НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ (АНО НМЦ) www.anonmc.ru rdcd@mail.ru www.anonmc.ru rdcd@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Совершенствование системы подготовки профессиональных водителей транспортных средств.
Advertisements

АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в годах» Проекты.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОФСТАНДАРТЫ? И ПОЧЕМУ НА ЭТО НУЖНО ТРАТИТЬ СВОЕ ВРЕМЯ?
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
Актуальные вопросы подготовки специалистов по охране труда в образовательных организациях Д.Н. Платыгин Генеральный директор ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики.
Разработка программ повышения квалификации и профессиональной подготовки в соответствиями с требованиями работодателей Панов Н.А., Зав. кафедрой профессионального.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
О разработке профессионального стандарта для вида экономической деятельности «Образование» Ольга Фридриховна Батрова, к.п.н. зав. сектором территориальных.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Транксрипт:

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ (АНО НМЦ)

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БДД (TOI) 1.Госрегулирование (14) 2.Улучшение дорог и управления дорожным движением (50) 3.Совершенствование ТС (32) 4.Меры по подготовке водителей (13), в том числе стандарты водителей

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Структура стандарта Содержание стандарта Сравнение со стандартами в других странах Разработка стандартов водителей для России

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОФСТАНДАРТА ВОДИТЕЛЕЙ Заседания Президиума Госсовета по ОБДД и образованию С точки зрения обеспечения БДД недопустимой является разработка программ подготовки водителей без учета требований работодателей Жесткий порядок: сначала профстандарт, затем государственные образовательные требования к подготовке водителей (аналог образовательного стандарта) Необходимость - результаты обсуждения на разных уровнях (Совет Федерации, РСПП, ДОБДД МВД РФ, РАС, АСМАП).

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА РАЗРАБОТКИ Квалификационные требования к водителям свыше 15 лет не адаптировались к современной среде ДД, требования м работодателей, психологическим и социальным приоритетам участников ДД Не проводится оценка пригодности граждан к управлению транспортными средствами Содержание и объем программ подготовки водителей не зависят от того, намеревается ли кандидат в водители использовать транспортное средство только для собственных нужд или осуществлять профессиональную деятельность Как констатируют федеральные ассоциации автотранспортных перевозчиков (РАС и АСМАП), у подготовки водителей имеется, как минимум, три крупных недостатка: –не учитываются требования работодателей –водители недостаточно подготовлены к профессиональной деятельности - имеет место дефицит квалифицированных водителей, которым можно было бы доверить дорогие современные транспортные средства и груз.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ Компетентностный подход (база-требования работодателя и ОБДД) Системность – полнота, непротиворечивость, связность Модульность - отдельно для каждой профессиональной группы водителей, категории ТС Широкое обсуждение, апробация

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РОССИИ Как и во всем мире потребность возникла только в 21-м веке ( с 2000 года) Инициатива работодателей (риэлтеры, повара, отельеры, банковские служащие, управляющие – приняты РСПП) Корпоративные стандарты, нет федеральных стандартов Профессиональный стандарт водителя никогда не существовал в РФ ни по одной из категорий транспортных средств. Действуют отдельные компоненты профстандарта, а именно квалификационные характеристики и разрядность водителей

АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФИКАЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ ТС Действующие нормативные документы по выявленным компонентам профстандарта устарели, не соответствуют современным условиям работы, а значит и современным требованиям к водителям и прежде всего по обеспечению БДД. Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих (ОКПДТР): –Не содержит требований к практическим умениям –Не содержит требований к уровням квалификации Выявлено существенно противоречие действующих нормативных правовых актов. Пример: согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих (ОК ) диапазон разрядов профессии водитель состоит с 4 по 8 разряды, но согласно также ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), этот диапазон состоит из разрядов с 3 по 7.

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 25 стран ЕС, а также США и Канады (м/н документы, совещания, встречи): до сих пор за рубежом также нет профстандартов национального уровня есть отдельные профстандарты корпоративного уровня (профстандарт водителей - ассоциации перевозчиков штата Онтарио, Канада или ассоциации логистов Великобритания). формат зарубежных стандартов- аналогичен пилотный проект не только в России, но и в мире («стандарт национального уровня нужен»).

СТАДИЯ СИНТЕЗА Формат профстандарта водителя - трехслойная кросс- таблица последовательно связывающая: перечень функциональных требований к водителям их группировка по уровням квалификации (примерный аналог бывшей классности водителей – Национальная квалификационная рамка) требуемые компетенции по каждому уровню (знания, умения, навыки, самостоятельность принятия решений, ответственность за груз и ТС, умение прогнозировать дорожные ситуации, толерантность к другим участникам ДД, др.).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ – определение и суть Документ, определяющий минимальные требования к водителю с точки зрения выполнения им своих функций эффективным и безопасным образом: 1.Какой водитель нужен работодателю 2.Какие функции, работы, действия должны выполняться водителем 3.Какими компетенциями должен владеть водитель, чтобы соответствовать требованиям работодателя, в том числе по ОБДД (знать и понимать, уметь и применять, др.) 4.Какими психофизиологическими качествами должен обладать водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к др. участникам дорожного движения, устойчивость к монотонии, др.)

Итерационная многоуровневая методика Алгоритм последовательной проработки всех компонентов стандарта, отдельно по каждой категории ТС (итеративный алгоритм с фильтрацией и отбраковкой/дополнением): 1.Профессионально важные функции и компетенции разрабатываются экспертами 2.Удаляются/дополняются репрезентативным множеством транспортных операторов 3.Оставляются только наиболее часто повторяемые профессионально важные функции и компетенции (90% доверительный интервал) 4.Из откорректированного набора (см.п.3) экспертами формируется первый вариант профстандарта 5.Первый вариант профстандарта изменяется/дополняется репрезентативным множеством транспортных операторов 6.Оставляются только наиболее часто повторяемые компоненты профессионального стандарта (90% доверительный интервал) 7.Исходя из п. 5 и 6 экспертами формируется второй вариант 8.Широкая рассылка, обсуждение и апробация профстандарта (при необходимости повторений алгоритмических итераций 5-7). Как минимум 8-уровневая система фильтрации всех компонентов профстандарта водителя является минимально необходимой процедурой, выполняемой раздельно по каждой категории транспортного средства.

Консорциум разработчиков организаций - Центр развития профессиональных квалификаций - ГУ Высшая школа экономики - Институт труда и экономического анализа -Московский областной центр сертификации персонала - Научно-методический центр подготовки водителей (учредители - РАС, АСМАП, РОСТО/ДОСААФ, др.) специалистов: -ассоциации перевозчиков (федеральные и региональные) - транспортные операторы (от крупных до индивидуальных предпринимателей) - специалисты по БДД -ученые в сфере подготовки водителей и БДД - автошколы и их ассоциации

Процесс и участники работы Фокус-группа, мозговой штурм, 3 дневная работа Первичный вопросник для выявления и систематизации наиболее важных аспектов обеспечения БДД и требований работодателей (отобраны экспертами – специалистами по БДД, перевозчиками, профессиональными водителями, учеными) Охват респондентов является репрезентативным (соответствующие оценки выполнены) и составлен представителями всех 7 федеральных округов – 43 организации (ХМАО-Ставрополье, Якутия-Липецк) вторая рассылка, обработка откликов – 39 откликов (от Читы до СПБ и от Екатеринбурга до Краснодара) Фокус-группа, мозговой штурм, 2 дневная работа 12 и 13 августа Третья рассылка – экспертиза федеральных ассоциаций перевозчиков (РАС, АСМАП), региональных ассоциаций, ученых и специалистов по БДД ……и т.д. Отправка в Минтранс, Минобрнауки, МВД (ДОБДД), Минздравсоцразвития, МЧС, Минобороны

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА Впервые проекты профстандартов водителей разработаны с учетом мнения отрасли (как работодателей, так и специалистов по подготовке водителей и ОБДД) Следовательно - профстандарты актуализированные, реалистичные и приближенные к повседневным условиям работы Впервые представлены проекты профстандартов водителей, детализированные по категориям, включая подкатегории (проект ФЗ об изменении Закона о БДД) Впервые разработаны проекты профстандартов водителей с учетом экологичного и экономичного стиля вождения, эксплуатации принципиально новых ТС, психофизиологии труда водителя.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ: формирования программ подготовки водителей ТС и государственных образовательных требований объективной оценки квалификации (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций) решения задач в области управления персоналом (разработки систем стимулирования, профподбора и профотбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.) добровольной сертификации/аттестации водителей поддержания единых требований к качеству профессиональной деятельности мотивации к профессиональному росту

Предложения по принципам реализации профстандартов Профстандарты – базис системы подготовки и участвуют в решении проблемы ОБДД в комплексе с другими мерами Требуется введение профстандартов и соответствующие согласованные действия – Минобрнауки, МВД (ДОБДД) и Минздравсоцразвития Актуализация (каждые 5 лет -min) Сфера действия профстандартов - без специальных перевозок – военные, пожарные, спасатели и т.п. Стандарты – как основа для указанных «узких» специальностей водителей – военные, пожарные, спасатели и т.п.

Отличия стандартов водителя и квалификационных требований к профессии «водитель автомобиля» Стандарты отражают требования всех «работодателей» (транспортных операторов, специалистов по БДД, органов госрегулирования) В стандартах отражены согласованные требования работодателей (многоуровневая методика) Стандарты созданы по модульному принципу Стандарты дифференцированы по категориям ТС (включая новые подкатегории) Стандарты = систематическое представление тройственных требований к водителю – функции, квалификационный уровень, компетенции.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (499)