1 Подходы и действия для преодоления разрывов между ИТ-стандартами и практикой их применения ФОСТАС - «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
-1- Общая схема системы руководящих документов по эффективности информационных технологий в системах и проектах Аншина Марина Львовна (вице-президент по.
Advertisements

Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 7 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
ИТ-ОТДЕЛ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ Научно-практическая конференция «Информационные технологии в практическом здравоохранении»
«Разработка типовой конфигурации для автоматизации учебно-производственного отдела ОАО «ЖБК» в среде программирования 1С Конфигуратор » Дипломный проект.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Лекция 1 Учебные вопросы : Вопрос 1. История возникновения и понятие CASE- технологии. Вопрос 2. Особенности внедрения CASE- технологии. Вопрос 3. Основные.
Стандарт ISO 90003:2004
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Планирование в среде информационной системы. 1) центральная роль, жизненно важное для всего предприятия в целом значение сферы обработки информации ;
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Профиль стандартов. Цели применения стандартов. Категории профилей стандартов. Работу выполнил: Каракулов Н.В.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В.В.Барабанов П.М.Елизаров НИЦ CALS-технологий.
Алексей Полковников, Президент Ассоциация управления проектами «СОВНЕТ», Представитель России IPMA Основные тренды развития проектного управления в России.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Разработал: преподаватель ГБОУ СПО «НКСЭ» КК Брагина Елена Николаевна.
Транксрипт:

1 Подходы и действия для преодоления разрывов между ИТ-стандартами и практикой их применения ФОСТАС - «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами Зиндер Евгений Захарович Vasjutovich 3 июня 2002 года ВНИИ С т андарт ФОСТАС Васютович Валерий Васильевич ВНИИстандарт Госстандарта России Бюро «Группа 24»

2 Ключевые моменты доклада особенности текущей ситуации стандарты как средство преодоления барьера «новой сложности» проблемы в применении существующих стандартов и в разработке новых роль и польза стандартов некоммерческих объединений ФОСТАС: некоммерческий «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами» направления действий по преодолению недостатков

3 Особенности текущей ситуации Стандарты были просто полезны, сейчас они а) жизненно необходимы, б) радикально изменились. Интернет-эффекты и изменчивость ИС. От «обычных» систем и проектов к: -- «нелинейным» системам (архитектура «многие-ко-многим») -- оперативным изменениям ИС «по потребности» (функции, комплектация, интеграция со смежными системами) Принципиально новые архитектуры ИС. "Гартнер" : к 2003 году более, чем 40% предприятий будут проводить кардинальную переделку архитектуры своих базовых прикладных систем (в 2000 году - 5%). (Gr. Gartner) Рост внимания к экономике ИС, к «человеческому фактору» ВСЕ ЭТО - результат развития потребностей, в том числе - и для государственных, научных, общественных организаций

4 Расширение использования компьютеров и ПО привело как к новым возможностям, так и к новым проблемам. Эта комбинация аппаратных средств, ПО и людей подняла сложность систем на беспрецедентный уровень. (ISO/IEC 15288) Новая сложность (в сочетании с традиционной спецификой ПО, ИС и АС) в проектах создания и внедрения систем: - только 16% проектов заканчиваются вовремя и в срок, - 31% проектов закрываются не завершившись, - 53% проектов выросли по цене на 90% и более, - во всех завершенных проектах только 61% требуемых свойств были реализованы (данные Standish Group Report 2001). Следствия роста динамики изменений и сложности систем (барьеры «новой сложности»)

5 «Старые» способы борьбы с факторами сложности и изменчивости Формулировка всех требований к системе заранее, Оплата работ Разработчика частями, моделирование и языки высокого уровня, а также принятие других, "простых и ясных" мер, наконец мотивация энтузиазма, опора на талантливых умельцев и т.п. НЕДОСТАТОЧНО !

6 Метод, инструмент Соответствие совместимым эталонам Зрелость работы Противодействие негативным эффектам развития (барьерам «новой сложности») Стандарт Пути преодоления барьеров «новой сложности»

7 Проблемы в применении существующих стандартов и в разработке новых: А) «Обеспеченность стандартами недостаточна (по крайней мере в виде ГОСТ Р)» Б) «Совершенно недостаточно используются уже имеющиеся стандарты!» Огромное их число невостребовано или просто неизвестно руководителям и специалистам В) Одновременно, подготовка стандартов уровня ГОСТ / ГОСТ Р и других уровней: отраслей, объединений, предприятий, продолжает сильно отставать от процессов стандартизации в мире, неудовлетворительна по иным параметрам.

8 Главные причины недостатков в применении См. «Итоги» II Всеросс. конф. «Стандарты в проектах современных информационных систем» (март 2002 г.): - сложность и громоздкость изложения стандартов, - недостаточная терминологическая и методическая обеспеченность стандартов (особо в экономике ИС и «человеческом факторе»), - труднодоступность международных, национальных и иных стандартов, - большое запаздывание в подготовке и введении ГОСТов и ГОСТ Р в действие, - недостаточное соответствие стандартов, разработанных в других странах и ИСО, отечественной деловой практике и нормативной среде, - недостатки профессиональной культуры (в условиях необязательности стандартов!).

9 Ситуация необязательности стандартов Отказ от "командно-административного стиля" (не относится к регламентам безопасности). Стандарты на предприятии никто извне не будет и не может вводить «насильно». Сами стандарты диктуют: обязательность и ее степень существуют только в рамках конкретного соглашения. Стандарты и другие НД разных типов и уровней стали продуктами, конкурирующими между собой по правилам открытого рынка. Стандарты должны применяться самими организациями и предприятиями как методическое средство обеспечения зрелости своей работы. Это положение - плохо осознано и неосвоено большинством наших предприятий и организаций.

10 В результате, в применении стандартов существует проблема национального масштаба, которую нельзя решить "старыми", в том числе - «административно-командными» методами

11 Действенный тип стандартов - СтП, стандарты предприятия. Их источники Стандарты ИСО/МЭКГОСТ Р, ГОСТ Стандарты других стран «Промышленные» стандарты некоммерческих объединений СтП - стандарт предприятия «Фирменные» методики и инструменты Собственные методики и инструменты «Фирменные» стандарты де-факто Различные привлекаемые методики

12 Еще об источниках СтП Стандарты ИСО и ГОСТ Р всегда имеют альтернативы. Все же, а) СтП должны быть гармонизированы с ГОСТами, стандартами ИСО/МЭК, главными «промышленными» стандартами некоммерческих объединений б) готовые стандарты - огромный фонд выверенных методических материалов. При создании СтП - методами «сверху-вниз» и «снизу-вверх» - используются: стандарты ИСО/МЭК, ГОСТы и ГОСТы Р, НД других ведомств (Госстроя), некоммерческих объединений (INCOSE, IEEE, OMG, PMI, IPMA, W3G и др. - негосударственные некоммерческие предприятия разных организационных форм - ассоциации, некоммерческие консорциумы, фонды и др.) «фирменные» стандарты и методики, и др.

13 СтП - стандарт предприятия СтП - стандарт предприятия СтП - стандарт предприятия Стандарты ИСО/МЭК ГОСТ Р, ГОСТ Стандарты некоммерческих объединений «Фирменные» стандарты де-факто «Фирменные» методики и инструменты Другие методики и инструменты Некоммерческое объединение Предприятия Стандарты некоммерческого объединения Стандарты некоммерческих объединений и других стран

14 ИСО/МЭК, Гостстандарт, Госстрой Функции некоммерческих организаций ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ (включая СтП) УЧАСТИЕ ПОТРЕБНОСТИ Предложения Некоммерческое объединение Другие некоммерческие объединения Предприятие, организация Стандарты профессионального объединения Стандарты международные, национальные Участие в создании СтП, отраслевых стандартов, методы их применения

15 «Что делать?» Из рекомендаций 1-й Всероссийской конференции «Стандарты в проектах современных информационных систем» (апрель 2001 года): существует необходимость формирования: "некоммерческих профессиональных объединений с целью проведения инициативных работ по созданию, оценке, внедрению и совершенствованию стандартов".

16 ФОСТАС - «Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами» Основные цели деятельности Фонда: Исследования, разработка и планомерное внедрение в практику современных норм, соответствующих знаний и навыков, направленных на совершенствование и гармонизацию деятельности потребителей и разработчиков АС и продуктов ИТ, рынка в целом с международным рынком в области системного проектирования, стандартизации и управления проектами».

17 Преодолевать недостатки за счет: знакомства руководителей и специалистов с существующими стандартами, определения эффективности применения стандартов на практике, обеспечения условий более легкого и, одновременно, корректного применения стандартов, модернизации потенциально полезных, но отставших от актуальных требований стандартов, организации обсуждений и рецензирования готовящихся и действующих стандартов, сопровождения стандартов инструментами и методиками применения, содействия обеспеченности стратегией развития информационной инфраструктуры страны.

18 Будем рады совместной работе, пишите нам:

19 Мир будет продолжать меняться!

20 Доп. слайд ФОСТАС - направления первых работ в области системного проектирования (System Engineering): работы по модернизации и развитию стандартов серии ГОСТ 34, участие в разработке и внедрении стандартов и рекомендаций на основе ISO/IEC 15288, а также в международном проекте, опирающемся также на IEEE 1220 и ANSI/ EIA 632 разработка профилей стандартов систем по заказам отраслей, объединений и отдельных предприятий, проведение заказных экспертиз, участие в проектах создания СТП, в проектах их внедрения в практику

21 Доп. слайд ФОСТАС - направления первых работ (2) в области программной инженерии (Software Engineering), архитектуры и структуры ИС и ПТК: - работы по созданию рекомендаций по применению стандартов, других НД, а также соответствующих технологий для практической реализации преимуществ интеграции приложений (например, по тематике OMG CORBA, CWM и др.), - организация семинаров по обмену опытом в этой области, техническая экспертиза систем и проектов, и др.

22 Доп. слайд ФОСТАС - направления первых работ (3) в области управления проектами: - работы по адаптации PMI PMBOK 2000, документов IPMA и других международных и фирменных стандартов к проектам АС, ИС и ПО, подготовка соответствующих НД, учебных материалов, - разработка и издание инструктивных материалов в указанной области, проведение семинаров по указанной тематике.

23 Доп. слайд ФОСТАС - направления первых работ (4) Предусмотрены также работы в областях: - повышение квалификации руководителей и специалистов по применению НД, - участие в работах по реализации федеральных и отраслевых программ, - участие в работе подкомитетов ТК 22, соответствующих профилю ФОСТАС. Фонд ФОСТАС приглашает все заинтересованные организации принять участие в обеспечении и выполнении этих работ.

24 Доп. слайд Стандарты - зрелость работы - эффекты Зрелость может проявляться в способности: - к работе по правилам конкуренции открытых рынков; это специфически актуально в связи с предполагаемым вступлением в ВТО, - к квалификации параметров качества продукции (и ПО, и ИС в целом) по широко признанным методикам, - к демонстрации устойчивости и предсказуемости результатов работ по созданию, приобретению (заказу), поставке и сопровождению АС различного назначения, включая ИС, а также КСА (комплексы средств автоматизации, по ГОСТ 34), ПО ИС и программные продукты, - в снижении издержек производства и совокупной стоимости владения (TCO, total cost ownership) соответствующим продуктом (ПО, КСА, ИС).

25 Доп. слайд Еще несколько факторов Возросла степень многодисциплинарности проектов и систем, деловые функции срослись с функциями ИС. Пользователи и операторы ИС - ЛЮБЫЕ люди, не имеющие квалификации в ИТ Нужно преодолевать барьеры: между разработчиками разных специальностей, между пользователями и разработчиками и т.д. Нужны «интегрально полезные» системы с учетом: деловых требований и компонентов, человеческого фактора и др. Нужно динамичное управление проектами при высоком качестве, приемлемых сроках и затратах.

26 Доп. слайд -- На первом месте - экономика ИС и управление проектами (карта процессов - ISO/IEC 15288) Процессы уровня предприятия Управление средой предприятия Управление инвестициями Управление процессами Жизненного Цикла Системы (ЖЦС) Управление ресурсами Процессы уровня договоров Приобретение (заказ) Поставка Процессы уровня проекта Планирование Оценка Контроль Принятие решений Управление рисками Управление конфигурацией Технические процессы Определение потребностей ЗЛ Анализ требований Архитектурное конструирование Воплощение Интеграция Верификация Передача Аттестация Эксплуатация Сопровождение Удаление Управление качеством Управление информацией