НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Исследовательская работа Лингвистические ошибки вокруг нас: причины их возникновения и их классификация Автор Касимова Алена (10 класс) Руководитель Подлужная.
Тема исследовательского проекта: «Лексикон учащихся 8-11 классов МОСШ п.Сосновка» Автор проекта: Чвалун Антон Сергеевич Класс 7 Научный руководитель проекта:
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Слова, слова, слова… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов Купаться ежечасно! А.Шибаев. Надо учиться языку, надо.
Формирование основных видов речевой деятельности Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 Пыхова Ольга Алексеевна.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Русский язык и культура речи к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
1. группа: язык общения людей в Интернете 2. группа: повседневная речь кунгуряков 3. группа: речь учащихся МОУ СОШ 10.
Попробуйте вспомнить, был ли в вашей жизни такой случай, когда новое для вас слово или образное поэтическое выражение открыли для вас то, чего вы раньше.
Раздел «Лексика и фразеология» Русская лексика, ее происхождение и сферы употребления. Активный и пассивный словарный запас. Учитель русского языка и литературы.
Сравнительный анализ лексикона учащихся 2-х и 9-х классов МОУ «СОШ п.Чернореченский» Выполнила: ученица 9-а класса Смирнова Алина Руководитель: учитель.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Формирование основных видов речевой деятельности Учитель начальных классов МОУ СОШ 6 Пыхова Ольга Алексеевна.
Проект ОЭР «Педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к русскому языку» Подготовлен МО учителей русского языка и литературы.
Зарисовки о русских лингвистах о русских лингвистах «…он понял истинный источник русского языка и красоты оного…» А.С. Пушкин.
Транксрипт:

НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ. ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ ПОДГОТОВИЛ: ученик 9 класса МОУ Вознесеновская СОШ Борисов Олег. Борисов Олег. РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель русского языка Строгонова Н.П. Строгонова Н.П. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи. Новый этап в культурном развитии нашего общества – неослабный и возрастающий интерес к русскому языку и повышенные требования к форме речи.

Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Компоненты образованности и интеллигентности современного человека Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Речь (как лакмусовая бумажка общей культуры) Владение русским языком Владение русским языком

Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ». Максим Горький писал: «Языковая малограмотность всегда является признаком низкой культуры и всегда сопряжена с малограмотностью идеологической ».

Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина. Включает в себя Учение о культуре речи – самостоятельная научная дисциплина. Включает в себя Стремление к выразительности, наибольшей эффективности высказывания значение и соблюдение языковых норм (правописания, ударения, словоупотребления) требованиеправильности речи речи

Лексикология Лексикология изучает изучает словарный состав в его современном состоянии и историческом развитии освещает освещает современную словарную систему нашей речи историческую лексикологию – формирование и обогащение в связи с историей русского языка

Объект изучения в лексикологии- слова Слова подвергаются изучению в морфологиилексикологии средство для изучения грамматического строя,словообра зовательных моделей и правил языка словообразовании словарного состава языка как такового для познания самих слов

Слова в лексикологии изучаются с точки зрения: изучаются с точки зрения: смыслового значения; смыслового значения; места в общей системе лексики; места в общей системе лексики; происхождения; происхождения; употребляемости; употребляемости; сферы применения в процессе общения; сферы применения в процессе общения; экспрессивно-стилистического характера. экспрессивно-стилистического характера.

Лексика современного русского языка ( с точки зрения сферы употребления ) разделяется на общенародные слова (слова, являющиеся выражениями наиболее необходимых, жизненно важных понятий) слова, ограниченные в употреблении ( характеризующие лишь какой-либо определённый коллектив) диалектизмы профессионализмы арготизмы

Изменения в диалектизмах,профессионализмах и арготизмах Некоторые группы слов являются в настоящее время общенародными: Некоторые группы слов являются в настоящее время общенародными: -чепуха,вобла (были диалектизмами); -учесть,скостить(были в речи бухгалтеров,т.е.профессионализмами); -наверное,ерунда ( из арготизмов).

Общенародная лексика диалектизмы диалектизмы (зобать – есть, бруг - рассвет) бруг - рассвет) профессионализмы (шапка – заголовок, щека – боковая щека – боковая площадь, часть чего-либо) площадь, часть чего-либо) арготизмы арготизмы (подбросить - подвести, кол – единица, кол – единица, стоять на стрёме - караулить) стоять на стрёме - караулить)

Арготизмы воровские (перо – нож, академия – тюрьма, фраер- мелкий вор) школьные (кол- единица чубрик- человек глаза - зенки) студенческие срезаться-не сдать экзамен, старикан- профессор, универ- университет военные военные макаронник- сверхсрочник, батя-командир, дед- старослужащий

НАРУШИТЕЛИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМ Образованные школьники студенты Образованные школьники студенты люди(жуть (лицо-рожа, (ответил берет,ужасно голова- железно, красиво ) башка) убери копыта ) военнослужащие пожилые писатели,поэты люди люди (дембель,салага) (ехай,ни шута не знаю) не знаю)

Нарушения в художественной речи «ЛАБУДА» «ШПАРИТЬ» «КИПЕШЬ» «ЛАБУДА» «ШПАРИТЬ» «КИПЕШЬ» А.Вознесенский (автобус шпарит ( поднять в «Монологе по дороге) кипешь- рыбака» возращать) «Мотаются,мотаются, Как уголь,горит вода- Работа!Работа! Все прочее-лабуда»

ВЫВОДЫ С одной стороны с другой стороны С одной стороны с другой стороны 1-повышенное чувство -резкие нарушения эстетики речи, этих норм или пре- борьба за языковые небрежение ими нормы писателями и поэтами стремление к - процветание богатству языка, жаргонных слов, культуре речи. огрубление,коверканье языка. языка. Все это и есть процесс совершенствования речи для Все это и есть процесс совершенствования речи для установления норм литературного языка. установления норм литературного языка.