1 Воспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы Воспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитательная система класса Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий.
Advertisements

Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Воспитательная система класса: теория и практика Теория. Сущность и структура.
Воспитательная система класса. Сущность и структура воспитательной системы Воспитательная система класса- Воспитательная система класса- это комплекс.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
ТЕМА «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения»
Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе Гущина Марина Евгеньевна МБОУ СОШ 139.
Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ Пятый компонент воспитательной системы класса: ДИАГНОСТИКО- АНАЛИТИЧЕСКИЙ.
Воспитательная система 5 класса С оциальная адаптация пятиклассников в среднем звене в форме интеграции Автор: Учитель моу сош 2 Скроботова С.Г.
Воспитательная система класса Мастер – класс для классных руководителей. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий целостную и упорядоченную.
Индивидуально- групповой Ценностно- ориентационный Функционально- деятельностный Пространственно- временной Диагностико- аналитический.
это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и.
Концепция воспитательной системы приоритетные ценности воспитания: « нравственность» « духовность» « патриотизм» « гражданственность»
г. Заседание МО классных руководителей Тема: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных.
Педагогический совет: «Воспитательная система класса».
Воспитательная система класса Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих.
- воспитание не должно быть формальным, а должно быть ориентировано на ребёнка ; - в воспитании не может быть мелочей ; - воспитание должно быть ориентировано.
Педагогическая мастерская Воспитательная система класса Преподаватель - Тютюнник В.Н. Сыктывкар 2008 Гуманитарно-педагогический колледж им. И.А.Куратова.
Представление опыта работы классного руководителя Николаева Владимира Арсеньевича «Воспитательная система класса «Стань Человеком, Гражданином, Патриотом!»
Транксрипт:

1 Воспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы Воспитательная система класса в учебно-воспитательном процессе школы

2 Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути. А.С. Макаренко

3 Цель: поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и мотивация педагогов на моделирование и построение воспитательных систем класса.

4 Задачи: смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путем активизации деятельности классных руководителей; проанализировать воспитательную работу классных руководителей начальной и основной средней школы; содействовать формированию у учителей научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе ее создания; определить пути и способы освоения педагогами технологии моделирования воспитательной системы в классе.

5 Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.

6 При создании концепции воспитательной системы класса необходимо учитывать: интересы, способности, потребности школьников; возможности, творческий потенциал педагогического коллектива; заинтересованность большинства родителей в результатах образования и воспитания.

7 Концепция воспитательной системы модель выпускника как гражданина патриот образованный человек свободная, культурная, гуманная, способная к саморазвитию личность

8 Отличительный признак воспитательной системы УЧЕНИЕ ДОСУГТРУДОБЩЕНИЕ

9 Основные принципы воспитательной системы безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке; глубокое знание и понимание потребностей ребенка; приоритет нравственности в общественной жизни; знание права и уважение к нему, строгое соблюдение прав ребенка; всемерное развитие культуры, образования.

10 Основные компоненты воспитательной системы класса Компонент Индивидуально-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Пространственно-временной Диагностико-аналитический

11 Индивидуально-групповой компонент классный руководитель; учащиеся класса; родители учащихся; педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

12 Индивидуально-групповой компонент Самой значительной и важной составной частью этого компонента являются учащиеся класса.

13 Ценностно-ориентационный компонент цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. ценностно-смысловое ядро системы

14 Ценностно-ориентационный компонент Различают три основные цели: идеальная цель – идеал, к которому стремиться общество, школа, педагог; результатная цель – прогнозируемый результат, выраженный в желаемом образе выпускника и который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная цель – это проектируемое состояние воспитательного процесса, необходимое для формирования желаемых качеств выпускника.

15 Ценностно-ориентационный компонент Идеальная цель – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

16 Ценностно-ориентационный компонент Процессуальные задачи: 1) использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры; 2) ввести в учебное расписание уроки общения и развития для формирования коммуникативной культуры учащихся; 3) способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе; 4) обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе и т.п.

17 Ценностно-ориентационный компонент При разработке результатной цели необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они должны быть направлены на развитие личности, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, овладение практическими навыками и умениями, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.

18 Ценностно-ориентационный компонент Воспитать человека - значит воспитать у него перспективные пути. А.С. Макаренко Перспективы могут быть следующими: близкая – поход; дискотека; праздник именинников; посещение театра, концерта, выставки; экскурсия; средняя – коллективное творческое дело; победа или участие в конкурсе, смотре, соревновании; туристическая поездка; далекая – успешно завершить обучение в школе; стать образованными и воспитанными личностями; оставить в школе добрый след в виде установления традиции или вклада в обустройство школьного здания и прилегающей территории и т.д.

19 Функционально-деятельностный компонент формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.

20 Функционально-деятельностный компонент Формы и методы организации деятельности и общения - социально-педагогические проекты: разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Общение», «Досуг», «Здоровье» и других; объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек» и другие; систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, ценностный, коммуникативный; формирование годового круга традиционных дел в классе.

21 Функционально-деятельностный компонент Класс может выполнять следующие функции: образовательную; воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника; защитную, связанную с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды; компенсирующую – создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации; интегрирующую и корректирующую, при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.

22 Функционально-деятельностный компонент Успешность реализации функции зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Ведущие роли классного руководителя: контроль; проводник по стране знаний; нравственный наставник; носитель культуры; социальный педагог; старший товарищ; фасилитатор – оказывающий помощь учащемуся в самопознании, самоопределении, самореализации.

23 Функционально-деятельностный компонент Тип воспитательной системы, вид самостоятельной деятельности оказывают влияние на выбор форм и способов организации самоуправления в классе.

24 Пространственно-временной компонент эмоционально-психическая, духовно- нравственная и предметно- материальная среда; связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.

25 Диагностико-аналитический компонент критерии эффективности воспитательной системы; методы и приемы изучения результативности воспитательной системы; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.

26 Диагностико-аналитический компонент «Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы могут быть признаны следующие критерии: воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива; репутация класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности.

27 Диагностико-аналитический компонент В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса в соответствии с названными критериями целесообразно использовать такие методики, как: тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»; методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся, методики других авторов; методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьника»; тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; методика эмоционально-символической аналогии (СКЭСА) А.Н. Лутошкина; методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова.

28 Основные компоненты воспитательной системы класса Индивидуально-групповой Ценностно-ориентационный Функционально-деятельностный Пространственно-временной Диагностико-аналитический Наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволят ему более осознанно и результативно осуществлять деятельность по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе.

29 Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса. Основные направления деятельности Задачи деятельности 1. Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений. 3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности. 4.Определить эффективность учебно- воспитательного процесса.

30 Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса. Основные направления деятельности Задачи деятельности 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества. 2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

31 Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса. Основные направления деятельности Задачи деятельности 3. Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка. 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

32 Моделирование воспитательной системы класса это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив в первоначально созданную модель.

33 План работы по моделированию воспитательной системы класса Направление работы по моделированию воспитательной системы сентябрьоктябрь ноябрь декабрь 1. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. 3. Деятельность по сплочению и развитию коллектива класса.

34 Концепция воспитательной системы класса Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Цель и задачи воспитательной системы класса. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного коллектива. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы). Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

35 Вывод Применение системного подхода позволит сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Роль воспитательной системы каждого класса важна для общеобразовательной системы школы.