Содействие развитию малого и среднего предпринимательства как вопрос местного значения 18-20 июня 2008 г., Хабаровск Н.Поличка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Тема 16 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

Компетенция местного самоуправления: Веприкова Елена Борисовна – к.э.н., директор и ведущий эксперт Дальневосточного центра социальных инноваций Семинар.
Семинар для глав муниципальных районов, городских округов Республики Бурятия О РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ г 83-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ.
Повышение качества жизни жителей поселений через организацию предоставления бытовых услуг населению в поселениях г.Хабаровск, г.
Н ОРМАТИВНАЯ БАЗА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Л.С. Ведерникова, заведующая.
"Бюджет для граждан" – один из инструментов реализации проекта "Открытое Правительство", который призван повысить открытость органов власти в отношении.
Местное самоуправление. Понятие местного самоуправления Местное самоуправление - самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя 336,7 30,9 306,7 36,8.
Государственная программа «Социальная поддержка граждан Пермского края» докладчик: министр социального развития Пермского края Татьяна Юрьевна Абдуллина.
2012 год Секретарь Профсоюза – заведующий правовым отделом Авдеенко М.В.
ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕЧНЯ ВМЗ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЗ 136 И КРАЕВОГО ЗАКОНА 16 КОМПЕТЕНЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.
Проект бюджета города Кемерово на 2016 год «Бюджет для граждан» - документ, разработанный в целях: - предоставления гражданам актуальной информации о.
Бюджет Лебяжьевского района на 2016 год. Общий объем доходов бюджета Лебяжьевского района Объем доходов в расчете на одного жителя ,3 292,5 40,3.
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Переходные положения ФЗ-131. Что не устраивает или об основных причинах разработки и принятия нового федерального закона Отсутствие в прежнем законодательстве.
Параметры бюджета города Ачинска на 2017 год и плановый период годов.
К проекту решения Думы города Югорска «О бюджете города Югорска на 2016 год» БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Изменения в правовом регулировании в сфере образования Репин.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Изменения в части организации питания обучающихся в муниципальных.
Транксрипт:

Содействие развитию малого и среднего предпринимательства как вопрос местного значения июня 2008 г., Хабаровск Н.Поличка

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая…самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения …. населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления в интересах населения с учётом исторических и иных местных традиций (ст.1, п.2 ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») Понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как одна из моделей общественного управления «Новгородское вече» Местное самоуправление Государство Все вопросы управления сообществом решались вместе, всеми участниками местного сообщества Часть вопросов управления сообществом решается непосредственно населением, другая часть – специально созданными органами Все вопросы управления решаются специально созданными органами

Полномочия органов местного самоуправления по решению ВМЗ (ст. 17) 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) установление официальных символов муниципального образования; 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; ………………….. 8) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами; 9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. + полномочия, установленные в других федеральных законах.

Основы местного самоуправления 1. Местное самоуправление – это власть, а значит для него действуют нормы публичного права. В соответствии с методом правового регулирования, принятом в публичном праве, «Власть может делать только то, что ей предписано». 2. Решение вопросов местного значения может осуществляться в двух вариантах: населением непосредственно и органами местного самоуправления; населением непосредственно и органами местного самоуправления; органами местного самоуправления. органами местного самоуправления.

Вопросы местного значения 131-ФЗ старая редакция ВМЗ поселений ( ст. 14) п. 28) создание условий для развития малого предпринимательства ВМЗ городских округов (ст. 16) п.33) содействие развития малого предпринимательства 131-ФЗ в редакция 230-ФЗ ВМЗ поселений ( ст. 14) п. 28) создание условий для развития малого и среднего предпринимательства ВМЗ муниципальных районов (ст. 15) п. 25) содействие развития малого и среднего предпринимательства ВМЗ городских округов (ст. 16) ст.16 п.33) содействие развития малого предпринимательства

Зачем содействовать развитию малого предпринимательства? 1) Решение большинства вопросов местного значения предполагает производство на территории муниципалитета широкого спектра услуг, который, в основном, обеспечивается малым и средним предпринимательством. 2) Производство данных услуг повышает качество жизни населения. 3) В городских округах в сфере услуг занято более 60% населения, а следовательно, малое предпринимательство способствует обеспечению занятости населения. 4) Сфера услуг формирует сегодня более 60% доходов местного бюджета городского округа. 5) Развитие сферы услуг соответствует общемировым тенденциям экономического развития и означает движение к постиндустриальному обществу; является приоритетом Правительства РФ до 2020 года.

Решение многих ВМЗ предполагает производство услуг: услуги по электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению, услуги отдыха, услуги учреждений культуры, библиотечные услуги, образовательные услуги (дошкольного, школьного, дополнительного образования), медицинские и лечебно-оздоровительные услуги, жилищно-коммунальные услуги, транспортные услуги и услуги пассажирского транспорта; услуги связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания, ритуальные услуги, и т.д. которые, в основном, обеспечивается малым предпринимательством.

Понятие услуги Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Примеры услуг: образовательные, медицинские, управленческие, досуговые, услуги, услуги связи, общественного питания, услуги ЖКХ, …. Свойства услуг: потребление услуг, как правило неотделимо от его производства (там где произвёл, там и потребил); для производства многих услуг не требуется большой стартовый капитал; …

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Показатели качества жизни населения (ООН, 1978 г.) 1.Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения 2.Санитарно-гигиенические условия жизни 3.Потребление продовольственных товаров 4.Жилищные условия 5.Образование и культура 6.Условия труда и занятость 7.Доходы и расходы населения 8.Стоимость жизни и потребительские цены 9.Транспортные средства 10.Организация отдыха 11.Социальное обеспечение 12.Свобода человека

Показатели качества жизни населения – вопросы местного значения Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения 14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи…, первичной медико-санитарной помощи в стационарно- поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

Показатели качества жизни населения – вопросы местного значения Санитарно- гигиенические условия жизни 24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа,

Показатели качества жизни населения – вопросы местного значения Жилищные условия 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

Показатели качества жизни населения – вопросы местного значения Образование и культура 13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам… организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 16) организация библиотечного обслуживания населения; 17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; 17.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;

Показатели качества жизни населения – вопросы местного значения Организация отдыха 13) организация отдыха детей в каникулярное время; 19) обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; 20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения 25) использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа; 30) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории городского округа;

Вывод. Эффективное решение вопросов местного значения, которое обеспечивается малым и средним предпринимательством, ведёт к повышению качества жизни населения.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ и занятость населения

Структура занятости в Хабаровске Отрасли 1990 год 1995 год 2000 год 2004 год Проиводст- во товаров 44,7%32,8%26,9%24,5% Производст -во услуг 51,9%57,9%61,7%59,8% Прочие отрасли 3,4%9,3%11,4%15,6%

Структура занятости в Хабаровске Отрасли 1990 год 1995 год 2000 год 2004 год Проиводст- во товаров 44,7%32,8%26,9%24,5% Сфера услуг 55,3%67,2%73,1%75,5%

Вывод. Развитие сферы услуг в муниципальных образованиях, которое осуществляется за счёт малого и среднего предпринимательства обеспечивает занятость населения.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Статьи доходов местных бюджетов Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) Единый налог на вменённый доход Налоги на имущество Доходы от использования муниципального имущества, в т.ч.: земли, аренда, продажа имущества, прибыль МУПов Субвенции от других уровней бюджетов Доходы от предпринимательской деятельности муниципальных предприятий и учреждений

НДФЛ Доли в НДФЛ сферы материального производства и сферы услуг пропорциональны занятости населения по сферам деятельности, заработной плате по сферам деятельности. Например в Хабаровске: Занятость: 24,5% (промышленность)/ 74,5% (сфера услуг)

Единый налог на вменённый доход ЕНВМ применяется в сферах: оказания бытовых услуг; оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничной торговли, … оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; оказания услуг общественного питания,… ; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов,… ; распространения и (или) размещения наружной рекламы.

Субвенции от других уровней бюджетов Дотации из краевого фонда финансовой поддержки на решение вопросов местного значения Субвенции на реализацию законов и иных нормативных правовых актов края Субвенций из краевого фонда компенсаций на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края Субвенции на вознаграждение за классное руководство в определенных Правительством РФ типах муниципальных образовательных учреждений Субсидии на внедрение инновационных образовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Субвенции на поощрение лучших учителей

Субвенции от других уровней бюджетов Средства на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи Субсидии из краевого фонда муниципального развития Субвенции для снижения платежей населения за тепловую энергию Субвенции для снижения платежей населения за электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями в зонах децентрализованного энергоснабжения Субвенции для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг Субвенции для возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению

Доходы от предпринимательской деятельности Например: каталог платных услуг в Хабаровске: Муниципальные учреждения: Здравоохранения Образования Культуры Физкультуры и спорта Социальной защиты населения Муниципальное учреждение по оказанию услуг гражданам, предпринимателям, организациям «Центр одно окно» Муниципальные унитарные предприятия: Транспорта Благоустройства Жилищного хозяйства Коммунального хозяйства Департамент архитектуры, строительства и землепользования

Структура основных доходов бюджета Хабаровска в 2007 году Статьи доходов % от общих доходов % сферы услуг Налог на доходы физических лиц 40%31,3% Субвенции из других бюджетов 26,1%24,2% Доходы от использования имущества 10,1% Единый налог на вменённый доход 9,3% Доходы от предпринимательской деятельности 5,9% Налоги на имущество ИТОГО 4,6% 70,7%

Вывод. Сфера услуг формирует сегодня более 70% доходов местного бюджета городского округа, тогда как доля сферы материального производства составляет менее 10% (доля в подоходном налоге с физических лиц)

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ОБЩЕМИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Структурные сдвиги в экономике Переход к постиндустриальному обществу характеризуется: уменьшением доли промышленности и материального производства в ВВП; интенсивным развитием сферы услуг; повышением роли знания во всех сферах экономической деятельности («экономика, основанная на знании»)

Причины интенсивного развития сферы услуг Насыщение рынка различными товарами индивидуального спроса Постоянное усложнение производства и конкуренция за покупателя Чем богаче живёт человек, тем он всё больше нуждается в услугах, связанных с развитием человека, повышением его образовательного и культурного уровня, обеспечением высокого качества жизни. Развитие производства в настоящее время невозможно без финансовых, информационных, транспортных и иных услуг. Сбыт произведённых товаров требует все более развитой товаропроизводящей сети, состоящей в основном из услуг.

Тенденции в сфере занятости населения в XXI веке 1/3 трудоспособного населения будет работать в сфере материального производства; 1/3 – в сфере услуг; 1/3 – в сфере обработки информации.

Вывод. Развитие сферы услуг соответствует общемировым тенденциям экономического развития и означает движение к постиндустриальному обществу.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ приоритет Правительства РФ до 2020 года

Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ Москва, 5 июня 2007 г. Доклад Министра экономического развития и торговли РФ Г.О. Грефа «О развитии малого предпринимательства и мерах его государственной поддержки»

2% 4,9% 15,8% 45% 12% 0,4% 0,2% 2,8% 2,4% 1% 0,3% Сельское хозяйство Рыболовство, рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Оптовая и розничная торговля Гостиницы и рестораны Транспорт и связь Операции с недвижимым имуществом Образование и здравоохранение Прочие услуги Отраслевая структура малого предпринимательства в России (по состоянию на 1 января 2007 г.) Строительство

Важнейшая задача -изменение структуры видов деятельности малых предприятий и стимулирования развития малых предприятий В СФЕРЕ УСЛУГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ТРАНСПОРТЕ И СВЯЗИ, ….. В НАУКЕ – важнейшая задача.

Основные цели деятельности Правительства РФ до 2020 года рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом) увеличение числа малых предприятий, занятых в образовании, здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.). увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

Дальневосточный научный центр местного самоуправления Благодарю за внимание! Директор ДВНЦМС: Нина Петровна Поличка кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета. Адрес ДВНЦМС: Хабаровск ул. Ленина д.18-в, оф. 707 тел./факс: (4212) , Сайт ДВНЦМС: