ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ – МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПРОБЛЕМЫ (философско-психолого- педагогическое осмысление ) Заведующая методическим кабинетом ГС(К)ОУ 370 к.п.н. Богданова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
План: 1. Концепция здоровьесберегающего воспитания и обучения. 2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 3 г. Бикина Здоровьесбережение – важное направление в работе школы.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Педагога - психолога Костенко Елены Владимировны..
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Программа развития МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 9» г. Оренбурга.
Составитель: Куликова Ольга Николаевна, учитель труда Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса в коррекционной школе.
Транксрипт:

ЗДОРОВЬЕ УЧИТЕЛЯ – МНОГОПЛАНОВОСТЬ ПРОБЛЕМЫ (философско-психолого- педагогическое осмысление ) Заведующая методическим кабинетом ГС(К)ОУ 370 к.п.н. Богданова О.А. Санкт-Петербург 2011

Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества

Выделяют 3 противоречия, которые сопровождают учителя в условиях современной школы: Между динамикой профессиональных задач, требованиями к учительской профессии и внутренней готовностью учителя к их осуществлению Между неопределенностью воспитательной политики, нравственно-идеологическимим установками в обществе и стремлением учителя занимать четкую и определенную позицию Между естественной личностной потребностью учителя в самореализации и возможностями ее достижения в современной школе

МОДЕЛИ труда Учителя ( по Митиной Л.М.) 1 Модель Адаптивного поведения – многообразие ситуаций, требующие от педагога умения «вписаться»,скоординировать свое автономное действие с действиями других людей (администрация, коллеги, родители, ученики и др. )

СТАДИИ 1 стадия профессиональная адаптация (умения и характеристика личности педагога вступает в противоречия с требованиями общества и коллектива – ассимиляция чужого опыта) 2 стадия профессионального становления (выработка индивидуального стиля, деятельности и общения, собственные приемы и техники) 3 стадия профессиональной стагнации (существует за счет достижений прошлого, канонизации и универсализации своего опыта, появляются признаки истощения, невосприимчивости к новому)

Группа Риска (85%) Для отечественной школы характерна модель адаптивного поведения учителя, которая не является конструктивной в на стадии стагнации (снижение социальной адаптации до уровня неврозов) Срыв функциональных систем Невосполнение резервов адаптации Наличие патологических изменений в организме

Одна из центральных задач системы образования является сохранение здоровья учителя

Нарушение опорно-двигательного аппарата ( принцип безвозвратной утраты) Утрата упругости межпозвонкового хрящевого диска. Как человек живет, таков его и позвоночник Болезни крови ( возникают из-за серьезных психических срывов и стрессов ) Кровь озеро чистой воды по имени жизнь. Стрессы – это камни, падающие в озеро… Нарушение функций щитодвидной железы ( проглоченная обида )

12 эмоций, разрушающих здоровье ГНЕВ, ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ, ЯРОСТЬ УНЫНИЕ,ОЗАБОЧЕННОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, СТРАХ ТРЕВОЖНОСТЬ,ПЕРЕЖИВАНИЯ ОМРАЧЕННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ГРУСТЬ

Любая мысль порождает эмоцию Тонкий кишечник и желчный пузырь – ЯРОСТЬ Почки и толстый кишечник- СТРАХ Легкие и Бронхи – ГРУСТЬ и ПЕЧАЛЬ Селезенка, поджелудочная, иммунитет – ИЗБЫТОЧНОЕ БЕСПОКОЙСТВО, МРАЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ Сердце- СЕРДЕЧНЫЕ ВОЛНЕНИЯ и ГРУСТНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

За отрицательными эмоциями чаще всего стоит Умаление собственного достоинства (неудовлетворенность жизнью, постоянные разочарования) Непонимание своего предназначения в жизни и своего места в ней Непонимание своего места Неудовлетворенность Умаление своего достоинства Болезнь

Факторы здоровья РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО - СМЫСЛ ЖИЗНИ - ЗДОРОВЬЕ Стремление к обретению смысла жизни является ведущим принципом поведения зрелой личности. Отсутствие смысла порождает состояние «экзистенциального вакуума» (чувство скуки), который является причиной «ноогенных неврозов» Специфические потребности человека: Познавательная, Эмоциональный контакт, Смысл жизни (по К.Обуховскому)

Существует 3 пути (по В.Франклу), определяющих возможность сделать человеческую жизнь осмысленной: - творческая работа ( то, что мы даем жизни ) - ценность переживания ( то, что мы берем от жизни ) Любовь это особые взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности - ценности отношения ( наша жизненная позиция ) (прибегает к ним, находясь во власти обстоятельств, которые не в силах изменить, расширение таких ценностей делает жизнь осмысленной)

2 Модель профессионального развития возможность учителя выйти за пределы повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом, осознание своих потенциальных возможностей, умение делать выбор

Стадии 1 стадия самоопределения – соотнесение знаний о себе при сопоставлении с другим (учителем, учеником, родителем) (действующее Я и отраженное Я) 2 стадия самовыражения – соотнесение знаний о себе в рамках Я и Я (соотнесение внешних и внутренних требований)- бесконечность себя самого 3 стадия самореализации - соотнесение знаний о себе в рамка Я и высшее Я, формируется философия учителя в целом, осознается смысл жизни и собственная миссия в профессии, реализация творческого Я Обретение смысла жизни и творчество, - показатели высокого уровня профессионального самосознания учителя. Стадии

Поиск смысла жизни и его обретение – это системообразующая характеристика педагога на стадии творческой самореализации, а также характеристика развития личности учащихся, их движения к осмыслению жизнедеятельности, направляемого (ориентированного) учителем, осознающим свою миссию

Направления «Технологий Здоровья» Информационно-мотивирующие (семинары, лекции, СМИ) Организационное (решение необходимых административных, хозяйственных, финансовых вопросов) Медико-диагностическое (медицинское обследование учителей) Психодиагностическое (определение общего психического состояния, выявление индивидуально-психологических особенностей) Общеоздоровительное (открытие специальных групп физического оздоровления, организация сбалансированного питания, фитотерапии, ароматерапии) Социальное (выплата зарплат, социальные выплаты для поддержания здоровья, премий, материальное обеспечение обучения) Психотерапевтическое (проведение тренинговых занятий, индивидуальна коррекционная работа)

Основное средство восстановления здоровья педагогов является специально организованная психоэмоциональная и двигательная активность Активная Реабилитация – (все формы лечебной физкультуры, плавание, ходьба, бег, работа на тренажерах, трудотерапия) Пассивная Реабилитация ( массаж, физиотерапия, аутогенная тренировка, мышечная релаксация )

10 ЭМОЦИЙ, СОЗИДАЮЩИХ ЗДОРОВЬЕ Интерес, радость, нежность Удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение, и …….. ЛЮБОВЬ !!!!

Но самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо! Михаил Михайлович Пришвин