Обучение в организации «Непрерывная учеба – минимальное требование для достижения успеха в любой области» Деннис Уэйтли, ведущий семинаров по развитию.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучение и развитие подчиненных. «Всякий, кто прекращает учебу – старик, будь то в 20 или в 80 лет. Всякий, кто продолжает учиться – остается молодым.
Advertisements

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Тема 9. Повышение конкурентоспособности компании через развитие персонала и создание команд для работы в бизнесе.
Школа кадровика Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области проект 2014 год.
«Стратегическое планирование обучения. Развитие персонала для бизнеса.» Предоставлено Владиславой Рутицкой Директором по персоналу Киевская Инвестиционная.
Выполнила: студентка гр. бУППРипу-32 заочной формы обучения шифр Федоткина Ирина Сергеевна.
«Стратегическое планирование обучения. Развитие персонала для бизнеса.» Предоставлено Владиславой Рутицкой Директором по персоналу Киевская Инвестиционная.
Психология управления развитием персонала в современных условиях (психология карьерного роста)
Построение системы внутрикорпоративного обучения Докладчик: Токарева Галина Анатольевна.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
МЕНЕДЖЕР ПО ПЕРСОНАЛУ И КАДРАМ. Как благополучие компании или предприятия зависит от кадровой политики? Грамотный подбор персонала позволяет серьезно.
Инновационный образовательный проект Инновационный образовательный проект «Учебная фирма»
Докладчик: Директор ДАКР Куракбаев К.К.. В последние годы в современных организациях основной акцент ставится на создание эффективных механизмов управления.
Управление персоналом Первый шаг к большой карьере.
Лучшие HR-практики для лучших HR-специалистов Программа обучения и развития на год.
ФКАУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА. Образовательные программа УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ Управление персоналом - это управленческие действия руководителей.
1 Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября февраля 2015 "Педагогическая технология и мастерство учителя" Часовских Наталия.
Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) некоммерческая организация, объединяющая профессиональных участников кадрового рынка.
Транксрипт:

Обучение в организации «Непрерывная учеба – минимальное требование для достижения успеха в любой области» Деннис Уэйтли, ведущий семинаров по развитию личности.

Что такое обучение в организации? Обучение – процесс целенаправленной передачи опыта; организация формирования знаний, уме- ний, навыков. Что дает обучение!? Успешное решение проблем, связанных с появлением нового направления деятельности; Повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям; Распространение среди сотрудников основных ценностей и приоритетов организационной культуры.

Ситуации, в которых необходимо обучение: - изменение сферы деятельнос- ти, условий труда, смена тех- нологии; - назначение руководителя или специалиста на новую долж- ность; - взаимодействие между топ- менеджерами одного уровня; - работа с человеком (группой лиц), оказавшимся в заведомо сложной ситуации (инвали- дом, представителем нацио- нальных меньшинства, жен- щиной и т.п.); - подготовка руководителя к продвижению по службе (работа с кадровым резер- вом); - адаптация новичков в Ком- пании (особенно с переездом в другой город; - повышение квалификации руководителя в рамках структурированной програм- мы обучения (теорию в прак- тику); - новый проект с высокой ответственностью; - работа с молодыми спе- циалистами и студентами.

Виды и способы обучения «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно» Конфуций.

Фундаментальное образование (вуз) - передача информации группе, численностью до нескольких сот и даже тысяч человек. Лекция - передача информации группе, численностью до нескольких сот и даже тысяч человек. - диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, имеющимися у слушателей. Семинар - диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, имеющимися у слушателей. Традиционное обучение имеет «женское» лицо. Так, большинство респондентов-психологов (56%) в качестве основной сферы своей деятельности указали работу в области народного образования: из них 85% составили женщины (4). Почти 70% вы- пускников большинст- ва российских гос- вузов не работают по специальности (5). Фундаментальная наука – фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно возможности практического использования полу- чаемых знаний. Лекция не позво- ляет учитывать раз- ный уровень знаний, профессионального опыта и способностей обучаемых.

Курсы вне организации Рынок бизнес-образования в России предлагает большое количество самых разных курсов. Это могут быть: - традиционные (курсы переподготовки) и нестан- дартные (курс молодой рыбачки; внедрение систе- мы SAP R/3); - отечественные обучающие программы (1 С, Инфин) и зарубежные (МВА); - долгосрочные (переподготовки кадров) и кратко- срочные (как правило, одно-двух дневные курсы повышения квалификация); - и т.д.

88% банков, имеющих филиальную сеть, обучают сотрудни- ков филиалов. В среднем различные виды обучения проходят (в основном, во внешних организациях) в крупнейших и крупных банках 24% сотрудников, в средних – 42%, в инвестиционных компаниях – до 90% (1). При запросе словосочетания «курсы повышения квалифика- ции» поисковая система Яндекс выдает ссылку на стра- ниц, 1603 сайтов с коммерческими предложениями по России (данные на 13 июля 2006 г.). В 80-х гг. прямые расходы на подготовку кадров составили: IBM млн. долл. (5% затрат на оплату труда); Дженерал электрик млн. долл. (2%), Ксерокс млн. долл. (4%), Текас инструментс - 45 млн. долл. (3,5%), Моторолла - 42 млн. долл. (2,6%). В целом затраты на внутрифирменное обучение - примерно 350 млрд. долл.

Программированное обучение Движение в собственном, удобном для обучающегося темпе, когда переход к сле- дующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий. Результаты не имеют решаю- щих преимуществ перед резуль- татам, полученными при исполь- зовании других методов обуче- ния. Ограниченные возможности непосредственного диалога меж- ду преподавателем и студентом. Суть программированного обучения состоит в высокой степени структурированности предъяв- ляемого блоками материала и пошаговой оценке степени его усвоения. Возможность получения образования без отрыва от работы.

Honda создала систему электронного обучения, пред- назначенную для дистанционного обучения дилеров. К концу 2006 г. планируется перевести на электронную форму 10% тренингов. Агентство Рейтер завершило работу по развертыва- нию корпоративной системы электронного обучения. Более 4 тысяч сотрудников получат доступ к учебному порталу. Планируется увеличить долю электронных курсов с нынешних 10 до 30-35%.

Тренинги, семинары, проводимые в Компании Тренинг – это группа методов развития способ- ностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности (Ю.Н. Емельянов, 1985). Мировая тенденция – объединение всех обучающих программ, проводимых в Ком- пании под начало корпоративного университета (КУ)., выступающей базой для удов- летворения потребностей в знаниях для сотрудников. КУ связывает стратегии органи- зации и цели обучения сотрудников. Отличие тренинга от других форм обучения: - чаще всего тренинг - это короткие программы (пять, четыре, три дня); - чаще всего тренинг - это короткие программы (пять, четыре, три дня); - тренинговая группа это человек; - тренинговая группа это человек; - большая активность участников; - большая активность участников; - тренинг в равной степени обучает и развивает. - тренинг в равной степени обучает и развивает.

В 2001 г. в США было 1600 корпоративных универси- тетов. Ожидается, что к 2010 г. их количество превысит количество традиционных университетов. В компании «Procter&Gamble» в течение года прохо- дит около 50 различных курсов. Это тренинги, направ- ленные на развитие личностных качеств сотрудников (лидерских задатков, умения работать в команде и пр.). Каждый из сотрудников посещает не менее двух тренингов в год (8).

Поведенческое моделирование Поведенческое моделирование – обучение навы- кам межличностного общения и изменения устано- вок. Он учит конкретным навыкам деятельности, через следующие шаги: - предъявление образца (ролевой модели) профессионального поведе- ния, которое предлагается освоить; ния, которое предлагается освоить; - практика обучающихся в моделируемом поведении; - обеспечение обратной связи и подкрепления. Особое внимание тренера (преподавателя) направлено на изменение установок обучающихся в нужном направлении. Обеспечивает высокий уровень моти- вации обучающихся. Относительно дорогой метод. В некоторой степени учитывает инди- видуальные особенности обучающихся.

Исследовательская работа Исследовательская работа - восприятие базо- вых знаний не как истину в последней инстанции, а нахождение ответов на вопросы, которые возни- кают при наблюдении за реальными явлениями или событиями; работа с открытыми задачами. Обучение через исследование действием – наиболее эффектив- ный способ передачи управленческого инструментария, формиро- вания ключевых управленческих компетенций и передачи техно- логии.

Количество заявок на получение патентов от КНР увеличилось на 200% - до 1670 заявок (12 место) по сравнению с 240 заявками в 1999 году. IBM создала отдел коммерческого анализа, где рабо- тают тысячи представителей, ответственных за сбор и представление данных о конкурентах. Тем самым, в процессе работы работники заняты аналитической, исследовательской работой.

Выполнение проектов Выполнение проекта - временное предприятие для создания уникальных продуктов или услуг. В процессе выполнения проекта сотрудник обогащает свой арсенал но- выми навыками и знаниями.

Работа над трудными проектами 39%Уважение со стороны коллег 9% Командный дух21%Похвала со стороны начальства 6% Зарплата20%Чувство преданности компании 6% Перспективы роста16%Воодушевление начальства 5% Поощрения11%Вклад в успешное дело4% По данным HaysPersonnel.com и Hays Personnel, опро- сивших 500 сотрудников британских компаний, рабо- тающих в бухгалтериях, банках, строительных фирмах, IT и страховании, основными мотивирующими фактора- ми выступают:

Совместная деятельность Отличительные признаки: - возможность непосредственного личного контакта – обмена действиями, информацией; - наличие общей цели – отвечающей общим интересам и спо- собствующего реализации потребностей каждого; - наличие одного из участников, наделенными особыми полно- мочиями, либо распределенных; - разделение процесса деятельности между участниками, обус- ловленное характером цели, средств и условий ее достиже- ния. Совместная деятельность - организованная сис- тема активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духов- ной культуры.

1 доллар, потраченный на рекламу, приносит 5 долларов прибыли, тогда как тот же доллар, вложен- ный в выстраивание взаимоотношений с клиентами, - 60 долларов (2).

Обучение на рабочем месте Обучение на рабочем месте - обучение необходи- мым навыкам и моделям рабочего поведения и озна- комление с тем, как пользоваться имеющимся обору- дованием и инструментами непосредственно в процес- се выполнения профессиональной деятельности. Если хочешь получить знания, то участвуй в практике, изменяющей действительность. Если хочешь узнать вкус груши, то тебе нужно ее изменить – разжевать ее. Мао Цзэдун.

После трехчасовой вводной процедуры (ознакомление с пра- вилами соблюдения гигиены, техники безопасности и с требо- ваниями к рабочей одежде), новых работников МАКДОНАЛДС» знакомят с преподавателями из числа сотрудников. Ученики также проходят дополнительные инструктаж с менеджером ресторана о том, как работать с пособием по обучению рабо- чим навыкам и с учебником члена команды. Такие компании как Samsung, Dow, GE, Deutsche Bank и Boeing используют один и тот же мощный инструмент обучения на рабочем месте – обучение действием (action learning). Обуче- ние действием стремительно развивалось как основной инстру- мент, используемый такими организациями как Sodexho, Novartis и Nokia для решения их важнейших и сложных проблем, а также в качестве ключевой методологии.

Сторителлинг Сторителлинг - это навыки и искусство отбора, создания и рассказывания историй. На каждую позитивную исто- рию о «человечности начальни- ка» найдется не одна, изобра- жающая начальника придурком. Исследование Нойхаузера: 90% работников рассказывают о своих компаниях негативные истории. Истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее. Выделяют следующие типы сюжетов корпоративного сторителлинга: - описание как лучших, так и неудачных примеров работы (например, в России практикуется в IBS, РОСНО и т.д.); - истории, которые продвигают корпоративные ценности и принципы внутри компании; - истории-персоналии; - поучительные, философские притчи, которые доносят до слушателей новые идеи и принципы поведения.

Председатель Комитета по делам искусства Храпченко рассказывал: «Мне всегда не везло с художниками. Мечтал хотя бы одного сделать лауреатом – и всякий раз срывалось. Вечно у них с биографией плохо. Тогда я решил начать с биографии. Поехал к директору художественного института и попросил подобрать с хорошей биографией. Нашли. Он мне понравился, создал ему условия: мастерская, повышенная стипендия, а он подлец, спился». На регулярно проходивших 1 раз в полгода конференциях по физике каждый раз один и тот же японец делал прекрас- ные доклады на совершенно разные темы, каждый раз это была совершенно новая тема в новой области. Однажды у него спросили: «Как Вам это удается?» На это японец ответил: «Во время войны я попал в плен в один лагерь на Дальнем Востоке. Наш начальник все время говорил: «Вкарывать надо, сворочи косорырые».

Методы самообучения получили значительное развитие на базе совре- менных информационных технологий. Если в традиционной образова- тельной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при мини- мальном участии преподавателя и других обучаемых. Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабаты- ваются на базе множества разнообразных средств. Самообучение Все возрастающее число баз данных сейчас доступно через компьютер- ные сети. Способы самообучения Инновационное самообразованиеТрадиционное самообразование - печатные материалы - аудио- видео материалы - компьютерные обучающие программы - электронные журналы - интерактивные базы данных - другие учебные материалы, доставляемые по компьютерным сетям - печатные материалы

В течение трудового дня штатный сотрудник компании «Вимм-Билль-Данн» обязан выкроить час на самообразо- вание. Самообразование позволяет руководителю сократить затраты на услуги оргконсультантов (до 80% времени которого уходит на выяснение и/или объяснение элемен- тарных вещей) (7).

«Одни книги надо вкушать, другие проглатывать, некоторые, очень немногие разжевывать и переваривать» Френсис Бэкон. Изучение литературы Изучение литературы - процесс дополнитель- ного специального обучения: детальное изучение печатных носителей информации, проектных до- кументов, умение их составлять и анализировать.

За 35 лет, с 1955 по 1990 г., число ежегодно изда- ваемых книг (по количеству названий) возросло в 3 с лишним раза – с 269 до 842 тыс. названий. На рубеже XX и XXI столетий в мире ежегодно выпускалось почти столько же книг, сколько их вышло за всю историю книгопечатания. Послать сорокастраничный документ из Лос-Андже- леса в Вашингтон по факсу стоит $9, экспресс-достав- кой - $16, обычной почтой - $3, а электронной почтой - 9 центов. Интернет предоставляет возможность пере- давать любое количество информации по фиксирован- ной цене...

Выполнение порученных задач вне функционала Выполнение задач вне функционала – выполне- ние сотрудником дополнительного объема работ, не входящих (не прописанных) в его непосредст- венные обязанности (должностную инструкцию). «Мы или делаем себя сильными, или делаем себя слабыми. Количество работы одно и то же» К. Кастанеда. «Путешествия в Икстлан».

В McDonald's существует традиция «стажировок» топ-менеджеров в торговом зале. Раз в год вся админи- страция выходит на работу в рестораны. Небольшой компании, как правило, нужны универ- сальные люди. Например, секретарь помимо выполне- ния своих основных функций должен уметь готовить отчеты, принимать гостей или организовывать конфе- ренции (опыт рекрутинговых агентств).

Расширение сферы обязанностей В процессе горизонтального и вертикального продвижения в компании сотрудник расширяют сферу своих обязанностей. На- пример, раньше он устанавливал только личные контакты с клиен- тами. А теперь задача – составление для них еще и письменных коммерческих предложений. Расширение сферы обязанностей – экономичес- кая необходимость к каждодневному, ежечасному увеличению объема выполняемой сотрудником работ за единицу времени.

30 лет назад мы овладевали одним навыком в год. Сегод- ня каждый день приносит нам как минимум один новый на- вык. Завтра это будет происходить каждый час. Например, в 1960 среднему менеджеру надо было запомнить в среднем около 25 имен сослуживцев в течение всей его карьеры, се- годня приходится запоминать 25 новых имен каждый месяц. Завтра - каждую неделю (4). Все больше сотрудников, предпочитают работать вре- менными работниками, услугами которых пользуются уже 81% американских компаний. Сотрудники востребованы не только во время аврала, отпусков и болезней штатных еди- ниц, но и для осуществления специальных проектов, в пе- риоды сезонного пика деловой активности, для проведения выставок, промоушн-акций.

Рабочая ротация Рабочая ротация – перемещение (сроком от трех до двенадцати месяцев) сотрудника с одного участка работы на другой внутри организации с целью ознакомления с разными участками работы и с разными подразделениями организации. Смена видов деятельности (уход от монотонности) - повышение жизнен- ного и профессионального тонуса. Расширение компетенций конкретного специалиста в рамках одной организации - расширение функционального репертуара работника Знакомство с коллегами и их работой – сплочение, улуч- шение психологического кли- мата.

В некоторых компаниях оговаривается предельный срок пребывания работников в той или иной должности (3-5 лет), после чего предполагается его перемещение на другой участок работы. В Компании MARK&SPENSER руководящие сотрудники, проработавшие 4-5 лет и хо- рошо себя зарекомендовавшие, переводятся в отдел обучения на 1-2 года. 67% респондентов считают, что ротация кадров отк- рывает новые перспективы для раскрытия потенциала сотрудников и развития Компании; 25% не согласи- лись с этим и 10 % - затруднились ответить (3).

Стажировки, командировки с целью обмена опытом Стажировки – средство обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой для них работы. Обучающийся наблюдает, как работают опытные специалисты, выпол- няет определенные задания под их руководством и таким образом осваивает навыки решения все более широкого круга профессиональных задач. Стажировки могут входить в план работы с резервом и закладываться как условие продвижения по должностной лестнице при планировании карьеры. Стажировки являются одним из средств закрепления работников в организа- ции и повышения уровня их приверженности своему предприятию.

Компанию VeriFone (лидер на рынке терминалов для считывания пластиковых карт) называют виртуальной корпорацией. Треть сотрудников больше половины года находятся вне офиса, проводя значительное время в самолетах и за ноутбуками. Многие зарубежные компании (Еricsson, Samsung и т.д.) используют конкурсный отбор для выпускников на участие в программе стажировки внутри Компании, еще и как инструмент набора перспективного молодого персонала.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс.

Распространенность методов обучения и развития персонала: Вид обучения и развития персоналаВ ВеликобританииМера использования в России Обучение на рабочем месте99% Внешние конференции/мастерские95% Курсы93% Внешние тренинги90% Коучинг линейными менеджерами88% Аудио, видео курсы81% Наставничество72% / Ротация71% Коучинг внешними специалистами64% E-learning54% Внутренние мероприятия по обмену знаниями52% Примечание: - методы, которые используются в России в единичных случаях или не используются совсем; - методы, которые используются в России, но недостаточно широко; - методы, широко распространенные в России.

Secondment – это «прикомандирование» персо- нала на определенное время (от 100 рабочих ча- сов до года) в другую структуру Компании для овладения необходимыми навыками. Варианты secondment: Варианты secondment: - сотрудника одного департамента направляют в совершенно иное функциональное подразделение; - сотрудника одного департамента направляют в совершенно иное функциональное подразделение; - сотрудники по работе с клиентами отправляются к пос- тавщикам и клиентам; - сотрудники по работе с клиентами отправляются к пос- тавщикам и клиентам; - топ-менеджмент на Западе нередко «командируется в госу- дарственные структуры – осваивать навыки планирования и разработки крупных проектов; - топ-менеджмент на Западе нередко «командируется в госу- дарственные структуры – осваивать навыки планирования и разработки крупных проектов; - средний менеджмент направляется в общественные органи- зации – школы, вузы, добровольные организации. - средний менеджмент направляется в общественные органи- зации – школы, вузы, добровольные организации. Secondment не имеет ничего общего со стажировками или ко- мандировками.

Buddying – разновидность наставничества (от англ. buddy – друг, приятель). Buddying – под- держка, помощь, руководство и защита одного человека другим для того, чтобы были достигну- ты его результаты и цели. Метод основан на предоставлении друг другу объективной и честной обратной связи (в обе стороны, вне зависимости от статуса в компании) и поддержке в выполнении целей и задач (как личных, так и корпоративных) и в освоении новых навыков. Метод используют как инструмент для: - личностного роста сотрудников; - командообразования; - передачи информации; - передачи информации; - внедрения изменений; - адаптации сотрудников.

Метод shadowing предполагает прикрепление к сотруднику «тени» (от англ. shadow – тень) на один-два дня, чтобы посмотреть, сохранится ли мотивация этого человека, или нет. Как показывают исследования, проведенные в США, после shadowing 50% людей отказываются от своей мечты. Один из самых просто реализуемых и не затратных методов обучения и развития персонала.

Использованные источники: 1. Amt-group.ru (сайт). 2. Creative Good. 3. Irkutskenergo.ru, сайт, Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале, книга. 5. «Вопросы психологии», журнал, «Независимая газета», газета, «Эксперт», журнал, «Элитный персонал», журнал, 2004.

KM Training