Методические основы подготовки дидактических материалов Вачкова С.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
Advertisements

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ». ИКТ – «это совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора,
Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе МОУ СОШ 3 МО г.Тихорецк г.
Информационные технологии в образовательном процессе как средство повышения мотивации и познавательного интереса учащихся МОУ СОШ с. Чемодановка 2007 год.
Использование цифровых образовательных ресурсов в практике работы учителя биологии © МОУ СОШ 24 учитель биологии Никулина Е.В.
LOGO Возможности информационных и коммуникационных технологий для развития учебно- исследовательской среды и повышения информационной культуры.
Конструирование урока математики с использованием ИКТ.
Использование ИКТ на уроках Лобос С.А. – заместитель директора по УВР.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Использование ЭОР на уроках математики. Актуальность Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не.
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Информационно – коммуникационные технологии – (ИКТ) в деятельности преподавателя школы.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Презентация на тему: Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
Использование современных информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Транксрипт:

Методические основы подготовки дидактических материалов Вачкова С.Н.

План Введение Какие материалы можно считать дидактическими Что должен знать и учитывать учитель при создании дидактических материалов Какие дидактические материалы может создать учитель для учебно- воспитательного процесса

Работа с любым дидактическим материалом подразумевает опору, во-первых, на разработанные учеными дидактические принципы и методы обучения, а во-вторых, на психологические особенности восприятия информации обучающимисяпринципыметодыособенности восприятия Важное предварительное замечание

Дидактические принципы и методы обучения Принцип систематичности Принцип последовательности Принцип доступности Принцип активности Принцип наглядности Методом обучения, исходя из этих принципов, является способ подачи информации к органам чувств человека: словесные: устные или письменные, чувственные: наглядные, звуковые, осязательные, практические (В.П.Беспалько)

Методы обучения В педагогической деятельности чаще используются следующие методы: проблемно-поисковые; квазиисследовательские; творческие; развивающие и нацеленные на саморазвитие; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; программированного обучения; игровые; диалогические; метод проекта; информационные; и др. Содержание и методы обучения должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным; причем, как в одной и той же ситуации, так и в разных учебных и социальных ситуациях.

Каналы восприятия информации Визуальный Аудиальный Кинестетический В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким поведением: воздействовать на оптическую, акустическую и кинестетическую системы учащихся. Учитель должен быть понятен и доступен ученику с любой системой обработки информации и вовремя определить, что информация принята. Л.М.Митина

Под дидактическим материалом понимают: Вид учебных материалов… Задания, раздаваемые учащимся для выполнения, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, иллюстрации, репродукции картин. Вид методического пособия (учебного пособия) для учителя. Особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом.

Виды дидактических материалов Готовые дидактические материалы: книги, пособия, карточки, таблицы, иллюстрации и т.д. книгипособиякарточкитаблицы иллюстрации Дидактические материалы, созданные учителем (на бумажных или электронных носителях). Например, кроссворды, карточки с заданиями (1, 2), иллюстрации, шаблоны презентаций и публикаций для предоставления результатов своей работы учащимисякроссворды12иллюстрациипрезентацийпубликаций

Издание: Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал. 5 кл. Предмет Литература Класс 5 Автор Коровина В.Я. Тип литературы Дидактические материалы Уровень образования Основная школа Примеры дидактических материалов

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка : 7 класс.- М.: АРКТИ, 1999 (Люберцы: ВИНИТИ, производственно- издательский комбинат).- 40 с.; 60х88/16.- (Методическая библиотека).- ISBN (В обл.), экз. (тир.)М.АРКТИЛюберцы ВИНИТИ, производственно- издательский комбинатМетодическая библиотека Пособие содержит дидактические материалы (тексты и задания к ним), направленные на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы. Особое внимание уделено воспитанию чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможно глубины пушкинских произведений. Книга адресована учащимся школ, гимназий, лицеев и рассчитана на ее использование как в обычных классах, так и при углубленном изучении русского языка

Примеры дидактических материалов

Картинный дидактический материал Примеры дидактических материалов

Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 11 класс. Дидактические карточки-задания по географии. 6 класс: К учеб. Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии. 6 класс". Примеры дидактических материалов

Функции дидактических материалов Разрабатываемые дидактические материалы могут стать: помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков; стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме; средством проведения исследований и ресурсом для создания новых творческих работ учащихся; средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся.

Необходимые качества дидактических материалов: Вариативность форм и способов подачи материала Вариативность форм и способов подачи материала Ориентация на обучение с опережением Ориентация на обучение с опережением Увлекательность содержания Нацеленность на развитие мыслительных способностей Нацеленность на развитие мыслительных способностей

Учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно

Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Следует учитывать принципиальное положение Л. С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой". Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать их, объяснить, показать

Качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно

Учителю следует обращать внимание на развитие таких мыслительных операций, которые делают учащихся более успешными в изучении учебных предметов. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный

С использованием каких средств можно создать дидактические материалы (бумажные и электронные) ? С помощью: текстовых редакторов электронных таблиц графических редакторов учебных программных сред обучающих программ и систем а также возможностей Интернет обучающих программ и системИнтернет Дидактические материалы предоставляют учителю большие возможности для организации учебного процесса возможности

Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать на экране компьютера создание (ввод символа или текста); редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка); форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта); на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).

вычисление значений, использование различных формул, пересчет формул при изменении данных, построение диаграмм и графиков, использовать различные способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул и др.

работа с объектами, изображением (построением) объекта; редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.); редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.)

свободный доступ к самой разнообразной информации; возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме; использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин; возможность тестирования для определения уровня своих знаний; дистанционное обучение; участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах

«КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» Ведущий российский разработчик электронных изданий, создатель самой обширной и разнообразной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно- познавательных, обучающих мультимедиа-продуктов для широкого круга пользователей, учреждений образования. «Просвещение-МЕДИА» Компания «Просвещение-МЕДИА» была образована в 2001 году в результате стратегического альянса Издательства «Просвещение», Института новых технологий образования и компании «Новый Диск» с целью разработки и внедрения высококачественных электронных обучающих и образовательных продуктов для повышения качества образования на всех уровнях. Примеры электронных изданий:

Какие возможности дают учителю электронные дидактические материалы? 1) Использование различных подходов к изучаемой теме; 2) личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения); 3) усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации; 4) активизация деятельности учащихся; 5) вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно- образного, теоретического, творческого мышления; 6) формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения; 7) изменение характера познавательной деятельности;

8) модульность; 9) относительная простота разработки и доступность ее освоения; 10) возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом; 11) автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов 12) осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности; 13) автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени; 14) визуализация учебной информации; 15) моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью; 16) обеспечение доступа к сети информации; 17) формирование культуры учебной деятельности; 18) информационной культуры общества.

Технология создания и применения дидактических материалов: определение целей обучения; отбор содержания учебного материала: анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания; определение области и цели использования в системе уроков; разработка системы уроков: проектирование компьютерных заданий для отобранных уроков; выбор адекватного способа представления учебного материала; выбор программных средств; программная разработка компьютерных заданий; выработка критериев оценки результатов обучения; разработка средств контроля знаний и способов их применения; включение дидактических материалов в образовательный процесс; интерпретация полученных результатов

Литература: Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М., Джеоф Грехем. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. – М., Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей предметников /RELARN Тезисы доклада. - Федерация Интернет образования. Литературная энциклопедия в 11 томах Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение. Марусева И.В., Соломин В.П., Волкова И.В. Разработка дидактических материалов учителем с применением ЭВМ на примере школьного курса биологии Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., и др.

Автор: Вачкова С.Н., Спасибо за внимание