Современный подход к обобщению собственного опыта работы Наумова Н.В., директор Центра развития профессионального мастерства АО ИППК РО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Advertisements

РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Семинар: «Структура планирования управленческой деятельности заместителя директора по УВР»
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
МБОУ Ерзовская СОШ Городищенского района Волгоградской области Организация работы экспериментальной площадки по теме: «Апробация технологий открытого образования.
Технология проведения «Мастер - класса» Проничева Наталья Кирилловна заместитель директора заместитель директора МАОУ «СОШ 23» МАОУ «СОШ 23»
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Зеленогорск октябрь 2011 год Профессиональное совершенствование учителей начальных классов Базовая площадка МОУ СОШ 161 Умения и способы деятельности учителя.
Транксрипт:

Современный подход к обобщению собственного опыта работы Наумова Н.В., директор Центра развития профессионального мастерства АО ИППК РО

Если у двух людей есть по одному яблоку и они ими обменяются, у них так и останется по одному яблоку. А если у них есть по одной идее, в случае обмена у каждого будет по две идеи. Б. Шоу

7января 1923г.-5 января 1996г. Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член РАО с 15 июня 1992г. Состоял в Отделении философии образования и теоретической педагогики В начале 90-х годов – один из организаторов первой в России компьютеризированной информационной системы по проблемам образования, инновационных педагогических технологий Журавлев Василий Иванович

ИПМ – информационно-педагогический модуль, краткое стандартизированное конструктивное изложение педагогической информации, удовлетворяющее следующим требованиям: - логическая законченность - информативность - популярность

Требования к написанию разделов работы Логическая законченность (информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к определенной педагогической категории. Например, конкретный, разработанный автором прием обучения). Информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике работы без обращения к дополнительным источникам информации). Популярность (язык записи должен быть доступен для понимания педагогу любой квалификации): точность словоупотребления, краткость, ясность.

Организация родительского комитета I. Родительский комитет состоит из пяти человек. Каждый имеет определенный участок работы. Он является организующим и направляющим органом в работе с родителями класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Учебный сектор следит за успеваемостью, своевременной помощью учащимся, организацией зимнего и летнего отдыха детей, организует беседу (встречу) с родителями о профессиях; организует подписку среди родителей на педагогическую литературу, проводит встречи с воинами, экскурсии на производство, следит за культурой поведения младших школьников, помогает в проведении бесед и утренников на эту тему и т.д. Хозяйственный сектор следит за оборудованием классного уголка, состоянием школьной мебели, уборкой класса. Культурно-массовый сектор принимает участие в организации подготовки учащихся к смотру строя и песни, проведении новогоднего праздника и т.д. Санитарно-гигиенический сектор проверяет состояние учебников, санитарное состояние школьников. Организует беседы «Чистота – залог здоровья» и т.д.

Организация родительского комитета II. Родительский комитет состоит из 5 человек, во главе – председатель. Обязанности распределяются в зависимости от склонностей и желания по 4 секторам: Учебный: успеваемость, своевременная помощь отстающим, зимний и летний отдых детей, профориентация, подписка родителей на педагогическую литературу, формирование культуры поведения школьников. Хозяйственный: оборудование классного уголка, состояние мебели, уборка класса. Культурно-массовый: организация различных внеклассных мероприятий. Санитарно-гигиенический: санитарное состояние школьников, формирование гигиенической культуры, состояние учебников.

Содержание деятельности по обобщению собственного опыта работы теоретическое осмысление и анализ собственного опыта работы; знакомство с опытом работы коллег; обмен опытом работы; самообобщение; совершенствование образовательного процесса (процесса управления).

Развитие ключевых компетентностей в процессе обобщения педагогического опыта К омпетентность учения (перевода обучения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой) умение проанализировать собственную деятельность (педагог приобретает теоретическое видение собственного опыта, видение устройства учебной деятельности, целостное видение этапов выявления опыта: способность обосновать выбранные методы и приемы для достижения целей и задач, способность соотнести результаты работы с поставленными целями); способность преодолевать жесткую привязанность к содержанию своего предмета; умение поэлементно оценить свою деятельность, выделить собственный опыт: появляется проект организации учебного процесса; рефлексия; развивается педагогическая интуиция: приведение к эффективному решению профессиональных задач.

Развитие ключевых компетентностей в процессе обобщения педагогического опыта Коммуникативная компетентность, т.е. готовность и способность к взаимодействию с другими людьми анализ опыта, предполагающий работу педагога с руководителем или педагогами образовательного учреждения, коллективное обсуждения и представление результатов находятся в зависимости от элементарной готовности и способности педагогов к коммуникации; умение эффективно использовать современные информационные потоки (электронные коммуникационные системы, в т.ч. областной банк педагогической информации), вести диалогическое общение в разнообразных социально-ролевых педагогических позициях, уметь воспринимать и понимать различных людей, их самобытность, позиции, мнения.

Развитие ключевых компетентностей в процессе обобщения педагогического опыта Информационная компетентность умение работать с информацией, используя различные информационные технологии, готовность к работе в единой информационной среде, навыки поиска, отбора, обобщения, решения профессиональных задач, с использованием компьютерных технологий публично представлять опыт своей работы и др.

Развитие ключевых компетентностей в процессе обобщения педагогического опыта Организационная компетентность (способность к самоуправлению) умение ставить и реализовывать жизненные цели, организационно-управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения, владение методологией и технологией проектирования своей профессиональной деятельности, способность к изобретению и оформлению оригинальных техник и методик своей работы.

Формы обобщения ППО Эмпирический (практический) уровень показ приемов и методов работы; описание отдельных приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы; описание системы работы; описание технологии обучения; раскрытие преимущества опыта и перспективы использования. открытый урок; семинар-практикум; творческий отчет; школа передового опыта; педагогические чтения; школа мастеров педагогического труда; творческие встречи по профессиям (День биолога, День физика); День новатора (выступление педагога, чей опыт распространяется; реферат; аттестационный материал; творческий отчет; педагогические дневники; выставка (практических материалов, планов, конспектов уроков, воспитательных мероприятий с их анализом, дидактических и наглядных пособий, образцы творческих работ); стенд. Содержание Виды обобщения Рассказ, показ Описание

Формы обобщения ППО Методический уровень выделение ведущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта; анализ результативности опыта; подготовка методических разработок и рекомендаций (по использованию данного опыта). конференция; «круглый стол»; видеофильм; магнитофонная запись; методобъединение. методические рекомендации брошюра, буклет, плакат, папка – раскладка); картотека (база данных); описание опыта с использованием модульной технологии; банк педагогической информации; обобщенный опыт с использованием модульной технологии. Содержание Виды обобщения Рассказ, показ Описание

Формы обобщения ППО Научный уровень теоретический анализ и обоснование опыта раскрытие теоретической новизны опыта значение для развития теории и практики выявление сущности опыта, основных элементов и связей между ними определение роли и места данного опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. лекция; научно-педагогический семинар проблемная лаборатория научная экспедиция (руководители органов народного образования и методических центров организуют с целью монографического изучения и обобщения педагогического опыта всего педагогического коллектива школы или отдельных учителей). публикации (статьи, сборники, монографии) тезисы или конспекты выступлений, доклады. Содержание Виды обобщения Рассказ, показ Описание

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определенного результата

Критерии передового опыта Актуальность и значимость. Потребность в опыте, социальная значимость (на уровне учреждения, города, области и т. д.). Опыт (его использование) помогает более эффективно решать педагогические задачи, снять затруднения, встречающиеся в массовой практике. Научность. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок. Но опыт всегда должен иметь научную основу. Одна из задач обобщения педагогического опыта и заключается в том, чтобы дать ему научное истолкование. Инновационность. Наличие инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Результативность и оптимальность. Достижение лучших результатов по сравнению с массовой практикой с наименьшими затратами сил, времени, средств. Стабильность. Длительное функционирование опыта. Постоянство успехов учебно- воспитательной работы (не менее 3-х лет, есть высокие результаты). Воспроизводимость.

Уникальный алгоритм подачи информации Что это? Какова цель? Как это делается? Каков результат? Каковы условия?

Алгоритм описания системы работы

I. Теоретическая интерпретация (обоснование): проблема, противоречие, затруднение, которые успешно решаются автором опыта, их актуальность Проблемная ситуация связана с некоторыми отрицательными проявлениями в образовательном пространстве, требующими разрешения, но имеющихся знаний о путях выхода из нее недостаточно. Затруднение – препятствие в деятельности, действиях, мешающее достижению поставленной цели. Противоречие – несоответствие между желаемым состоянием, ходом учебно-воспитательного процесса, отношением субъектов и действительным (реально существующим).

Противоречия Между средой и личностью; между сегодняшней жизнью школьника и необходимостью подготовки его к взрослой жизни в быстро меняющемся мире, к рыночным отношениям. Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом ОУ. Между необходимостью все время увеличивать объем информации, включаемой в образование, и индивидуальными возможностями в ее усвоении. Между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на подачу готовых знаний. Между «книжным» обучением и стремлением школьников приблизиться к природе, участвовать в общественной жизни.

I. Теоретическая интерпретация (обоснование): проблема, противоречие, затруднение, которые успешно решаются автором опыта, их актуальность; сущность опыта; вклад автора в решение данной проблемы, новизна (инновационность)

Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования (Т.Г.Новикова)

Тематика инновационной работы (по материалам школ-победителей ПНПО) нравственное воспитание и культура, интеллектуальное развитие учащихся обучение по индивидуальным учебным планам в рамках программы реализация программы « Одаренные дети » реализация программы «Экономическое образование в школе» реализация программ предшкольного обучения реализация программы раннего обучения иностранному языку и информатике; личностно-ориентированное обучение

Тематика инновационной работы (по материалам школ-победителей ПНПО) гражданско-правовое образование осуществление компетентностного подхода в образовательном процессе межпредметная интеграция профессиональное самоопределение старшеклассников психологическое сопровождение учащихся внедрение новых образовательных технологий (информационно-коммуникационных, развивающего обучения, здоровьесберегающих, проектной деятельности, развития критического мышления, модульного обучения и др.) внедрение новых форм оценки качества образования

Тематика инновационной работы (по материалам школ-победителей ПНПО) развитие форм государственно- общественного управления развитие сельской школы как социокультурного центра медико-психолого-педагогические условия реализации здоровьесберегаюших технологий в школе апробация различных моделей организации предпрофильной подготовки и профильного обучения

Тематика инновационной работы (по материалам школ-победителей ПНПО) включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность, создание научных сообществ деятельность коррекционных классов создание воспитательной системы школы, реализация воспитательных программ решение проблем социализации и адаптации учащегося музейная педагогика интеграция основного и дополнительного образования

I. Теоретическая интерпретация (обоснование): проблема, противоречие, затруднение, которые успешно решаются автором опыта, их актуальность; сущность опыта; вклад автора в решение данной проблемы, новизна; цель, задачи опыта; соответствие того, что предлагается, современным достижениям науки

Соответствие того, что предлагается, современным достижениям науки Какие авторы, работавшие по данной проблеме, известны, и в чем заключаются их подходы? В чем сходство и отличие подходов автора опыта от других подходов? На каких теоретических положениях основывается авторская разработка (укажите фамилии ученых или практиков). Укажите принципы, на которых строится опыт: - целенаправленности процесса образования; - взаимосвязи образования с практикой; - систематичности и последовательности образования; - научности; - доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; - самостоятельности, активности и сознательности образования; - наглядности; - рационального сочетания индивидуального и коллективного образования; - рационального сочетания требовательности и уважения к ученику; - оптимального выбора методов, форм и средств образования; - комплексного подхода к воспитанию; - гуманистической направленности воспитания; - природосообразности воспитания; - культуросообразности; - эффективности социального взаимодействия; - концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности и др.

I. Теоретическая интерпретация (обоснование): проблема, противоречие, затруднение, которые успешно решаются автором опыта, их актуальность; сущность опыта; вклад автора в решение данной проблемы, новизна; цель, задачи опыта; соответствие того, что предлагается, современным достижениям науки; этапы реализации идеи, заложенной в данном опыте; возможность и условия использования данного опыта в практике работы с другими педагогами и другими образовательными учреждениями; результативность, продуктивность опыта.

Результативность - Какие умения и навыки формируются у учащихся при обучении по данным материалам? - На развитие каких личностных качеств и способностей учеников ориентирована данная разработка? - Предполагается ли достижение учащимися более высоких ценностных установок? - Повысится ли уровень учебной мотивации учащихся и благодаря чему? - Какие типы деятельности осваиваются учениками благодаря представленному опыту: репродуктивный, поисковый (исследовательский или проблемный), коммуникативный, рефлексивный, аналитический, проектировочный, творческий. В чем конкретно каждый проявляется? Как обеспечивается овладение ими? - Предполагаются ли различные уровни овладения содержанием учебного предмета или видами деятельности? - Предусматриваются ли различные уровни развития способностей учащихся по мере освоения ими содержания курса, например, на промежуточных этапах диагностики, к концу учебного курса?

Результативность 2. Определение средств контроля и диагностики. - По каким параметрам, признакам, критериям будут оцениваться уровень обученности учащихся, их развитие, формирование у них определенных умений, способностей, овладение типами деятельности, заданными в программе автора опыта и др.? - Какова система оценок, формы, порядок и периодичность контролирования и проведения промежуточной аттестации учащихся? - Обеспечивает ли реализация авторской программы педагога обязательные требования государственных стандартов и за счет чего?

Результат развития личности ребенка: сформированность основных потенциалов личности школьников (социально-нравственный, общеинтеллектуальный, общекультурный ) Письмо МО РФ от г. «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности» (журнал «Вестник образования» г.)

II. Перечень компонентов системы работы, представленный с показом взаимосвязей Можно использовать схематическое и графическое изображение.

III. (Порядковый номер следующих разделов зависит от количества компонентов системы работы). Описание каждого компонента системы работы по алгоритму : 1.Что это? (наименование и определение компонента: раздел программы, метод, прием, форма, средство и т.д.). 2.Какова цель использования данного компонента в опыте работы? 3.Какова технология использования данного компонента? 4.Каков результат? 5.Каковы условия достижения эффективности данного результата?

Библиография Приложение

Банк педагогической информации (БПИ) – автоматизированная система функционирования, классификации, хранения, поиска, получения и распределения данных о педагогическом опыте и научно-педагогических исследованиях. Целевое назначение создания и функционирования БПИ - содействовать профессиональному росту педагогов

Цель реализуется в процессе выполнения следующих задач: -Формирование информационного массива о педагогическом опыте и научно-педагогических исследованиях в системе образования и повышения квалификации педагогических кадров; -Организация использования информационного массива в различных режимах; -Овладение педагогами методикой анализа (самоанализа) педагогического опыта; -Создание моделей обобщенного педагогического опыта; -Творческое использование информационного массива; -Моделирование нового педагогического опыта (Согласно положению «Об областном банке педагогической информации», утвержденного г.)

Возможные режимы использования информационного массива БПИ –сервисный режим – предусматривает свободный доступ пользователей БПИ, знакомство с информационным фондом и выбор информации для расширения профессионального кругозора; –дидактический режим – БПИ становится дидактическим средством и средством обеспечения самостоятельной и групповой работы слушателей курсов по интересующим вопросам (проблемам); –интерактивный режим – диалоговый режим пользователя и компьютера.

СТРУКТУРА ОБЛАСТНОГО БАНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СТРУКТУРА ОБЛАСТНОГО БАНКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Каталоги - диагностика педагогического профессионализма - научно-педагогические исследования - авторские и экспериментальные программы - опыт управленческой работы - педагогический опыт - система образования области - информационно-справочные материалы Содержание -образовательные области - автор опыта - название работы - муниципальное образование - аннотированный каталог Система образовательных учреждений - типы ОУ Ключевые слова -ввести ключевое слово

Блок «Каталоги» Диагностика педагогического профессионализма Научно-педагогические исследования Авторские и экспериментальные программы Опыт управленческой работы Педагогический опыт Система образования области Информационно-справочные материалы

Блок «Содержание» Образовательные области: «Филология»: русский язык; литература; иностранный язык. «Математика»: математика; информатика. «Обществознание»: история, политология, граждановедение, география; экономика. «Естествознание»: биология; физика; химия. «Физическая культура» «Технология»:трудовое обучение; черчение. «Искусство»: рисование, МХК, музыка. Библиотековедение, библиография «Профессиональное образование»: начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование.

Блок «Типы образовательных учреждений» Дошкольные образовательные учреждения Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего/полного общего образования) учреждения Общеобразовательная школа-интернат Специальные (коррекционные) образовательные учреждения Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) Образовательные учреждения начального профессионального образования Образовательные учреждения среднего профессионального образования Образовательные учреждения высшего профессионального образования Образовательные учреждения послевузовского профессионального образования Учреждения дополнительного образования Учреждения дополнительного образования детей Учреждения дополнительного образования взрослых и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Типы образовательных учреждений 1.Выбрать «Типы ОУ» 2.Из предложенной классификации найти интересующий Вас тип ОУ 3. Найти интересующий Вас материал Ключевое слово 1.Ввести «Ключевое слово» в указанное окно 2.Выбрать из предложенного перечня работ интересующий материал Содержание 1.Выбрать «Содержание» 2.По предложенной классификации выбрать «Раздел» -в разделе «Образовательная область» выбрать предмет и найти необходимую информацию; -в разделе «Автор» найти необходимую информацию; -в разделе «Муниципальное образование» найти интересующий Вас город или район; -в разделе «Аннотированный каталог» просмотреть аннотации материалов банка и осуществить поиск Каталоги 1.Выбрать «Каталоги» 2. По предложенной классификации выбрать название каталога 3.В одном из каталогов выбрать «Раздел» 4.В выбранном разделе найти материалы по интересующей проблеме ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Информационное поле состоит из трех частей: - панель инструментов (1); -поле поиска информации (2); -поле содержащее информацию (3).

Модель поступления материалов обобщенного опыта работы в областной банк педагогической информации Слушатели курсов, семинаровСамостоятельное обобщение опыта 1. Докурсовой этап Подбор материалов для системного анализа педагогической деятельности и описания на его основе опыта работы по актуальной педагогической проблеме 1. Предварительный этап Подбор материалов для системного анализа педагогической деятельности и описания на его основе опыта работы по актуальной педагогической проблеме

Модель поступления материалов обобщенного опыта работы в областной банк педагогической информации Слушатели курсов, семинаров 2. Основной этап 2.1. Реализация образовательной программы «Модульное отражение педагогической информации»: теоретическое осмысление собственного опыта; психолого-педагогическое сопровождение; описание опыта с использованием технологии модульного отражения педагогической информации; представление моделей обобщенного опыта (устное выступление педагога) Экспертиза устных выступлений и письменных материалов (при необходимости – корректировка, доработка текста) 2.3. Принятие решения о соответствии представленных материалов критериям ППО и внесении их в областной БПИ Самостоятельное обобщение опыта 2. Основной этап 2.1. Описание опыта работы с использованием дистантного обучения: направление педагогу методических рекомендаций (алгоритм описания информации о педагогическом опыте, образцы работ); аннотированного каталога; размещение информации на сайте; проведение индивидуальных консультаций Экспертиза письменных материалов (при необходимости – корректировка, доработка текста) 2.3. Принятие решения о соответствии представленных материалов критериям ППО и внесении их в областной БПИ

Модель поступления материалов обобщенного опыта работы в областной банк педагогической информации Слушатели курсов, семинаров 3. Послекурсовой этап Распространение обобщенного опыта через областной БПИ Самостоятельное обобщение опыта 3. Заключительный этап Распространение обобщенного опыта через областной БПИ

Аннотированный каталог областного БПИ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Абрамова Н.В. Уровневая дифференциация на уроках математики в начальной школе/ Н.В. Абрамова (МОУ СОШ 13, г.Северодвинск) - Архангельск: АО ИППК РО, с с. прил. Разработана и апробирована система дифференцированных заданий для обучения и развития учащихся на основе их индивидуальных особенностей. Гмырина И. Э. Педагогический мониторинг как средство управления образовательным процессом в начальной школе / И.Э. Гмырина (МОУ СОШ 45, г.Архангельск) - Архангельск: АО ИППК РО, с с. прил. Изложена система управления образовательным процессом на основе педагогического мониторинга. Разработан диагностический инструментарий и критерии результативности образовательного процесса. Выявлены действительные результаты школьного образования, позволяющие корректировать программу развития начальной школы. Гомзякова М.В. Учебная деятельность младших школьников как средство развития коллективного внимания / М.В. Гомзякова (Ильинская сред. шк., Вилегодский р-н) - Архангельск: АО ИППК РО, с. + 6 с. прил. Создана система работы, направленная на повышение коллективного внимания младших школьников. Представлены различные методы и приемы: словесные (решение задач, выполнение устных упражнений, игровые приемы), наглядные (карточки, схемы, рисунки, головоломки), наблюдение (анализ задания, прием исследования).

Лудкова Т.В. Активные методы и приемы обучения как средство развития творческих способностей младших школьников на примере реализации программы С. Каплан-Шумаковой «Одаренный ребенок» / Л.М. Кобозева, О.Е. Лавриненко, Л.М. Кобозева (МОУ СШ 2, г.Северодвинск) - Архангельск: АО ИППК РО, с с. прил. Авторским коллективом представлен вариант применения активных методов и приемов обучения на примере реализации программы «Одаренный ребенок» в условиях общеобразовательной школы. Показана преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой по данной программе. Мезенцева С.Г. Изложение как форма работы по развитию связной речи младших школьников / С.Г. Мезенцева, Т.А. Климова (МОУ СОШ 7, г.Новодвинск) - Архангельск: АО ИППК РО, с. + 9 с. прил. Систематизирована работа над изложением с учетом возрастных особенностей учащихся. Авторы описывают обучающие упражнения, работу над изложением по вопросам и опорным словам, изложения по готовому, коллективно составленному, самостоятельно составленному планам и контрольное изложение.