Оздоравливающая образовательная среда школы Здоровье не все, но все без здоровья ничто Сократ В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определено,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии в современном образовании.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии. Почему формирование и сохранение здоровья проблема системы образования? Система образования охватывает детей в возрасте.
Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев В.В. Выполнил: учитель физической культуры и ОБЖ Мутно- Материкская СОШ. Ануфриев.
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова - это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой.
Захарова Любовь Михайловна, учитель физической культуры МОУ «СОШ 93» г. Саратов.
Здоровьесберегающие технологии М.А. Павлова. Определить понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» представляется корректным, исходя из.
Материалы к заседанию творческой группы педагогов-экспериментаторов 4 марта 2011 года Классификация здоровьесберегающих образовательных технологий (по.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровье- сберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Заместитель директора по УВР Гаврилова И.А
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирная организация.
Здоровьесберегающие технологии и практика их применения на уроках физической культуры и спорта в условиях реализации ФГОС»
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ - БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Подзаголовок.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ» Приоритетное направление МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 126» -
Миссия школы способствует : Сохранению, укреплению здоровья учащихся и привитию навыков здорового образа жизни; Получению образования за курс специальной.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольного.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
Здоровье школьника – интегративный критерий качества образования МОУ общеобразовательная школа – интернат 1 среднего (полного) общего образования г. Томска.
Развитие здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Транксрипт:

Оздоравливающая образовательная среда школы Здоровье не все, но все без здоровья ничто Сократ В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определено, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Факторы, влияющие на здоровье человека

Образ жизни или духовный фактор Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи, создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни – трудная задача. Знать, что такое здоровый образ жизни, это одно, а вести его совсем другое. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор во многом зависит от индивидуальности образа жизни, степень его влияния на здоровье составляет 50%.

Формирование здорового психолого- педагогического пространства (или среды) в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения. Достаточно очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обучения. Поэтому в слагаемые психолого-педагогической среды школы входит все то, с чем учащийся соприкасается в течение дня. Это и родители, и их взаимоотношения с ребенком, и окружающая школьная среда: воздушная, педагогическая и т. п., конкретный процесс на уроках, общение со сверстниками, внеучебное время, так или иначе заполненное.

Задачи образовательного учреждения На практике образовательное учреждение, поставившее своей задачей планомерно заниматься здоровьем учащихся и педагогов, должно более глубоко затрагивать следующие направления работы: формирование экологического пространства, связанного с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов; учет психолого-педагогических факторов, включающих в себя эмоционально-психологический климат в школе, стили взаимоотношений и поведения участников образовательного процесса, здоровье сберегающую организацию учебного процесса: использование здоровье сберегающих образова­ тельных технологий и т. д.; внеурочную воспитательную работу: эстетическое, духовно- нравственное и физическое воспитание учащихся.

Внутришкольные гигиенические факторы и условия Смирнов Н.К. выделяет примерный перечень внутришкольных гигиенических факторов и условий, представляющих потенциальную угрозу для здоровья школьников: шум; освещенность; воздушная среда; размер помещений, кубатура; дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы); используемые материалы, краска; мебель: размеры, размещение в помещении; видеоэкранные средства компьютеры, телевизоры; пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания; качество питьевой воды, используемой в школе; экологическое состояние прилегающей территории; состояние сантехнического оборудования

Эмоционально-психологический климат в школе Ольшанский Ф.Б. писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Создание оптимального эмоционально- психологи­ческого климата в школе подразумевает: научно обоснованный подбор педагогического состава школы; периодическую аттестацию персонала школы; комплектование первичных (преподавательских, ученических и родительских) коллективов с учетом психологической совместимости людей; применение активных социально-психологических методов, способствующих выработке и закреплению у членов коллектива навыков эффективного взаимодействия: переговоры, соглашения о намерениях сторон, анализ конкретных кризисных ситуаций и т. п.

Здоровьесберегающая организация учебного процесса Знать, как действовать половина дела, другая половина знать, когда свершать действие. Иван Ефремов В современной школе чаще всего условия сохранения здоровья понимаются и соблюдаются лишь в отношении «физического благополучия» участников образовательного процесса, то есть связываются с созданием внешних условий, соответствующих санитарным правилам СанПиН

Организация урока на основе принципов здоровьесбережения 1. Правильная организация урока 2. Использование каналов восприятия 3. Учет зоны работоспособности учащихся 4. Распределение интенсивности умственной деятельности 5. Организация и проведение двигательных перемен

Формирование установок на здоровый образ жизни В современных условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья учащихся является реализация учебных программ здорового образа жизни.

Программы здорового образа жизни направлены на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухуд­ шению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающй- ми технологиями.

Здоровьесберегающие технологии

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1.Медико-гигиенические технологии (МГТ)

К медико - гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно - гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы.

Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ)

ФОТ направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях. Организация фитомодулей в классах.

ПРИМЕРЫ АЭРОФИТОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МОДУЛЕЙ Композиция К-1 Хлорофитум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята – 2 шт. Мелиса – 1 шт. Герань душистая – 1 шт Композиция К-3 Спатифиллум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята Кипр – 2 шт Композиция К-2 Пилея – 1 шт. Пеларгония – 1 шт. Каланхое – 1 шт. Гипоэстер – 3 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Композиция К-4 Спатифиллум – 1 шт. Ректантера – 1 шт. Пеларгония – 1 – шт. Мелисса – 1 шт. Мята Кипр – 2 шт.

ДЕЙСТВИЕ ФИТОКОМПОЗИЦИИ К-1 ХЛОРОФИТУМ – 1 ШТ. (поглощение углеводородов из воздушной среды) БАЗИЛИК КИПР – 2 ШТ. (бактерицидное) МЯТА – 2 ШТ. (бактерицидное) МЕЛИССА – 1 ШТ. (снимает психо-эмоциональное напряжение) ГЕРАНЬ ДУШИСТАЯ – 1 ШТ. (бактерицидное)

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно – технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.