МОУ «Гимназия 85» г. Барнаул 2011. Работа с одаренными детьми Презентация подготовлена заместителем директора по НМР МОУ «Гимназия85» Г.А.Васильевой,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по русскому языку по теме: Работа с одаренными детьми на уроках русского языка.
Advertisements

Программа поддержки талантливых детей МОУ «Гимназия 85» города Барнаула. Презентация подготовлена заместителем директора по НМР МОУ «Гимназия85» Г.А.Васильевой.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Стратегия успеха в образовательной области «Технология»
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Реализация дополнительного образовательного компонента профильного обучения как технология формирования социальных компетенций обучающихся МОУ «Гимназия.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Ф ИРСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации) «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть.
Познавательная потребность – интеллектуально-личностное «ядро» развития одаренности Педагогические чтения Март 2009 МОУ средняя общеобразовательная школа.
Формирование «портфолио» обучающегося профильной школы Семинар-практикум Томилова С.Б., зам.директора по УВР МБОУ СОШ 32 города Белово.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ 9 г. Амурска.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в МБОУ СОШ 3 (из опыта работы) Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда.
Психологическое сопровождение поточного обучения Презентация подготовлена Габдуллиной С.А., педагогом-психологом МАОУ «Лицей 8» г. Перми.
Педагогический совет 3 МКОУБутурлиновской ООШ 3 ( г.) Повестка дня : 1. Работа с одаренными детьми (докладчик Гайворонская Т.М., содокладчики.
Этапы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки ЭтапСрокиСодержание I уч.г. - диагностика индивидуальных различий учащихся,
Транксрипт:

МОУ «Гимназия 85» г. Барнаул 2011

Работа с одаренными детьми Презентация подготовлена заместителем директора по НМР МОУ «Гимназия85» Г.А.Васильевой, учителем русского языка и литературы В.И.Ковалевой, учителем физики О.И.Медведевой

Особенность МОУ «Гимназия 85»

Направления ППП и ПО

Программа развития Работа с детьми ведется в соответствии с программой развития гимназии «Эстетика. Выбор. Успех» ( г.г.), «Воспитание социально-компетентной личности в условиях эстетико-развивающей среды» (2010 – 2015 г.г.)

Одаренный ребенок Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Характерные черты одаренных детей Характерные черты одаренных детей любопытство, любознательность, познавательная потребность сверх- чувствительность к проблемам склонность к задачам дивергентного типа типа высокая концентрация внимания отличная память большой словарный запас специфические интересы и склонности способность к самооценке способность к прогнозированию легкость ассоциирования продуктивность мышления гибкость мышления оригинальность мышления

Модель одаренности Ж. Рензулли Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность). Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.

«Поле» взаимодействия одаренного ребенка «Одаренность определяется врожденными задатками, но сможет ли она развиваться- зависит от окружения.» Э.Ландау Психолог Учителя Родители Сверстники

Работа с одаренными детьми Цель : выявление доминирующих способностей у детей, оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации. Предупреждение развития одаренности по скрытому типу.

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Система психологических и педагогических мер, способствующих конструктивному развитию личности ребенка, развитию у него конструктивного и гибкого подхода к главным формам и условиям современного и будущего мира. Иными словами, дети должны быть способными гибко и адекватно приспосабливаться к самым различным социально – экономическим условиям, уметь быть успешными в деятельности и строить взаимовыгодные отношения

Приоритеты в работе на каждом возрастном этапе: 1 – 4 классы. Развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству; изучение ассоциативной, зрительной, механической памяти детей, их способности к концентрации внимания; готовность к школе; формирование портфолио. 5 – 6 классы. Обеспечение преемственности обучения на этапе перехода к среднему звену, адаптация учащихся к требованиям 5 класса, развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплоченного коллектива; предлагаются курсы: «Наглядная геометрия», «Обществознание», «Русская традиционная культура»; выявление общих интеллектуальных способностей; оформление портфолио, привлечение учащихся к работе в НОУ.

7 – 8 классы. Формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, обеспечение школьника средствами самопознания, развитие, коммуникативных навыков; курс «Наглядная геометрия» продолжается как курс «Геометрия»; проводится исследование склонностей, профессиональных интересов учащихся; определяются ведущие способности учащихся; продолжение работы в НОУ; оформление портфолио. 9 – 11 классы. Формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении; сохраняется и продолжается курс «Правоведение» и «Обществознание»; предлагаются элективные курсы, курсы по выбору (предметные); выявляется профиль обучения (профессиональные интересы); формируются профильные классы; работает НОУ; оформление портфолио.

Формы работы с одаренными детьми Расширение знаний по отдельным предметам Разноуровневый подход в обучении Профильные классы Курсы по выбору и элективные курсы Отслеживание результатов

Формы работы с одаренными детьми Использование тестов, выявляющих общие и доминирующие способности, творчество детей Совместная работа по выявлению высоких способностей по результатам краевых, городских олимпиад, соревнований, конкурсов, выставок Подключение педагогов и преподавателей вузов для индивидуальной работы с учащимися Оказание помощи советом, рекомендациями Отслеживание результатов

Банк данных на одаренных детей

Виды одаренности

Виды одаренности у учащихся гимназии

Диагностика одаренности Цель: Выявление интеллектуально и творчески одаренных учащихся для формирования групп по развитию личности и эмоционально- волевой сферы, предупреждение развития одаренности по скрытому типу.

Диагностические минимумы( в том числе по выявлению уровня интеллекта, способностей и интересов учащихся в разных возрастных группах): 1 классы- Психолого-педагогический скрининг Цель: Определение уровня психологической готовности к школе, выявление дезадаптации (Общие интеллектуальные способности) 2,3,4 классы- Невербальный тест Кеттела. Исследование различных видов памяти (слуховая, зрительная, СРИ) Цель: Определение уровня развития основных психологических функций в динамике 4 классы- Батарея «Определение уровня готовности к переходу в среднее звено», опросник Цель: выявление Мотивационной готовности, отношения к учению, развития психологических функций 5 классы- Батарея: тест Равена, Каналы восприятия, тест Лускановой, опросник «Отношение к школе», проективные методики на самооценку, тест Айзенка Цель: Создание возможностей индивидуального подхода к учащимся, выявление учащихся «группы риска»,выявление детей, проявляющие способности по предметам

6,7 классы- Блок ТSI-2, опросники: Причины школьных трудностей, Мотивы обучения, тест Филлипса Цель: Определение ведущих способностей учащихся (в цикле гуманитарных и математических наук),уровень текущего интеллекта с высокой долей наследственности, исследование мотивации и тревожности 8,9 классы- Методики: 1) Анкеты по предпрофильной подготовке, 2) ФЛАГ, 3)Частные методики по выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся Цель: Оценка уровня способностей, оказание помощи в выборе профиля обучения в старших классах и профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека 10,11 классы- Тест Равена, опросники: Исследование мотивов учения, Причины школьных трудностей, тест Фидлера- Ханина, тест Кондаша Цель: Исследование адаптации учащихся, взаимоотношений в классе, особенностей умственной деятельности, личностных особенностей

Категории одаренных в умственном отношении детей: Дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях; Дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность); Дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Пример мониторинга умственных способностей учащихся(1-5 кл)

Динамика уровня развития (1-4 кл.)

Результаты диагностики

Оценка интересов, склонностей и способностей учащихся Методики: опросник ДДО- выявляет профессиональные предпочтения в будущей деятельности Методика Дж.Голланда- определяет социальную направленность личности Анкета «Карта интересов»- определяет предметную область предпочтения Анкета «Оценка способностей школьника»

Результаты диагностики

Итоги анкеты «Оценка способностей школьника»( Юля К., 8-а)

Анализ анкет предпрофильной и профильной подготовки

Цель: Выявить предметные области профильной подготовки Выявить мотивацию выбора данного профиля Определить предпочтение определенных курсов по выбору (элективные курсы)

Предметные области профильной подготовки 9 А, г.

Анкета профиля 9–х классов ( 2009 г., общие результаты)

По итогам диагностики проводятся: Индивидуальные беседы Консультации для учащихся Консультации для классных руководителей Консультации для учителей-предметников Консультации для родителей Семинары и педконсилиумы

Портфолио- форма оценивания индивидуальных достижений учащихся 1-11 классов Цель: дать возможность каждому ученику показать все, на что он способен; Создать для ученика «стимул роста»; формировать личную траекторию образования; демонстрировать способность ученика практически применять приобретенные знания и умения; представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального продвижения в широком образовательном контексте

Педагогическая философия портфолио предполагает: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценки; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

Структура и содержание портфолио Раздел 1 «Мой портрет» (информация о владельце) Раздел 2 «Официальные документы» - аттестат об окончании основной школы - диплом - сертификат -удостоверение - грамота -свидетельство

Раздел 3 «Курсы по выбору, творческие работы и социальные практики» - зачетная книжка, свидетельствующая о прохождении курсов по выбору - творческие работы: проекты; исследовательские работы и рефераты; описание модели и макетов; примеры работ по искусству и т.д. - самоотчеты по социальной практике (языковая, трудовая, педагогическая и т.п.); участие в деятельности общественных движений, организаций, фондов и т.д. Раздел 4 «Отзывы и рекомендации» - письменный анализ школьником своей конкретной деятельности и ее результатов: резюме; автобиография; жизненные планы. - рецензии на статьи, опубликованные в СМИ. - благодарственные письма из различных органов и организаций -отзывы и рекомендательные письма от учителей

Портфолио используется для: определения рейтинга ученика, выбора профиля обучения в старшем звене, составления индивидуальной образовательной траектории.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Цель: Организовать такую работу с ребенком, которая не тормозит и не сдерживает, а обеспечивает наилучшие условия для развития детских способностей, раскрытия и реализации скрытых возможностей. Помочь ребенку в дальнейшем развитии и закреплении склонностей и поддержке самостоятельности, смелости в отступлении от общепринятого шаблона, а также поиске нового способа решения.

Одаренные дети, как хрупкие цветы, требуют бережного отношения к себе, понимания и свободы творчества Г.Я.Кудрина

Организация НОУ 1979г.- создание научного общества учащихся гимназии. Первый руководитель: заслуженный учитель России ГЕРУСОВА НИНА САМОЙЛОВНА

Секции НОУ: Химии и биологии Математики и информатики Физики Филологии Истории и социологии Иностранных языков

Направления деятельности НОУ Знакомство школьников с методами исследований. Организация лекториев по отдельным вопросам науки, техники и искусства. Создание условий для вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность Проведение школьных олимпиад. Проведение школьных НПК.

Направления деятельности НОУ Составление портфолио учащихся. Издание творческих работ, сборников стихов ( гг.-16 работ уч-ся). Участие в районных, краевых олимпиадах. Участие в районных, городских, краевых, всероссийских конференциях и конкурсах. Информирование учащихся о дистанционных, заочных олимпиадах, конференциях и конкурсах.

Три главных составляющих подготовки и выполнения исследовательской работы «Интересно» - тема работы должна вызывать интерес, потребность к поиску, творчеству, эксперименту «Хочу» - Выявляет личные цели и ценности. Желание решить поставленные задачи «Могу» - использование своих возможностей и способностей, состояния здоровья. Высокий уровень самостоятельности Интересно Хочу Могу

Результативность работы Темы творческих и исследовательских работ некоторых учащихся Ф.И. ученикаФ.И.О. научного руководителя Тема работыРезультат Аверьянова Маша Аверьянова Г.В. О чем расскажут наши имена? 2 место школа Деминова Виктория Грибанова Е.Б.Моя Ассоль (рассказ) 3 место школа Жукова Женя Рождественска я Г.Н. Письмо Робинзона Крузо к своим читателям 2 место школа Кеза КириллГрибанова Е.Б.Карлсон. 20 лет спустя (рассказ) 1 место школа

Осипова Мария Риш И.И.Символика рассказа Шукшина «Охота жить» 1 место краевой конкурс «Важно прорваться в будущую Россию» Осипова Мария Риш И.И.Поэтика цвета в поэзии Пастернака 2 место краевой конкурс «Озарение» Руденко Любовь Болдина С.З.Музыка и музыканты в рассказах Чехова 3 место в районе

Кириенко женя Рождественск ая Г.Н. Письмо М.Твена своему читателю 2 место школ Минаева Настя Щербакова Т.А. О чем может сказать фотография Гиппенрейтера «Опавшие осенние листья» 3 место школа Шмырина Лиза Болдина С.З.Уроки жизни героя книги Даниэля Дефо 1 место школа

Шмырева Марина Габдраупова Ф.А. Любовная коллизия как расхождение сущего и должного в романе Пушкина «Евгений Онегин» 3 место в районе Шевелев Виталий Габдраупова Ф.А. Образ красоты человека в сказке О.Уайльда «Мальчик- звезда» и рассказе Шукшина «Сураз»(опыт интертекстуального анализа) 2 место в районе

Ф.И.ученикаФ.И.О.научного руководителя Тема работыРезультат Алексеева Валерия Щербакова Т.А.Значение и символика острова Буяна в «Сказке о царе Салтане» 1 место в районе Гончарова Ксения Риш И.И.Тема карт в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама» 2 место в районе Долгова Анна Габдраупова Ф.А. Ритмические особенности поэзии Анны Ахматовой (на примере 2-х стихотворений) 3 место в районе

Другова АннаМедведева О.И. Глаз.Дефекты глаза.(Выявлени е дальтонизма у учащихся) 1 место в районе Шевелева Анастасия Медведева О.И. Звук.Влияние музыки на умственную деятельность. 1 место в районе ; 1 место в краевом конкурсе «Озарение » Попов Алексей Медведева О.И. ДВС и экологические проблемы района Докучаево 1 место в районе;

Савенкова Татьяна Ковалева В.И.Тайна слова «зегзица» (по «Слову о полку Игореве») 2 место в районе ;Диплом краевой конференции «Будущее Алтая» Свист Александр Ковалева В.И.Символика и цветопись в романе М.А.Булгакова «Мастер и маргарита» 2 место в районе Федин Денис Ковалева В.И.Хронотопическ ий анализ повести Булгакова «Собачье сердце» 1 место в районе

Новокрещенова Евгения Ковалева В.И. Читая стихотворение А.С.Пушкина «Бесы»(восприятие, толкование, 3 место в районе Руденко Надежда Медведева О.И. Э/М волны, их влияние на живой организм 3 место в районе Демченко Павел Медведева О.И. Охранное устройство 1 место в районе; Грамоты Краевой конференц ии «Будущее Алтая»

Демченко Александр Медведева О.И.Автоматическо е регулирование освещения (2005); Универсальны й таймер (2006) 1 место в районе; Диплом Краевой конференции «Будущее Алтая» Степченко Артем МедведеваО.И.Программно- Управляемый манипулятор 1 место в районе; Диплом Краевой конференции «Будущее Алтая»

Участие в олимпиадах и конкурсах Мероприятия (русский язык и литература) г.г г.г г.г г.г. Районная олимпиада Районная НПК Районный конкурс Городская олимпиада Городской конкурс Краевая олимпиада1 2 Краевой конкурс Всероссийский конкурс1 4 3 Всего

Школьные НПК Секция Ко л-во учеников год Кол-во учеников 2008 год Кол-во учеников 2009 год Русский язык и литература Алгебра 78 4 Геометрия Информатика Химия и биология Общест в-е История Иностранные языки Физики

Результативность работы учителей: Васильевой Г.А., Ковалевой В.И., Медведевой О.И. Год все го Число призе ров

Габдраупова Ф.А. –47 призеров

Достижения учащихся (из банка данных) Ф.И учащихсяВид одаренности Успехи, достижения Танков СтаниславТворческая, академическая, интеллектуаль- ная уч.г. 2место за прозу в краевом литер-ом конкурсе «Золотое перышко», дипломант в номинации «Поэзия» уч.г. 2 место в районной олимпиаде по русскому языку; 1 место в краевом конкурсе «Золотое перышко»(проза) 2006г. 2 место в краевом конкурсе»Первые шаги» в номинации «Вдохновение»,грамота за оригинальную прозу в городском литературном конкурсе «Души прекрасные порывы»

2008 г. 1 место в районном конкурсе чтецов, 1 место в районной олимпиаде «Юный книголюб», 1 место (проза) в краевом конкурсе литературных работ «Вдохновение» 2009 г. 2 место в номинации «Проза» Всероссийского фестиваля «Волшебная строка» (г.Екатеринбург); 1 место в номинации «проза» краевого конкурса литературных работ «Вдохновение»; 2010 г. 1 место в краевом конкурсе «Вдохновение» (номинация «проза»)

Варенникова Татьяна Интеллектуаль ная 2005 г. 2 место в краевом конкурсе «Золотое перышко» (поэзия) 2006 г. 3 место в городском конкурсе «Души прекрасные порывы»; 3 место в краевом конкурсе «Золотое перышко» (проза) 2008 г. лауреат городского конкурса юных поэтов «Слово», 1 место (поэзия) и диплом (проза) в краевом конкурсе «Вдохновение», диплом в номинации «Поэзия» ||| Межрегио- нального литературного конкурса «Устами детей говорит мир» (г.Томск) 2010 г.2 место в краевом конкурсе «Вдохновение»

Долгова АннаТворческая, Интеллек-ая 2008 г. дипломант краевого конкурса «Вдохновение»; 2009 г. 3 место в районной НПК по литературе; 3 место в районной олимпиаде по литературе; 2010 г. 2 место в районной олимпиаде по литературе Каленкина Наталья Интеллект-ая2006 г. 1 место в районной олимпиаде по русскому языку; 2010 г. 3 место в районной олимпиаде по русскому языку Абельдинова Валерия Творческая2008 г. 3 место в номинации «Любимые строчки» краевого конкурса «Первые шаги»

Исаян Аргине Интеллект-ая2010 г.1 место во Всероссийском конкурсе «Золотое руно» Федин Денис Интеллект-ая2004 г. 2 место в районной олимпиаде по русскому языку. Диплом победителя Всероссийского конкурса «Русский медвежонок» г. 1 место в районной олимпиаде по русскому языку г. 1 место в районной НПК по литературе Кузнецова Валентина Интеллект-ая творческая 2006 г. 3 место в краевом конкурсе «Золотое перышко» г. 2 место в районной НПК по литературе

Алексей М. обучение в гимназии с1 кл Способности- раннее развитие интеллекта (академическая одаренность) Результаты диагностик: 1 кл. – высокий уровень подготовки к школе 5 кл.- тест Кетелла-29баллов (8 уровень из 9) 7 кл – ТSI-2а – 9 уровень (из 9). Выявлен высокий уровень способностей к математическим и гуманитарным дисциплинам 8 кл - способности: математические, технические, филологические, коммуникативные, физические, художественные. Память -8 уровень 10 кл – тест Равена- !35 баллов (Высокий уровень интеллекта

Анкета «Способностей школьников»

Достижения ОлимпиадаНПКЕГЭИтоги Физика 1, 2 места в районе и городе, 3 место в крае, 2 место в регионе Русский язык - 1,2,3 места; Информатика- 2 место; История – 1 место Информати ка – 1 место; Физика- 2 место в районе Русский язык- 77 баллов; математика - 85 баллов; физика – 100 баллов Золотая медаль; Студент АлтГУ, отличник

Павел Д Поступление в гимназию – 8кл Способности – ярко выраженные к технике, радиофизике. Потенциальные признаки одаренности Проблемы, из-за которых ребенок был вынужден сменить школу: затруднение в самореализации, проблемы в общении со сверстниками из-за того, «что не такой как все».

Результаты диагностики 8 кл –способности: математические, конструктивно- технические 9 кл - Анкета интересов: физика, радио- физика. техника 10 кл – тест Равена – 140 баллов (высокий уровень)

Анкета «Способностей школьников»

Достижения Олимпиады НПКЕГЭИтоги Физика – 1,2,3 места в районной, городской и региональной олимпиадах (4 грамоты) Физика- 2 ДИПЛОМА Краевого конкурса «Будущее Алтая»,3 призовых места в районе,1 место в краевом конкурсе изобретателей Информатика – 1место в районе 95 баллов по итогам региональн ой олимпиады по физике. Серебрян ая медаль Студент АлтГУ, отличник

Трудности при сопровождении учителем исследовательских работ Проблемы в проведении эксперимента Слабая материальная база Недостаточная интеграция наук Перегрузка учителя и ученика