14 апреля 2007 г. технические нормативы выбросов будут устанавливаться техническими регламентами. ФГУП "НИИ Атмосфера" разработана и в ближайшее время Ростехнадзором будет согласована "Методика разработки удельных нормативов выбросов для действующих предприятий" В настоящее время разрабатывается "Методика разработки удельных нормативов выбросов для действующих котельных установок ТЭС", которая будет включена в "Перечень документов по расчёту выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, действующих в 2008 г." (ноябрь 2008 г.) О разработке технических нормативов выбросов для действующих котельных установок ТЭС

9 Разработаны «Методика определения токсичности золошлаковых отходов методом биотестирования на основе выживаемости парамеций и цериодафний » - внесена в Федеральный реестр под кодом ФР внесена в «Государственный реестр методик количественного химического анализа и оценки состояния объектов окружающей среды, допущенных для государственного экологического контроля (ПНД Ф)» под номером ПНД Ф Т (письмо «Федерального Центра анализа и оценки техногенного воздействия» Ростехнадзора от /11). «Методические указания по отбору проб и расчету компонентного состава золошлаковых отходов тепловых электростанций и котельных» - утверждены Членом Правления, Техническим директором ОАО РАО «ЕЭС России» Б.Ф. Вайнзихером г.; - в июне будут согласованы с ФГУ «ФЦАО» Ростехнадзора. В результате применения указанных методик и присвоения ЗШО 5-го класса опасности экономия на ТЭС составит 70 млн. руб. в год на 1 млн. т складируемых золошлаков. Ежегодный выход ЗШО ( г) ~ 25 млн т. Оценка класса опасности золошлаковых отходов ТЭС для окружающей природной среды Лист 1

10 Лист 2

11 Методики расчета нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов в водные объекты Наименование этапа Дата подписания акта выполненных работ 1 Анализ существующих нормативных требований по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты 15 января 2007 г. 2 Анкетирование электрических станций, анализ результатов 1 августа 2007 г. 3 Разработка I редакции Методики (представлена в МПР РФ в ноябре 2007 г. Письмо 1-72/1066 от ) 17 декабря 2007 г. 4 Корректировка Методики с учетом отзывов экспертных организаций май 2008 и ее согласование Этапы разработки Лист 1

12 Основные результаты работы Некоторые положения Методики: - Нормирование веществ в охлаждающих водах с учетом их концентрирования за счет испарения воды - Учет региональных особенностей (фоновых показателей) водных объектов при расчете НДС - Ограничение перечня нормируемых показателей веществами, используемыми в производственных процессах предприятия Получены семь положительных отзывов на I редакцию Методики: - ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии»; - ГУ Гидрохимический институт Росгидромета; - ГУ Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН; - ФГОУ ВПО Академия Генеральной прокуратуры РФ; - ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования»; - ЗАО ПО «Совинтервод»; - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Преимущества Методики отмечены на заседании «круглого стола» ТПП с участием членов Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии 12 декабря 2007 г. Лист 2

13 Организационные и экономические преимущества методики Учет упаривания охлаждающих вод и естественного регионального качества исходной воды при расчете нормативов допустимых сбросов (НДС) позволит сократить сверхнормативные платежи до 50%. Уменьшение количества нормируемых и контролируемых показателей в сточных водах электростанций позволит уменьшить объем лабораторного химического контроля, что в свою очередь приведет к снижению эксплуатационных затрат на заработную плату персонала, закупку дорогостоящих реактивов. Лист 3

14 - Введение нового Водного кодекса РФ от г. 74-ФЗ (отмена предельно допустимых сбросов ПДС и введение нормативов допустимого воздействия НДВ) - Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" (расчет ПДС осуществляется после разработки НДВ) - Постановление Правительства РФ от (срок утверждения методических указаний по расчету НДВ – до 1 июля 2007 г.) Утв. приказом МПР РФ , зарегистрирован в Минюсте РФ Письмо МПР в адрес РАО «ЕЭС России» 12-47/12915 от (Методика направлена для подготовки заключений в подразделения МПР РФ) -Разработка МПР РФ «Методики разработки ПДС…», утв. приказом МПР РФ 333 от г. (зарегистрирована г.) - Конкурс на поставку научно-технической продукции для государственных нужд в сфере деятельности МПР России в 2008 году по проекту 08-М4-02 «Разработать аналитические документы по применению Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей и предложения по их совершенствованию» Причины переноса сроков утверждения Методики Лист 4

15 Перспективы утверждения Методики 1. Письмо в МПР РФ об утверждении разработанной Методики в качестве временного нормативного документа 2. Участие в рабочей группе по проекту 08-М4-02, в результате которого будут разработаны: Аналитический доклад по практике применения Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Июль 2008 г. Предложения по внесению изменений в Методику разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей. Декабрь 2008 г. Аналитический доклад по практике применения Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Июль 2008 г. Предложения по внесению изменений в Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Декабрь 2008 г. Лист 5

16 1.Разработка и согласование с МПР изменений Методики расчета нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты. Конец 2008 г. 2.Согласование «Методических указаний по отбору проб …» с ФГУ «ФЦАО» Гостехнадзора. Июль 2008 г. 3.Выпуск «Методики разработки удельных нормативов выбросов для действующих котельных установок ТЭС» и включение её в перечень документов, согласованных с Ростехнадзором. Ноябрь 2008 г. Основные задачи на 2008 г. по согласованию разработанных методик

17 1.Внести поправку в пункт 11) статьи 1 Федерального закона 80-ФЗ от «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части дополнения статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» новым пунктом: «С 1 января 2009 года прекращается лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению золошлаковых отходов (5-го класса опасности) угольных электростанций». 2.Внести в проект закона «О вторичных материальных ресурсах»: «К вторичным минеральным ресурсам относятся золошлаковые отходы угольных теплоэлектростанций». 3.Внести в статьи 7 и 8 Федерального закона от ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в редакции от ФЗ) следующее дополнение: «При отборе на конкурсной основе строек и объектов для федеральных государственных и территориальных нужд, на финансирование которых предусматривается финансирование за счет средств федерального и (или) территориального бюджетов, в качестве одного из основных критериев считать следующий: преимущественное право на бюджетное финансирование получают участники конкурсного отбора, использующие строительные материалы с применением цемента и бетона, содержащих золу угольных тепловых электростанций в объёме не менее 10 %». Предложения ОАО «ВТИ» в федеральное законодательство и нормативно-правовые акты по стимулированию использования золошлаковых материалов и создание гарантированного рынка их сбыта

18 4. Рекомендовать внесение поправок в статью «Природоохранные мероприятия» региональных законов «Об охране окружающей среды на территории области» отдельным пунктом: «региональная программа переработки и использования золошлаковых отходов угольных теплоэлектростанций разрабатывается администрацией области совместно с территориальной(ыми) генерирующей(ими) компанией(ями), угольная(ые) тепловая(ые) электростанция(ии) которой(ых) расположены в данной области и утверждается законодательным собранием региона». 5.Рекомендовать внесение поправок в положения о проведении конкурсов за право выполнения национальных проектов. С этой целью дополнить приказы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству 15 от г. и 73 от г. об организации конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в реализации подпрограмм в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на годы пунктом: «При отборе должен учитываться следующий критерий (показатель): снижение себестоимости производства строительных материалов за счёт использования золошлаковых отходов угольных теплоэлектростанций в объёме не менее 10 % от объёма производства строительных материалов, предусмотренных в заказе».

19 1.Разработка с администрациями регионов и ТГК (ОГК) региональных программ по переработке и использованию ЗШО, направленных на создание гарантированного товарного рынка золошлаковых отходов. 2.Сертификация золошлаковых отходов конкретных ТЭС с целью реализации их на товарном рынке. 3.Разработка технических условий (ТУ) на производство и поставку золошлаковых отходов конкретных ТЭС. Предложения ОАО «ВТИ» по сотрудничеству с энергокомпаниями в области использования золошлаковых отходов ТЭС

20 Разработанные ОАО «ВТИ» стандарты организации ОАО РАО «ЕЭС России» ТЭС. Экологическая безопасность. Защита водной среды ТЭС. Экологическая безопасность. Технические требования к установкам и системам управления очисткой дымовых газов от оксидов серы. ТЭС. Экологическая безопасность. Загрязнение почв (ЗШО) ТЭС. Экологическая безопасность. Технические требования к установкам и системам управления очисткой дымовых газов от оксидов азота по технологиям СНКВ и СКВ и системам управления азотоочистными установками ТЭС. Экологическая безопасность. Требования по контролю и управлению режимами работы котлов при оснащении их технологическими методами подавления оксидов азота

21 Ежегодно на предприятиях отрасли образуется более 20 млн т отходов твердых и жидких, всего более 110 видов. Среди них: - отработанные ртутные машины и ртктьсодержащие приборы; - аккумуляторы, кислоты и щелочи аккумуляторные отработанные; - все виды отработанных масел, ГСМ; - шламы и осадки нефтепродуктов и др. Инструкция : - определяет порядок обращения с опасными отходами; - обозначает мероприятия, направленные на снижение влияния отходов на окружающую среду (оборудование мест их временного хранения, возможность использования на предприятии, порядок транспортировки, размещения на полигонах и передачи организациям, имеющим соответствующие лицензии). На основе разработанной «ВТИ» типовой инструкции с учетом местных условий, на каждом предприятии отрасли должны быть разработаны мероприятия по снижению количества образования отходов и местные инструкции по их обращению. Типовая инструкция по обращению с экологически опасными отходами, образующимися на предприятиях отрасли

22 На предприятиях отрасли применяются различные вещества нефтяного происхождения (ГСМ), обладающие опасными свойствами: - различные жидкие топлива от легких дистиллятных до тяжелых золосодержащих (остаточных); - энергетические и смазочные масла; - различные нефтепродукты. Инструкция определяет порядок обращения с экологически опасными веществами при их использовании, хранении, транспортировании, утилизации и ликвидации. В приложениях к инструкции приведены: - используемые вещества и материалы нефтяного происхождения, их опасные свойства, классы опасности, величины ПДК; - назначение ГСМ, условия их применения, характеристика. Для каждого предприятия отрасли на основании этой инструкции должны быть разработаны местные инструкции и комплексы организационно-технических, санитарно-гигиенических и медико-биологических мероприятий, обеспечивающих безопасную работу с опасными веществами. Типовая инструкция по обращению с экологически опасными веществами, используемыми при производстве электроэнергии на предприятиях отрасли

23 Руководство по подготовке экологически обоснованных инвестиционных проектов в электроэнергетике (для вновь сооружаемых, реконструируемых, модернизируемых или технически перевооружаемых энергетических объектов) Этап I. Рассмотрение вариантов природо- охранных технологий и мероприятий Этап II. Технико-экономическая оценка возможных природоохран- ных технологий и мероприятий, выбор оптимального варианта Этап III. Разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации по выбранным природо- охранным технологиям и мероприятиям Рекомендуемое природоохранное оборудование и природоохран- ные мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность Экономическая оценка природоох- ранных технологий и мероприятий Снижение выбросов загрязняющих веществ: - летучая зола: электростатические, фильтрующие, инерционные сухие и мокрые золоуловители; - оксиды азота: технологические способы, селективное восстановление; - оксиды серы: мокрые, мокро-сухие, сухие технологии. Снижение сбросов загрязняющих веществ: - организация рационального водоснабжения по замкнутому циклу; - очистка засоленных, замазученных и других видов стоков; - совершенствование технологических схем водоподготовки. Твердые отходы: - природоохранные мероприятия по золоотвалам; - использование золы и шлака в других отраслях хозяйства. Защита от электромагнитного излучения. Рыбоохранные мероприятия Методические подходы к оценке капитальных вложений Методические подходы к оцен- ке эксплуатационных затрат Нормативы удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы уровней шума, электрических и магнитных полей, нормирование других видов загрязнений

24 Обоснование инвестиций по модернизации экологически неблагополучного оборудования Типовые технические решения для реализации инвестицион- ных проектов Сооружение стенда комбини- рованной очистки дымовых газов ТЭС. Технические требования на головной образец Технические требования к системам золо- шлакоудаления Улавливание и захоронение СО 2 из энергетических циклов Мероприятия по увеличению переработки и использования золошлаковых отходов ТЭС Экологические показатели качества топлива, сжигаемого на ТЭС Разработка технических решений и мероприятий, имеющих общесистемный экологический характер

25 Тел.: Тумановский Анатолий Григорьевич