Лекция 9 ПОНИМАНИЕ как интеллектуальная функция и методологическая техника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Advertisements

3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
ОтличияБытовое общениеМыслекоммуникация Характер (природа) Естественно- натуральное, спонтанное Естественно - искусственный характер, как правило, специально.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
Индивидуальный характер понимания. Причины непонимания: 1. Общий фронт: Противоречие между индивидуальной способностью каждого ученика освавать учебный.
Что такое «методология»? Чем она отличается от «науки» и «философии»?
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ИНОПЛАНЕТНЫЙ РАЗУМ КАК НЕПАРАДИГМАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА «Вероятность самого явления несущественна, важна его структура» С.Лем, «Сумма технологии»
Формирование метапредметного содержания образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего среднего(полного)
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Предмет, распредмечивание, опредмечивание Доклад на конференции по схематизации Розин В.М.
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Тема лекции. 1. Речемыслительный уровень как один из элементов модели психических познавательных процессов ( по Б. Ф. Ломову ). 2. Речь как специфический.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Транксрипт:

Лекция 9 ПОНИМАНИЕ как интеллектуальная функция и методологическая техника

Проблема понимания возникла очень давно: в античные времена впервые встал вопрос о толковании библейских текстов. В новое время решение проблемы понимания связывается в основном с Ф.Шлейермахером, М.Хайдеггером, Г.Гадамером

Этимология слова «понимать» - в русском – от слова «имать» - «хватать» (отсюда же– «поймать» - в немецком – «begreifen» - «схватывать», «Begriff» - «понятие» - в греческом – « καταλίπσίσ » - понимать в смысле «схватывать отвлечённый образ» χερμεσ – греческий бог торговли и толкования иностранных слов (отсюда – «герменевтика» – наука о законах и принципах понимания) - в английском – «understand» - «ставить под…» («понимать», значит, «подводить под понятие») Этими различениями задаётся практически всё в понимании

Проблемные точки понимания 1) понимание - индивидуальная функция человека (в отличие от знания и мышления), но понятия общекультурные (одни для всех) 2) для многих оно - мгновенно (иногда говорят – «круглое»), для других процессуальное (длящееся) 3) оно может быть поверхностным, а может иметь бесконечную глубину (развивать понимание чего-либо можно всю жизнь)

4) понимают благодаря языку, но не слова (парадокс в том, что говорят одно, а понимают совсем другое) 5) понимают то, чего не знал (дважды понимать одно и то же бессмысленно), но без знаний оно тоже невозможно 6) помнят то, что было, понимают – то, чего раньше не было (понимание ситуативно и контекстуально) 7) оно ортогонально рефлексии (демонстрируемую рефлексию можно только понимать, понимание – только рефлектировать), но без рефлексии понимание невозможно

Парадокс понимания: Зачатки понимания есть уже у животных (они без всяких слов мгновенно понимают ближайшее ожидаемое действие человека или другого животного). В то же время, у человека оно часто замещено узнаванием Показательный пример: Ильенкова как-то спросили, что делает ГП? Тот зашёл в зал, где ГП читал лекцию и через минуту вышел с диагнозом: «ГП излагает Гегеля с помощью радиосхем». Подобные «диагнозы» - нередкость, но к пониманию они не имеет никакого отношения! Чем цивилизованней человек, тем меньше у него способностей к пониманию

Вопрос одного собутыльника другому: «Ты меня понимаешь?» или каждодневный вопрос учителя к неуспевающему ученику: «Ну, ты, наконец, понял?» - с точки зрения методологии, к пониманию отношения тоже не имеет. Это – языковые ошибки. текст говорящий Исходный акт коммуникации текст обстановка понимающий Исходный акт коммуникации граница

Понимают не текст, а то, что за ним стоит – деятельностную ситуацию Задача понимающего: интенциональный прорыв «за текст» - к пониманию ситуации говорящего текст обстановка Интенции сознания Sit - ?

Ситуации (Sit) как натурального объекта не существует Принципиальные характеристики Sit: - Sit – это то, во что «вляпываются» (она всегда негативна, а при принципиальном отсутствии средств - проблемная ). - Sit всегда чья-то (она принципиально субъективна: она у человека, организации, страны или ещё кого-то конкретно). - Sit связана с невозможностью продолжения нормальной деятельности (противостоит ей) из-за отсутствия средств. - Sit вычленяется из внешней обстановки говорящего (без противопоставления обстановке её не существует). - Интенции сознания понимающего (феноменальное – т.е. укоренённое, «реальное» - ви дение Sit) могут быть ошибочными (у разных понимающих субъектов они могут сильно отличаться).

Основания отличий в феноменальном ви дении людей обстановка Люди с неодинаковой организацией сознания видят в одной и той же обстановке разное разные организационные схемы

«Естественным может быть лишь непонимание» – Ф. Шлейермахер Прорыв к пониманию ситуации может быть за счёт овладения техникой расщепления позиции понимающего на: - ПоРе – «понимающую рефлексию» (естественная составляющая понимания) - РеПо – «рефлексивное понимание» (искусственная составляющая понимания)

Герменевтический круг понимания Шлейермахер: «Нельзя понять целое, не понимая каждого фрагмента этого целого, но нельзя понять ни одного фрагмента целого без понимания этого целого». ГП: « Функция есть свойство какой-либо части целого, возникающее за счет его связей с другими частями целого» * * ПоРе РеПо По Способ употребления действительность Смысловая структура сознания Экспликация смысловой структуры Привнесение рабочего понятия и контекста Ку Sit обстановка ?

ПоРе – чувственная сторона понимания, отвечает за фиксацию смысла (обычно заканчивается «ага-эффектом» узнавания). РеПо – рациональная сторона понимания, привносит в него мыслительные средства (различает и разделяет разнородный смысловой материал). Мгновенное («круглое») понимание у тех, кто имеет только ПоРе – чувственную «половину» герменевтического круга. РеПо – процессуально, обеспечивает прорыв «от явления к сущности, а далее – к действительности» – Г.Гегель. Действительность можно только понимать, познавать её бессмысленно Животные ближе к действительности, чем многие люди. Восточные люди более понимающие, чем европейцы

Инструментами понимания являются: - понятия (их рабочие «слепки») ; - способы взятия понятий (их употребление в следующем акте деятельности – кинетика понимания); Результатом процесса понимания является структура смыслов – «сетка», наложенная на разнородный материал ситуации и задающая её целостность - ГП «Смысл – это то, структурой чего является сознание; сознание – это то, материалом чего является смысл» - О.И.Генисаретский

Характеристики «смысла»: - «смысл» всегда предметен (он физический, математический, экономический, финансовый и т.п.); - «смысл» – результат понимания действий; - «понимать смысл» - бессмысленное выражение; - «природа» смысла – функция от средств понимания - понятий; - «смысл» - семантическая единица (целостность действия); - «бессмыслица» – нецелостная семантическая единица – фрагмент или сама ситуация (в какой-то ячейке смысловой структуры нет адекватных средств достижения цели); СР цель Р ? ?

В методологии общественных изменений «внутренний смысл» (is) общественного образования (ОО) – основание для постановки целей и осуществления действий ОО, недетерминированных внешними условиями и обстоятельствами; (is) зависит от собственного имени ОО (n) – сложного семиотического и символического образования, задающего отдельность и самость ОО Модель общественного образования (ОО) (Х) (n) (rf) (is) (s)(s) Х – материальное «тело» ОО n – собственное имя ОО is – внутренний смысл ОО s – схема действий ОО rf – рефлексия ОО Х – материальное «тело» ОО n – собственное имя ОО is – внутренний смысл ОО s – схема действий ОО rf – рефлекс

Понятие в СМД-Ме – инструмент понимания и средство координации действий кооперативно связанных деятельностных позиций. Если деятели действуют без понятий, деятельность разрушается.

Понятие (ПО) в СМД-методологии – структура иерархически организованных нормированных операций и процедур, которыми руководствуется деятельностная позиция Понятие организовано какой-либо категориальной схемой (это - онтологическая заданность ПО – показывает, с чем мы имеем дело) и рамками-способами его употребления (это - деятельностный контекст ПО – показывает, как мы его употребляем)

Примеры устройства понятия с точки зрения СМД-МЕ Структура понятия «производство» на Западе в СССР ор пр им N N N N техник инженер цель развитие ор пр им N «инженер» план партру- ководи- тель в рамке в рамке технологического развития социальной организации

Понятие в методологии общественных изменений – понимающая единица, средство организации понимания общественных инженеров. Понятие – целостная монада, неиерархорованная структура культурно детерминированных смыслов действий, организованных категориальной схемой и рамками-схемами его употребления. Понятие должно различать смысловой материал в мысли и создавать возможность разделять натуральный материал в действии

Пример устройства ПО в методологии общественных изменений Структура понятия «государство» ИВ армия полиция образование транспорт связь ПВ Конституция Конституционный суд президент В рамке демократической организации общество

Особенности понятий - всегда ориентированы на будущие изменения реального положения дел (за счёт своей идеальности, чего никогда нет в реальности) - задают феноменологичность действий (непосредственное видение «как?») (отсутствие феноменологичности = отсутствию понятия и понимания) - построенное понятие = «половине» проекта будущих изменений (задаёт понимание, с чем имеем дело, и для чего и как следует действовать)

Построение понятий в СМД-Ме предполагает умение: 1) двигаться в логике категориальной схематизации понятия; 2) работать со знаковым конструктором СМД-МЕ. Понятия строятся в мышлении и привносятся в сознание

Построение понятий в МЕ-ОИ предполагает умение: 1) работать с материей языка; 2) использовать категориальную схематизацию; 3) организовывать понимание («расчищать» старую и создавать новую феноменологию сознания). Понятие строится на стыке трёх пространств: Мы, Со и ЯЗ

Принцип построения понятия (по С.В.Попову) ситуация смыслы сознание пространство понимания (сознания) пространство языка пространство мышления Категориальные расчленения Рамка употребления Когда всё это на сознании схлопывается, люди понимают и видят ситуацию

Способы передачи понятий Собственных объективированных (предметных) форм существования у понятий нет (причина: понятие крепится на сознании), поэтому понятия передают суррогатными способами: - либо за счёт пространного рассуждения (чтобы в сознании появились смыслы); - либо через схематизацию смысловой структуры (тем самым передаются «строительные леса» конструкции понятия; - либо за счёт типологических матриц-пустогра- фок (фиксирующих расчленение понятия на разные его типы); - либо энумерацией существенных моментов понятия (заданием «кристалла» понятия). В любом случае: формулировкой определения понятие и понимание передать нельзя!