Презентация социальной (гендерной) экспертизы проекта бюджета РФ на 2006 год Проект ЮНИФЕМ «Гендерные бюджеты в России» профессор Ржаницына Л.С. Москва, сентябрь 2005 Текст экспертизы д.э.н., проф. Ржаницына Л.С. «Социальная компонента проекта бюджета 2006 г., гендерно чувствительные проблемы» см.
Основные показатели консолидированного бюджета РФ по проекту 2006 г. (млрд. руб.) Доходы расширенного бюджета (включая страховые фонды) составят 39% от ВВП на 3,4% ниже прошлого года
Главные индикаторы проекта консолидированного бюджета на 2006 г. по сравнению с проектом на 2005 г. ПоказателиЕдиница измеренияПроект 2005 г.Проект 2006 г. Рост консолидированного бюджета -доходы -расходы % к предыдущему году (31)* 32 (23)* Доля доходов, поступающих в: -федеральный бюджет - бюджеты территорий % в общей сумме 54,6 45,4 58,6 41,6 Стабилизационный фонд, ожидаемый на конец периода млрд. руб.1425,72242,3 Курс доллараруб.3028,6 Цена нефти Юралс за баррельруб.2840 Рост потребительских цен% к предыдущему году8,5 (оценка 10-11) 7,0 Рост ВВП% к предыдущему году4,8 (оценка 5,9) 5,8 *С учетом изменений в июле 2005 года
Изменения социальных расходов консолидированного бюджета РФ на 2006 год (млрд. руб.) Виды расходов2005 г. расчеты к проекту 2006 г. расчеты к проекту Рост - % Жилищно-коммунальное хозяйство328,9505,7154 Образование762,1884,6116 Культура, искусство, СМИ118,1154,4131 Здравоохранение442,4607,2137 Социальная политика527,8607,5115 Фонды социальных трансфертов регионам – софинансирование и компенсаций 56,999,0174 Итого2236,22858,4128 Доля социальных расходов к доходам бюджета - % 40,837,1
Относительная экономия социальных расходов при абсолютном их росте Социальные расходы бюджета 2005 г. 2236,2 млрд. рублей 40,8% к доходам консолидированного бюджета 2006 г. 2858,4 млрд. руб. 37,4% к доходам консолидированного бюджета Относительная экономия на структуре 282 млрд. руб. 3,8% к доходам консолидированного бюджета
Социальные показатели проекта бюджета на 2006 год Показатели2005 г. (оценка)2006 г. (прогноз) Уровень бедности - %15,813,5 Число бедных – млн. чел.22,619,2 Средняя заработная плата в экономике – руб. в месяц Рост реальной заработной платы - %10,99,9 Уровень безработицы - %7,97,8 Число официальных безработных – млн. чел.1,92,0 Пенсии – руб. в месяц Рост реальной пенсии %9,03,1 Коэффициент замещения пенсией заработной платы - %2826 Число учащихся в общеобразовательных учреждениях – тыс. чел Число учащихся в вузах – тыс. чел Обеспеченность местами в дошкольных учреждениях на 10 тыс. детей Подушевой норматив финансирования гарантий бесплатной медицинской помощи и программы медстрахования (руб.на одного жителя в год ) 5583,7 (рост 29%) 5974,3 (рост 7%)
Задание Президента РФ по увеличению заработной платы бюджетникам не выполняется Считаю необходимым в течение трех лет добиться повышения доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза. (Послание Президента Федеральному Собранию, Парламентская газета от 26 апреля 2005 г.) По прогнозу Правительства социально- экономического развития РФ на гг. - только 1,27
Динамика показателей по заработной плате для работников бюджетных отраслей в гг. Показатели2004 г.2005 г.2006 г.2008 г. Заработная плата в среднем по экономике – руб. в месяц 6739, Заработная плата в образовании – руб. в месяц 4207, Соотношение заработной платы в образовании к средней по экономике - % 62,463,164, МРОТ (среднегодовой) руб. в месяц Нет прогноза Количество МРОТ в средней заработной плате в образовании 976…… Соотношение МРОТ и заработной платы в образовании - % 14,31410…… Рост заработной платы (нарастающим итогом к 2005 г.) % в среднем по экономике в образовании Рост потребительских цен- %124 Рост реальной заработной платы - % в среднем по экономике в образовании
Базовые соотношения в заработной плате и их проблемы ЗП в среднем по экономике – руб. в месяц 0,303472,4950,22223,46739,58427, МРОТ (среднегодовой) руб. в месяц 0,0742,583,5107, (800 с 1.9) 1000 (1100 с 1.5) Нет сведе- ний ПМ трудоспособ. – руб. в месяц **)297,2462,41320,02662,03052,03375,03950 Отношение МРОТ к ПМ - % **)14,318,18,222,524,429,6***) Отношение МРОТ со средней по экономике - % 23,1 *)9,08,84,88,9 10,0***) *) В 1992 году при новой российской власти соотношение МРОТ с средней ЗП – 10,4%, тогда как в СССР в 1990 году – 23,1% **) Показатель установлен в 1992 году, тогда соотношение МРОТ и ПМ по расчетам из статданных – 29,6%. Соотношение МРОТ со средней ЗП – 10,4%, тогда как в 1990 году-23,1% ***) Если МРОТ =100%ПМ, то он 3,95 тыс. руб., а соотношение со средней ЗП тогда составит только 30%, при рекомендациях ЕС – 60%.
Гендерно чувствительные расходы федерального бюджета на гг. (в млрд. руб., примерная оценка на IX 2005) Направления расходов2005 г.2006 г. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука) Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин19,922 Охрана здоровья матери и ребенка в системе медицинского страхования6,66,8 Улучшение родовспоможения – сертификаты беременным-7,5 Бесплатные лекарства льготникам-женщинам12 Ежемесячные пособия на детей44,3 Пособия по беременности и родам14.311,3 По уходу за ребенком до 1,5 лет6,28,6 На рождение911,4 При постановке на учет в ранние сроки беременности0,150,14 Дотации на детский отдых, оздоровительные лагеря за счет соцстраха за счет бюджета 12,6 1,3 13,4 1,3 Санаторно-курортное обслуживание женщин по социальному пакету и по соцстраху3,53,3 Пенсии по старости, инвалидности, за потерю кормильца (по доле женщин) Дети – инвалиды, пенсии14,115,2 Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот4,04,3 Увеличение льгот по налогам на детей по подоходному налогу5,2- Федеральная целевая программа Дети России2,0 Федеральная целевая программа Субсидирование молодых семей при приобретении жилья0,555,05,0 Итого по перечисленным позициям1019, Справочно: доходы федерального бюджета и страховых фондов Процент гендерно чувствительных расходов2220