МОУ «СОШ 50» Современные образовательные технологии: личностно- ориентированная технология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из.
Advertisements

Личностно-ориентированное обучение. Заместитель директора ГБОУ СОШ 2076 Котова Алла Александровна.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Образовательное пространство. Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Личностно- ориентированный и индивидуальный подход в обучении учащихся. Учитель английского языка МОУ«СОШ14» Кузова Галина Михайловна Г.Находка 2011.
Семинар ОС ОШОС ОШ - открыта для всех - собственный образовательный маршрут - оптимальный график занятий - шанс получить образование.
Личностно-ориентированное обучение. Учитель Олейниченко Ирина Владимировна.
Личностно – ориентированный урок: конструирование и диагностика Пятницкая школа Завуч: Смирнова С.Н.
Выполнила Студентка группы 21-ЕД Некрасова Ирина.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Выполнила учитель русского языка МБОУ СОШ 146 Пушпашева Екатерина Александровна.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Личностно -ориентированное образование семинар для учителей истории и обществознания Сидельникова М.Ю., заведующая ИОЦ отдела образования.
Личностно - ориентированное взаимодействие учителя и ученика на уроке Сост. Григорьева А.Р.
Технология личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской Рюмина И.П
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ от 27 марта 2013 года. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, не тратить.
Основные принципы успешности урока Если ты что-нибудь делаешь – делай это хорошо. Л.Н. Толстой.
Методический семинар «Содержание и технологии профессиональной деятельности методиста в контексте реализации инициативы президента «Наша новая школа»»
Личностно-ориентированное обучение как один из факторов повышения качества воспитания и образования Заместитель директора по УМР Н.А. Атаманчук.
Транксрипт:

МОУ «СОШ 50» Современные образовательные технологии: личностно- ориентированная технология

Методическая тема школы. Развитие личности учащихся в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания в современной школе в условиях гуманизации образовательной среды. Личность – человек как носитель к-н свойств. Развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.

2011 – 2013 г.г. Концептуальные положения педагоги- ческой технологии на основе личностной ориентации педагогичес- кого процесса. Концептуальные положения педагоги- ческой технологии на основе личностной ориентации педагогичес- кого процесса. Требования к уроку с личностно- ориентированным подходом к учащимся. Проведение уроков и мастер-классов с применением Л-ОТ. Требования к уроку с личностно- ориентированным подходом к учащимся. Проведение уроков и мастер-классов с применением Л-ОТ.

Цель российского образования в настоящее время В Концепции модернизации российского образования на период отмечается, что целью становится не сумма знаний, умений, навыков, а активный запас ключевых компетенций, обеспечивающих образование на современном уровне, самореализацию и успешную адаптацию и социализацию.

ставят акценты в развитии потребностно мотивационной сферы учащегося ставят акценты в развитии потребностно мотивационной сферы учащегося В эмоционально-волевой сфере выделяют значимость осознания личностного смысла и цели учения, выбора ситуации и пространства «успеха» в деле, деятельности Новые образовате- льные цели акценты ставятся на овладение учениками методологи- ческими знаниями, т.е., знаниями о знаниях, позволяю- щими самостоятельно открывать неизвестные для себя свойства, особенности, закономерности, находить спосо- бы поведения и деятельности в проблемной ситуации. В области креативного мышления определяют роль приобретения средств мыслительной деятельности

Способна ли традиционная система образования решить задачи, стоящие перед современной школой? Традиционная система образования, в которой педагог выступает в роли ретранслятора знаний, а обучаемый в качестве потребителя этих знаний - не способна решать задачи, стоящие перед современной школой. Нужна более совершенная система образования, адаптированная к современным требованиям, предъявляемым к выпускникам учебных заведений. Выбор оптимальной технологии

Технология обучения Технология обучения – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образова- ния.

Педагогическая технология обучения (структура технологии) Организация содержания обучения: отбор наиболее значимого материала; структурирование учебного материала; отбор задач, формирующих умения и навыки. Выбор форм организации учебного процесса: экскурсия; беседа; самостоятельная деятельность; продуктивная деятельность Выбор методов обучения: направленных на первичное овладение материалом; направленных на совершенствова- ние, формирование навыков и умений. Выбор средств обучения: наглядные пособия; ТСО; дидактический материал; художественная литература и др.

Виды педагогических технологий I.Развивающие технологии. II.Личностно-ориентированные технологии. III.Технологии проблемного обучения. IV.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ-технологии). V.Здоровьесберегающие технологии. VI.Игровые технологии. VII. Технологии коллективного обучения. VIII. Технологии проектной деятельности и другие.

Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога « Делай как я » «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия АвторитарностьДемократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей

«Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения Особенности Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей 7. Иллюстративно- объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично- поисковый, эвристический исследовательский 8. «продавли- вания» «выращива- ния» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания

Отличия личностно- ориентированного урока от традиционного просматриваются в четырёх аспектах: в организации урока в организации самого урока и деятельности на нём; позиции педагога в иной позиции педагога по отношению к ученику и к учебному процессу, к роли учителя в нём; позиции самого ученика в иной позиции самого ученика как субъекта учебной деятельности (именно благодаря иной позиции педагога и выращивается субъектная позиция ученика); характере взаимоотношений в ином характере взаимоотношений между учителем и учеником в учебном процессе.

Личностно-ориентированные технологии обучения Обучение в сотрудни- честве Метод проектов Разноуров- невое бучение Компьютер ные телекомму- никации Когда я слышу – я забываю. Когда я вижу – я запоминаю. Когда я делаю – я изучаю.

Мозговая атака. Личностно-ориентированное обучение. Что это? Представьте своё видение (образное) процесса или его составляющих, исходя из специфики вашего МО (схема, рифмованные строчки, рисунок, план, комиксы, таблица, песня, движения) Защитите свой проект (2 -3 мин.)

Мозговая атака. субъект субъект

Защита проектов

Принцип «выращивания, развития» Не навреди.

Защита проектов

Сотрудничество

Сотрудничество Главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять. Главная идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять. Доброжелательность в общении, взаимоуважение. Доброжелательность в общении, взаимоуважение. Открытость и незакомплексован- ность как учителей, так и учеников. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения. Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

Защита проектов

Лишь слову жизнь дана Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный речь. (И. А. Бунин. "Слово", 7 января 1915, Москва)

Лишь слову жизнь дана Взаимный, равно отвечающий; отплатный, обоюдный, круговой. /В. И. Даль/ Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами; Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами; взаимность обратной связи без боязни самовыражения; взаимность обратной связи без боязни самовыражения; взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов. взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Молодцы! Вы справили с заданием!

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально- образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира Влияющую на разные аспекты и стороны развития личности

Основные положения Л-О технологии Парадигма «учитель – учебник – ученик» «учитель – учебник – ученик» заменена на более продуктивную «ученик – учебник – учитель ». «ученик – учебник – учитель ». становился активным участником Согласно этой парадигме обучаемый становился активным участником учебной деятельности, «создателем самого себя»

Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) развитие и саморазвитие Образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) Признание за каждым учеником собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения Признание за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения

Личностно-ориентированное образование (PERSONALITY-CENTERED EDUCATION) Предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Образовательный процесс должен быть направлен на МотивыИнтересыСклонности Уровень обученности Способности Усвоение знаний Развитие познавательных сил Способы усвоения и процессы мышления Развитие творческих способностей субъектличность Индивидуальные особенности особенности

С этой целью: С этой целью: индивидуальные программы разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; групповые занятия организуются групповые занятия на основе диалога и имитационно- ролевых игр; проектов, выполняемых самими учениками. учебный материал конструируется для реализации метода исследова- тельских проектов, выполняемых самими учениками.

В личностно ориентированной системе обучения представляется иная позиция ученика – он выступает субъектом деятельности. Субъектная активным и творческим отношением к учёбе При субъектной позиции у школьника постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию как к ценности, Субъектная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учёбе, когда сам учащийся, осознавая личностный смысл своего учения, создаёт себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов, обретает себя как личность. При субъектной позиции у школьника постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, отношение к познанию как к ценности, готовность к определению трудностей и интеллектуальная активность.

Субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке: Субъектная позиция ученика должна «выращиваться» учителем, подкрепляться соответствующими педагогическими действиями, поведением, организацией деятельности на уроке: создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга; создание атмосферы заинтересованности в работе друг друга; акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы; акцентирование внимания на мнении каждого ученика в деятельности группы; использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика; использование таких вариантов организации учебной работы, которые обеспечивали бы зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика; инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся; инициирование и уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учащихся; формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса; формирование внимательного, позитивного отношения к мнениям других участников образовательного процесса; организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ). организация сотрудничества учеников между собой (обеспечение взаимопомощи, организация групповых самостоятельных работ).

Функции педагога: Учитель - собеседник (функция эмоциональной поддержки); Учитель как исследователь Учитель – создатель условий для ученика Учитель эксперт эксперт

Учитель как собеседник (функция эмоциональной поддержки) центриро- ваться на ученике Речь идёт о способности и умении педагога центриро- ваться на ученике, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересо- ванности, озабоченности интересами подростка, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

Учитель как исследователь Она выражается в трёх аспектах: анализ динамики личное продвижение каждого подростка первый аспект – умение учителя проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживать личное продвижение каждого подростка в учебном взаимодействии; психодиагностических ме- тодов и процедур, второй аспект – использование учителем в процессе обучения психодиагностических ме- тодов и процедур, что способствует получе- нию информации о развитии подростка, о его успехах и трудностях; развивающих «технологий» личностного роста. корректировать и направлять третий аспект – применение учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста. Учитель должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ученика в учебном общении с ним и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знаний.

Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция). на безоценочном положительном принятии ребён- ка, Учитель – фасилитатор – это учитель, способствующий учени- ку в усвоении и освоении нового. Он строит свои взаимоотноше- ния с учеником на безоценочном положительном принятии ребён- ка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым создавая комфортные для развития ребёнка условия.

Учитель как эксперт (экспертная, консультативная функция) глубокими, систематическими знаниями, увлечённый Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Она вырастает из потребности учащихся в учителе, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Учитель, увлечённый той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в сферу своих интересов. Доброжелательный и компетентный учитель располагает учащихся к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого учителя значимо для учеников и потому дети готовы обращаться к нему за консультацией.

Главная задача учителя в личностно- ориентированном образовательном пространстве. организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию Главное, на что работает учитель в личностно ориентированном образовательном пространстве – организация «событийной общности» с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.

Подведём итоги

Концептуальные положения личностно-ориентированного обучения. Обучаемыйглавной фигурой Обучаемый является главной фигурой учебного процесса, но не преподаватель. Познавательная деятельность главной Познавательная деятельность является главной, преподаватель помогает её осуществить. самостоятельное приобретение знаний и их применение Приоритетным в обучении является самостоятельное приобретение знаний и их применение, но не их усвоение как таковое. дискуссиисамостоятель- ная деятельность Главными являются совместные дискуссии, размышления, самостоятель- ная деятельность, но не натаскивание знаний и умений.

Ориентация обеих сторон на взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке: приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношении к диалогу как обмену смыслами; организация сотрудничества учителя и учеников; доброжелательность в общении, взаимоуважение; открытость и незакомплексованность как учителей, так и учеников; взаимность обратной связи без боязни самовыражения; содействие успешности учащихся в разных видах деятельности; приоритетность конструктивной функции учителя, обеспечивающей собственную активность ученика в противовес контролирующей функции; взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать. /Русская пословица/ Чтобы понять, как работает Л-О технология, надо начать по ней работать продуктивную продумать, как организовать на уроке продуктивную деятельность учащихся; как способствовать тому, чтобы дети самостоятельно добывали знания отбор форм, средств и методов работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!