СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Advertisements

Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Семинар руководителей ШМО классных руководителей АНАЛИЗ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Зам. директора по ВР Бузина Т.А. Илекская.
город МАСТЕРОВ РЕЛЬЕФ КЛИМАТРАСТИТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНЫЕВОДЫ индивидуально - групповой компонент функционально - деятельностный компонент ценностно - ориентационный.
Содержание, форма и структура плана воспитательной работы.
Зам. директора по УВР Варламова Н.В.. Пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от.
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Планирование классного руководителя Школа48 Приморского района Санкт-Петербурга.
«ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ планирование - процесс совместной деятельности.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
Сообщение учителя начальных классов Семиной Ольги Валентиновны по теме: «Организация эффективной воспитательной работы в школе. Повышение роли классного.
Педагогический совет «Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем классов»
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Представление опыта работы классного руководителя Николаева Владимира Арсеньевича «Воспитательная система класса «Стань Человеком, Гражданином, Патриотом!»
Моральные ценности сегодня. Есть ли они в нашей школе? Какие?.
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Методика планирования воспитательной работы в классе.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Сущность, назначение, принципы и функции планирования

ПЛАНЫ иерархия планов. doc иерархия планов. doc Перспективный и календарный планы работы ОУ План подготовки и проведения школьного мероприятия Рабочий план руководителя ОУ и его заместителей План работы с родителями и ученическим самоуправлением План повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов План воспитательной работы в классе и группе УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. doc

ФУНКЦИИ педагогического планирования Направляющая Прогнозирующая Координирующая или организаторская Контрольная Репродуктивная (воспроизводящая)

ПРИНЦИПЫ педагогического моделирования: системности; конкретности; оптимальности; индивидуальности; научности; непрерывности.

Календарный план Наименование планируемых дел Формат мероприятия Дата и время их проведения Фамилии организаторов проводимых мероприятий

Перспективный план 1.Определение порядка и сроков действий 2.Педагогический анализ состояния и результатов 3.Моделирование образа группы 4.Коллективное планирование 5.Уточнение, корректирование и конкретизация, оформление

Коллективное планирование общий сбор-старт конкурс на лучшее предложение в план на лучший проект дела анкеты предложений или аукцион идей и предложений открытый лист идей и предложений журнал-эстафета дискуссия защита проектов плана

Требования к планам учебно-воспитательной работы такие: целеустремленность и конкретность образовательных задач; краткость плана, его компактность; разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; преемственность, систематичность и последовательность; сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; связь внутриклассной работы с работой вне школы; согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций; гибкость плана. Соблюдение перечисленных требований позволит педагогу правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспи­ тательной работы.

* Совет при планировании деятельности в ГПД: Избирать в качестве приоритетного и системообразующего тот вид деятельности, который соответствует следующим требованиям: не формально, а реально отвечает целям воспитательного процесса; выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным для большинства учащихся; педагоги высоко профессионально владеют методикой его использования в воспитании школьников; формируются связи с другими видами совместной деятельности детей и взрослых; существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для его развития.

«Основные направления и дела классного сообщества» Тематические программы: «Я и общество» «Я и природа» « Я и моя школа» « Я и моя семья» «Я и мое "я"»

Целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье»

Программы формирования нравственных позиций школьника на основе общечеловеческих ценностей: Земля Отечество Семья Труд, Знания Культура Мир Человек

Виды деятельности познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая

Индивидуальная работа с учащимися СОЗДАНИЕ: 1) благоприятной среды для формирования личности каждого ребенка, 2) педагогического проектирования и обеспечения индивидуальной траектории развития учащихся, 3) поиска наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

Под индивидуальностью принято понимать неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем единичных, особенных и общих черт, отличающее его от других индивидов.

Педагогические средства индивидуальной работы с учащимися: приемы и методы психолого-педагогической диагностики, оформление карты увлечений и интересов, ведение дневника или отдельных листков личностных достижений, совместное определение с воспитанником и его родителями перспектив и зоны ближайшего развития, индивидуальные консультации и беседы, создание ситуации успеха и выбора, осуществление программы коррекционной деятельности

Таблица п/п Имя, фамилия ученика Мир увлечений и интересов Основные личностные увлечения Главные проблемы в развитии Формы и способы педагогической поддержки

Взаимодействие с родителями изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в группе; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Совет ученого Советуем строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-принципов, как: обращение к чувству родительской любви и ее уважение; умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения предваряющей положительной оценки; высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

Педагогическое просвещение родителей беседы по педагогике, психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и др.

Виды взаимодействия с родителями совместное планирование воспитательной работы в группе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ; дни здоровья; помощь в ремонте и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.

Анализ планирования деятельности в ГПД

Анализ воспитательной работы - это основа планирования. Т ребования к анализу: 1) проведен неформально 2) имеет четкую структуру 3) соответствует разработанному критериально - аналитическому аппарату 4) носит информативный и содержательный характер 5) учитывает спектр мнений

Подходы к проведению анализа В.Р. описательный полярно-оценочный проблемный системный личностно-ориентированный

Виды анализа УВП Анализ реализации целей и решения задач; Анализ основных событий и педагогических ситуаций; Критериально-ориентированный анализ

Инфомационно-аналитические справки по итогам мероприятий в ГПД: что проходило или проводилось, в каком формате когда и кто проводил мероприятие какие результаты планировались какие результаты получены в осуществленной деятельности и доп. информация: 1.Положительные аспекты («+») 2.Отрицательные аспекты («-») 3.Что нового удалось получить 4.Как участие и позиция педагога повлияли на результативность дела 5.Выводы и предложения о перспективах

СТРУКТУРА ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Разделы плана ВР I. Анализ воспитательной работы за прошедший год. II. Цель и задачи воспитательной деятельности. III. Основные направления и дела детского сообщества. IV. Индивидуальная работа с учащимися. V. Работа с родителями. VI. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе.

1. Анализ воспитательной работы за прошедший учебный год. 1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году. Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании. Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

2.Анализ развития учащихся группы. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере). Развитость познавательных интересов и творческих спо­собностей, проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической, трудовой и других видах деятельности. Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса/группы, их успеваемость (необходимо сравнить с результатами предыдущих лет). Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов, мотивов участия в тех или иных видах жизнедеятельности класса, группы, школы, проявления «новых» потребностей школьников и т.д.). Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием. Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения, правовой, интеллектуальной и информационной культуры, художественной, экологичес­кой, физической, культуры семейных отношений, эконо­мической и культуры труда, адаптированность к современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на социум, а в итоге развитие культуры жизнен­ного самоопределения). Успехи и достижения учащихся группы, личностный рост, наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения; наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции поведения этих учащихся; прогноз их дальнейшей социализации).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Особенности отношений учащихся группы с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, имевшие место за прошедший учебный год. Какие факторы (условия) повлияли особенно сильно? Основные ценностные ориентации учащихся класса/группы, особенности отношения учащихся к людям, труду, учебе, школе, классу и т.д. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников? Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств, твор­ческих (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей? Какую роль в социальном развитии школьников играет детское сообщество группы?

4. Анализ развития коллектива группы. Социально-психологический микроклимат в группе. Какие факторы (люди, условия) оказывают влияние на его формирование? Особенности нравственно- психологического климата в группе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу, к мальчикам, к девочкам, доброжелательность, коллективизм, взаимная ответственность, забота и т.д.); преобладающее отношение учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой, особенности общения в детском коллективе группы. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса/группы, уровень развития коллективных взаимоотно­шений и коллективной творческой активности, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса/группы, в процесс планирования, организацию и анализ совместной деятельности. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности, участие в самоуправлении класса/группы). Изменения состава класса/группы, индивидуальные особенности «новеньких», их адаптация и интеграция в детском коллективе. Особенности общественного мнения класса/группы и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает, в свою очередь, наибольшее влияние на него?

5.Анализ организации воспитательного процесса в группе и эффективности работы воспитателя. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему? Насколько удачной оказалась последовательность мероприятий, прошедших в учебном году? Какая деятельность положительно влияла на формиро­вание сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду? Какие совместные дела за год способствовали сплоче­нию детского коллектива? Какие методы воспитательного воздействия, формы и средства наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

6.Анализ участия детей класса/группы в жизнедеятельности школы. Основные мотивы участия в школьных мероприятиях, степень заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и результативность (для развития личности и для школы). Участие в работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений, сказавшихся на воспитании и развитии личности учащихся.

7.Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся, с родительским активом. Частота и характер контактов с семьями учащихся. Изменение отношения родителей к школе за учебный год. Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность группы (в формулировании социального заказа, предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации различных дел и мероприятий). Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в группе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся для этого). Результативность организации родительских собраний. Эффективность индивидуальной работы с родителями. Особенности взаимодействия с родительским акти­вом (родительским комитетом школы, советом родителей класса). Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни. Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особого внимания педагогов школы.

8.Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса/группы. С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие? Кто из взрослых в контакте с классом оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности уча­щихся? В какой мере воспитателю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся группы? Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

9.Выводы: удачи и находки, накопленный положительный опыт; отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся; нереализованные возможности и неиспользованные резервы; перспективные цели и первоочередные задачи на бли­жайшее будущее.

10.Приложение к анализу может содержать следующее: Результаты итоговых диагностических исследований, анкетирований, опросов и т.д.; Сведения о проведении и результатах отдельных мероприятий, акций, периодах жизни детского коллектива. Другие аналитические материалы.

Постановка целей при планировании работы в ГПД

ВИДЫ ЦЕЛИ идеальная некий идеал, к которому стремится общество, школа, педагог; результатная прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный промежуток времени; процессуальная проектируемое состояние воспитательного процесса

ИДЕАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Результатная цель Целевые ориентиры: направлены на развитие личности ребенка, формирование его потенциалов, овладение системой знаний сопряжены с интересами и ценностными установками обеспечены ресурсами конкретные трудные, но достижимые гибкие диагностичные

Например, цель формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и педагогической культурой. Задачи: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; развивать познавательную активность учащихся; содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Процессуальные цели использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям русской национальной культуры; ввести в расписание уроки общения и развития для формирования коммуникативной культуры учащихся; способствовать повышению роли ученического самоуп­равления в планировании, организации и анализе жизнеде­ятельности в группе;; обеспечить участие родителей в подготовке и проведе­нии ключевых воспитательных дел в группе и т.п.

*Совет при формулировании цели и задач. При постановки целей и формулировании задач, направленных на реализацию выбранной цели акцент делать на: требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, описанные в Основной образовательной программе Вашего ОУ; Программу духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; Программу формирования универсальных (личностных и надпредметных) качеств личности.

Очень важно избежать грубых ошибок в процессе составления плана. отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания; традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и, как следствие, безынициативность воспитателя; примитивизм планирования (план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел); неумение (а порой невидение необходимости) привлечения детей к планированию; неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые не могут заинтересовать ни детей, ни педагога: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», «устроить поход по местам боевой славы» и т.п.