Глазами женщины Современная женская проза. Краткий обзор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Людмила Стефановна Петрушевская. Людмила Стефановна Петрушевская - российский прозаик, драматург. Родилась 26 мая 1938 в Москве в семье служащего. Прожила.
Advertisements

Людмила Петрушевская Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, окончила факультет Московского государственного университета,
Сообщение О жизни и творчестве Людмилы Стефановны Петрушевской.
Что творится сегодня с семьей? По произведению Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»
Мерзлякова Л.А. Юринская СОШ Внеклассное мероприятие для учащихся 1-5 классов.
Работу выполнила ученица 6Б класса Разина Валя «МОУ Янтиковская СОШ»
Тема «отцов» и «детей» в современной литературе Республики Коми Т.Ломбина, Е.Габова, Н.Куратова.
Читательская конференция по рассказам Л. Петрушевской и И. Полянской.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Лев Николаевич Толстой. Родители родился 9 сентября 1828 г в усадьбе Ясная Поляна. усадьбе Ясная Поляна. Матери своей я совершенно не помню. Мне было.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
«АСЯ» И.С. ТУРГЕНЕВ. «Ася» повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник»
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников,
Добродетельные герои сказок Ганса Христиана Андерсена
Моё педагогическое кредо На свете есть много профессий различных И в каждой есть прелесть своя. Но всех благородней, милее и краше Есть та, кем работаю.
«Синяя Птица» М. Метерлинк- бельгийский драматург Можно ли владеть Синей Птицей ? © МОУ «Гимназия 2», г. Балаково, Саратовская область Учитель: Додонова.
Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно Воспитательный час к Дню семьи (15 мая ) По материалам дневниковых записей императрицы Александры.
«Человеком надо быть всегда…» по рассказам Е. В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В. Н. Крупина «А ты улыбайся!» Слайд 1.
Транксрипт:

Глазами женщины Современная женская проза. Краткий обзор.

Цель: привлечь учащихся старших классов к чтению современной отечественной прозы.

Задачи: рассказать о самых известных современных писательницах; познакомить с их наиболее значимыми и любимыми читателями произведениями, раскрывающими творческую неповторимость их авторов.

Актуальность: все возрастающий за последние годы в обществе интерес к женской прозе.

«Если бы я воскрес через сто лет, то для того, чтобы узнать, что сталось с нацией, я попросил бы дать мне последнее вышедшее из печати произведение литературы.» Дени Дидро

Маринина Александра Писатель года в 1998 г. Толстая Т. Н. Лауреат премии «Триумф» за роман «Кысь» Улицкая Л. Е. Лауреат премии «Букер» за роман «Казус Кукоцкого» Токарева В. С. Лауреат премии Москва – Пенне 1997 г. Петрушевская Л. С. Лауреат немецкой премии им. Пушкина 1991 г.

«Женская проза есть - поскольку есть мир женщины, отличный от мира мужчины». (И. Савкина) «В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми». (Л. Улицкая) «Самое интересное в женской литературе – то, что есть только в ней и нигде больше: образ женщины, женского начала, увиденный, осмысленный и воссозданный самой женщиной.» И. Савкина (из сборника «Жена, которая умела летать»)

УЛИЦКАЯ Людмила Евгеньевна Русская писательница, тяготеющая к жанру семейной саги. Родилась в 1943 в Башкирии, выросла в Москве. По образованию – биолог- генетик. Много лет работала в Институте общей генетики, но была уволена в1970 году за хранение «Самиздата». Заведовала литературной частью в Еврейском театре до 1982 года. Живет и пишет в Москве.

Творческий путь: С детства писала стихи. Первая книга вышла в 1994 году – сборник рассказов «Бедные родственники». По сценарию Улицкой были поставлены фильмы: «Сестрички либерти» (1990), «Женщина для всех» (1991) и «Казус Кукоцкого». Известность писательнице принесла повесть «Сонечка», («Новый мир», 1992г.), получившая французскую премию Медичи в В 1996 году роман «Медея и ее дети» был назван литературным событием года. В 2001 году писательница была удостоена премии «Букер – Smirnoff» за философско-мистический роман «Казус Кукоцкого» (2001). Её книги были изданы на 17 языках.

«Бедные родственники» Рассказы.- М.: ЭКСМО - Пресс, – 224 с. «Истории о незначительных людях» (Улицкая Л.). Можно добавить – и о самом значимом в их жизни. Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Они о любви: к ребенку, мужчине, жизни, просто ближнему. О том, какое место это чувство занимает в жизни женщины. Одним любовь дарит радость праздника и полноту жизни, возвышает, для других является глубочайшим откровением, перевернувшим всю жизнь. Она наполняет души героев, движет ими. Любовь – самое сильное и значимое чувство в их жизни, даже если они – нищие, некрасивые или слабоумные Этот цикл – галерея женских характеров, наделенных чувством собственного достоинства и умением любить. Именно эти качества определяют поступки героев, их образ жизни и даже дальнейшую судьбу. текст

«Как рассказывала впоследствии Анна Марковна, Симку прибило в Московский двор волной какого- то переселения еще до войны. Извозчик выгрузил ее, тощую, длинноносую, в завинченных вокруг худых ног чулках и больших мужских ботинках, и, громко ругаясь, уехал. Симка, удачно отбрехиваясь вслед и крутя руками как ветряная мельница, осталась посреди двора со мвоим имуществом, состоящим из огромной пятнастой перины, двух подушек и маленькой Броньки, прижимавшей к груди меньшую из двух подушек, ту, что была в розовом напернике и напоминала дохлого поросенка. Заселив, к неудовольствию прочих жильцов, каморку при кухне и вынудив тем самым разнести по комнатам хранившийся там хлам,…она не вызвала к себе большой любви будущих соседей… Как ни странно, она быстро вписалась в общественную жизнь. Двор принял ее, оценив острый язык и совершенно непривычный вид скандальности – с оттенком добродушия и готовности посреди самого крутого соседского междоусобия заливисто рассмеяться, обхватив руками грудную клетку, в которой самым выдающимся местом был мощный и когтистый, как у старой курицы, киль, и тряся рогатым узлом завязанного надо лбом платка. Самой удивительной Симкиной чертой было непомерное тщеславие. Она нахваливала свою половую тряпку, сшитую из мешковины лучшего сорта; она превозносила своего покойного мужа, лучшего из покойников; даже полное отсутствие зубов в собственном рту она рассматривала как интереснейший факт, достойный если не восхищения, то удивления. Главным пунктом, возносящим ее над всем прочим человечеством, была ее дочь Бронька, которая незаметно росла, лежа животом на подоконнике приподвального окна… Бронька была и впрямь существом особенным, нездешним – с какой-то балетной летучей походкой, натянутым как тетива позвоночником и запрокинутой головой. Взгляд ее был всегда вверх и мимо. Первыми бросались в глаза рыжеватые, растительно-пышные волосы да низкий, изысканной фигурной скобкой очерченный лоб, и лишь потом, при особо внимательном рассмотрении, видна была вся прочая ее красота, собранная из мелких неправильностей: чуть под углом поставленных прозрачно-белых передних зубов, немного приподнятой верхней губы и таких больших светло-желтых глаз, что, казалось, они сдавливали переносицу и простирались до висков. И ко всему этому – обаятельно-сонливое выражение, как будто она только что проснулась и пытается вспомнить ускользнувший сон.» «Бронька» из сборника «Бедные родственники» Л. Улицкой

«Самым интересным на свете мне представляется человек, с его чувствами, переживаниями, душевно- духовными экспериментами, которые он порой над собой производит, именно человек, а не проблемы, принципы, идеи.» Л. Улицкая

«Искренне ваш Шурик» Роман. – м.: Эксмо, – 480 с. Роман о молодом и обаятельном человеке из интеллигентной московской семьи, прошедшем школу старомодного и добротного воспитания. «Жалостливый» и участливый, бескорыстный в помощи и снисходительный к женским слабостям, – просто мечта большинства женщин. Учтивый и предупредительный, готовый на служение, чем вызывает восторг всех дам. Способный (переводчик- полиглот) и покладистый – гордость матери. Идеальный мужчина!? «Ему всегда нравилось быть хорошим мальчиком». Это и определяет его характер, образ жизни и всю его судьбу: не реализовавшая себя в полной мере личность, не сложившаяся семейная жизнь...

«В ее произведениях всегда есть какой-то выход на философско-религиозный уровень, осмысление жизни, прорыв к вечности.» («Литературное обозрение»).

«Казус Кукоцкого» Роман.- М.: Эксмо, с. Философско – мистический роман «о жизни и своем месте в ней». В центре романа – случай («казус»), происшедший с врачом Кукоцким, обретшим способность видеть организм человека насквозь, и история его семьи. Сюжет разворачивается на фоне трагических событий XX века, в хронологическом порядке отмечая все важные вехи семейной жизни Кукоцких: несчастья и счастливые дни, общение с друзьями, ссоры и огорчения, взросление детей. В этот реалистический семейный сюжет вплетается ирреальный – предчувствие, прозрение иной реальности в снах, в проблесках интуиции жены Кукоцкого - Елены. Порой воображение, предчувствие могут объяснить больше нашу жизнь и свое место в ней, -говорит автор.

ТОКАРЕВА Виктория Самойловна Русская писательница, активно пишущая в жанре дамского романа и житейской повести. Автор живых, ярких, пронизанных тонким психологизмом и иронией рассказов. Кинодраматург. Родилась в 1937 году в Ленинграде в семье инженера. В 1958 окончила музыкальное училище. Работала учительницей пения и редактором на киностудии «Мосфильм». В1969 г. окончила сценарный факультет ВГИКа. Много и активно пишет. Живет и работает в Москве.

Творческий путь: Писать рассказы она начала, работая в детской музыкальной школе учительницей пения, а позже - редактором на телевидении. Первый рассказ - «День без вранья» (1964) принес Токаревой известность. Впоследствии практически все произведения Токаревой обретали популярность. Она автор около 15 киносценариев, в том числе к знаменитым фильмам «Джентльмены удачи» (1971), «Мимино» (1977), «Шла собака по роялю» (1978) и др. В девяностые годы тиражи книг В.Токаревой возрастают. Писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. Ее называют «королевой дамского романа». Первый трехтомник вышел в свет в 1994 году. Среди наиболее известных произведений: «О том, чего не было» (1969), «Летающие качели» (1978), «Ничего особенного» (1983), «Коррида» (1994), «Сказать – не сказать» и др. За последние 15 лет вышло более 10 ее сборников. Виктория Токарева - лауреат IV Российского кинофестиваля "Литература и кино" (1998). В 2000 году на Каннском кинофестивале ей был вручен приз "За вклад в литературу и кино". Лауреат премии Москва-Пенне (1997). Награждена орденом "Знак Почета" (1987).

«Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только представляется.» В. Токарева

«Из жизни миллионеров» Повести и рассказы.- М.: АСТ, – 622 с. Из жизни женщины, - так еще можно назвать этот сборник. В центре внимания Токаревой непростые женские судьбы, житейские нравственно-психологические коллизии, будни семьи. Обо всем, что дорого каждой женщине: любовь, семья, мужчины и дети, взаимоотношения между ними. Главные герои – простые люди, женщины, с их привычками, мыслями и переживаниями, жизнь которых по каким-либо причинам (чаще объективным) существенно меняется. В центре внимания писательницы – поведение ее героев в необычных жизненных (житейских) ситуациях. Главная проблема героев этих рассказов и повестей – « разлад мечты с действительностью». Очень многое в этих рассказах и повестях (ситуации, чувства, мысли героев) узнаваемо и близко. Светлый и проникнутый симпатией взгляд автора открывает нам женские образы, в чьих душах жива вера в добро и мечта о прекрасном, несмотря ни на что..

ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна Поэт, драматург, прозаик, пишущая в манере «жестокого реализма» (жесткого психологического анализа). Пишет в самых разных жанрах: повести, рассказы, новеллы, сказки, драмы. Художник, академик Баварской академии изящных искусств. Родилась в 1938 году в Москве в семье служащего. Прожила тяжелое военное полуголодное детство, скиталась по родственникам, жила в детдоме под Уфой. После войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, с редактором на Центральной студии телевидения. Живет и пишет в Москве.

Творческий путь: Первые рассказы вышли в 1972 году. С середины 70-х – драматург, переводчик. Печаталась по литературным журналам. В 1991 году получила немецкую премию им. А.С. Пушкина. Бездушие окружающего мира, одиночество современного человека, в суете бытовых неурядиц утрачивающего нравственные ориентиры, становятся объектом внимания Л.Петрушевской в каком бы жанре она ни писала.

«Время ночь». Повесть. –М.: Вагриус с. Повесть написана в форме дневника, повествующего нам о нелегкой жизни уже немолодой женщины, о ее мыслях, чувствах и поступках. Повествование ведется от лица главной героини. Но не исповедь героя перед нами, а попытка оправдания героиней повести собственных поступков, оттолкнувших окружавших ее людей, а жизнь своих близких превратившей в ад. Изображая заботу о ближних ( детях и внуках), она обвиняет мир в несправедливости, всех окружающих в жадности и бездушии, а родных в неблагодарности, не замечая собственного эгоизма. Озлобленность и цинизм становятся для нее привычным состоянием души, а одиночество - постоянной атмосферой ее существования. Ночь – символ одиночества, безысходности и бездушия. Ночь вокруг нее и в душе ее.

«Выход из безнадежности современные писательницы видят через обновление и сострадательную любовь.» Н. Ажгихина

«Город света». Волшебные истории.- СПб.: Амфора, с. Сказки для взрослых о силе любви и добра, побеждающей несправедливость, ненависть и жестокость. Как и в сказках, здесь есть короли с королевами, принцы с принцессами, иные миры, превращения, чудесные находки и прочее колдовство. Вот только живут герои в привычной нам до боли реальности, которая то и дело оборачивается фантасмагорией. С фантастическими приключениями соседствует бытовое описание не сложившейся жизни, и проблемы у героев, большей частью, те же, что и у нас: нехватка любви, доброты и участия. В «Городе света» сталкиваются две противоборствующие силы: Фея Сирени, стремящаяся творить добро на Земле, и колдун Топор, прибывающий с планеты Черной Грязи, чтобы устроить «полный тарарам, беспредел, кошмар и головотяп­ство». Каждый ищет помощников, но у феи Сирени их мало, они вялы и не способны на решительные поступки. Только мальчик Кузя, слишком добрый и «туго соображающий, несмотря на свои 4 года» (поскольку раздаривает всем свои игрушки, велосипед и мороженое), дает ей добрую энергию, когда она остается без волшебных сил. Как и положено в сказках, – все заканчивается хорошо. В жизни еще много доброго и смешного, - говорит автор. текст

« Было дело в одном государстве, что старушка королева, которую все звали Лир, слегка рехнулась, сняла с себя корону, отдала ее своему сыну Корделю, а сама решила, наконец, отдохнуть, причем где-нибудь в глухих местах и безо всяких удобств. Это ведь только простые и рожденные в тяжелых условиях богачи строят себе роскошные дворцы, а аристократы любят все натуральное, хотя обязанности не позволяют им переезжать из своих замков в избы, бани и сараи. Но наша королева-бабушка, как женщина сильная и свободная, решила, что выполнит свои мечты тут же. Она построила себе недалеко от королевского дворца дом, на который пошло восемьдесят штук новеньких картонных ящиков из-под макарон. …Попутно выяснилось, что королева-бабушка не желает пользоваться ничем дареным и ей ранее принадлежавшим, а будет сама добывать себе пищу и все что надо! (В поте лица своего.) …и вскоре во дворце все забегали и снарядили мусоровоз, - в который побросали матрац, две подушки, простыни, верблюжье одеяло, затем пару новеньких ведер,…разных упаковочных булочек, арбузов, яиц, колбас и сыров, все это перемешали для подлинности с порванными в клочья газетами и задраили люк. И мусоровоз тут же забибикал у картонного дома старушки королевы, а когда она выскочила на порог, то шофер щедро вывалил всю эту гигантскую помойную посылку прямо на дорогу. Тут же бабушка начала весело добывать себе пропитание….удивляясь, как много полезных и вкусных вещей выбрасывается во дворце!» «Королева Лир» из книги «Город света» Петрушевской Л.С.

МАРИНИНА Александра Настоящее имя - Алексеева Марина Анатольевна. Русская писательница, пишущая в жанре детективного романа. Родилась 16 июня 1957 во Львове ( Украина) в семье потомственных юристов. После окончания юридического факультета МГУ (1979) работала в Академии МВД СССР. В1986 защитила кандидатскую диссертацию по криминалистике.До1998г. занимала должность заместителя начальника отдела Московского юридического института МВД. В 1998 вышла в отставку в звании подполковника милиции. Живет в Москве.

Творческий путь: Печататься начала с 1992 года: первая детективная повесть «Шестикрылый серафим» была написана в 1991 в журнале «Милиция». Маринина быстро завоевала признание читателей как мастер детективного жанра во всем мире. Она - автор более 25 романов и повестей, часть из которых удачно экранизирована (телесериал «Каменская»), обладательница премии МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции (за книги «Смерть ради смерти», 1995 и «Игра на чужом поле», 1994) и «La Femme – женщина года» (2000). Каждую книгу она пишет за 3-4 месяца. В 1998 году – писатель года. 5 марта 2003 года на Площади звезд была заложена ЗВЕЗДА с именем МАРИНИНА.

«Детектив – это ведь не только разгадка преступления, но и любой тайны человеческих отношений.» Б. Руденко

«Стечение обстоятельств». Роман.- М.: Эксмо,2001. – 350 с. Детективный роман об офицере милиции Каменской Анастасии. Женщина-сыщик, которую придумала Маринина, с пистолетом не бегает, ее работа требует интеллекта. Она «кочует» из романа в роман вместе со своими коллегами и друзьями. Всякий раз они попадают в драматические, порой щекотливые ситуации, но профессиональный ум и женская интуиция помогают им выбраться из них и заняться новыми расследованиями. Эти произведения привлекательны острым и динамичным сюжетом, интригующими подробностями, смелой и обаятельной, интеллигентной и умной женщиной-детективом, способной сделать мир чище.

ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична Русская писательница, публицист. В современном литературном процессе сохраняет некоторую интеллектуальную дистанцию. Родилась в 1951 году в Ленинграде. Внучка А. Н. Толстого и М. Л. Лозинского. В1974 г. окончила филологический факультет ЛГУ. Печататься начала с 1983 года. Несколько лет преподавала в США. Ведет на ТВ – канале «Культура» передачу «Школа злословия». Живет в Америке и Петербурге.

Творческий путь: Дебют в прозе – рассказ «На золотом крыльце сидели…» (1983). До 1991 года успешно печаталась в журналах, воспринималась критиками как главное открытие новорусской литературы. Позднее в течение десяти лет жила в Америке, где печаталась как публицист. В 2000 году вышел ее знаменитый роман «Кысь», отмеченный премией «Триумф». «Т. Толстая пишет жестко, скупо, опровергая все наши невольные стереотипы, так называемой, женской прозы». ( А. Михайлов)

«Кысь» Роман.- М.: Подкова, с. Этот атиутопический роман стал литературной сенсацией 2001 года. Все события происходят в городке Федор - Кузьмичске ( в прошлом – Москва), изолированном от остального мира после Взрыва (ядерной катастрофы). Общество оказывается нравственно деградированным, отброшенным до уровня полного отсутствия «всех благ цивилизации» и культуры. Жители городка – мутанты (одни более – «перерожденцы», другие менее – «с различными осложнениями») – живут в «почтенном» страхе перед Набольшим Мурзой Федором Кузьмичом, «руководящим» их жизнями ( выдает паек, издает законы), и животном страхе перед его «санитарами», которые « решают» кому жить, а кому умирать. Повествование ведется от лица одного из жителей – «голубчика» Бенедикта, влюбленного в чтение книг и убивающего ради них. События, происходящие с главным героем романа, говорят о том, что деградация личности и общества неизбежна без заложенных в них основ нравственности. Язык романа богат метафорами, неологизмами, игрой ума и вкуса, дерзок и насмешлив. текст

«…Почему и дела с ними никакого не сделаешь, с Прежними: кричат не вовремя, ругаются ненашими словами, дергают тебя незнам с чего, вечно недовольны: ни шутки хорошей не понимают, ни пляски, ни игр наших…все-то у них: «О-о! Ужас!» - когда никакого ужаса. …какой же ужас, когда хороводы водим да в поскакалочку, к примеру, играем?... Вот в поскакалочки игра хорошая, веселая. Значит, так. Правила такие. Свечки потушить, чтоб темно было, сесть-встать где попало, одному на печку забраться. Сидит он там сидит, да как прыгнет с криком громким, зычным! Ежели на кого из гостей попадет, дак непременно повалит, ушибет, али сустав вывихнет, али еще как пристукнет. Ежели мимо – дак сам расшибется: голову, али колено, али локоть, а то и ребро переломит: печь она ж высокая. Об тубарет в темноте удариться можно будь здоров! Об стол лбом. Вот ежели не разбился, опять на печь лезет, а ежели из игры выбыл – другому уже невтерпеж: пустите, теперь я прыгну! Вопли, крики, смех – право, уписаешься, такая игра чудесная. А потом свечки зажжем да и смотрим, кто как повредился. Ну, тут, конечно еще больше хохоту: вот ведь только что был у Зиновия глаз – ан и нетути! А вон у Гурьяна рука надломивши, плетью висит, какой теперь с него работник? Конечно, ясное дело, ежели мне кто член какой повредит, урон тулову причинит, это не смешно, это я осерчаю, спору нет. Но это если мне. А если другому – тогда смешно… А еще мы в удушилочку играем, и тоже занимательно: подушкой на личико навалишься и душишь, а тот- то, другой, брыкается, вырывается, а вырвется – весь такой красный, вспотевши и волоса врозь, как у гарпии. Редко кто помирает, народ же у нас сильный, сопротивляется, в мышцах крепость большая, а почему? – потому что работает много, в полях репу садит, каменные горшки долбит, снопы вяжет, деревья на бревна рубит. А не надо оскорблять, говорить, что умишко у нас еле теплится: ум у нас прозорливый, соображаем небыстро, но хорошо.» «Кысь» Толстая Т. Н.

Произведения женщин-писательниц написаны по-разному: представляют разнообразные сюжеты и жанры, интересны различным подходом к изображению героев (от нищих и слабоумных до полковника милиции). В центре внимания авторов - проблемы человеческой индивидуальности: житейские, духовно –нравственные, социальные. Это по-настоящему большая, интересная и серьезная проза с неповторимой творческой индивидуальностью ее авторов.

Рекомендуем прочитать: Токарева В.С. Птица счастья: Повести. – М.: АСТ, – 349 с. Толстая Т.Н. Река. – М.: Эксмо, – 384 с. Петрушевская Л. Черная бабочка: рассказы, диалоги, пьеса. Сказки. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, – 299 с. Петрушевская Л. Загадочные сказки. Пограничные сказки про котят. Поэмы. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, – 291 с. Улицкая Л. Сквозная линия: Повесть. Рассказы. – М.: Эксмо, – 320 с. Улицкая Л. Русское варенье и другое. – М.: Эксмо, 2008.–256с. Толстая Т. Женский день: Сборник рассказов. – М.: Эксмо, Олимп, – 384 с. Толстая Т.Н.Не кысь. – М.: Эксмо, – 608 с. Щербакова Г. Вспомнить нельзя забыть. – М.: Эксмо, – 352 с. Щербакова Г. Яшкины дети. – М.: Эксмо, – 320 с.

Список использованной литературы: 1. Русская проза конца XX века: Хрестоматия/ Сост. С.И.Тимина. – СПб.: Изд. Центр «Академия», – 600 с. 2. Чупринин С.И. Русская литература сегодня: Путеводитель. - М.: Олма – Пресс, – 445 с. 3. Ивашина М.В. Семь странствий сезона // Библиотека в школе. – 2006, 1. - С. 30.

Авторы проекта Жбанкова Татьяна Васильевна – заведующая школьной библиотекой МОУ «СОШ 1»

Авторы проекта Косицына Елена Викторовна – библиотекарь школьной библиотеки МОУ «СОШ 1»