«СИСТЕМНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Чернова Л.В. МДОУ «Шарлыкский МДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Advertisements

ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Особенности структуры основной образовательной программы и воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с Федеральными государственными.
Портрет выпускника детского сада в соответствии с ФГОС.
Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО Комплексная подготовка детей к школе в условиях реализации.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
ФГТ. ФГТ. Требования к выпускнику дошкольного учреждения интегративные качества ребенка - выпускника детского сада.
Романова Н.Г., методист ИМО ГМЦ по Советскому району г. Казани, старший воспитатель МАОУ «Прогимназия 29»
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
«CОВРЕМЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Мониторинг в ДОУ в соответствии с ФГТ. Р езультаты освоения дошкольниками примерной основной общеобразовательной программы должны быть сформированы в.
Транксрипт:

«СИСТЕМНЫЕ ОБНОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНЫХ МОДЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Чернова Л.В. МДОУ «Шарлыкский МДОУ 4»

Современное общество предъявляет новые требования к первой ступени образования – к системе дошкольного образования.

На современном этапе развития дошкольного образования перед нами, педагогами дошкольного образования, стоят множество вопросов: какую образовательную программу выбрать учреждению? какую выбрать вариативную модель? по какой форме составить годовой план, программу развития? сколько необходимо обозначить в плане годовых задач? каким образом лучше осуществлять календарное планирование?.как осуществлять непосредственно образовательную деятельность?

Все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей. Зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Практические психологи и педагоги допускают ошибки при интерпретации полученных результатов, не умеют сформулировать обоснованные рекомендации педагогам и родителям. Возрастает поток психодиагностической литературы низкого качества. некомпетентная интерпретация диагностик, ошибки в определении уровня развития ребенка.

Особого внимания требует подготовка и переподготовка кадров, так как существует риск, того, что воспитатели с многолетним стажем работы, работающие традиционно не смогут сразу перестроиться, да и, возможно, будут противостоять происходящим изменениям. Работа с разным контингентом детей в группе- детьми разного возраста, детьми с особыми образовательными потребностями. Особого научного законодательного обеспечения требует идея введения предшкольного образования, к которой следует подойти очень осторожно. Его цель обеспечение равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу, но предшкольное образование это не подготовка удобного абитуриента для начальной школы.

Модель взаимодействия взрослого с детьми, которая была названа учебно- дисциплинарной, разворачивалась на фоне жестко «зонированного» и регламентированного пространства.

Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять детям варианты образовательных программ или отдельных видов образовательных услуг для выбора в соответствии с их изменяющимися образовательными потребностями и возможностями.

Показателями степени вариативности педагогической системы является: - наличие в ней нескольких одинаково привлекательных и доступных вариантов программ (избыточность одинаково привлекательных вариантов); - возможность выбора одного из вариантов получения образования (доступность привлекательного варианта); - гибкость системы (создание условий для изменения образовательных потребностей учащихся).

В связи с внедрением вариативных программ дошкольного образования, будет осуществляться наполнение жизни детей в детском саду различными видами игр, изобразительным и музыкальным искусством, литературой, что создаст условия для снижения психологической нагрузки, даст возможность воспитывать у детей самостоятельность, эстетический вкус, культуру деятельности и досуга.

Одна из основных задач формирования и реализации модели вариативной образовательной среды - создание эффективной системы управления качеством образования. Управление качеством образования требует участия всех субъектов образовательного процесса. По мнению специалистов и организаторов дошкольного образования, важен цивилизованный контроль за уровнем образования. Контроль, который может защитить ребенка от некомпетентных педагогических воздействий, от непрофессионализма. Такой контроль обеспечивается введением ФГТ.

Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от г р) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д.Медведевым года) Квалификационные характеристики должностей работников образования (приказ Минздравсоцразвития РФ от ) Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от г. 666) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года) СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях«(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 )

Почему не был утвержден стандарт дошкольного образования? * Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных ЗУНов, а совокупностью личностных качеств ребёнка а) Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам, что присутствует в стандарте начального общего образования б) Поэтому разработали ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в) Разработчики ФГТ предлагают вместо требования к результатам освоения основных образовательных программ - раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

1 Вариативность дошкольного образования 2 Преобладание занятий как основной формы обучения детей 3 Дисбаланс образователь- ной нагрузки по основным линиям развития ребенка ПОЧЕМУ было необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал?

ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при написании и реализации ООП. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем: 1. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:

1.Акцент с ЗУН переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» … 2. Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», т. е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; Смещён акцент с занятий, знания даются посредством совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей

Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Социализация Труд Безопасность

состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Музыка Социализация Безопасность Основной принцип взаимосвязи образовательных областей - интеграция. Он представляет альтернативу предметному принципу (Он характеризуется как «учебная модель» дошкольного образования. Это большой недостаток современного дошкольного образования

В новой образовательной программе на самом деле не так много нового: образовательные области А интеграция, тематическое планирование, образовательная деятельность в процессе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей – все это многим хорошо знакомо

В первую очередь ФГТ определяют структуру ООП, в том числе соотношения её частей, их объёма.

1. К ак, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников 2. Какие педагогические технологии применяются в работе с детьми 3. Как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

* Приоритетные направления ДОУ * Цель, задачи, модель образовательного процесса * Дополнительное образование

Культурно-антропологические практики детской деятельности как ресурс системных обновлений содержания образования

«практика – это все то, что социальный агент делает сам и с чем он встречается в социальном мире... Следовательно, можно сказать, что практика является изменением социального мира, производимым агентом»

социальные практики приводят к изменению качества жизни. Качество социальной среды (жизни) человека выступает интегративным показателем практической деятельности. Оно предполагает не только субъективную удовлетворенность жизнью, но и повышение общего комфорта жизни и изменение ее социальных стандартов интенсивные социальные практики способствуют увеличению (повышению) социального капитала субъекта, который создается для достижения его собственных выгод (преимуществ) и предполагает социальный контракт, набор социальных норм (стандартов) и организацию в соответствии с ними социальных контактов (обменов), основанных на базовом уровне доверия совершаются субъектами, наделенными не только сознанием и волей, но и социальными интенциями – установками на качественные изменения своей социальной среды, которые воплощаются в конкретных моделях и формах их повседневного поведения

Задачи инновации в образовании: преодоление дефицитов участия и «личного присутствия» человека в своем образовании

– тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, требующий и воспроизводящий определенный набор интегративных качеств на основе: правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности, возможностей ребенка

Культурно-антропологические практики детской деятельности в системе дошкольного образования – это деятельность по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно- развивающей среды дошкольного образования на основе: правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях

практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать

знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека; воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков; формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека; вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры

формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др. интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей

физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений); духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия)

практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением; овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации; формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности

развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем)

Организация образовательной деятельности Образовательная деятель- ность Коммуникативная Познавательно- исследовательская Продуктивная Игровая Музыкально- художественная Двигательная Трудовая Чтение художествен- ной литературы

Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление, отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта

Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

- Компетенции ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

НОД – Непосредственно образовательная деятельность ОД в ходе режимных моментов Структура образовательного процесса Самостоятельна я деятельность детей Взаимодействи е с семьями детей

Company Logo Структура обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования Возрастная группа 3-4 года4-5 лет5-6 лет6-7 лет Удельный вес в режиме полного дня (10,5 часов) Непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 14-17%19-22%26-29%33-35% Самостоятельная деятельность детей 25-30% Взаимодействие с семьями детей 5-10% Итого: 44-57%49-62%56-69%63-75%

День недели, дата Образова тельные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Непосредственно образовательная деятельность Образоват ельная деятельно сть в режимных моментах Групповая, подгрупповая Методичес кие приемы Индивидуа льная Понедельник г. Тема: Программное содержание: Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности: Взаимодействие с родителями:

Каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будут оцениваться результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга. Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника может быть составлен педагогическим коллективом ДОУ с учетом нормативных документов.

5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Мониторинг детского развития проводится два раза в год: - в октябре- ноябре - в марте-апреле. В проведении мониторинга участвуют: - педагоги, - психологи, - медицинские работники. Основная задача мониторинга - определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Мониторинг включает в себя два компонента: - мониторинг образовательного процесса, - мониторинг детского развития.

Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире, природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Интегративные качестваСпециалист ДОУМетоды мониторинга Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Инструктор по физкультуре, педагог-психолог, воспитатель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты Любознательный, активныйВоспитатель, учитель- логопед, педагог-психолог Экспериментальные процедуры, Тесты, наблюдение Эмоционально отзывчивыйВоспитатель, педагог- психолог, музыкальный руководитель Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседы Овладевший средствами и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Воспитатель, педагог-психолог Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседы Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения Воспитатель, педагог- психолог Экспериментальные процедуры, тесты, беседы, наблюдение Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Воспитатель, педагог- психолог,учитель-логопед, дефектолог Экспериментальные процедуры, тесты, беседы, наблюдение Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции Воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед, дефектолог Экспериментальные процедуры, тесты, беседы, наблюдение Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе ВоспитательБеседа, наблюдение Овладевший умениями и навыками. необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог- психолог Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры.

Мониторинг усвоения образовательной программы Мониторинг образовательного процесса Мониторинг детского развития (мониторинг интегративных качеств) Проводят педагоги, занимающиеся с детьми: воспитатели, специалисты Проводит психолог, педагоги, медицинский работник Цель: оценка степени продвижения в образовательном процессе Цель: выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута Методы мониторинга Наблюдение за ребенком - анализ продуктов детской деятельности - специальные педагогические пробы Методы мониторинга - наблюдение за ребенком - диагностические методики - тестовые задания Индивидуальная карта развития ребенка

Мониторинг детского развития Развитие общих способностей Диагностика познавательных способностей Диагностика коммуникативн ых способностей Диагностика регуляторных способностей Оценка физического развития ребенка, состояние его здоровья Медицинский работник, инструктор по ФИЗО Диагностика перцептивного развития диагностика интеллект-го развития диагностика творческих способностей Понимание высказывания другого человека умение выражать свое отношение к происходящему диагностика межличностных отношений Диагностика эмоц-ой и произвольной регуляции умение планировать свои действия умение распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности Педагог-психолог Учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог Воспитатель, педагог-психолог

Спасибо за внимание!