Понятийный аппарат инновационной деятельности О критериальных основаниях оценки эффективности инновационной деятельности Пивчук Елена Аркадьевна, к.п.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Advertisements

Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Развитие региональной сети инновационных образовательных учреждений РК Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Деятельность, направленная на реализацию новых идей и знаний в области образования с целью их практического использования для удовлетворения определённых.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Приоритетные направления развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: проектное задание сети А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС)
Управление инновационной деятельностью в современных условиях 25 сентября 2014.
«Оценка результатов обучения ведущих консультантов и перспектив деятельности» Алексеева Анна Станиславовна, к.б.н., проректор по корпоративному обучению.
Развитие сети федеральных инновационных площадок (ФИП). Общественное обсуждение направлений деятельности сети ФИП: от дошкольного до профессионального.
Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: первые уроки введения Логвинова И.М.
Перспективы развития школы в контексте государственной образовательной политики.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Положительные и негативные тенденции развития образовательных учреждений РФ дошкольного, общего и дополнительного образования
Школа-лаборатория инновационного развития как форма научно-методического сопровождения инновационных процессов в образовании региона Фокина О.А., к.п.н.,
Транксрипт:

Понятийный аппарат инновационной деятельности О критериальных основаниях оценки эффективности инновационной деятельности Пивчук Елена Аркадьевна, к.п.н., заместитель директора ГОУ ДППО ЦПКС Центр повышения квалификации специалистов Адмиралтейского района СПб «Информационно-методический центр»

Понятийный аппарат инновационной деятельности «Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор» Уильям Джеймс Стратегия государственной политики От постулата о приоритете образования как социального мифа – к достижению приоритета образования как задаче государственной инновационной политики

Номенклатура критериальных показателей 3. КОМУ? Проблема результата инновационной деятельности 1. ОСНОВАНИЯ - Новые «правила игры»: Инновационная деятельность как государственное задание – формальные требования- нормоотносительная модель. ОЭР как неформальные способы соорганизации и управления - ценностно-ориентированная модель 2. ЗАЧЕМ? «Нелинейность» как инновационный способ управления инновационной деятельностью 4. КАК? И здесь роль ИМЦ понятна 3. КАКИЕ КРИТЕРИИ? И здесь роль ИМЦ понятна не всегда

Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных институтов и механизмов, правовой режим которых не урегулирован законодательством Российской Федерации в сфере образования. Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально- технического обеспечения системы образования. Указанная деятельность осуществляется в форме реализации инновационных проектов (программ) … Из закона «Об образовании в РФ» (проект, ст. 19)

НЕТ ЕДИНОГО ЦЕНТРА КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТА! Внешняя оценка означает параметры «ценности» полученных продуктов для заказчика ИД От заказа школы самой себе – к ориентации на множественность заказчиков: -государство: государственное задание; -муниципальные образования: финансирование эффективных социальных проектов; -Вузы, колледжи -родители: участники совместных проектов, социальное партнерство; -бизнес: программы профессиональной подготовки (частно-государственное партнерство) Проблема результата инновационной деятельности

Из каких критериев следует исходить при оценки эффективности инновационной деятельности?

Понятийный аппарат инновационной деятельности «Новаторство - исключительно удел свободы. Новые идеи порождают люди, которые никому ничего не должны и отчитываются только перед самими собой» Уильям Эдвардс Деминг Проблема содержания инновационной деятельности (содержательный критерий)

Стратегия 2020 как институциональная модернизация: Наиболее перспективным будет сценарий, при котором, наряду с традиционными институтами, специальную поддержку государства получит сфера неформального (открытого) образования. Незавершенность институциональных механизмов обновления содержания образования приводит к риску отставания школьной учебной программы от меняющихся современных требований Стратегия – Новая модель роста – новая социальная политика. Метапредметные программы могут стать частью институтов неформального образования «В среднесрочной перспективе… акцент должен быть перенесен с реформы институтов и укрепления инфраструктуры на достижение нового качества образовательных результатов»

Проблема содержания инновационной деятельности Проблема инновационного поведения учителя Отсутствие механизмов обновления содержания ФГОС – формальный институт требований, регламентов и норм (ст.7 закона «Об образовании»): Матрица государственного задания Гарантированное обязательство Институциональная матрица ФОРМА ОЭР и ИД – это нормативно- закрепленная государством свобода творчества и нового содержания Как формализовать инновационное поведение?

Объект проектирования ( Заказчик – родители, Вуз, НПО, СПО) Проектно-ориентированная деятельность ОУ – сочетание регламентов (стандартов) и инновационных проектов Объект проектирования Модель образовательной системы Школы Содержание Эффективность образовательных и информационных технологий Инновационность Соответствие стандартам (компетентностный подход) Вариативность Индивидуализация Наличие разнообразных возможностей

Характеристика тем инновационной деятельности как государственного задания Из 29 тем: формальные требования - 50% Способы реализации государственных требований (система документооборота) Организационные условия ( инклюзия, семейный Д/с, сетевое взаимодействие для индивидуализации, электронный паспорт здоровья учителя и ученика, социальная интеграция детей с ОВЗ, поддержка одаренных детей, межведомственная сетевая интеграция для здоровья, взаимодействие в профильном обучении – сети, Комплекс) Мониторинг качества ( ДОУ) Неформальные требования – 50% Содержание ( программы, интеграция основного и общего, техносфера, программа «Город как школа», информационно-образовательная среда,) Неформальные процедуры (оценка качества, семейные ценности, поликультурное образование, неформальное образование для особых детей, профессионально-общественная аттестация, общественная сертификация, государственно-общественное управление, социальное партнерство)

Консультационное сопровождение ОЭР Целевая программа (проект) ОУ района «Равные и разные»ГОУ 522, 287 «Дошкольник»ГДОУ 154, 27 «Личность. Гражданин. Патриот.» «Эффективность программ духовно- нравственного воспитания» «Музей и школа» ГОУ 225, 232, ГОУ 278, 241 ДДТ «Доступность качества образования» Реализация ФГОС нового поколения Система оценки учебных и внеучебных достижений школьников Дистанционное обучение Управление качеством образовательного процесса ГОУ 234, 306, 615, 624, ИМЦ ГОУ 238, 266, 272, 307 ГОУ 195, 564, 616 ГОУ 229, 281, 245, 280, 263

Система управления Управление школой в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями Управление программно-методическим комплексом; Ориентация на результат (компетентностная модель выпускника); Использование ведущих технологий (проектная деятельность, критическое мышление, кейс-технологии, исследовательская деятельность, проблемное обучение, технология самостоятельной познавательной деятельности, интерактивные технологии); Индивидуализация и вариативность образования; Деятельностная среда школы; Новая дидактика; Социализация ; Школа как открытое образовательное пространство; Многокритериальная система оценивания.

Понятийный аппарат инновационной деятельности «Есть люди, которые возбуждение принимают за вдохновение, напряжение за работу, а усталость за результат» Гегель (Из лекции д.э.н., проф. А.Аузана) Является ли инновационное поведение естественным следствием новой политики? (критерий методологического подхода к инновационной деятельности)

Т.Веблен : «Теория праздного класса» [«The Theory of the Leisure Class»] (1899); «Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей». Саймон Липсет - (1995 г.) - конец философии, что «человек прекрасен и его разум всесилен» Роберт Коуз «Природа фирмы» (нобелевская премия 1991 г.) теория трансакционных издержек – «силы трения» Дуглас С. Норт - «Теория институциональных изменений» (нобелевская премия 1993 г.) «Институты имеют значение»! Оливер Уильямсон (2009 г.) - модели оппортунистического поведения Проблема «МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ГИПОТЕЗЫ» -научные исследования по проблеме модернизации

А.Аузан (д.э.к.) - переход от оптимизационной модели к игровой: «Новая институциональная экономическая теория претендует не на то, чтобы стать мейстримом, а на то, чтобы стать новой социальной философией». Великий принцип Хеопса - со времени пирамиды Хеопса ни одно здание не было построено с соблюдением требований и норм. Есть специфические активы –человек и его нормы. Выводы: 1.«Человек находится в мире ограниченной информации и она дорого стоит». 2.Теория ограниченной рациональности (Генри Саймон)[ и оппортунистического поведения (Оливер Уильямсон) формируют поведенческие стратегии. 3. Человеку присуще административное поведение. 4. Инновационное поведение человека складывается в особых условиях Проблема «МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ГИПОТЕЗЫ» научные исследования по проблеме модернизации

1.Институты будут меняться, если экономисты будут учитывать образование как инструмент становления неформальных институтов. 2.Запрос школе связан с необходимостью изучения стратегий поведения человека. Сегодня: экономисты занимаются изучением ЧЕЛОВЕКА, а школа занимается ЭКОНОМИКОЙ образования. Вывод: школе задан заказ: понять и изучить поведенческие стратегии человека 3. Неформальный статус сообщества: -сети как экономический агент – экономика знаний; -новый статус авторского права в сетевом сообществе; -инновационная деятельность как способ самопрезентации. 4.Проблемы инновационной деятельности лежат в надпрофессиональной проблематике! 5.Два типа инноваций: технологические и гуманитарные. Проблема «МОДЕРНИЗАЦИОННОЙ ГИПОТЕЗЫ» (попытки интерпретации)

Вывод: инновации – это человеческий актив. ИНСТИТУТЫ: Инновационная и экспериментальная деятельность как два типа деятельности. ЛЮДИ: Проблема инновационного поведения учителя. Инновации – это решение оптимизационных задач в условиях ограниченной информации. Инновации – это инвестиция в новацию: -наличие заказчика; -оформление инвестиционного проекта (государственного задания, технического задания); -инвестиции интеллектуальные, материальные, финансовые; -продукт. Подходы к инновационной деятельности 1. «Административный» 2. Профессионально-педагогический 3. «Неоинституциональный»

Подходы к инновационной деятельности 1. «Административный» 2. Профессионально-педагогический 3. «Неоинституциональный» ОЭР ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Заказчик Инвестиционный проект (программа) государственное задание (техническое задание) Инвестиции Продукт Общественно-профессиональная экспертиза ОЭР (эксперты)

Роль руководителя: 1.Выполнение регламентов (выделение ставок, объединение ресурсов под государственное задание, поддержка и стимулирование людей: материальная и моральная) 2.Публичный отчет о выполнении задания 3.Общественно-профессиональная экспертиза результата и продукта деятельности НОРМО-ОТНОСИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ Проблема диссеминации опыта не актуальна Подходы к инновационной деятельности инновационная деятельность как государственное задание 1. «Административный» - инновационная деятельность как государственное задание

Роль руководителя: 1.актуализация темы для развития образовательного учреждения; 2.организационное оформление ОЭР (в локальных актах, в правилах и нормах); 3.позиционирование образовательного учреждения как учреждения нового опыта (приглашение на семинары); 4.поиск ресурсов (научных, материальных) для организации ОЭР, подготовки и оформления продукта; 5.общественно-профессиональная экспертиза. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ Проблема диссеминации опыта не актуальна! Подходы к опытно- экспериментальной деятельности 2. «Профессионально-педагогический»- содержание опытно-экспериментальной деятельности определяется правилами достижения результата (педагогического, научного, методического, организационного)

Роль руководителя 1.Поиск инновационной идеи, под которую можно найти инвестора (государство, бизнес, ассоциация, бывшие выпускники, коллеги из других регионов, муниципалитеты, Вузы, колледжи) – неформальный статус взаимодействия 2.Разработка инвестиционного проекта (программы) 3.Поиск инвестора 4.Инновационная инфраструктура 5.Вклад в учителя как основы преобразований (норм и правил) 6.Создание новых норм и правил (институтов) – институализация инновации Пример: вебинары Пример: вебинары ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ Подходы к инновационной деятельности 3. «Неоинституциональный»

Выводы: Учитель в условиях ограниченной информации решает оптимизационную задачу, создавая СВОИ НОРМЫ И ПРАВИЛА Критериальные основания для инновационного поведения индивидуальная свобода (свобода выбора) конкуренция и кооперация институт авторского права (возможность самореализации) Роль управления снизить эффекты оппортунистического поведения Система управления 1-ый шаг: - сообщество 2-ой шаг: - сеть 3-ий шаг – кластер 4 шаг – институты (нормы, правила, традиции) 5-ый шаг –инновационная инфраструктура

Инновационная деятельность в сфере образования направлена на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Российской Федерации. Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от ) Информационное письмо от N / «О формах инновационной деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга в учебном году»

Направления деятельности инновационных площадок: разработка, апробация и внедрение:… Порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от ) 1. Содержание образования 2. Технологические, методические и педагогические средства, УМК (комплексы) 3. Инновационные программы 4. Модели образовательных организаций 5. Институты общественного участия в качестве образования 6. Механизмы саморегулирования 7. Сетевое взаимодействие

ИМЦ Система обучения координаторов ИД Портал-система открытого доступа Научно- методический совет Система сопровождения ИП Инновационная инфраструктура района Банк нормативных и методических материалов Общественно- профессиональная экспертиза Система диссеминации опыта ОУ – инновационные площадки (ИП)

Функции кураторов 1.Координация деятельности. 2.Организация взаимодействия инновационных площадок. 3.Организация информационного сопровождения о перспективах развития ОЭР. 4. Проведение обучающих семинаров. 5.Участие в разработке учебно-методического обеспечения для проведения общественно- профессиональной экспертизы. 6. Содействие в разрешении проблем и развитии инициатив ОУ в опытно-экспериментальной работе. 7. Обобщение результатов ОЭР и предложения по диссеминации опыта.

Как обеспечить «нелинейность»? (программа организации и сопровождения опытно-экспериментальной и инновационной деятельности) Инновационная инфраструктура Институализация инновационной деятельности предполагает последовательное движение «от инновационной идеи к устойчивым формам взаимодействия для результата» Программа сопровождения Институализация преобразований Экспертиза Диссеминация опыта

Понятийный аппарат инновационной деятельности «Наиболее важные решения не то, что вы делаете, а то, что вы не делаете» Стив Джопс Проблема продуктной деятельности (критерий продукта)

Ключевые критерии оценки качества инновационной деятельности I.СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ, РЕГЛАМЕНТАМ, ОРИЕНТИРАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ II.ИННОВАЦИОННОСТЬ III.ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ IV.ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИИ Пример. Тема ОЭР ГБОУ 263 «Договор «Школа – семья» как форма общественного договора в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Понятийный аппарат инновационной деятельности «Только 3% из того, что имеет значение, можно измерить» д-р Эдвардс Деминг Управление инновационной деятельностью как управление качеством (критерий качества)

Принципы управления качеством «Нам никогда не трансформировать господствующую систему управления, не изменив господствующую систему образования. Они составляют единую систему» д-р Эдвардс Деминг «Нормоотносительная модель» Модель внутрисистемных показателей

Принципы управления качеством 1. Ценность совместных действий – неформальная среда общения 2. «Хочешь изменить систему – изменись сам» – собственный способ действий 3. Открытая школа, «открытый» урок, открытая дидактика Управлять качеством – значит договориться о ценностях

1.Сеть как способ решения оптимизационной задачи в условиях ограниченности информации 2.Модель должна быть открытой, чтобы открывать существенные факторы моделей поведения 3.Человек будет выбирать те приемы и профессиональные инструменты, которые, по его мнению будут наиболее эффективно обеспечивать его комфортное поведение. 4.Неформальная среда общения 5.Инфраструктура под инновационную идею 6.ЛЮДИ и ИНСТИТУТЫ Подходы к инновационной деятельности в условиях Инновационного педагогического комплекса Организация деятельности Петербургского инновационного педагогического комплекса (ОЭР ИМЦ)

Аккумулировать практико-ориентированную науку, инновационные проекты, передовые профессиональные разработки, возможности межведомственного взаимодействия, новые профессиональные практики, разнообразные способы взаимодействия и создать условия для распространения новых форм устойчивого профессионального и личностного развития. ЧТО ХОТИМ МЫ?- представить один из вариантов модели Петербургского инновационного педагогического комплекса для внедрения в систему образования региона:

Институциональный Институализация инновационной деятельности предполагает последовательное движение «от инновационной идеи к устойчивым формам взаимодействия для результата» Исследовательский Информационный Экспертно- аттестационный Образовательный Компоненты инфраструктуры

Инновационная деятельность как внутрисистемный показатель качества ! Проект закона «ОБ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» «Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований.

Благодарю за внимание тел.