Актуальные вопросы подготовки кадров для высокотехнологичного сектора экономики 15 мая 2012 Е.Н.Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обратные сигналы, т. е. сигналы, идущие от потребителей к производителям, и есть то звено рыночной экономики, которое делает ее столь эффективной. Именно.
Advertisements

«Об итогах проведения республиканской летней школы «НАНОГРАД-Ч» Аврелькин Владимир Александрович – министр экономического развития, промышленности и торговли.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Опыт и перспективы совместных учебных проектов вузов и ИТ-компаний.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Цель проекта С одной стороны, отбор и сопровождение одаренной молодежи, способной к исследовательской, технологической, предпринимательской творческой.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Перспективы развития проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области» на годы. Томск 2015 Августовская.
LOGO Городская инновационная площадка Интегративная модель дополнительного образования детей и молодежи как основа инженеризации образования и подготовки.
Подготовка технопредпринимателей в технических вузах – вызов образованию Татьяна Любовская Ведущий аналитик департамента образовательных программ Фонд.
г. В ыставка «Образование и карьера» Образование – территория успешной карьеры Департамент образования города Москвы Каганов Вениамин Шаевич,
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Комиссия по работе в общеобразовательной школе, участию в методическом обеспечении ЕГЭ.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Заместитель председателя Комитета экономического развития промышленной политики и торговли Соловейчик К.А.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ ИННОВАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ГОДЫ.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ Картушин Юрий Валентинович, заместитель министра образования Московской области.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Транксрипт:

Актуальные вопросы подготовки кадров для высокотехнологичного сектора экономики 15 мая 2012 Е.Н.Соболева, директор департамента Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО

Высокотехнологичный сектор экономики. Кадровый дефицит Недостаток профессионалов высокого уровня в компаниях наноиндустрии, как количественно, так и с точки зрения уровня квалификации: инженеров (особенно разработчиков, R&D специалистов), менеджеров по развитию бизнеса. Выпуск специалистов Всего Физико-математические науки Естественные науки Гуманитарные науки «Общее снижение уровня подготовки абитуриентов» В 2011 году ЕГЭ по физике сдавало 25,5% выпускников школ. 5% учащихся ЕГЭ по физике сдать не смогло. 1 семестр в вузе тратится на повторение школьного курса физики. Самые популярные /самые востребованные профессии: - Право, юридическая деятельность – 42% - 2% - Финансы, банковское дело – 41% - 3% - Инженерная деятельность – 7% - 14% Данные ФОМ, опрос февраля 2011 года: перевернутая пирамида приоритетов Мнение вузов Европейское исследование наноиндустрии Статистика 2

Высокотехнологичный сектор экономики. Приоритеты абитуриентов Авиа- и ракетостроение: всего 31 вуз в группе Транспорт: всего 125 вузов в группе "Отличники" : более 70 баллов "Хорошисты" : баллов "Троечники" менее 55 баллов Электроника, радиотехника: всего 82 вуза в группе Приведены данные 2011 года. В 2011 году наметился тренд роста качества подготовки: в полтора раза выросло количество участников ЕГЭ, набравших высокие баллы на экзамене по физике Направления подготовки: распределение вузов по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на 1й курс 3

Проблема «Качество абитуриентской базы», прием в вузы – 2011 г. РИА НОВОСТИ,

Проблема «Качество абитуриентской базы» (2) Естественнонаучная грамотность, PISA 2009 Средний результат российских учащихся по естественнонаучной грамотности в 2009 году ниже среднего результата по странам ОЭСР и составляет 478 баллов. Российские школьники занимают места среди из 65 стран. Страна Средний балл Место страны среди других стран 1 Шанхай (Китай) Финляндия Гонконг (Китай) Хорватия Люксембург Россия Греция Дубай (ОАЭ) Азербайджан Перу Кыргызстан

При этом запрос на квалифицированные кадры в высокотехнологичном секторе экономики растет Пять перспективных секторов промышленности, в которых нанотехнологии в ближайшие годы приведут к серьезным изменениям: автомобилестроение, химическая промышленность, машиностроение и оборудование, производство бумаги, производство текстиля. Для нанотехнологий важнейшими индустриальными секторами (в плане их развития, производства, применения) являются: химическая промышленность, электроника, энергетика, медицина, оптика, нефтепереработка… Европейское исследование «Оценка влияния инноваций в технологиях и промышленности на профессиональную квалификацию и человеческие ресурсы» показало следующее: 6

Запрос на квалифицированные кадры (2) 1.Ввиду того, что ключевым фактором успеха на рынке становится опережение конкурентов в технологиях, самым востребованным специалистом становится разработчик, исследователь, «R&D and Engineering & design» специалист. 2.Вместе с этим, исследование показало (и ряд других исследований это подтверждает), что все более востребованными становятся, так называемые, инновационные и междисциплинарные компетенции: Инновационные компетенции (стратегическое видение, фантазия, видение возможности практического применения, настойчивость) Творчество, многозадачность, междисциплинарные навыки Умение решать проблемы, аналитические навыки, критическое мышление (умение рассуждать) Навыки по развитию бизнеса Умение работать с людьми (создание команды, работа в команде) Межкультурная толерантность и знание языков Управленческие навыки (лидерство, управление проектами, управление изменениями) Социальные навыки (коммуникабельность, networking, эмпатийность) Навыки личной эффективности (планирование, тайм-менеджмент, гибкость) 7

Определение соответствия выпускников/сотрудников запросу (стандарту) Определение соответствия программ запросу Формализация запроса – функций, знаний и умений На основе запроса – трудовых функций и соответствующих им знаний и умений Образовательные ПРОГРАММЫ, Перевод в программ в E-LEANING Профессиональные СТАНДАРТЫ СЕРТИФИКАЦИЯ квалификаций выпускников вузов и специалистов Профессиональная АККРЕДИТАЦИЯ ПРОГРАММ Работа Фонда по подготовке кадров для наноиндустрии – системный подход. В основе – ЗАПРОС РАБОТОДАТЕЛЯ 8

Планируемый результат проекта - сформированная и наполненная модулями образовательная среда 9 Теоретические материалы Виртуальные лаборатории

Проекты Фонда инфраструктурных и образовательных программ, направленные на работу с БУДУЩИМИ специалистами Проект по созданию межфакультетской базовой кафедры РОСНАНО – это апробация инструмента формирования новых компетенций специалистов, создающих высокотехнологичный сектор экономики. Кафедра: -начала готовить молодых ученых-исследователей, обладающих высокой квалификацией в сфере прикладных математики и физики и, кроме того, владеющих навыками коммерциализации; -предоставляет студентам возможность осуществлять прикладную исследовательскую деятельность в «базовых организациях» нового типа: в наукоемких производственных компаниях; -открывает студентам возможность завершить образование по естественнонаучным дисциплинам, и Компании:получить дополнительные знания и компетенции в области технологического предпринимательства. ООО НТО «ИРЭ-Полюс» ООО «ГемаКор» ООО «БайОптикс Нанопром» ЗАО «Силикон МДТ» ЗАО НПФ «Сигма Скан» Проект по созданию межфакультетской базовой кафедры РОСНАНО – это апробация инструмента формирования новых компетенций специалистов, создающих высокотехнологичный сектор экономики. Кафедра: -начала готовить молодых ученых-исследователей, обладающих высокой квалификацией в сфере прикладных математики и физики и, кроме того, владеющих навыками коммерциализации; -предоставляет студентам возможность осуществлять прикладную исследовательскую деятельность в «базовых организациях» нового типа: в наукоемких производственных компаниях; -открывает студентам возможность завершить образование по естественнонаучным дисциплинам, и Компании:получить дополнительные знания и компетенции в области технологического предпринимательства. ООО НТО «ИРЭ-Полюс» ООО «ГемаКор» ООО «БайОптикс Нанопром» ЗАО «Силикон МДТ» ЗАО НПФ «Сигма Скан» Образовательный проект «Кафедра технологического предпринимательства РОСНАНО в МФТИ» Проект охватывает 21 школу из 10 регионов России, с которыми у РОСНАНО есть партнерские отношения. В июле состоялась недельная летняя школа «Наноград», в которой приняли участие около 130 школьников и 25 педагогов школ Лиги. Принята Программа «Школьная лига РОСНАНО» до 2015 года, в рамках Программы будет учреждена Автономная некоммерческая организация. Проект охватывает 21 школу из 10 регионов России, с которыми у РОСНАНО есть партнерские отношения. В июле состоялась недельная летняя школа «Наноград», в которой приняли участие около 130 школьников и 25 педагогов школ Лиги. Принята Программа «Школьная лига РОСНАНО» до 2015 года, в рамках Программы будет учреждена Автономная некоммерческая организация. Проект «Школьная лига РОСНАНО» В направлении довузовской подготовки Фонд активно сотрудничает с МГУ им. М.В.Ломоносова. В первом полугодии 2011 года завершилась V Всероссийская Интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», где Фонд выступил в качестве со-организатора. В олимпиаде приняло участие человек (в том числе 6210 школьников) из 83 субъектов РФ и примерно 15 стран СНГ и дальнего зарубежья. Интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» 10

Программа «Школьная лига РОСНАНО» до 2015 г. Карьера Молодых Медиа-поддержка (неформальное образование) Бизнес и образование Конкурсы, олимпиады, игры, дистанционное образование для школьников (e-learning и «edutainment») Федеральное сетевое образовательное сообщество с распределенным центром управления Конференции и повышение квалификации для педагогов, в т.ч. в дистанционной форме Каникулярные школы «Наноград» Образовательные программы и технологии нового поколения Издательско-исследовательская подпрограмма Основные целевые группы: Школьники (в первую очередь 7-11 классы) Педагоги 11

Число/годы Школ-участниц (нарастающим итогом) Партнеров (бизнес и другие) (нарастающим итогом) e-learning и дистанционные конкурсы для школьников (ежегодно) 200 чел. (дист. программа не менее 36 час) Не менее участников конкурсов 300 чел. (дист. программа не менее 36 час) Не менее участников конкурсов 350 чел. (дист. программа не менее 36 час) Не менее участников конкурсов 400 чел. (дист. программа не менее 36 час) Не менее участников конкурсов e-learning для педагогов (ежегодно) 200 чел. (дист. программа не менее 72 час.) 200 чел. (дист. программа не менее 72 час.) 200 чел. (дист. программа не менее 72 час.) 200 чел. (дист. программа не менее 72 час.) Каникулярные школы (ежегодно) 200 (чел.)300 (чел.)350 (чел.)400 (чел.) Активных пользователей портала (нарастающим итогом) (чел.)7 000 (чел.) (чел.) (чел.) Расчетные ключевые параметры развития сети в рамках реализации Программы «Школьная лига РОСНАНО» (минимум, реализуемый за счет бюджета Фонда инфраструктурных и образовательных программ) 12

Профессиональное развитие (педагоги) Новое направление Разработка УМК по курсу «Естествознание» с элементами основ нанотехнологий для старшей ступени общеобразовательной школы с последующей апробацией и соответствующим повышением квалификации педагогов (новый ФГОС) Существующие «традиционные» и современные формы подготовки: 1.Очные стажировки и обмен опытом. 2.«Сетевые сообщества». 3.Совместная (с экспертами) разработка учебно-методических материалов. 4.E-learning. 13

Спасибо за внимание!