Русский и литература. Аванесов Рубен Иванович Аванесов Рубен Иванович ( 14.02.1902 - 01.05.1982 ), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ганс Христиан Андерсен Жизнь и творчество.. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн, в семье.
Advertisements

Владимир Иванович Даль ( ) – писатель, врач, лексикограф, создатель « Толкового словаря живого великорусского языка ». Родился Владимир в поселке.
2 апреля 1805 г. – 4 августа 1875 г.. Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г.
Юсупов В., 6 кл.. Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 в местечке Лугань. Его отец, Иван Матвеевич Даль, родом из Дании, имел степень доктора.
Ханс Кристиан Андерсен ДЕТСТВО Ганс Христиан Андерсен - датский писатель, родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен.
« Труды мои со словарем никогда не окупятся, но с избытком окупаются надеждой на пользы его!» В.И.Даль.
Ханс Кристиан Андерсен 2 апреля августа 1875.
Родился Павел 15 (27) января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском.
Павел Бажов Павел Петрович Бажов ( ) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был.
Владимир Иванович Даль. ДАЛЬ Владимир Иванович ( ) «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих.
Щерба Лев Владимирович (20 февраля (3 марта) 1880) 26 декабря 1944) российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие.
Антон Павлович Чехов ( ) 155-летию писателя посвящается.
Корней Иванович Чуковский. Чуковский Корней Иванович (имя при рождении Николай Васильевич Корнейчуков, 19 (31) марта 1882, Санкт-Петербург 28 октября.
Д.И. Менделеев Биография. Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске 27 января 1834 года. Родители Менделеева – чисто русского происхождения.
Презентация к уроку по немецкому языку (6 класс) по теме: Презентация "Братья Гримм"
טЕХОВ Антон Павлович [17 (29) января 1860, Таганрог 2 (15) июля 1904, Баденвейлер, Южная Германия; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище], русский.
Выполнила ученица 10 « Б » класса : Шодик Анастасия. Руководитель : учитель русского языка и литературы Шунько Т. Н. МОУ Венгеровская средняя общеобразовательная.
Тонкий психолог, мастер- симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до.
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ БИОГРАФИЯ И.С.ТУРГЕНЕВА Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду – имена его предков.
Писатели и поэты конца 19 начала 20 веков Особенности творчества поэтов и писателей конца 19 начала 20 веков.
Транксрипт:

Русский и литература

Аванесов Рубен Иванович Аванесов Рубен Иванович ( ), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Один из основателей московской фонологической школы. Труды по истории и описательной фонетике, фонологии, русской диалектологии, истории русского языка, русской орфоэпии и орфографии. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Аванесов Рубен Иванович ( ), советский языковед, член-корреспондент АН СССР (1958). Один из основателей московской фонологической школы. Труды по истории и описательной фонетике, фонологии, русской диалектологии, истории русского языка, русской орфоэпии и орфографии. Лауреат Государственной премии СССР (1971). Советский Энциклопедический Словарь Советский Энциклопедический Словарь

Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный- энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания, организатор отечественной науки и естествознания. По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет. Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

М. В. Ломоносов был великим учёным- патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. М. В. Ломоносов был великим учёным- патриотом. В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. М. В. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что как наша Земля, так и всё существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. о Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений в области астрономии. Изучая явления атмосферного электричества, он выдвинул идею об электрической природе полярных сияний и свечений кометных хвостов. В 1762 г. Ломоносов создал отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим яркое изображение объекта. Ломоносов первым обрисовал поверхность Солнца как бушующий огненный океан. Одним из главных достижений Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы планеты Венера, сделанное им 26 мая 1761 г. во время наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца.

Ханс Кристиан Андерсен Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание. Датский писатель. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (в некоторых источниках назван остров Фиония), в семье сапожника и прачки. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи»; наряду со сказками отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ханс Кристиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных». Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве: первую пьесу для собственного «кукольного театра», состоявшего из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ханс Кристиан сшил костюмы, он сочинял три месяца. Первая попытка дать образование сыну оказалась неудачной: родители отдали его учиться к вдове перчаточника, но после первой порки Ханс Кристиан забрал свой букварь и гордо ушел. Читать и писать он научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Вскоре уму случайно довелось выступить на сцене настоящего театра. Из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист и Ханс Кристиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик решил, что театр - его призвание.

Ханс Кристиан Андерсен В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1819 году, заработав немного денег и купив первые сапоги, Ханс Кристиан Андерсен отправился в Копенгаген. Появились покровители, благодаря которым он мог изучать литературу, датский, немецкий и латинский языки, посещал уроки в балетной школе. После того, как один из столичных актеров сказал, что из Андерсена актера не получится, с мечтой о сцене ему пришлось расстаться. Отчаявшийся и живущий впроголодь, Ханс Кристиан решает написать пьесу. После публикации в газете «Арфа» первого акта «Разбойников в Виссенберге», он получает свой первый литературный гонорар. Его произведения привлекли внимание директора столичного театра Й.Коллина, благодаря которому Андерсен получил королевскую стипендию и в 1822 году отправился в Слагельсе. В Слагельсе семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. В годах были опубликованы первые стихотворения Андерсена («Вечер», «Умирающее дитя»), получившие положительный отзыв критики. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу. В 1828 году Ханс Кристиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет и по окончании сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1831 году Андерсен отправился в первое путешествие по Германии. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании, в награду за который получил небольшое пособие для путешествия по Европе, благодаря чему посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Во Франции познакомился с Генрихом Гейне, Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком, Александром Дюма, в Англии - с Чарльзом Диккенсом, в Италии - со скульптором Торвальдсеном. Жил весьма бедно, так так литературные заработки были единственным источником дохода, а произведения принимались не сразу; критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны необычностью стиля, использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что его сказки не интересны ни взрослым, ни детям. Расцвет творчества Ханса Кристиана Андерсена пришелся на вторую половину х годов; в этот период было написано большинство сказок, позднее принесших ему мировую славу. Генрихом ГейнеВиктором ГюгоОноре де БальзакомАлександром Дюма Генрихом ГейнеВиктором ГюгоОноре де БальзакомАлександром Дюма

Ханс Кристиан Андерсен Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года. Всю жизнь Ханс Кристиан Андерсен прожил холостяком, так и не дождавшись долгожданного «созвучья душ». Последней была любовь к знаменитой оперной певице Иенни Линд, приехавшей в Копенгаген осенью 1843 года. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. За два месяца до смерти в одной из английских газет писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер Ханс Кристиан Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена. Героиня сказки Андерсена «Русалочка», которой поставлен памятник в Копенгагене, стала символом столицы Дании. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге (IBBУ), 2 апреля, в день рождения великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (IСВD). В связи с 200-летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Родился Павел 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. После окончания училища поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу, стал работать учителем. Родился Павел 27 января 1879 года поблизости Екатеринбурга в семье рабочего. Детские годы в биографии Бажова прошли в небольшом городе – Полевском Свердловской области. После окончания училища поступил в духовную семинарию Перми. Завершив учебу, стал работать учителем. В биографии Павла Бажова первая писательская деятельность пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография писателя Бажова известна как фольклориста. В биографии Павла Бажова первая писательская деятельность пришлась на годы Гражданской войны. Именно тогда он стал работать журналистом, позже увлекся историй Урала. Однако больше биография писателя Бажова известна как фольклориста. Книга с Уральскими очерками была опубликована в 1924 году. А первый сказ в биографии Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азова»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными. Книга с Уральскими очерками была опубликована в 1924 году. А первый сказ в биографии Павла Петровича Бажова вышел в 1936 году («Девка Азова»). В основном все сказы, пересказанные и записанные писателем, были фольклорными. В биографии Бажова презентация книги «Малахитовая шкатулка» во многом определила судьбу писателя. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. А в 1943 году благодаря книге получил Сталинскую премию. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей автора, например, хозяйка медной годы. За свою биографию П. Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, сняты фильмы. В биографии Бажова презентация книги «Малахитовая шкатулка» во многом определила судьбу писателя. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. А в 1943 году благодаря книге получил Сталинскую премию. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей автора, например, хозяйка медной годы. За свою биографию П. Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, сняты фильмы.

Виноградов Павел Гаврилович - известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Степень доктора получил за "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887). С 1884 г. профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории. Написал в Англии книгу "Villainage in England" (1892). В годы изучал в скандинавских странах датское и норвежское влияние на средневековую Англию. Сторонник университетской автономии, Виноградов, в качестве председателя советской комиссии по студенческим делам, имел столкновение с министром народного просвещения Ванновским, подал в отставку (1902) и уехал за границу. В 1903 г. он занял в Оксфорде кафедру юриспруденции, созданную для Мена и только что покинутую Поллоком. В тесной связи с историко-юридическими лекциями и семинариями в Оксфорде им написаны книги: "Growth of the manor" (1905, 2-е издание, 1911; русский перевод: "Средневековое поместье в Англии", 1911) и "English society in the eleventh century" (1908). Когда русские университеты получили частичную автономию, Московский университет просил Виноградова вновь занять прежнюю его кафедру. Виноградов не нашел возможным расстаться с Оксфордом, но согласился стать сверхштатным профессором и проводить в Москве один семестр учебного года. Он был избран и утвержден весной 1908 г. Но ему пришлось преподавать в Москве только два полугодия - осенью 1908 г. и весной 1910 г.; в 1911 г., вслед за увольнением ректора, проректора и помощника ректора, Виноградов вновь подал в отставку и с тех пор преподает только в Оксфорде. Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени. Главный предмет его исследований - социальная история средневековой Англии. В этой области рядом с ним можно поставить только Метланда и Сибома. Все три его английских книги являются основными по богатству использованного материала, по мастерству критической разработки источников, по широте выводов. При разработке английской истории Виноградов постоянно имел в виду и континентальное средневековье, изучению которого он посвятил ряд видных специальных трудов. Он принимал живое участие в недавнем споре о германском социальном строе меровингского и каролингского периода, выяснял строение родовых союзов в скандинавской среде. В изучении средневековья Виноградов идет не дальше XIII века. Его занимают больше корни сложных процессов, нежели подробности быта, больше основные движущие силы, нежели местные особенности. Виноградов - историк-конструктор по преимуществу. В этом его сходство с Сибомом; но от чрезмерно смелых, порою почти произвольных построений Сибома работы Виноградова отличаются систематическим и критическим изучением источников и литературы. В этом сходство Виноградова с Метландом; но в то время, как скептик Метланд чувствует темноту и загадочность английского средневековья и очень часто сам же подчеркивает слабые стороны своих собственных предположений, Виноградов, указав на трудности данного вопроса, выступает с выводами и построениями, стремящимися дать исчерпывающее решение. Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем.. Виноградов Павел Гаврилович - известный историк. Родился в 1854 г. Учился в Московском университете. Работал в Германии в семинариях Бруннера и Моммзена. Собирал в Италии материал для магистерской диссертации: "Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии" (1880). Степень доктора получил за "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887). С 1884 г. профессором Московского университета по кафедре всеобщей истории. Написал в Англии книгу "Villainage in England" (1892). В годы изучал в скандинавских странах датское и норвежское влияние на средневековую Англию. Сторонник университетской автономии, Виноградов, в качестве председателя советской комиссии по студенческим делам, имел столкновение с министром народного просвещения Ванновским, подал в отставку (1902) и уехал за границу. В 1903 г. он занял в Оксфорде кафедру юриспруденции, созданную для Мена и только что покинутую Поллоком. В тесной связи с историко-юридическими лекциями и семинариями в Оксфорде им написаны книги: "Growth of the manor" (1905, 2-е издание, 1911; русский перевод: "Средневековое поместье в Англии", 1911) и "English society in the eleventh century" (1908). Когда русские университеты получили частичную автономию, Московский университет просил Виноградова вновь занять прежнюю его кафедру. Виноградов не нашел возможным расстаться с Оксфордом, но согласился стать сверхштатным профессором и проводить в Москве один семестр учебного года. Он был избран и утвержден весной 1908 г. Но ему пришлось преподавать в Москве только два полугодия - осенью 1908 г. и весной 1910 г.; в 1911 г., вслед за увольнением ректора, проректора и помощника ректора, Виноградов вновь подал в отставку и с тех пор преподает только в Оксфорде. Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени. Главный предмет его исследований - социальная история средневековой Англии. В этой области рядом с ним можно поставить только Метланда и Сибома. Все три его английских книги являются основными по богатству использованного материала, по мастерству критической разработки источников, по широте выводов. При разработке английской истории Виноградов постоянно имел в виду и континентальное средневековье, изучению которого он посвятил ряд видных специальных трудов. Он принимал живое участие в недавнем споре о германском социальном строе меровингского и каролингского периода, выяснял строение родовых союзов в скандинавской среде. В изучении средневековья Виноградов идет не дальше XIII века. Его занимают больше корни сложных процессов, нежели подробности быта, больше основные движущие силы, нежели местные особенности. Виноградов - историк-конструктор по преимуществу. В этом его сходство с Сибомом; но от чрезмерно смелых, порою почти произвольных построений Сибома работы Виноградова отличаются систематическим и критическим изучением источников и литературы. В этом сходство Виноградова с Метландом; но в то время, как скептик Метланд чувствует темноту и загадочность английского средневековья и очень часто сам же подчеркивает слабые стороны своих собственных предположений, Виноградов, указав на трудности данного вопроса, выступает с выводами и построениями, стремящимися дать исчерпывающее решение. Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем..

Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем.. Но его германизм широкий и терпимый, смягченный вниманием к противникам - Фюстелю, подчеркивал активность права, его способность творить социальные отношения Подобно германистам 60-х и 70-х годов, Виноградов убежден в первенствующем значении германских начал в создании средневекового общества, в первоначальном преобладании среднесвободных (Gemeinfreie), в старшинстве свободной общины над поместьем.. Но его германизм широкий и терпимый, смягченный вниманием к противникам - Фюстелю, подчеркивал активность права, его способность творить социальные отношения Сибому, Метланду, новейшим исследователям вроде Гекка и Виттиха. Виноградов посвятил очень много труда изучению хозяйственной истории и всегда был убежден в могущественном воздействии экономических сил на судьбы права; но он же всегда Сибому, Метланду, новейшим исследователям вроде Гекка и Виттиха. Виноградов посвятил очень много труда изучению хозяйственной истории и всегда был убежден в могущественном воздействии экономических сил на судьбы права; но он же всегда По своему складу Виноградов больше юрист, чем экономист. Больше всего привлекали его столкновения различных систем права, противоречия порядка, слагающегося из подобного столкновения. Виноградов - превосходный университетский преподаватель. Его лекции привлекали очень много слушателей; его семинарии по греческой истории и по истории континентального средневековья были очень дороги участникам. В семинариях Виноградова участвовали не только студенты, но и кончившие университет, не только историки, но и юристы и экономисты. Живо интересуясь русской средней и низшей школой, Виноградов написал для средней школы учебник всеобщей истории, получивший широкое распространение. Под его редакцией кружком ученых и педагогов составлена "Книга для чтения по истории средних веков", тоже широко распространенная в средней школе. В годах Виноградов был председателем учебного отдела общества распространения технических знаний и довольно долго председательствовал в состоявшей при отделе комиссии по организации домашнего чтения и в ее исторической секции. Много трудился для Педагогического общества при Московском университете. В 1897 г. Виноградов вступил в гласные московской городской думы, был избран думой в председатели училищной комиссии и много способствовал улучшению хозяйственного положения учащих в московских городских школах. В конце 1905 г. и начале 1906 г. имя Виноградова упоминалось в связи с толками о министерстве общественных деятелей. А. Савин. По своему складу Виноградов больше юрист, чем экономист. Больше всего привлекали его столкновения различных систем права, противоречия порядка, слагающегося из подобного столкновения. Виноградов - превосходный университетский преподаватель. Его лекции привлекали очень много слушателей; его семинарии по греческой истории и по истории континентального средневековья были очень дороги участникам. В семинариях Виноградова участвовали не только студенты, но и кончившие университет, не только историки, но и юристы и экономисты. Живо интересуясь русской средней и низшей школой, Виноградов написал для средней школы учебник всеобщей истории, получивший широкое распространение. Под его редакцией кружком ученых и педагогов составлена "Книга для чтения по истории средних веков", тоже широко распространенная в средней школе. В годах Виноградов был председателем учебного отдела общества распространения технических знаний и довольно долго председательствовал в состоявшей при отделе комиссии по организации домашнего чтения и в ее исторической секции. Много трудился для Педагогического общества при Московском университете. В 1897 г. Виноградов вступил в гласные московской городской думы, был избран думой в председатели училищной комиссии и много способствовал улучшению хозяйственного положения учащих в московских городских школах. В конце 1905 г. и начале 1906 г. имя Виноградова упоминалось в связи с толками о министерстве общественных деятелей. А. Савин.

Евгений Львович Шварц ( ) - прозаик, драматург. Родился 9 (21) октября в Казани в семье врача. Евгений Львович Шварц ( ) - прозаик, драматург. Родился 9 (21) октября в Казани в семье врача. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета ( ). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета ( ). В студенческие годы продолжает, как и в гимназии, увлекаться театром и сочинять шуточные стихи. Однако события, происходящие в стране, заставляют будущего писателя изменить свои планы. Он уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается в Театральную мастерскую ( ). В 1921 году вместе с труппой переезжает в Петроград и расстается со сценой. В это время он сближается с литературной группой "Серапионовы братья", в которую входили Вс. Иванов, 3ощенко, В. Каверин и др. Однако события, происходящие в стране, заставляют будущего писателя изменить свои планы. Он уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается в Театральную мастерскую ( ). В 1921 году вместе с труппой переезжает в Петроград и расстается со сценой. В это время он сближается с литературной группой "Серапионовы братья", в которую входили Вс. Иванов, 3ощенко, В. Каверин и др. В 1923 году в газете "Кочегарка" города Бахмут появляются его фельетоны и стихотворные сатирические обозрения. Вместе с М. Слонимским он организует литературный журнал "Забой". В 1923 году в газете "Кочегарка" города Бахмут появляются его фельетоны и стихотворные сатирические обозрения. Вместе с М. Слонимским он организует литературный журнал "Забой". В 1924 году возвращается в Ленинград и становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, автором журналов для детей "Еж" и "Чиж". "Рассказ Старой балалайки"(1924) - первая его книга для детей, затем последовали - "Приключения Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (1937), "Первоклассница" (1949). В 1924 году возвращается в Ленинград и становится постоянным сотрудником детского отдела Госиздата, автором журналов для детей "Еж" и "Чиж". "Рассказ Старой балалайки"(1924) - первая его книга для детей, затем последовали - "Приключения Шуры и Маруси", "Чужая девочка" (1937), "Первоклассница" (1949). В годах Шварц пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа: "Ундервуд", "Клад". Используя сюжеты народных сказок и сказок Андерсена, Шварц создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами. В 1934 году была написана пьеса "Голый король", в "Красная шапочка", затем - "Снежная королева", "Тень". Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Н. Акимовым. В годах Шварц пишет первые пьесы для Ленинградского ТЮЗа: "Ундервуд", "Клад". Используя сюжеты народных сказок и сказок Андерсена, Шварц создавал свои оригинальные пьесы с живыми сценичными характерами. В 1934 году была написана пьеса "Голый король", в "Красная шапочка", затем - "Снежная королева", "Тень". Большую роль в драматургическом творчестве Шварца играло тесное сотрудничество с театром Комедии и его руководителем Н. Акимовым. Начало Отечественной войны Шварц "отмечает" пьесой "Под липами Берлина" (1941), написанной совместно с М. Зощенко. В годы войны создает пьесы: "Одна ночь", "Далекий край" и др. В 1944 году завершает пьесу-памфлет "Дракон". Начало Отечественной войны Шварц "отмечает" пьесой "Под липами Берлина" (1941), написанной совместно с М. Зощенко. В годы войны создает пьесы: "Одна ночь", "Далекий край" и др. В 1944 году завершает пьесу-памфлет "Дракон".

Грот Константин Яковлевич - славист, сын Я.К. Грота, родился в 1853 г., кончил курс историко-филологического факультета Петербургского университета. Студентом Грот был награжден золотой медалью за "Разбор свидетельств Константина Багрянородного о южных славянах" ("Записки Императорского русского географического общества", 1880, и отдельно), в котором защищает, в общем, достоверность известий Константина Багрянородного о поселении сербов и хорватов на Балканском полуострове против крайностей критики некоторых ученых (Рачкого и Дрипова). Степень магистра получил за диссертацию: "Моравия и мадьяры с половины IX по начало Х веков" (Санкт- Петербург, 1881, в которой проводит и отстаивает взгляд на водворение мадьяр на Дунае, с точки зрения созданного ими оплота против напора германизма). В 1882 г. Грот объездил славянские земли, работая в библиотеках Праги, Белграда, Люблян, Вены, Пешта и др., а в 1883 г. назначен в Варшавский университет профессором по кафедре славистики. В 1889 г. Петербургским университетом признан доктором, по защите диссертации "Из истории Угрии и славянства в XII в." (Санкт- Петербург, 1889). Этот труд, по оценке профессора Васильевского, был удостоен Академией Наук уваровской премии. В нем автор критическим разбором внутренних и внешних отношений Угрии в XII в. исправляет господствовавшее воззрение на характер этого периода и определяет его как эпоху сильнейшего отпора завоевательному натиску Византии и постепенной уступки влияниям Запада (латинства, папства, германизма). Грот Константин Яковлевич - славист, сын Я.К. Грота, родился в 1853 г., кончил курс историко-филологического факультета Петербургского университета. Студентом Грот был награжден золотой медалью за "Разбор свидетельств Константина Багрянородного о южных славянах" ("Записки Императорского русского географического общества", 1880, и отдельно), в котором защищает, в общем, достоверность известий Константина Багрянородного о поселении сербов и хорватов на Балканском полуострове против крайностей критики некоторых ученых (Рачкого и Дрипова). Степень магистра получил за диссертацию: "Моравия и мадьяры с половины IX по начало Х веков" (Санкт- Петербург, 1881, в которой проводит и отстаивает взгляд на водворение мадьяр на Дунае, с точки зрения созданного ими оплота против напора германизма). В 1882 г. Грот объездил славянские земли, работая в библиотеках Праги, Белграда, Люблян, Вены, Пешта и др., а в 1883 г. назначен в Варшавский университет профессором по кафедре славистики. В 1889 г. Петербургским университетом признан доктором, по защите диссертации "Из истории Угрии и славянства в XII в." (Санкт- Петербург, 1889). Этот труд, по оценке профессора Васильевского, был удостоен Академией Наук уваровской премии. В нем автор критическим разбором внутренних и внешних отношений Угрии в XII в. исправляет господствовавшее воззрение на характер этого периода и определяет его как эпоху сильнейшего отпора завоевательному натиску Византии и постепенной уступки влияниям Запада (латинства, папства, германизма).

Много статей Грота по славяноведению разбросаны в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Известиях славянского благотворительного общества", "Записках Императорского русского географического общества", "Русском Филологическом Вестнике", "Варшавских университетских известиях", "Варшавском Дневнике", "Новом Времени" и др. В 1894 г., по смерти академика Грота, Гроту поручено было издание трудов и литературной переписки его отца на средства императора Александра III. Результатом командировки Грота в Петербург ( ) было издание с его примечаниями 3-х томов "Переписки Я.К. Грота с П.А. Плетневым". За ним следовали (с ) пять больших томов "Трудов Я.К. Грота". В 1901 г. напечатал книгу "Об изучении славянства" (Санкт-Петербург). В 1899 г. переселился в Петербург, в 1905 г. назначен заведующим Общественным Архивом Министерства Императорского Двора. Рядом со служебными занятиями и редакторством по изданиям архива ("Камер- фурьерский журнал") продолжал свои историко-литературные работы по собственному архиву. В изданиях Академии Наук, в исторических журналах и отдельно, им опубликованы материалы, касающиеся И.И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, П.А. Плетнева, И.И. Козлова, Ф.Н. Глинки, князя П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.П. Буниной, А.П. Зонтаг, Н.В. Гоголя и Пушкина. Сюда относится и большое его издание "Пушкинский лицей, бумаги I курса, собранные Я. Гротом" (Санкт-Петербург, 1911). Кроме того, им изданы: сборник в память его брата: "Н.Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах" (Санкт-Петербург, 1911), воспоминания его матери: "Из семейной хроники" Нат. Грот (Санкт-Петербург, 1900), два выпуска "Материалов к жизнеописанию академика Я.К. Грота" (Санкт-Петербург, 1912) и пр. Много статей Грота по славяноведению разбросаны в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Известиях славянского благотворительного общества", "Записках Императорского русского географического общества", "Русском Филологическом Вестнике", "Варшавских университетских известиях", "Варшавском Дневнике", "Новом Времени" и др. В 1894 г., по смерти академика Грота, Гроту поручено было издание трудов и литературной переписки его отца на средства императора Александра III. Результатом командировки Грота в Петербург ( ) было издание с его примечаниями 3-х томов "Переписки Я.К. Грота с П.А. Плетневым". За ним следовали (с ) пять больших томов "Трудов Я.К. Грота". В 1901 г. напечатал книгу "Об изучении славянства" (Санкт-Петербург). В 1899 г. переселился в Петербург, в 1905 г. назначен заведующим Общественным Архивом Министерства Императорского Двора. Рядом со служебными занятиями и редакторством по изданиям архива ("Камер- фурьерский журнал") продолжал свои историко-литературные работы по собственному архиву. В изданиях Академии Наук, в исторических журналах и отдельно, им опубликованы материалы, касающиеся И.И. Дмитриева, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, П.А. Плетнева, И.И. Козлова, Ф.Н. Глинки, князя П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.П. Буниной, А.П. Зонтаг, Н.В. Гоголя и Пушкина. Сюда относится и большое его издание "Пушкинский лицей, бумаги I курса, собранные Я. Гротом" (Санкт-Петербург, 1911). Кроме того, им изданы: сборник в память его брата: "Н.Я. Грот в очерках, воспоминаниях и письмах" (Санкт-Петербург, 1911), воспоминания его матери: "Из семейной хроники" Нат. Грот (Санкт-Петербург, 1900), два выпуска "Материалов к жизнеописанию академика Я.К. Грота" (Санкт-Петербург, 1912) и пр.

Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового Словаря", которые он начал собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова: за неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, князем Одоевским. Первый его литературный опыт ("Русские сказки. Пяток первый", Санкт-Петербург, пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г. наследнику (впоследствии императору Александру II ) в его поездке по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в Петербург и присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых русских статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: "Современник", 1838, 12). В гг. он выпустил "Были и небылицы". В 1838 г. Даль был выбран (за свои естественно-исторические работы) в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук; в 1841 г. назначен секретарем к Л.А. Перовскому, товарищу министра уделов, а потом заведовал (частным образом) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составил и вводил "Городовое положение в Санкт- Петербурге". Даль, Владимир Иванович - известный лексикограф. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнееврейский язык), богослов и медик; мать - немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет, который и окончил по медицинскому факультету. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего "Толкового Словаря", которые он начал собирать очень рано, все росли. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков и отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова: за неимением инженера, Даль навел мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но император Николай I наградил его орденом. По окончании войны Даль поступил ординатором в санкт-петербургский военно-сухопутный госпиталь и близко сошелся с Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Языковым, князем Одоевским. Первый его литературный опыт ("Русские сказки. Пяток первый", Санкт-Петербург, пересказ народных сказок) обнаружил его этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в III отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог ничего печатать под своим именем. Семь лет он прослужил в Оренбурге; за это время сопутствовал в 1837 г. наследнику (впоследствии императору Александру II ) в его поездке по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г. В 1836 г. он приезжал в Петербург и присутствовал при кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых русских статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: "Современник", 1838, 12). В гг. он выпустил "Были и небылицы". В 1838 г. Даль был выбран (за свои естественно-исторические работы) в члены-корреспонденты Императорской Академии Наук; в 1841 г. назначен секретарем к Л.А. Перовскому, товарищу министра уделов, а потом заведовал (частным образом) особой канцелярией его, как министра внутренних дел, причем вместе с Н. Милютиным составил и вводил "Городовое положение в Санкт- Петербурге".

За это время им напечатаны статьи: "Полтора слова о нынешнем русском языке" ("Москвитянин", 1842, I, 2) и "Недовесок" к этой статье (там же, часть V, 9), брошюры "О скопческой ереси" (1844, редкость) и "Об убивании евреями христианских младенцев" (1844), повесть "Похождения Х.Х. Виольдамура и его Аршета" (1844). В 1846 г. вышли "Сочинения Казака Луганского". В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в "Библиотеке для Чтения", "Отечественных Записках", "Москвитянине" и сборнике Башуцкого "Наши", в том числе статьи "О русских пословицах" ("Современник", 1847, книга 6), "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" ("Иллюстрации", , 2-е издание, Санкт-Петербург, 1880). С 1849 по 1859 г. он был управляющим нижегородской удельной конторой, что доставило ему возможность собрать разнообразный этнографический материал. За это время напечатаны статьи и сочинения Даля: "О наречиях русского языка" ("Вестник Императорского Географического Общества", 1852, книга 6; перепечатана в "Толковом Словаре"); "Матросские досуги", написанные по поручению великого князя Константина Николаевича (Санкт-Петербург, 1853); ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения ("Русская Беседа", 1856, книга III; "Отечественные Записки", 1857, книга II; "Санкт-Петербургские Ведомости", 1857, 245) и целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание: "Картины из русского быта", Санкт-Петербург, 1861). В Нижнем Даль приготовил к изданию "Пословицы" и довел обработку словаря до буквы П. После переселения Даля в Москву начал выходить в свет его "Толковый словарь" (1-е издание, ; второе издание, Санкт-Петербург, , и 3-е издание под редакцией профессора И.А. Бодуэна де Куртенэ, Санкт-Петербург, ) и напечатан другой капитальный труд всей жизни Даля: "Пословицы русского народа" (Москва, 1862; 2-е издание, Санкт- Петербург, 1879). За это время появились в печати сочинения и статьи Даля: "Полное собрание сочинений" (Санкт-Петербург, 1861; 2-е издание, Санкт-Петербург, ); "Повести" (Санкт-Петербург, 1861); "Солдатские досуги" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1861); "Два сорока бывальщинок для крестьян" (Санкт-Петербург, 1862); записка о русском словаре ("Русская Беседа", 1860, 1); полемика с Погодиным об иностранных словах и русском правописании ("Русский", 1868, 25, 31, 39, 41). В 1868 г. Даль выбран в почетные члены Императорской Академии Наук (см. подробные разборы Грота, Шренка и Рупрехта в отчете о 4-м присуждении Ломоносовской премии, приложение к XVII т.

"Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, 6, ; ; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. "Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, 6, ; ; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. "Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, 6, ; ; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. "Записок Императорской Академии Наук", 1870; статья А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1873; книга 12 Котляревского в "Беседах общества любителей российской словесности", 1868, выпуск 2; заметки Николича в "Филологических Записках", Воронеж, 1871, 6, ; ; дополнения и заметки Шейна: приложение к XXV т. "Записок Императорской Академии Наук", 1873, и Наумова, Санкт-Петербург, 1874). Собранные им песни Даль отдал Киреевскому, сказки - Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского. В последние годы жизни Даль увлекся спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык ("Бытописание"; см. его историю в воспоминаниях Мельникова ), печатал новые "Картины русского быта" в "Русском Вестнике" ( ). Умер 22 сентября 1872 г., приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор был лютеранином). Материалы для биографии Даля: статья П. Б. "В.И. Даль" ("Русский Архив", 1872, 10); автобиографическая записка Даля (не окончена, там же, 11); "Воспоминания о В.И. Дале" (с извлечением из его писем и другой полной автобиографической запиской), Я.К. Грота ("Записки Императорской Академии Наук", 1873, том XXII); "Из воспоминаний о покойном В.И. Дале" ("Церковная Летопись", 1873, 37); "Воспоминания о Дале" П.И. Мельникова ("Русский Вестник", 1873); биография Максимова, с подробной библиографией, в "Справочном энциклопедическом словаре" Старчевского (Санкт- Петербург, 1855, том IV); "Дневники Т.Г. Шевченка" ("Основа", ) и А.В. Никитенка ("Русская Старина", ); "Даль, по воспоминаниям его дочери, Е. Д." ("Русский Вестник", 1879, 7). Подробной биографии Даля до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Даля - у А.Н. Пыпина, "История русской этнографии" (том I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В.И. Семевского ("Крестьянский вопрос", том II, стр ). Главное значение Даля - как собирателя- этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, поставили определенные цели его деятельности. В природе Даля, несмотря на естественно-историческое образование, полученное в Дерптском университете, было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Даля (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.). В последние годы жизни Даль увлекся спиритизмом и сведенборгианством, занимался переложением первых книг Библии на простонародный язык ("Бытописание"; см. его историю в воспоминаниях Мельникова ), печатал новые "Картины русского быта" в "Русском Вестнике" ( ). Умер 22 сентября 1872 г., приняв еще в 1871 г. православие (до тех пор был лютеранином). Материалы для биографии Даля: статья П. Б. "В.И. Даль" ("Русский Архив", 1872, 10); автобиографическая записка Даля (не окончена, там же, 11); "Воспоминания о В.И. Дале" (с извлечением из его писем и другой полной автобиографической запиской), Я.К. Грота ("Записки Императорской Академии Наук", 1873, том XXII); "Из воспоминаний о покойном В.И. Дале" ("Церковная Летопись", 1873, 37); "Воспоминания о Дале" П.И. Мельникова ("Русский Вестник", 1873); биография Максимова, с подробной библиографией, в "Справочном энциклопедическом словаре" Старчевского (Санкт- Петербург, 1855, том IV); "Дневники Т.Г. Шевченка" ("Основа", ) и А.В. Никитенка ("Русская Старина", ); "Даль, по воспоминаниям его дочери, Е. Д." ("Русский Вестник", 1879, 7). Подробной биографии Даля до сих пор нет. Самая полная характеристика деятельности Даля - у А.Н. Пыпина, "История русской этнографии" (том I); о его отношении к крестьянскому вопросу см. у В.И. Семевского ("Крестьянский вопрос", том II, стр ). Главное значение Даля - как собирателя- этнографа. Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать ему надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определенных научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, поставили определенные цели его деятельности. В природе Даля, несмотря на естественно-историческое образование, полученное в Дерптском университете, было что-то мешавшее ему сделаться спокойным и точным ученым. Причиной этому была отчасти беспокойная бродячая жизнь, отчасти наклонность к поэтическому творчеству, отчасти, быть может, некоторый коренной, органический недостаток во всем духовном складе Даля (вспомним его увлечения гомеопатией, спиритизмом, Сведенборгом и т. д.).

Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), не всегда достоверного. Даль не мог понять Словаря), что ссылки на одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю Русь", при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где говорились" слова в роде "пособ", "пособка" (от "пособить"), "колоземица", "казотка", "глазоем" и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: "С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку" и т. д. (напутное слово к Словарю). (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Этот разлад Даля с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе "гнезда", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Благодаря этому у него "дышло" (заимствованное из немецкого "Deichsel") стоит в связи с "дыхать", "дышать", "простор" - с "простой" и т. д. Тем не менее Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев. Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т. д.), не всегда достоверного. Даль не мог понять Словаря), что ссылки на одно "русское ухо", на "дух языка", "на мир, на всю Русь", при невозможности доказать, "были ли в печати, кем и где говорились" слова в роде "пособ", "пособка" (от "пособить"), "колоземица", "казотка", "глазоем" и т. д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: "С грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять ее к нашему языку и чуждаясь ее не столько по рассудку, сколько по какому-то темному чувству, чтобы она не сбила с толку" и т. д. (напутное слово к Словарю). (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Этот разлад Даля с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе "гнезда", разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Благодаря этому у него "дышло" (заимствованное из немецкого "Deichsel") стоит в связи с "дыхать", "дышать", "простор" - с "простой" и т. д. Тем не менее Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трем сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в свое время его высоко ставили такие ценители, как Белинский и Тургенев. Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом.

Об Александре Матвеевиче Пешковском ( ) - незаурядном языковеде и педагоге - написано немало статей, а его методические эксперименты, осуществленные на заре "лингвистического века", уже давно стали филологической традицией. Наследие Пешковского, обрастая с годами порой причудливыми методиками, "новоязом" и всякого рода инновациями, не потерялось, а еще больше утвердило его имя в истории отечественной филологии. Среди бесконечных шатаний, поисков и идеологических схваток начала XX века он смог проложить свой путь в науке, вопреки натянутым "концепциям" некоторых современников и последователей ориентируясь на изучение психологии восприятия слова, на создание научной базы языковых знаний в процессе обучения. Его теории рождал сознательный эксперимент. Он одинаково хорошо владел строгим лингвистическим мастерством и одновременно тонко чувствовал совсем иную грань языкового творчества - стихи и прозу. Взгляды А. М. Пешковского, в чем-то, конечно, устаревшие, но тем самым показывающие конечную уязвимость любой гипотезы, активно обсуждаются; идеи, которые он развивал, а также созданная им система занятий "от звука к значению", "от значения к форме" оказались востребованными и в наши дни. Об Александре Матвеевиче Пешковском ( ) - незаурядном языковеде и педагоге - написано немало статей, а его методические эксперименты, осуществленные на заре "лингвистического века", уже давно стали филологической традицией. Наследие Пешковского, обрастая с годами порой причудливыми методиками, "новоязом" и всякого рода инновациями, не потерялось, а еще больше утвердило его имя в истории отечественной филологии. Среди бесконечных шатаний, поисков и идеологических схваток начала XX века он смог проложить свой путь в науке, вопреки натянутым "концепциям" некоторых современников и последователей ориентируясь на изучение психологии восприятия слова, на создание научной базы языковых знаний в процессе обучения. Его теории рождал сознательный эксперимент. Он одинаково хорошо владел строгим лингвистическим мастерством и одновременно тонко чувствовал совсем иную грань языкового творчества - стихи и прозу. Взгляды А. М. Пешковского, в чем-то, конечно, устаревшие, но тем самым показывающие конечную уязвимость любой гипотезы, активно обсуждаются; идеи, которые он развивал, а также созданная им система занятий "от звука к значению", "от значения к форме" оказались востребованными и в наши дни.

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. В 1820 году под видом служебного перемещения был сослан на юг (Екатеринослав, Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса). В 1824 году уволен со службы и выслан в село Михайловское под полицейский надзор до 1826 года. Скончался от раны, полученной на дуэли.