МОУ « Артинская средняя общеобразовательная школа 6»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение Пономарёвская основная общеобразовательная школа Модернизация школьного образования в свете инновационных.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Формирование лидерских качеств личности в условиях инновационного развития школы»
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Асбестовское муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8.
Программа развития МОБУ Альгинскойоош «Сельская малокомплектная школа: навстречу будущему» на г.г. Адрес: Красноярский край, Ирбейский район,
обеспечение условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в целях его успешной социализации, путем обновления содержания.
ЦЕЛЬ: создание воспитательно- образовательной среды и условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. создание.
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ «Мостовская СОШ» на период гг.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждение общеобразовательного учреждение Столбовской средней общеобразовательной школы 2008 –
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ муниципального образовательного учреждения Березовской средней общеобразовательной школы 1.
Августовский педсовет г. МБОУ « Зеленгинская СОШ» Анализ и планирование деятельности школы в условиях модернизации системы образования. Позитивные.
Создание школьного информационного пространства МОУ СОШ 184 «Новая школа» г.Екатеринбург, ул. Крауля 75а Директор Кузнецова Н. Б. + 7 (343)
Концепция программы развития МБОУ «ОСОШ 1». Творческая группа по разработке программы развития школы. Корчагина Л.С. Брызгалова С.В. Крутько С.А. Бояршинова.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Транксрипт:

МОУ « Артинская средняя общеобразовательная школа 6»

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ АСОШ 6 НА Г.Г. (УТВЕРЖДЕНА СОВЕТОМ ШКОЛЫ ОТ Г. ПРОТОКОЛ 3)

Цель Программы ЦЕЛЬЮ программы развития школы является создание образовательного пространства, способствующего всестороннему развитию интеллектуального потенциала ребенка, становлению и развитию его духовных потребностей, формированию потребности к саморазвитию и самообучению при сохранении здоровья.

Задачи Программы: 1. Обеспечить общедоступное, качественное образование через: развитие системы предшкольной подготовки, внедрение оптимальных методов и средств современных образовательных технологий, совершенствование материально-технической базы школы. 2. Совершенствовать существующую в школе здоровьесберегающую среду. 3. Обеспечить условия для завершения формирования в школе эффективной, постоянно действующ ей систем ы непрерывного образования педагогов, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 4. Создать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

Сроки и этапы реализации Программы I. Аналитико-конструирующий (2010 г.) – анализ имеющих ся результатов деятельности школы за учебный год и определение перспективных направлений развития школы, моделирование ее нового качественного состояния в связи с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа». Он предполагает: Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных ранее потребностей обучающихся, их родителей и педагогов. Корректировку и самоэкспертизу учебного плана на основе федерального базисного учебн ого план а с учетом программы развития; создание программно-методического обеспечения к перспективному учебному плану; подбор базовых программ. Разработку диагностических материалов, используемых для оценки уровней обученности, развития, воспитанности обучающихся. Ожидаемый результат: 1. Разработанная Программа развития школы. 2. Скорректированный учебный план. 3. Банк диагностических материалов.

Сроки и этапы реализации Программы II. Основной этап ( гг.) - переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Он предполагает: Модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ. Создание системы диагностики. Организацию деятельности учителей, направленную на освоение педагогических технологий, развивающих личность школьника. Ожидаемый результат: 1. Обеспечено общедоступное качественное образование через: развитие системы предшкольной подготовки, внедрение современных образовательных технологий, совершенствование материально-технической базы школы. 2. Решена проблема укрепления и сохранения здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. 3. Выстроена эффективная, постоянно действующая система непрерывного образования педагогов, сформирова н коллектив учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов национальной образовательной инициатив ы «Наша новая школа». 4. Создана система активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.

Сроки и этапы реализации Программы III. Обобщающий ( г.г.) - анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных результатов и их закрепление в локальных нормативных актах школы. Он предполагает: Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений. Оформление промежуточных результатов развития. Проблемно-ориентированный анализ состояния развития школы на 2013 год. Ожидаемый результат: Анализ состояния развития школы на 2013 год. Методические рекомендации структур государственно-общественного управления школой по дальнейшему развитию школы.

Цель образовательного процесса коррекционного обучения: создание условий для освоения обучающимися с умственной отсталостью минимума содержания образования(в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта и примерных основных образовательных программ), коррекции и компенсации психофизических нарушений, развития личности обучающихся средствами образования и социализации в обществе.

Миссия школы Миссия школы заключается в создании психолого-педагогических и организационных условий, способствующих личностной самоактуализации и будущему профессиональному самоопределению обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей

Миссия на уровне Миссия на уровне коллектива Миссия на уровне социума Личном Создание морально- психологического комфорта для участников образовательного процесса Личная самоактуализация школьников Социальном Формирование творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии. ДуховномФормирование духовно богатой, свободной личности, способной в последующем на участие в духовном развитии общества

В среднем звене – 194 человек. В старших классах – 22 человека. В настоящее время в школе 18 классов, в которых обучается 376 ученик. В начальных классах знания получают 160 детей.

Цель образовательного процесса коррекционного обучения: создание условий для освоения обучающимися с умственной отсталостью минимума содержания образования(в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта и примерных основных образовательных программ), коррекции и компенсации психофизических нарушений, развития личности обучающихся средствами образования и социализации в обществе.

В коррекционных классах обучается 50 учащихся по общеобразовательной программе для умственно отсталых детей Создано 6 коррекционных классов

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ 2006/072007/082008/ 09 Многодетные (3 и более ребенка)1349 Дети – сироты (из детских домов)99 Усыновленные дети24 С одним ребенком Имеющие детей под опекой88 Неблагополучные семьи17 Малообеспеченные семей9897 Учащихся «группы риска» в том числе на учете в ППДН в том числе на школьном профилактическом учете16 13 Социальный статус семей обучающихся

Общее количество учащихся В том числе по возрастным группам 1-4 класс5-11 класс спортивные интеллектуально-творческие исследовательские работы художественно-эстетические Количество участников школьных мероприятий, проводимых в рамках школьного этапа фестиваля всего: в человек (100%); в году 340 человека (100%).

11 класс Всего выпускников Число не допущенных к ИА--- Числро проходивших ИА Число выпускников, получивших аттестат без «3» 9 (24%)11 (55%)9 (50%) АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ Государственная (итоговая) аттестация 9 класс Всего выпускников3941 Число не допущенных к ИА-- Число проходивших ИА3941 Число выпускников получивших аттестты без «3»13 (33%)11 (27%) % соответствия оценок полученных на ИА годовым оценкам 83%65% % соответствия оценок полученных на ИА выше годовых 10%27%

В работе коррекционных классов большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которой является формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам. Наши учащиеся активные участники школьных, районных и областных конкурсов для де- тей с ОВЗ.

Участие школьников во Всероссийской олимпиаде школьников Всего участниковПобедители год шк.ту р мун тур обл. тур школьный тур (1 место) муниципальный тур Участие школьников в международной игре по математике «Кенгуру» год Всего участников 1 место в ОУВ районе Участие школьников в международной интернет-олимпиаде год 1 тур 2 тур финалпобедители Иванаев С. – серебряная медаль, Шутов М.- бронзовая медаль Иванаев С. – золотая медаль, серебряная медаль,

Анализ внутренней среды Государственная (итоговая) аттестация 11 класс Всего выпускников Число не допущенных к ИА--- Числро проходивших ИА Число выпускников, получивших аттестат без «3» 9 (24%)11 (55%)9 (50%) 9 класс Всего выпускников3941 Число не допущенных к ИА-- Число проходивших ИА3941 Число выпускников получивших аттестты без «3»13 (33%)11 (27%) % соответствия оценок полученных на ИА годовым оценкам83%65% % соответствия оценок полученных на ИА выше годовых10%27%

Год выпуска Начальная школаОсновная школа Трудоустройство Средняя школа Трудоустройство Дома по болезни Количество выпускников Кол-во выпускников,закончивших на 4 и 5 Кол-во выпускников,закончивших на 4 и 5 в 5 клас с е Количество выпускников Количество выпускников, продолжающих образование Количество выпускников Количеств о выпускник ов, закончив ших с медалями Количество выпускников, продолжающих образование всег о % % 10 кл. НПОСПО всег о % %СПОВУЗ всег о % % % % % % Востребованность выпускников

Наличие компьютераКоличество компьютеровГде установлен Кем используются (предметы) 1Компьютерный класс 1 - рабочее место учителя 11 Кабинет информатики информатика, МХК, литература, история, обществознание, английский, биология, география 1Кабинет физики 1Кабинет русского языка 3Библиотека 1Кабинет музыки 4Канцелярия 1Кабинет технологии 1Кабинет психологии 1Кабинет логопеда 1Кабинет начальных классов Электроник 1Диспетчер по расписанию 2Бухгалтерия 2 Медиатека Видеофильмы 1 40 шт. Библиотека информатика, МХК, литература, история, обществознание, английский язык, биология, география, химия, физика, начальная школа Электронные пособия 1 25 шт. Канцелярия 3Цифровые образовательные ресурсы 1-4 классы 5-9 классы классы 15 шт. 27 шт. 32 шт. Кабинеты информатики Канцелярия библиотека информатика, МХК, литература, история, обществознание, английский язык, биология, география, химия, физика Программно-компьютерное обеспечение образовательного процесса

Учебные помещения – 18, в т.ч. специализированные (информатика, биология, физика); Спортзал – 1; Лыжная база – 1; Спортивный зал – 1; Библиотека -1; Кабинет ЛФК – 1; Кабинет психолога – 1; Кабинет логопеда – 1; Пищеблок – 1; Медицинский блок (стоматологический кабинет; медкабинет и процедурный кабинет)

Обучающиеся хотят, чтобы в школе: было интересно учиться; имелись комфортные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.

Родители обучающихся хотят, чтобы школа обеспечила: возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования; качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования; начальную профессиональную подготовку обучающихся третьей ступени школы; а также создавала условия для: удовлетворения интересов и развития разно­образных способностей школьников; формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями; сохранения и укрепления здоровья детей; интересный досуг детей.

Педагоги ожидают: совершенствование организационно- методических условий для осуществления профессиональной деятельности, творческой самореализации; улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса.

ПроблемаСпособы решения проблемы Недостаточное использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово-хозяйственной деятельности школы. Пассивное отношение значительной части родителей к образованию. Повышение роли совета школы в управлении школой. Формирование системы педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого- педагогической службой. Совершенствование и систематическое обновление школьного сайта. Недостаток молодых кадров и мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности работающих педагогов. Изменение формы морального и материального стимулирования лучших учителей. Более эффективное использование форм морального и материального стимулирования учителей, как механизма повышения персональной ответственности учителей за конечный результат труда. Сохранение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга качества реализации образовательных проэектов. Расширение использования электронных носителей в управлении школой; перевод всего архива школы и учета информации в электронную форму. Разработка мониторинга обученности школьников в виде таблиц EXCEL. Система управления

Методическая работа ПротиворечияСпособы решения проблемы -между требованиями к подготовке и деятельности педагогов, связанными с инновациями в области образования, и отсутствием у большинства педагогов осознанного интереса к освоению инноваций и творческому совершенствованию образовательного процесса; - между стремлением педагогов к актуализации индивидуального потенциала профессионализма и недостаточным владением способами саморазвития и профессиональной самореализации; - между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в школе на коллективного субъекта педагогической деятельности. выявление теоретических и практических проблем, овладение которыми необходимо отдельным учителям, группе учителей, всему педагогическому коллективу; повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы через курсы повышения квалификации, обучающие семинары на рабочем месте, участие в творческих конкурсах, самообразование педагогов; внедрение на школьном уровне новых форм обучения и взаимодействия педагогов с учетом их способностей к самообразованию и самосовершенствованию; организация консультативной поддержки педагогов; стимулирование и координация внедрения инноваций в образовательный процесс; развитие мотивации педагогов на личностно- профессиональное развитие и саморазвитие; диагностика педагогического профессионализма и качества образования в соответствие с потребностями образовательного учреждения;

ПроблемаСпособы решения проблемы Предшкольное образование (4-6 лет) существует сегодня, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится как простой перенос элементов школьного обучения в детсткий сад. Работа «Школы будущего первоклассника», «Школы классных руководителей», воспитательная работа. Предшкольное обучение

Воспитательная работа Проблемы Причины и факторы, способствующие ее появлению Способы решения проблемы Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учету в ПДН,КДН и ВШУ 1. Недостатопрактической работы классных руководителей по вопросам чный уровень психолого-педагогической компетенции и навыков ранней профилактики. 2. Увеличение количества семей с нарушением воспитательной функции. 3. Недостаточный уровень проведения в школе психологического сопровождения воспитательного процесса и психологической диагностики асоциальных отклонений 4. Повышение интенсивности негативного воздействия социальной и медиасреды (компьютерные игры, фильмы и т.п.) 5. Недостаточная информированность детей данного возраста о последствиях (социальных и медицинских) своих негативных действий 1. Повышение методического мастерства классных руководителей в вопросах профилактики 2. Повышение уровня психологической и педагогической компетенции всех участников воспитательного процесса в вопросах профилактики (педагоги, родители, инспектор ПДН) 3. Повышение качества совместной работы с социальными партнерами 4. Создание программы психологического мониторинга детей «группы риска» 5. Активное вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность 6. Разработка системы классных часов и уроков профилактики для младших школьников. Снижение количества обучающихся, занятых в системе дополнительного образования 1. Значительное снижение количества учителей школы, желающих работать в системе школьного дополнительного образования. 2. Отсутствие объединений дополнительного образования, учитывающих потребности старших школьников 3. Острая нехватка объединений дополнительного образования, ориентированных на интересы мальчиков- подростков и детей «группы риска» 1. Мотивирование учителей школы на участие в городских воспитательных программах с обучающимися своего класса 2. Рассмотреть возможности усиления интеграции работы школы УДО поселка. 3. Внедрение в постоянную практику воспитательной работы школы выставок «Мир моих увлечений» с целью взаимоинформирования детей о возможностях организации досуга.

ПроблемаСпособы решения проблемы 1. Отсутствие практикоориентированного подхода к обучению умственно отсталых детей. 2. Традиционная система обучения не отражает работу, направленную на социализацию личности. 3. Необходимость повышения психолого-педагогической дефектологической компетентности педагогов. 4. Высокая информатизация образовательной среды и недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в данных условиях. 5. Повышение квалификации учителей в области использования ИКТ. 1. Разработать нормативно-правовую базу сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Разработать и внедрить в образовательный процесс программу воспитания умственно отсталых учащихся, обеспечивающую их подготовку к жизни в обществе; 3. Совершенствовать образовательный процесс через внедрение и широкое применение инновационных технологий, создание и реализация индвидуальных программ с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей; 4. Внедрить в практику работы систему стратегического планирования организации образовательного процесса для умственно отсталых детей с учетом методик отслеживания основных результатов учебно- воспитательного процесса. 5. Создать условия для сохранения и укрепления физического, психического здоровья обучающихся, воспитанников; 6. Обеспечить условия доступности образования различных категориям детей с ограниченными возможностями здоровья. Развитие коррекционной работы

ПроблемаСпособы решения проблемы Ухудшение здоровья школьников из-за: 1.Проблем экологии 2.Усложнения образовательных программ, ведущих к чрезмерной перегруженности детей 1. Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в школе через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности зданий, помещений, образовательного процесса. 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий. 3. Совершенствование физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с учащимися и родителями. 4. Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе через оптимальную организацию рабочего дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей. 5. Привлечение максимально возможного количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях. 6. Создание психологической консультации для старшеклассников (с использованием ресурсов «Ковчега») Безопасность и здоровьесберегающая среда

Технология личностно-ориентированного образования- это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью Природные задатки человека Особенности семьи и ее отношение к ребенку Социальная среда Школа

Информатизация образовательного пространства - это не самоцель, а глубинный процесс, отвечающий требованиям современной цивилизации. Информатизация общества выдвигает новые требования и к процессу информатизации образования: Создание необходимой материально-технической базы для использования информационных технологий в деятельности учреждений образования и органов управления образованием; Повышение уровня подготовки учителей для работы с новой техникой и использования современных программно-методических комплексов в учебном процессе. Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий в соответствии с требованиями современного информационного общества; Разработку и внедрение в учреждения образования информационных образовательных технологий в свете реформы общеобразовательной школы.

Задачи: Создать условия для воспитания у педагогов и учащихся информационной культуры, адекватной современному уровню развития информационных технологий. Создать условия для широкого внедрения информационных технологий в учебный процесс школы. Повысить эффективность и качество процесса обучения и учения посредством использования дополнительных и качественно новых информационных ресурсов и технологий. Перейти на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий в школе.

Уровень сформированности информационной культуры учителя может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей: состояние информационного самосознания учителя (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями); развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач; наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении); творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы); эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);

Современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других. Вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать недоброкачественной информации, неполной, недостоверной и устаревшей. Необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры: развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией. информационная компетентность учащегося проявляется: в знании аналитических методов обработки информации; в конкретных навыках по использованию различных технических устройств; в умении использовать и извлекать информацию из различных источников, представлять в понятном виде и эффективно работать с ее различными видами в соответствии со своими психофизиологическими данными; в способности всесторонне использовать в своей работе ИКТ, создавая новые источники информации.

Целевые подпрограммы школы Профессиональное развитие и саморазвитие педагогов МОУ "АСОШ 6" через оптимизацию системы общешкольной методической работы; Социальная реабилитация и адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через личностно - ориентированную, здоровьесберегающую и практическую направленность УВП; Здоровье учащихся как основной фактор успеха на последующих этапах жизни; Программа воспитания и социализации обучающихся; Информатизация образовательного пространства школы; Программа поддержки одаренных детей в рамках фестиваля "Юные интеллектуалы Среднего Урала "

Социальное партнерство ЦДТ; ДЮСШ; ДШИ; С/К «Старт»; ДК им. Королёва; Районный дом культуры; КДМ Музеи ДОУ ГОУ СРЦН «Полянка»; Центральная районная библиотека;

Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями: готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности; проявление интереса к познанию окружающего мира, природных, социокультурных особенностей региона; проявление чувства долга при взаимодействии с родителями, учителями, сверстниками; умение концентрировать волю и терпение при преодолении трудностей, возникающих в учебной деятельности и во взаимоотношениях с разными людьми; сознательное и безопасное использование основных технических средств в быту; проявление навыков заботы о природной среде на базе полученных на уроках и внеучебной деятельности знаний; ответственное отношение к ближайшей среде жизнедеятельности, умение сотрудничать с малыми общностями (класс, двор, улица);

Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями: знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности; уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности; уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения; уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий; владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира; уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни; активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте; владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучени я.

Выпускники старшей школы должны владеть следующим набором компетенций: уметь реализовывать в повседневной жизни, полученные в школе знания и навыки; владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности; проявлять заботу о родном крае, своей стране; иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом; знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования; владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения; планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.