МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Влияние института Общественного мнения на инвестиционную.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495)
Advertisements

Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Социальная модернизация МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич Первый заместитель генерального директора ВЦИОМ, кандидат психологических наук.
Москва, 2010 г. Осведомленность представителей малого и среднего предпринимательства о действующих схемах поддержки малого и среднего бизнеса Отчет по.
Институт президента в СССР и России: МОСКВА, 2011 год.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Барометр «Деловой России» Тюменская область март 2011.
Результаты социологического опроса населения «Комплексный анализ формирования «нулевой терпимости» к правонарушениям» Результаты социологического опроса.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Москва, 2011 Доверие аудитории российским СМИ сегодня.
Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в современных условиях» Результаты экспертного опроса «КСО проекты украинских компаний в.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
Москва, 2012 Пенсионные настроения и пенсионная реформа в России.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Барометр «Деловой России» Тюменская область Июль 2011.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

МОСКВА, 2011 год Абрамов Константин Валерьевич, первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Влияние института Общественного мнения на инвестиционную привлекательность региона

Многофакторная концепция оценки инвестиционной привлекательности 2 Потенциал социальной модернизации Социально- экономическое поведение и финансовая грамотность Репутационный аудит Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Индекс бизнес настроений и предпринимательск ой активности Изучение региональных рынков труда Портрет инвестиционной привлекательности региона

Модель компаративного анализа 3 «Экспресс» - зеркало общественного мнения населения Российской Федерации, эффективный инструмент презентации данных широкой общественности, а также отдельным бизнес и политическим элитам. Еженедельное исследование омнибусного типа, проводится уже шесть лет. За это время состоялось около 300 волн. Экспресс» репрезентирует взрослое население РФ по социально-демографическим характеристикам.В опросе участвуют 1600 человек. Опросы проводятся в 46 субъектах страны, в 138 населенных пунктах. Регион Группа регионов – федеральный округ ЭКСПРЕСС Российская Федерация

Социологический мониторинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности регионов 4 Социальный потенциал модернизации и интеллектуальный капитал региона (на примере ЮФО) «Индекс бизнес-настроений МСБ» как инструмент оценки инвестиционного климатаСоциально-профессиональная структура региона и трудовая миграцияУдовлетворённость населения и предпринимательского сообщества властьюНамерение открыть собственное дело: основные мотивы и барьерыОценка эффективности реализации программ по улучшению ситуации на рынке трудаОтношение населения к региональным инфраструктурным проектам Экспертные оценки эффективности программ повышения инвестиционной привлекательности региона Социально-экономическое поведение населения и финансовая грамотность Направления реализуемых исследовательских проектов ! !

Социальный потенциал модернизации на примерах регионов Южного Федерального Округа 5

Методология исследования 6 1. Массовый опрос населения Генеральная совокупность - экономически-активное население ЮФО в возрасте лет. Параметры выборки: многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка, репрезентативная для взрослого населения округа суммарный объем реализуемой выборочной совокупности – человек Статистическая ошибка не превышает 1,7%. Метод исследования: личное формализованное интервью по месту жительства респондента. 2. Экспертный опрос Представители федеральных и региональных органов власти Представители местных органов власти Представители бизнес-сообщества Параметры выборки: 900 экспертов, в каждом регионе опрошено 50 экспертов каждой группы. География исследования: Астраханская обл., Волгоградская обл., Краснодарский край, Республика Адыгея, республика Калмыкия, Ростовская обл.

Условия успешной модернизации 7 1,5 – 2 % 20 – 25 % 13 – 25 % 50 – 60 % «Креативное меньшинство» «Новая Россия» «Благожелательное большинство» « Дезадаптированное меньшинство» Взаимная адаптация общества и институтов Апробация модернизационных образцов Запрос на «институциональный ремонт» Социальная поддержка, контроль за напряженностью

8 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Готовы мобилизоваться в условиях кризиса Стремятся получить хорошее образование Хотели бы иметь собственный бизнес Стремятся стать богатыми Стремятся сделать карьеру Готовы заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию, оставаясь на той же работе Готовы больше работать, искать дополнительный заработок Готовы переехать на новое место жительства, чтобы найти лучшую работу Готовы при необходимости освоить новую профессию Готовы рискнуть стабильностью, попытаться изменить свою жизнь Уверены, что человек должен сам, (а не государство) позаботиться о своей старости Прилагают много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее Чувствуют себя современными людьми Для них важно достичь успеха в жизни, сделать карьеру количество пунктов соответствия% кумуляти вный % активные умеренно- активные пассивные Социальный потенциал модернизации – активные слои населения

Распределение возрастных групп по индексу активности 9

Типы населённых пунктов по индексу активности населения 10

23% экспертов считаю модернизацию главным национальным приоритетом 11 Эксперты, считающие, что модернизация – главный национальный приоритет. (В % от числа опрошенных, n=900)

Доверие к власти как условие социальной модернизации 12

Доверие к власти как условие модернизации 13 НАСЕЛЕНИЕ 80% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства. 60% - одобряют деятельность Правительства. 49%- одобряют деятельность губернатора области\президента республики. ЭКСПЕРТЫ 87-86% - одобряют деятельность руководства страны - Президента и Председателя Правительства 70% -одобряют деятельность Правительства. 69% -одобряют деятельность губернатора области\президента республики.

Оценка эффективности институтов власти управления 14 НАСЕЛЕНИЕ губернатор\президент работают: 9% - очень эффективно, 40% - довольно эффективно. правоохранительные органы, работают: 6% - очень эффективно, 29% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 5% - очень эффективно, 32% - довольно эффективно. ЭКСПЕРТЫ губернатор\президент работают : 29% - очень эффективно, 41% - скорее эффективно. правоохранительные органы, работают: 7% - очень эффективно, 39% - довольно эффективно; органы местного самоуправления работают: 15% - очень эффективно, 43% - довольно эффективно.

Модернизация: информированность, настроения и приоритеты 15 НАСЕЛЕНИЕ 17% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 50% - «что-то слышали, но неточно». 38% - «модернизация важнее, чем стабильность», 42% - «стабильность важнее». 28% -модернизация «снизу», 48% -с модернизация «сверху». Приоритеты: 39% - «общество, в котором гарантированы социальные права граждан» ; 30% - «высокоразвитые отрасли «традиционной» промышленности; 29% – высокоразвитая инновационная экономика. ЭКСПЕРТЫ 66% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 29% - «что-то слышали, но неточно». 60% - «модернизация важнее, чем стабильность». 23% -модернизация -главный приоритет, 66% - один из приоритетов. 53% - модернизацию проводить быстро и энергично, 34% - осторожно и постепенно. Приоритеты : 49% – высокоразвитая инновационная экономика ; 29%-создание системы стимулов инновационной деятельности; 25% - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.

Институциональная среда социальной модернизации 16

Оценка эффективности региональной власти (на примере ЮФО) 17 В какой мере, на Ваш взгляд, руководители региона способны реализовать цели и задачи модернизации? Вариант «скорее способны» (в % от экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом)

В какой мере, на Ваш взгляд, руководители разного уровня способны реализовать цели и задачи модернизации? (на примере ЮФО) Вариант «скорее способны» (В % от группы «активного» населения) 18

Способность руководителей реализовать цели модернизации – использование потенциала регионов 19 ТИП РЕГИОНА: 1.ВЫСОКИЙ РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Краснодарский край- 71%; Астраханская область-74%; 2. ВЫСОКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: Ростовская область- 72%; Волгоградская область -53%; 3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ: Республика Калмыкия-59%; Республика Адыгея -66%. Ростовская область – высокая способность в трудных условиях.

Барьеры на пути социальной модернизации 20

Какие институты, на Ваш взгляд, могли бы стать движущей силой, а какие – тормозом модернизации?» (индекс) 21

Коррупция – значимый барьер на пути модернизации 22 Оценки населения по группам Оценки экспертов, считающих модернизацию важным национальным приоритетом Распределение ответов на вопрос: «Оцените уровень коррупции в Вашем регионе»

Основные барьеры на пути модернизации 23 Запрос на модернизацию выражает только треть населения, тогда как почти половина предпочитает ей стабильность. Значительная часть населения ориентирована на социальную составляющую модернизации, воспринимает ее как раздачу дополнительных благ, а не как развитие инновационной экономики. Основные ожидания по реализации стратегии модернизации связаны с федеральной властью, а не с собственными усилиями. Важнейший барьер на пути модернизации – коррупция. Две трети экспертов и три четверти населения оценивают ее уровень как «очень высокий или «высокий».

«Индекс бизнес-настроений МСБ» как инструмент оценки инвестиционного климата Исследование реализовано совместно Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и банком ТРАСТ 24

Методология исследования 25 Пре дост авит ь пред при ним ател ям, банк ам и госу дарс твен ным орга нам удоб ный инд икат ор бизн ес- наст роен ий пред прия тий мал ого и сред него бизн еса Цель исследования : Опрос предприятий по всей России Формирование индекса в разрезе округов и отраслей Определение влияния факторов на индекс на основе мнений МСБ Наличие прогноза индекса на среднесрочную перспективу Новизна Объем выборки: предприятий Распределение выборки: микробизнес – 50% опрошенных предприятий малый бизнес – 30% опрошенных предприятий средний бизнес – 20% опрошенных предприятий Выборка Сбор информации: телефонный опрос (CATI) Периодичность: 2 раза в год

Определение факторов Индекса 26 «Как Вы считаете, какие из следующих факторов оказывают наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России?», в % от всех опрошенных * * - сумма ответов больше 100%, поскольку вопрос предусматривал множественный выбор По результатам исследования было отобрано 5 факторов, определяющих значение Индекса в апреле-мае 2011 года.

Текущее и прогнозируемое значение Индекса 27 В российском предпринимательстве преобладают негативные оценки бизнес-климата страны. Однако организации ожидают небольшого улучшения ситуации в ближайшие 6 месяцев.

Текущее и прогнозируемое значение факторов 28 Наиболее высоко российский бизнес оценивает текущий и прогнозный уровень «доступности инфраструктуры» и «доступности финансирования». Но влияние данных факторов на общее состояние бизнес-климата невысоко. Хуже всего оценивается текущее и прогнозное значение «уровня цен на сырьё, материалы и другие издержки производства» (следствие всплеска инфляции в конце 2010 – начале 2011 гг.). Именно этот фактор сильно снижает общее значение Индекса.

Значение Индекса: микро-, малый и средний бизнес 29 Значительных различий в оценках представителями микро-, малых и средних предприятий текущего и будущего состояния бизнес-климата не наблюдается.

Значения индекса: ФО, г. Москва и г. Санкт-Петербург 30 Лучше других текущее и будущее состояние бизнес-климата оценивают предприятия из г. Москвы, ПФО и СКФО. Хуже других текущее состояние оценивают респонденты из СЗФО; наименьшее прогнозное значение – в УФО и СФО.

Значение Индекса по различным отраслям 31 Наилучшие оценки бизнес-климата страны, его текущего состояния и перспектив развития на ближайшие 6 месяцев, дают предприятия, работающие в сферах «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

Примеры реализованных исследовательских проектов, связанных с развитием бизнеса 32 «Барьеры и риски малого предпринимательства», в 40 субъектах РФ для ИЭПП «Взаимодействие предпринимателей с органами судебной власти и их оценки судов и судей», в 16 субъектах федерации для Фонда Индем «Состояние делового климата в РФ» (крупный, средний, малый бизнес), в 40 субъектах РФ для РСПП «Взаимодействия внутренних и внешних рынков труда» для ГУ- ВШЭ Проведение исследований по оценке эффективности мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в России в 2010 году, и их информационной поддержки для Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Знать, чтобы побеждать!