ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА ТВЕРДООКСИДНЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Сочугов Н.С. Базовые идеи концепции водородной энергетики Структура водородной энергетики Типы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра ВЭПТ Технологии производства элементов водородной энергетики 1 Лекция 15 Щелочные топливные элементы Принцип работы История развития Типы конструкций.
Advertisements

Водородная энергетика. Оглавление 1 Что такое топливный элемент 1 Что такое топливный элемент 2 Типы топливных элементов 2 Типы топливных элементов 3.
«РФЯЦ – ВНИИТФ им. акад. Е.И. Забабахина» Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Создание инфраструктуры опытно-промышленного производства энергоустановок.
РНЦ «Курчатовский Институт» ИНСТИТУТ ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ПЛАЗМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Схемы преобразования топлива Тепловая энергия Механическая энергия Электрическая.
Топливный элемент: проблемы и перспективы О.А.Козадеров кандидат химических наук ассистент кафедры физической химии Воронежского государственного университета.
Кафедра ВЭПТ Технологии производства элементов водородной энергетики 1 Лекция 16 фосфорно-кислотные топливные элементы Средне- и высокотемпературные ТЭ.
Солнечная панель – источник альтернативной энергии на автотранспорте.
Основные результаты работ по твёрдооксидным топливным элементам в ФГУП « РФЯЦ – ВНИИТФ им. академ. Е.И. Забабахина», г. Снежинск Чухарев В.Ф.
ПРОИЗВОДСТВО, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.
Биоэнергетика и биогазовые установки. Скоринова Татьяна 10 «б» класс Лицей 130.
Кафедра ВЭПТ Технологии производства элементов водородной энергетики 1 Лекция 14 ТЭ с твердым полимерным электролитом Принцип работы Полимерная мембрана.
Презентация. «Альтернативные источники энергии»..
Ветроэнергетика в автономных энергосистемах РАО «ЕЭС России» НПЦ Малой Энергетики Российская программа развития ВИЭ - семинар по ветроэнергетике.
Производство электрической энергии Владанец С. 11а.
Типы электростанций Подготовил Прокофьев Илья. Что же это? Электростанция – совокупность установок, аппаратуры и оборудования, используемых для получения.
В мини - ТЭЦ используются электросиловые агрегаты - двигатели внутреннего сгорания : Мини - ТЭЦ подразделяют на : микротурбинные газопоршневые газотурбинные.
Водородная энергетика. Петр Борисович Шелищ Водородная энергетика как международная задача Страны – участницы Страны – участницы «Большой восьмерки»
ЭНЕРГЕТИКА МОСКВЫ
Водородная энергетика (вся информация в заметках)
1 Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика и экология Перспективные технологии комплексного использования отходов: экономика.
Транксрипт:

ВОДОРОДНАЯ ЭНЕРГЕТИКА ТВЕРДООКСИДНЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Сочугов Н.С. Базовые идеи концепции водородной энергетики Структура водородной энергетики Типы топливных элементов Основные проблемы ТЭ Примеры

Постулаты водородной энергетики Дальнейшее интенсивное развитие современной энергетики и транспорта ведет человечество к крупномасштабному энергетическому и экологическому кризису. Сокращение запасов ископаемого топлива принуждает развитые страны принимать усилия по поиску альтернативных возобновляемых экологически чистых источников энергии. Надежда на "мирный атом" пока не оправдывается, перспектива овладения термоядерной энергетикой и её использования в ближайшем будущем весьма призрачна. Мир спасет водород – практически неиссякаемый возобновляемый источник энергии.

Работы по водородной энергетике во многих странах относятся к приоритетным направлениям социально-экономического развития. Ведется активный поиск путей перевода большинства энергоемких отраслей промышленности, включая транспорт, на водородное топливо и электрохимические генераторы на основе использования топливных элементов (ТЭ) Использование водорода в качестве основного энергоносителя приведет к созданию принципиально новой водородной экономики, станет научно-техническим прорывом, сравнимым по своим социально-экономическим последствиям с тем революционным воздействием на развитие цивилизации, которое оказали электричество, двигатель внутреннего сгорания, химия и нефтехимия, информатика и связь. НАСТУПАЕТ ЭРА ВОДОРОДНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ВОДОРОДНОЙ ЭКОНОМИКИ)

President's Hydrogen Fuel Initiative: A Clean and Secure Energy Future (2003 г.) Почему водород и топливные элементы? США импортрируют 55 % потребляемой нефти, к 2025 г. эта цифра возрастет до 68%. Практически все автомобили США работают на бензине. Две трети импортируемой нефти используется для нужд транспорта. Водород обладает наибольшей энергией на единицу веса из всех топлив. Водород может производиться из местного сырья. Наилучший способ уменьшить зависимость от импорта нефти – расширение использования автомобилей с гибридными двигателями. President's Hydrogen Fuel Initiative: A Clean and Secure Energy Future (2003 г.) Почему водород и топливные элементы? США импортрируют 55 % потребляемой нефти, к 2025 г. эта цифра возрастет до 68%. Практически все автомобили США работают на бензине. Две трети импортируемой нефти используется для нужд транспорта. Водород обладает наибольшей энергией на единицу веса из всех топлив. Водород может производиться из местного сырья. Наилучший способ уменьшить зависимость от импорта нефти – расширение использования автомобилей с гибридными двигателями.

Глобальная эмиссия СО 2 (тн.)на душу населения Глобальная эмиссия СО 2 на единицу ВВП

Водородная энергетика это: - крупномасштабное производство водорода из ископаемых и возобновляемых источников энергии; - хранение водорода; - транспортировка водорода; - использование Н 2 для получения энергии в промышленности, на транспорте, в быту; -производство топливных элементов и энергоустановок на их основе; - водородная безопасность.

Достоинства Недостатки - высокий КПД - стоимость - низкая токсичность выбросов - еще раз стоимость! - бесшумность - модульная конструкция Топливные элементы - это гальванические ячейки, в которых вырабатывается электроэнергия за счет протекания окислительно- восстановительных превращений реагентов, непрерывно поступающих к электродам извне

Исторический экскурс г (Гроув, Шонбейн), рождение ТЭ г. (Освальд), идея использования ТЭ в большой энергетике -50 – 60-е годы ХХ века, первое практическое применение ТЭ PEMFC, ~1кВт ( программа Gemini) AFC, ~1кВт (программа Apollo) е годы ХХ века AFC, ~10 кВт (программа Shuttle) AFC, ~20 кВт (программа Буран) Электростанции на PAFC, ~ 100 кВт - 10 МВт (США, Япония) -90-е годы – по настоящее время Разработка ТЭ для: стационарной автономной энергетики, 1 кВт -10 МВт автотранспорта, кВт портативных источников электроэнергии,

Типы топливных элементов Щелочной твердополимерный кислотный На расплаве карбоната твердооксидный

Общие сведения о принципах работы ТЭ (1)

КПД различных энергоустановок Fuel Cells 1 (2001) 80 ТОТЭ ТПТЭ ДВС дизель газовая турбина (ГТ) ТЭС микро ГТ 0, Мощность энергоустановки, МВт

0.5O 2 + 2e = O 2- H 2 + О 2- = H 2 О + 2e, CO + O 2- CO 2 + 2e, CH 4 +4O 2- 2H 2 O + CO 2 +8e O2O2 H2H2 O2O2 О 2- e Пористый катод LSM Пористый анод Ni-YSZ электролит YSZ T = °C н 2 О, СО 2 Принцип работы твердооксидного ТЭ

Чем привлекателен ТОТЭ? Высокий КПД преобразования в электрическую энергию Нетребовательность к топливу (водород, природный газ) Побочным продуктом является высокопотенциальное тепло В производстве не требуются драгоценные металлы Низкая эмиссия СО Потенциально высокое время жизни (40 – 80 тыс. часов)

Типы конструкций ТОТЭ Твердый газоплотный электролит Пористый анод Пористый катод Биполярная пластина (интерконнектор Герметик

воздух токопроход анод электролит катод токопроход топливо электрический ток повторяющаяся структура батареи планарная

трубчатая

Материалы для ТОТЭ и требования к ним Высокая стабильность (химическая, фазовая, морфологическая, геометрическая) Химическая совместимость с другими компонентами Близость КТР всех частей ТОТЭ Технологичность Низкая стоимость Электролит YSZ, (ZrO2)0.92(Y2O3)0.08.). Анод NiO/YSZ керамика с открытой пористостью 20 – 40% Катод LaSrMnO3 (LSM) керамика с открытой пористостью 20 – 40%

Что сдерживает широкое применение ТОТЭ? низкая реально достигаемая плотность мощности (250 – 300 мВт/см2), высокие рабочие температуры, термическая нестабильность отдельных узлов топливного элемента и малая механическая прочность конструкции в целом, приводящие к снижению срока службы ТОТЭ, высокая удельная стоимость, определяемая в основном технологическими расходами. Основные усилия: снижение рабочей температуры топливного элемента до 700 – 750 С уменьшение толщины функциональных слоев топливной ячейки (электроды, электролит) с целью снижения омических потерь, управление пористостью электродов и структурой переходных слоев на границах раздела электрод – электролит для уменьшения поляризационных потерь, увеличение коррозионной стойкости узлов топливного элемента поиск путей снижения внутренних напряжений, возникающих в отдельных слоях топливной ячейки из–за разницы температурных коэффициентов расширения.

Почему электролит хочется сделать тонким?

Что может являться несущей механической основой для ячейки ТЭ ? Electrolyte supported SOFC

Толщина мкм; Ширина мм; Отн. плотность по порошку 8.5YSZ – 33 – 50%; Получение тонких пленок методом шликерного литья (институт электрофизики)

Пленка из порошка YSZ Пленки из порошка LSM

ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ТРУБОК методом магнитно – импульсного прессования (Институт электрофизики УрО РАН)

Пленка из нанопорошка YSZ и керамика из этой пленки «Сырая» пленка Керамические трубки радиальное МИП Толщина стенки мкмКерамика одноосное МИП (140мкм)

НЕСУЩИЙ LSM C ЭЛЕКТРОЛИТОМ YSZ LSMYSZ d=10-12мкм

Цели и перспективы КомпонентматериалЦена за 1 кг, $Цена на 1 кВт ЭлектролитYSZ АнодNi+YSZ КатодLSM251.5 Интерконнектсплав153 всего25.12 Стоимость материалов для изготовления ТОТЭ на 1 кВт Проблема цены – в технологии, а не в материалах

кВт установка на ТПТЭ фирмы Алстом Баллард, установленная Беваг АГ в Берлине, Германия 220 кВт гибридная установка ТОТЭ/газовая турбина фирмы Сименс-Вестингхаус – первая в мире в своем классе

Toyota Highlander Партия из 20 машин передана в лизинг нескольким государственным, научным учреждением, а также энергетическим компаниям В 2003 г. 30 автобусов Mercedes-Benz Citaro поставлены в 10 европейских городов (Амстердам, Барселона, Гамбург, Лондон, Люксембург, Мадрид, Порто, Рейкьявик, Стокгольм и Штутгарт), проводятся драйв-тесты Подводная лодка U 31 с ТЭ, Howaldtswerke-Deutsche Werft AG Проведены морские испытания июль 2003-март 2004

в России Демонстрации: ОАО «Автоваз» в кооперации с УЭХК и РКК «Энергия» : «АНТЭЛ-1» ОАО «СКБК»: 5 кВт ЭХГ на основе ТПТЭ УЭХК: 16 кВт ЭХГ «Фотон» на основе ЩТЭ ИВТЭ и РФЯЦ-ВНИИТФ: 1 кВт ЭХГ на основе ТОТЭ 39