Раздел 5 Театр и музыка Средневековья X - XV века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к олимпиаде по МХК 10 класс. Музыка средневековья Месса- католическое богослужение. Пассионы- повествование о страстях Господних, исполнялись.
Advertisements

МУЗЫКА И ТЕАТР СРЕДНИХ ВЕКОВ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, гл. 17 Учебник, гл. 17 Представление модели МИСТЕРИИ на столе Представление модели МИСТЕРИИ на.
Тема урока Театр и музыка едины Учитель истории СОШ 41 Константинова Елена Петровна.
Театральное искусство и музыка Средних веков Средних веков.
Театр Средневековья. Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища. Возникший в недрах церкви, тяготевший к пышности и торжественности.
Театр и музыка Средневековья. Театральное искусство и музыка Средних веков.
Урок по теме «Музыка Средневековья» Автор: Синкина Ирина Александровна учитель истории, музыки ГОУ ЦО 1862 г.Москвы.
Поэзия, которую поют… Встреча первая Из истории бардовской песни Коллективный творческий проект 2008.
Церковная музыка Народное творчество Музыка становится главным инструментом в руках церкви для привлечения прихожан Храмы и монастыри стали центрами.
Театр и музыка едины Работу выполнили учащиеся 10А класса ГБОУ СОШ 901: Толчина М., Белышкова М. Руководитель: Гуженко Т.В. Часть 1.
Театр Средневековья. Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища. Возникший в недрах церкви, тяготевший к пышности и торжественности.
Музыка эпохи Возрождения Тема урока :. Цель урока Задачи урока.
Театр и музыка едины Работу выполнили учащиеся 10А класса ГБОУ СОШ 901: Толчина М., Белышкова М. Руководитель: Гуженко Т.В. Часть 3.1.
К А Н Т А Т А О Р А Т О Р И Я К А Н Т А Т А О Р А Т О Р И Я.
Возникновение жанра © Брунец Михаил Степанович, преподаватель музыки, Гимназия 56, 2007 год.
Средневековая культура. Средневековые книги и книжная миниатюра.
Музыка как интонационное выражение христианства. Цели: - ориентация педагогов и школьников на духовно- нравственное, патриотическое и музыкально- эстетическое.
Подготовка к ГИА. Роды литературыЖанры Эпос (греч. - повествование) рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях; изображение внешней.
Поэзия трубадуров, миннезингеров и вагантов Презентацию составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Турушева Любовь Ивановна.
Выполнила ученица 8 Ф класса МАОУ « Лицей 4» г. Чебоксары Салмина Мария Музыка первой половины XIX века.
Транксрипт:

Раздел 5 Театр и музыка Средневековья X - XV века

Вопрос: Какое место занимает музыка в Средние века? Музыка Средневековья

В музыке Средневековья господствует монодический склад. То есть под сводами собара звучал одноголосый мужской хор. Музыка была преимущественно анонимной. 606 год- кодификация папой Григорием Великим свода песнопений католической церкви в «Григорианском антифонарии», где установил соответствие музыки разным этапам службы. В определённый день церковного календаря исполнялись Григорианские хоралы.

Вопрос: Каков характер этой музыки? Звучит 1 и 2

Григорианские хоралы, которые делились на две группы: - распевные, связанные с формированием мессы - речитативные, связанные с формированием пассионов.

Месса- католическое богослужение. Название «месса» происходит от латинского выражения «Ite, missa est ecclesia» – «Идите, собрание распущено». Этими словами на заре христианства из церкви удалялись перед началом богослужения лица, проходившие испытание; в церкви могли оставаться только принятые в общину. Текст мессы обычно поется, реже – читается. Язык месс – латинский. Мессы бывают: обиходные (Ordinarium) заупокойные (Requiem) торжественные (Solemnis). Месса имеет 6 частей: Кyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria («Слава в вышних»), Сredo («Верую»), Sanctus («Свят»), Benedictus («Благословен»), Agnus Dei («Агнец Божий»).

Пассионы- повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев. В них был развит элемент театральности. Речитативные разделы чередовались с вокальными – хоровыми.

Литургическая драма – более народная, светская по духу, театральная. С середины 1 тыс. Страсти Христовы стали обрастать бытовыми подробностями, жанровыми сценками, что вызвало беспокойство церкви, и, в результате произошло отделение от пассионов другого жанра, более народного и театрального – литургической драмы. Она исполнялась в любое время, сюжеты – библейские. Допускались не только речетативы и мелодии типа Григорианского хорала, но и лирические песни, музыка шествий, танцев. В этом жанре была возможность участия ансамбля.

Первые образцы полифонии : имитационные, контрапунктические (cantus firmus- техника пения на основную мелодию), бурдонные ( один выдержанный звук в основе). Вопрос: Какой из этих трёх образцов представлен в музыкальном отрывке? Звучит органум 10 На певческую практику Англии и Франции влиял несохранившийся до наших дней фольклор этих стран. Именно в них на рубеже тысячелетия в церковной практике начало появляться многоголосие.

Жанры полифонии: канон, органум ( подобие звучания), мотет ( светский, mot- «слово»). Большой популярностью пользовались мотеты как духовные так и светские, каждый голос которого мог звучать на разных языках или с разными текстами. Порой это выглядело, как вызывающее озорство.

Вершиной многоголосия стала школа Нотр-Дам. Первые композиторы школы – ЛЕОНИН (12 век) и ПЕРОТИН (13 век)

Изобретатель линейной нотации – ГВИДО из Ареццо. ( гг.)

Звучит 16 «Земляничка свежая». После Крестовых походов важную роль играет рыцарская культура, на которую повлияли идеалы и ценности светской жизни арабского Востока. Впервые в европейской культуре появились темы любви, подвига, верности рыцарскому долгу, красоты природы, весёлого пиршества. Формируется камерная светская музыка. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь, играть.

Камерная светская музыка. Рыцари-музыканты: трубадуры, трувэры (Франция) – Пейре Видаль, Бернар де Вентадор и др., миннезингеры (Германия)- Вальтер фон дер Фогельвейде и др. Сирвента - эпическая песня о рыцарских подвигах. Канцона, Альба, Лид- лирические песни. Звучит 7 Вальтер фон дер Фогельвейде, Кансона Это любовная лирика. Обратите внимание на повторы, которые связаны с периодичностью поэтической речи, а сопровождение в основном дублирует вокальную партию.

Иная сторона музыкальной культуры Средневековья была представлена обширным сословием народных музыкантов. Городские музыканты: шпильманы (Германия), гистрионы- музыканты-циркачи (Франция), голиарды-беглые монахи, ваганты - бродячие студенты университетов. Менестрели-придворные музыканты. Вопрос: Чем отличаются эти произведения от музыки миннезингеров и трубадуров? Звучит шуточная песня школяра 6 и городская песня 8 Ярко выраженное ритмическое начало и повторы, что образует популярную форму-рондо( круг, чередование темы- рефрена и других тем.) Форма рондо- открытие светской песни вв.

Выводы: Музыкальное искусство Средних веков- первый этап синтеза многих музыкальных традиций. На контрасте полуязыческой светской музыки и христианской строилось разнообразие музыкальных переживаний людей того времени. Оно было полно противоречий: жестокость и убогость реальной жизни, которую музыка должна была скрашивать, и возвышенная духовность храмового музыкального действия, позволявшая на короткое время забыть нужды тела и опасности, его подстерегавшие за порогом соборов и монастырей. Дух вольности противостоял тяготам жизни.

Вопрос: Что неверно на этом рисунке? Ответ: Современная гитара. Её не знали музыканты Средневековья.

Домашнее задание: 1.Выпишите в тетрадь виды музыкальных инструментов, бытовавших в Средневековье. 2.Дайте определения терминам: Месса, пассионы, менестрель, мейстерзингер, миннезингер, трубадур

СЛОВАРЬ Мейстерзингер – поэт и певец в Германии XIV-XVI вв. Миннезингер – (немецкое Minnesinger – певец любви), средневековый немецкий поэт, певец, автор и исполнитель рыцарской («любовной») лирики. Менестрель – средневековый музыкант и поэт, обычно состоявший на службе при дворе какого-либо знатного феодала во Франции. Месса – многочастное произведение церковной музыки для хора, иногда с участием певцов-солистов и инструментальным сопровождением. Исполняется в католических церквах. Пассионы - повествование о Страстях Господних, исполнялись на Пасху. Трубадур – (провансальское trobar – изобретать, слагать стихи). странствующий поэт и певец в Южной Франции в эпоху средневековья. Трубадурами были, в основном, выходцы из высшей знати. Основным предметом творчества трубадура была любовная лирика. Трувер – поэт-певец Северной Франции XII-XIII вв. Лирическая поэзия труверов сложилась под влиянием поэзии трубадуров. Поэзия труверов была ближе к народному творчеству в сравнении с творчеством трубадуров.

Раздел 5 ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Средневековый театр отразил идеалы и принципы христианского вероучения. Во время религиозных праздников в соборах или на паперти устраивались театрализованные религиозные представления.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА МИРАКЛЬ, МИСТЕРИЯ МОРАЛИТЕ СВЕТСКИЕ ФАРС КАРНАВАЛ

литургическая драма (см. выше) с XII века разыгрывается не внутри храма, а на паперти – площади перед собором. Кроме возвышенных текстов стали использовать и комические, грубоватые, к которым церковь относилась неблагосклонно. После изгнания драмы из соборов начинается широкое использование костюмов, масок и декораций. Особенности: - использование музыки - диалогов - авторских ремарок

В XIII веке возникает новый жанр – спектакли, связанные с чудесами - миракли (от «чудо»), а затем моралите, носящие назидательный, поучительный характер и мистерии (от «таинство, посвящённое важному событию»)

ФАРС Народная комедия. От слова «фарш, начинка». Сперва фарсы использовали как «начинку» в скучных мистериях. Но истоки фарса в народных праздниках, карнавалах. Возник не раньше XV века, был предшественником итальянского театра Возрождения.

Разнообразные виды средневекового досуга: представления жонглёров, игры, шахматы, карнавалы