Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации.
Advertisements

Гендерный подход в обучении и воспитании. Из энциклопедии Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») социальный пол, определяющий поведение человека.
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ Фищук Владислав Валентинович РПЗ-1/15 к.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Большие социальные группы К большим социальным группам относятся: 1)социальные классы 2)общественные страты, 3)социальные группы и слои населения.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
«Служебная этика и общественная мораль». Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Транксрипт:

Гендерный подход к коммуникационным исследованиям Паршукова Г.Б. Основы теории комму6никации

Гендер это социальный конструкт, набор характеристик, определенных культурой общества, которые иденитифицируют социальное поведение мужчин и женщин и отношения между ними. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Гендер – инструмент для понимания социальных процессов.

Патриархатное сознание для него характерны следующие особенности: 1) убеждение, что в общественных и семейных отношениях должно существовать жесткое разделение мужских и женских ролей; 2) взгляд, согласно которому, мужчине принадлежит ведущая, активная роль в семье и обществе, а женщине - подчиненная, пассивная; 3) убеждение, что жизненные ценности женщин и мужчин различны: семья и любовь - главные ценности для женщин; дело, работа, самореализация вне семьи - ценности мужчин; 4) предпочтение семейных отношений, в которых мужчина является главой семьи, вносит основной вклад в ее бюджет;

Патриархатное сознание (2) 5) предписывание женщине в качестве главной ее роли в обществе роли матери, т.е. поведения, связанного с рождением и воспитанием детей; 6) осуждение поведения женщины, в котором доминируют ориентации на самореализацию вне семьи, на карьеру, профессиональные достижения; 7) убеждение, что должны всячески закрепляться и развиваться отличительные черты в поведении девочек; 8) представление о том, что патриархатная модель общества естественна, обусловлена биологическими различиями полов; 9) осуждение равных прав женщины и мужчины.

Феминизм (фр. feminisme, от лат. femina - женщина) - означает общее название общественного движения за соблюдение паритета в предоставлении гражданских прав женщинам и мужчинам. Практика феминизма инициировала новую политическую теорию - теорию равноправия. 1) целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам; 2) социополитическая теория и практика, стремящиеся к освобождению женщин от мужского превосходства и эксплуатации; 3) социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой, и 4) любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями.

Феминистское сознание включает в себя следующие аспекты: 1) осуждение использования биологических половых различий для оправдания жестко закрепленного, подчиненного положения женщины в семье и обществе; 2) неприятие существания в семье и обществе строго закрепленных мужских и женских ролей: 3) осуждение разделения сфер общественной жизни на мужские и женские; 4) убеждения, что женщины и мужчины в современном обществе имеют неодинаковые возможности для самореализации в различных сферах, и такое положение признается несправедливым; 5) принятие образа женщины (гендерного идеала), главными чертами которого являются энергичность, активность, уверенность в себе, стремление к свободе и независимости, деятельность в различных сферах общественной жизни;

Феминистское сознание (2) 6) взгляд, согласно которому, для женщины высокую ценность имеют профессиональные достижения, карьера, раскрытие собственных возможностей и способностей, стремление к самореализации; 7) предпочтение семейных отношений, которые не обязывают женщину всю себя отдавать заботе о других; 8) взгляд на воспитание детей, согласно которому, общество должно максимально стремиться к равному участию отцов и матерей в жизни ребенка; 9) осуждение отношения к женщине как объекту сексуального угнетения; 10) неприятие двойных стандартов в общественной морали в оценке поведения мужчин и женщин в различных сферах жизни; 11) убеждение в необходимости глубокого осознания женщинами своего подчиненного положения, желание перемен в общественной роли женщины и понимание важности практических действий в этом направлении

Гендерный глоссарий Гендер и культура. Культура – это способ непрерывно меняющейся жизни. Она состоит из образцов социального поведения, отношений, норм, убеждений, знаний и институтов. Культура влияет на наше восприятие общества, в котором мы живем, мышление и поведение. Некоторые аспекты культуры имеют ценность и должны быть сохранены. Другие требуют изучения и возможного изменения. Гендерное слепота – это непризнание того факта, что гендер является одним из основных показателей жизни общества. Гендерное сознание означает гендерно чувствительное отношение и обязательство при планировании и осуществлении программ развития ставить во главу угла потребности и приоритеты женщин, так же как и мужчин. Гендерные исследования - это междисциплинарная исследовательская практика, применяемая для анализа социальных трансформаций и систем доминирования в обществе. Причем, в отличие от «женских исследований», анализируются и мужские проблемы. Например, если посмотреть на мужчин сквозь призму гендерных отношений, то можно увидеть, что в нашей культуре мужчина дискриминируется в семейной сфере, в частности, в сфере отцовства.

Гендерный глоссарий (2) Гендерные предрассудки являются следствием сложившихся в определенной культуре убеждений и традиций, более благоприятствующих мужчинам, чем женщинам. Гендерные роли - поведение, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский. Гендерный анализ – это процедура, направленная на выявление конкретного содержания гендерных отношений в конкретной ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации или в связи с реализацией конкретного проекта по изменению этой ситуации. Разнообразные методики гендерного анализа позволяют с высокой степенью объективности выявлять фактическое положение мужчин и женщин в разных сферах их повседневной жизни.

Гендерный индекс человеческого развития это установленные (учрежденные) Организацией Объединенных Наций показатели, которые отражают положение в стране мужчины и женщины в таких базовых сферах (направлениях) человеческого развития, как: возможность вести здоровый образ жизни, достижение долголетия, доступность качественного образования; уровень материального благополучия. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для развития его возможностей. Понятия человеческое развитие и ИРЧП как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития В Докладе о человеческом развитии за 1994 год уже используются индексы развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) и показатели расширения возможностей женщин (ПРВЖ). Оценка ИРГФ и ПРВЖ в рамках Доклада о развитии человека служит постоянным напоминанием для лиц, ответственных за принятие политических решений, о том, что они должны уделять больше внимания вопросам гендерного равенства.

Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) отражает достижения по тому же ряду факторов, что и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - ожидаемая продолжительность жизни, достигнутый уровень образования и доход - однако результаты корректируются с учетом гендерного неравенства. При расчете продолжительности жизни делается скидка на биологический фактор более длительного периода жизни у женщин, чем у мужчин. – При корректировке этого компонента с учетом гендерных несоответствий в рамках новых исчислений ИРЧП фактический показатель средней продолжительности жизни для женщин, соотносимый с его максимальным значением, а также фактический показатель средней продолжительности жизни для мужчин, соотносимый с его максимальным значением, подсчитываются отдельно и затем объединяются с учетом фактора гендерной справедливости. Например, для Российской Федерации средняя продолжительность жизни для мужчин составляет 61 год, а для женщин - 73 года. При корректировке с учетом биологических различий, индекс средней продолжительности жизни представляется следующим образом: Мужчины: ( ,5)/(82,5 - 22,5) = 0,642 Женщины: ( ,5)/(87,5 - 27,5) = 0,758

Общие принципы гендерных исследований релятивизация пола, признание его социально и культурно конструируемым феноменом - институциональным и ритуализованным, - что ведет и к признанию его конвенциональности, неодинаково проявляющейся в различных культурных и языковых сообществах на различных этапах их развития признание гендера феноменом культуры, конвенциональной сущностью влечет за собой приписывание маскулинности и фемининности статуса концептов и делает правомерным изучение их манифестации в языке и особенностей проявления в коммуникации.

Московская школа гендерной лингвистики разрабатывает широкий подход в гендерным аспектам языка и коммуникации: гендер рассматривается не только как категория социолингвистики и не столько как таковая. Именно такой взгляд позволяет избежать эссенциализма и отказаться от биодетерминистского подхода. В сферу исследований входит гендер как культурный феномен, его отражение в языке и конструирование в коммуникативном взаимодействии индивидов. Все это позволяет привлечь к изучению широкий круг лингвистических вопросов - семантику, прагматику, лингвокультурологию, когнитивную лингвистику, анализ дискурса и т.д.

Место гендера в коммуникации При изучении коммуникации, речевого поведения и других феноменов, связанных с говорением, московская школа признает гендер "плавающим" параметром, то есть фактором, проявляющимся с неодинаковой интенсивностью, вплоть до полного его исчезновения в ряде коммуникативных ситуаций. Современные теории социальной идентичности рассматривают гендер как "разыгрываемый" или конструируемый в ходе коммуникативного взаимодействия феномен Теория коммуникативной адаптации предполагает избирательное варьирование индивидами языкового регистра в зависимости от их социальных целей. Так, говорящий может проакцентировать или "затушевать" некоторые параметры своей личности в целях солидаризации с собеседником или дистанцирования от него. Следовательно, коммуникативная ситуация может оказывать глубокое воздействие на дискурс, что подтверждает интерактивную природу конструирования идентичности. Рассмотрение гендерных аспектов языка и коммуникации вне культурного контекста нельзя считать научным.

Гендерный подход использование гендерной методологии для изучения коммуникативного процесса гендерная методология предполагает экспертизу коммуникации с учетом фактора пола и изучение опосредованной отношениями полов социальной действительности, ее измерений в пространстве и во времени ориентация на гендерную методологию в познании коммуникации предполагает рассмотрение коммуникационного процесса через призму гендерной проблематики гендерная методология предполагает экспансию во все области коммуникационного знания и рассмотрение всех процессов на базе гендерно-социальной парадигмы.

Шаги гендерного анализа 1. Определение проблемы 2. Определение желаемых/ожидаемых результатов 3. Сбор информации 4. Разработка и анализ вариантов 5. Коммуникация 6. Оценка

1. Определение проблемы Каким образом опыт женщин и мужчин учитывается в процессе определения проблемы? Каким образом женщины и мужчины привлекаются к участию в этом процессе? Как учитывается многообразие (культурное, этническое, и т.д.)? Что говорят женские организации и исследователи, придерживающиеся гендерного подхода, по данной проблеме? В какой степени постановка проблемы учитывает правительственные цели по достижению равенства?

2. Определение желаемых/ожидаемых результатов Какие задачи ставит перед собой правительство, проводя данный курс, и каким образом этот курс сообразуется с провозглашенной правительством приверженностью целям достижения социального и экономического равенства между мужчинами и женщинами? Как это будет отслеживаться и измеряться практически? Каким образом вы определите многообразие как фактор, дополняющий гендерный анализ результатов? Какую информацию вы использовали (статистические данные, исследования, консультации) для определения этого? Может ли Женское Бюро помочь вам? Как? Кто попадет под воздействие? Чем отличаются последствия политического курса для женщин и для мужчин? Какие иные последствия возможны с точки зрения гендера и многообразия?

3. Сбор информации Обработаны ли доступные данные в свете половых различий на всех уровнях анализа? Обработана ли информация, касающаяся проблемы справедливого отношения к группам, включающим представителей коренного населения, видимых меньшинств и инвалидов, в свете половых различий? Если нет, то где можно добыть такую информацию? При сборе информации об исследуемой вами сфере позаботились ли вы о том, чтобы эти данные, в случае необходимости, помогли бы провести анализ, основанный на гендерном подходе? Каким образом будут собраны количественные и качественные данные? Собираетесь ли вы проводить консультации относительно опыта женщин с женскими организациями и/или ключевыми деятельницами? Как вы намереваетесь компенсировать потерянное время и другие затраты, понесенные организациями или индивидами, которые по вашей просьбе предоставили материалы по факсу или по почте? Ознакомились ли вы с документами о гендерных выводах по проблеме, включая парламентские краткие материалы, брошюры и заявления женских организаций? Может ли библиотека Министерства развития человеческих ресурсов Канады или Женское Бюро оказать вам помощь? Если вы проводите первичное исследование, являются ли вопросы для сбора информации соответствующими, и поставлены ли они с уважением к достоинству тех, кто является объектом исследования? Принимали ли участие группы, которые подпадут под воздействие, в разработке исследовательского проекта? Какими способами вы, проводя исследования или консультации, обращаетесь к различному гендерному опыту и опыту многообразия? Отражена ли озабоченность гендерными проблемами в используемых вами документах, и проявляют ли привлекаемые вами исследователи заинтересованность в гендерной проблематике? Если вы нанимаете консультантов, демонстрируют ли они профессиональную способность к проведению анализа, основанного на гендерном подходе? Каким образом? Если вы используете компьютеризированную имитационную модель, применяете ли вы гендер как фактор? Сможете ли вы привлечь экспертов по гендерным проблемам для интерпретации результатов? Может ли Женское Бюро оказать вам помощь?

4. Разработка и анализ вариантов Каким образом данный вариант может быть выгоден одним группам и поставит в невыгодное положение другие? Окажет ли данный вариант различное воздействие на экономическое и социальное положение мужчин и женщин? Будут ли продолжены консультации с женскими организациями и ключевыми женскими фигурами в данной сфере по проблеме воздействия на женщин каждого варианта политического курса? Нужен ли вам совет Женского Бюро? Указано ли в анализе каждого варианта, как он способствует продвижению идеи справедливости, и подчеркнуто ли, где равенство может столкнуться с необходимостью компромисса? Попытались ли вы развивать инновационные решения в отношении вскрытых вами гендерных проблем и проблем многообразия? Какие предложения по решению проблем были выдвинуты теми группами, которые подпадают под воздействие данного курса?

5. Коммуникация Каким образом информация о различных последствиях, подготовленная на базе учета таких факторов как гендер, многообразие, социальные и экономические затраты, будет доведена до сведения принимающих решения? Каким образом гендерная справедливость станет значительным элементом при отборе рекомендаций и вариантов? Будут ли рекомендации содержать предложения о способах применения политики, основанные на гендерном подходе и принципе справедливости? Спланирована ли стратегия коммуникаций таким образом, чтобы обеспечить доступ к информации мужчинам и женщинам, а также различным сообществам? Как будет доводиться информация до сведения женщин, которые являются членами других групп (представительниц коренного населения, женщин-инвалидов, представительниц видимых меньшинств)? Каким подходящим и уважительным способом будет выражена признательность за участие и вклад женщин и мужчин в процессе разработки политики? Каким образом аспекты политики, нацеленные на поддержку идеи гендерного равенства, будут выявлены и распространены?

6. Оценка Включен ли принцип гендерного равенства в критерии оценки? Какие индикаторы будут использованы для измерения влияния проводимого политического курса на женщин и проводимого политического курса мужчин? Кто будет рецензировать/контролировать качество анализа? Кому будет представлена оценка? Предполагается ли на данной стадии проведение консультаций с женскими организациями или видными деятельницами в данной сфере?

Стереотип Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человеке, группе людей, социальной общности и т. п.). Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.

Половые стереотипы отражают представления о мужественности женственности и касаются прежде всего антропометрических характеристик. В массовом сознании женщины, по сравнению с мужчинами, ниже ростом, имеют меньшую массу тела, узкие плечи и широкий таз, меньшую мышечную силу. Распространено также мнение, что женщины выносливее мужчин и т. д.

Гендерные стереотипы Гендерные стереотипы - культурно и социально обусловленные представления о качествах и нормах поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, относительно которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и мужественности достаточно близки в разных культурах. Стереотипы имеют тенденцию рано усваиваться и изменяются они с большим трудом.

Набор качеств

Качества, ассоциирующиеся только с мужчинами или только с женщинами минимум в 19 из 25 стран

Гендерные стереотипы в коммуникации Коммуникация опирается на действующие стереотипы, поскольку коллективное сознание достаточно стереотипно. В этой связи анализ текстов массовой коммуникации, обращенных к коллективному адресату, представляется актуальным, так как позволяет выяснить, какие гендерные стереотипы встречаются наиболее часто на данном историческом отрезке и как меняется их динамика в диахронии. Именно стереотипы, в том числе и гендерные, играют существенную роль при воздействии на сознание индивидов, на их представления о мире, так как они в значительной степени влияют на внутреннюю готовность человека определенным образом воспринимать явления окружающего мира, оценивать их и действовать по отношению к ним.

Бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые

Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность Прежде всего, мужественность соотносится с логичностью, а женственность - с интуитивностью (Булгаков; Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). "Мужское мышление отличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален". "Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полон инициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты". В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своей мыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открывают прикладные и близкие к практике науки (Логинов). Такой же взгляд на женскую конкретность можно проследить у В. В. Розанова, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. Об оппозиции разума, сознательности, логичности мужчины - и сердца, инстинкта, интуиции женщины писали В. Соловьев, В. Ф. Эрн.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность Бытует стереотипное мнение, что женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны (Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, что женщина связана с "глубинами бытия". О женской впечатлительности и восприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.

Власть - подчинение Женскими считались преданность, жертвенность, терпение, покорность, потому мужское, и женское начала осмысливались в категориях власть - подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, "быть покровителем и вождем", право женщины - "в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя"». С. Н. Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: "Власть двойственна по природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования и подчинения... Власть представляет собой обособившееся, утвердившееся в оторванности своей мужское начало, которому присуща стихия насилия: она умеет только покорять и повелевать, но не любить и сострадать. А соответственно и повиновение влавствуемых, пассивное начало власти принимает черты столь же отвлеченной женскости, угнетаемой и порабощаемой". Проблему господства - подчинения рассматривают также психоаналитики, говоря о садомазохизме. Известно, что Фрейд воспринимал мазохизм как выражение женской сущности.

Порядок - хаос Философский взгляд на гендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлении порядка и хаоса. Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах, отмечает: "Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла, Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует, организует, постольку оно есть начало порядка". Беспорядок и хаос рассматриваются как проявления женского начала: "Дух женственно- пассивный погружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос". К этому можно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской и мужской психологии не считают, что мужское начало - проявление порядка, а женское - хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Р. Горски сообщает, что мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать ее, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. И если мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, то женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Н. Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны, склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны.

Сила Я - слабость Я Также стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, "женская деятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, есть деятельность не самой женщины, а других сил в женщине" (Флоренский). В. В. Розанов: "Я мужчины - в гору величиной, Я женское... да оно просто прислонено к мужскому Я". П. Флоренский сравнивает мужское начало с вертикалью, а женское - с горизонталью. Н. Бердяев на пол прослеживается в его произведении "О назначении человека», где он утверждает, что "женщина, в которой совсем бы отсутствовал мужской принцип, не была бы личностью. Мужской принцип есть по преимуществу антропологический и личный. Женский же принцип есть по преимуществу космический и коллективный".

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизнь исходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократ поддерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя. Гегель также считает, что два пола должны быть различными: один - активным, другой - пассивным. Пассивность достается женщине. "Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина - принцип пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве". Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм Женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко "всему бывшему, состоявшемуся", рассматривает эту проблему в свете бинарных оппозиций: "верность" - "неверность". Современная психология выделяет по четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Сегодня в нашем обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, положения, национальности, возраста и пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над женщинами и установление гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.

Особенность стереотипов Стереотипы - синоним предвзятых представлений, ложных образов. Именно стереотипы массового сознания являются мощнейшим барьером в установлении коммуникации Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть, которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным и разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно, на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы.

Литература 1.Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, с. 2.Летняя школа в Рязани "Общество и гендер". 3.Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Концептуальные рамки, методология и ознакомление с "позитивным опытом". Заключительный доклад о деятельности Группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. (EG-S-MS). Страсбург, май Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социол. исслед С. 71–77. 5.Пособие по гендерному анализу / Перевод осуществлен по заказу Канадского фонда поддержки российских женщин: Gender-based Analysis Backgrounder. Women's Bureau. Strategic Policy Branch. March Prepared by Marika Morris, HRDC, М.: "Эслан", Грошев И.В. Рекламные технологии гендера // Общественные науки и современность С Гусейнова И.А. Дескриптивные рекламные тексты как инструмент воздействия в системе маркетинговой коммуникации (на материале журнальной прессы ФРГ). - Дис.... канд. филол. наук. - М., с. 8.Гусейнова И.А., Томская М.В. Гендерный аспект в текстах современной рекламы (на материале журнальной прессы ФРГ) // Филологические науки С Ярская-Смирнова Е.Р. Гендер в социальной работе // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". - М.: Информация - XXI век, С Кирилина А.В. Гендерные стереотипы в языке // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". - М.: Информация - XXI век, С Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: теория и методика психотехнического анализа рекламы. - М.: РИП-холдинг, С Ильин., Е.П. Пол и гендер. С-Пб.: Питер,