Организация методической работы как условие сопровождения инновационной деятельности «Саткинского политехнического техникума им.А.К. Савина» в условиях реорганизации
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России требуют реформирования системы образования. Новому тысячелетию нужна новая современная система образования, которая бы удовлетворяла требованиям государства и общества.
Противоречия возросшими требованиями к методической работе в условиях обновления образовательной практики и реальным её состоянием в практике образовательного учреждения; необходимостью расширения арсенала форм методической работы и не многообразием последних в реальной практике образовательных учреждений.
«Инновационная методическая работа» подразумевает часть профессионально – педагогической деятельности, ориентированная на создание или освоение новых (инновационных) способов профессионально – педагогической деятельности
Условия инновационной методической работы: повышение качества и уровня образовательных услуг; повышение уровня конкурентно - способности педагогов на рынке образовательных услуг; методическое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса; дидактическое обеспечение образовательного процесса.
Основными направлениями инновационной методической работы современных образовательных учреждений являются: изучение теории преподаваемого предмета, установление его связей с профилем образовательного учреждения; создание содержательных единых и инновационных методических комплексов, подчиненных целям и задачам учреждения; ознакомление с новыми достижениями науки и практики; отбор и апробирование новых обучающих систем и рекомендаций; определение целесообразных направлений углубленного изучения предмета; формирование базы данных об учебных и творческих способностях учащихся, способах их выявления и развития; решение вопросов комплектования и работы дифференцированных групп, кооперации работы отдельных учителей и инициативных творческих групп; отработка фрагментов педагогической техники, овладение современными технологиями обучения; выявление и устранение методических затруднений учителей; создание специфических систем воспитательной работы; овладение основами научной организации труда; выработка стратегий воздействия на учащихся; устранение собственных недостатков; экспериментально- исследовательская работа.
Структура методической работы в ГБОУ СПО (ССУЗ) ГБОУ СПО (ССУЗ) «Саткинский политехнический техникум имени А.К. Савина»
Целью работы является создание оптимальных условий становления и развития социокультурно ориентированной личности – физически, психически и духовно здоровой, готовой жить по законам общества, выполнять свое гражданское и человеческое предназначение и способной к творческой самореализации. Главное богатство техникума – стабильный и профессиональный коллектив, состоящий из 30 педагогов.
В настоящее время техникум является многопрофильным учебным заведением, ведущим подготовку по различным формам обучения: дневной, заочной и по форме экстерната. Обучение ведется по 12 профессиям и 3 специальностям
Победа техникума в национальном проекте «Образование» с темой «Развитие многопрофильного Ресурсного Центра, обеспечивающего непрерывность и многоуровневость профессионального образования, с целью максимального удовлетворения рынка труда» позволила модернизировать и укрепить материально-техническую базу училища; приобрести программное обеспечение, приобрести методическую и учебную литературу; повысить квалификацию педагогических работников.
В методической системе СПТ им. А.К. Савина используются следующие формы и виды работы: Учебно-методическаяработа Подготовка к лекционным, практическим, семинарским, лабораторным занятиям, учебной практике. Разработка, написание, переработка, рецензирование, подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений в задач, лабораторных практикумов, частных методик по дисциплинам, методических материалов по проведению деловых игр, решению производственных задач, анализ конкретных ситуаций и т.д., методических материалов по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), методических разработок по применению новых информационных технологий в учебном процессе и других учебно-методических документов. Составление проектов новых рабочих программ профессий и специальностей. В уч.году участвовали в разработке ОПОП по профессии «Машинист экскаватора» и специальности «Электрические машины и аппараты»
Составление рабочих программ по вновь вводимым дисциплинам. Пересмотр действующих программ дисциплин. Составление карт обеспеченности дисциплин учебной и учебно- методической литературой, учебно-методической документацией. Подготовка и проведение инструкторско-методических занятий с преподавателями. Контрольные посещения занятий: взаимные посещения занятий, участие в проведении показательных, открытых и пробных занятий. Участие в мероприятиях по повышению педагогической квалификации. Составление документов по планированию учебного процесса: календарных планов дисциплин, графика, самостоятельной работы студентов, графика прохождения практики и др.
Разработка новых образовательных технологий Работа в секциях научно-методических комиссий при техникуме. Написание и подготовка учебных пособий, научно-методических статей и докладов Научно-методическая работа работа
Организационно-методическаяработа Проведение работы по профессиональной ориентации молодежи при поступлении в техникум. Работа в приемной комиссии. Подготовка материалов к заседаниям совета техникума, педагогических советов. Работа в составе (в качестве председателя или члена) методической группы техникума, методической комиссии техникума. Организационно-методическая работа по заданиям органов управления техникума. Участие в подготовке и работе конференций, семинаров, смотров, конкурсов, выставок.
В политехническом техникуме определилось 3 группы педагогов с различным уровнем педагогического мастерства: Методическая работа с педагогами низкого уровня ориентирована на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
Цели методической работы с педагогами среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
Методическая работа с педагогами высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания студентов.
Лекции в форме диалога активизируют мыслительную и познавательную деятельность слушателей. Семинары-интервью оказывают большое влияние на развитие способности формировать вопросы, делать заключение и предлагать рекомендации.. Игровое моделирование (деловые и ролевые игры: брейнсторминг, совет пиратов, делим пирог и др.) Проблемные лекции привлекают слушателей к доказательству отдельных положений и формированию выводов. Семинар – пресс- конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать с коллегами..
В Политехническом техникуме используются в методической работе и такие формы и методы, как коллективное решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия, или мозговая атака, по наиболее важным вопросом, тренинги в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности образовательного учреждения.
«5 ШАГОВ К УСПЕХУ» Шаг 1: Шаг 1: Для решения проблемы подготовки учителя, обладающего ИКТ- компетентностью, в Политехническом техникуме организуются постоянно действующие компьютерные курсы «Современный педагог: оптимизация работы» для учителей – предметников. Шаг 2: Шаг 2: Для повышения компетентности педагогов в области современных образовательных технологий в техникуме организуется научно-методический семинар по их изучению.
«5 ШАГОВ К УСПЕХУ» Шаг 3: Шаг 3: Практическая деятельность «Применение ИКТ в учебно- воспитательном процессе» включает в себя проведение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний с применением современных образовательных и информационно- коммуникационных технологий. Шаг 4: Шаг 4: Весьма важным аспектом методической работы в техникуме является формирование проектной культуры отдельного педагога и всего коллектива в целом. Шаг 5: Шаг 5: Участие педагогов в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях, публикации и распространение своего опыта работы.
Методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.
Формы инновационной работы: составление методических паспортов учителя и образовательного учреждения, отражающих недостатки учителя; работа коррекционных и инициативных творческих групп, методических объединений, теоретические семинары, практикумы, деловые игры; работа школы молодого учителя и педагогического опыта; консультации с научными руководителями и привлеченными специалистами; опытная и экспериментальная работа; выставки лабораторий учителя рецензирование и экспертиза; деловые, ролевые и ситуативные игры; разработка методических рекомендаций;
Методическая работа по данной теме осуществлялась по трём основным направлениям: 1. Создание, совершенствование и обновление учебно-методических комплексов дисциплин и методическое обеспечения профессий и специальностей на основе требований ФГОСов. 2. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс, реализуемых в комплексе технологией модульного обучения. 3. Развитие профессиональной компетентности, творческой индивидуальности преподавателя, формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям. В техникуме организована работа по совершенствованию и обновлению учебно- методических комплексов дисциплин и методического обеспечения специальностей на основе требований ФГОСов. Приоритетным направлением методической работы в учебном году была инновационная деятельность преподавателей в условиях обновления содержания образования.