Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.
Advertisements

Электронные дневники и журналы успеваемости – это реально! 1.
Презентация. Эмблема колледжа Крупным планом, в эмблеме изображён символ СНГ, над которым в виде ореола, показывающего особое отношение к традициям и.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения Курс в дистанционном обучении Романова Екатерина Владимировна,
Итоги мониторинга сайтов (критерии РИА Новости). Технологичность – 85% 1.Доступность с разных браузеров – 100% 2.Карта сайта – 75% 3.Размещение материалов.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
ИС «Научный институт РАН» А.Н.Бездушный, ВЦ РАН. 2 ЕНИП РАН Эта инициатива призвана помочь научным коллективам: сделать несколько шагов в направлении.
Создание электронных учебников. Электронный учебник (ЭУ) основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Web портал школы Новые возможности для учеников, учителей и родителей Проектная работа ученика 4 «А» класса Петухова Андрея на тему: Государственное образовательное.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Типовые расчёты Растворы
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Сервисное программное обеспечение университетов: сайт факультета Доц. кафедры информатики Круглик В.С. 1.
Учебный курс Объектно-ориентированный анализ и программирование Лекция 4 Трансформация логической модели в программный код Лекции читает кандидат технических.
Программная система «Портал научной группы» (разработано в рамках ПНР-5) 24 марта 2011 г. Челябинск Южно-Уральский государственный университет 1.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Классный ли электронный классный журнал? Иванова Светлана Владимировна, зам. директора по ИКТ Гришин Максим Юрьевич, системный администратор МОУ «Лицей.
Детские вопросы Яндексу
Транксрипт:

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

Лекция 4 Моделирование пользователей и контекстов использования

Место в общем плане проектирования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4. 3

Методы моделирования пользователей и контекстов использования Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.4 I.Формирование профилей групп II.Синтез персонажей III.Комбинированный

Формирование профиля группы пользователей Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.5 Профиль группы Профиль пользователя Профиль среды Профиль задач

Профиль пользователя Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.6 На какие вопросы надо ответить социально-демографические признаки; цели; мотивы; ожидания; область знания пользователя. Результатперечень характеристик людей, попавших в одну группу.

Профиль пользователя. Влияние на интерфейс Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.7 © UsabilityLabUsabilityLab

Профиль пользователя. Пример Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.8 © UsabilityLabUsabilityLab Группа 1Группа 2 Чего не хватает?

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.9

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4. 10

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (3) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4. 11

Профиль среды Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.12 На какие вопросы надо ответить место использования; рабочее место; программное обеспечение (ОС, браузер); аппаратное обеспечение; прерывания; освещённость; шумность. Результатперечень характеристик контекста использования продукта людьми, попавшими в одну группу.

Профиль среды. Влияние на интерфейс Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.13 © UsabilityLabUsabilityLab ХарактеристикаПризнакВлияние на интерфейс Место использования закрытое или открытое пространство погодные условия необходимое оборудование размещение Рабочее место стеснённое или просторное размер экрана возможность использования клавиатуры/мыши/стилуса размещение инструментов ввода/вывода Освещённость равномерное - неравномерное яркое - тусклое цветность контрастность шрифты Аппаратное обеспечение разрешение экрана звуковая карта видеокарта мощность процессора возможности представления цветовая палитра сложные ресурсоёмкие взаимодействия совместимость Программное обеспечение операционная система тип и версия браузера поддержка тех или иных технологий производительность совместимость детальный дизайн

Пример «ЭБ Яуза». Профиль среды (веб-сайт) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Работа с сайтом библиотеки МГТУ с использованием персонального компьютера * - по данным Google analytics.

Пример «ЭБ Яуза». Профиль среды (киоск) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Работа с электронной библиотекой МГТУ с использованием киоска

Профиль задач Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.16 На какие вопросы надо ответить вид деятельности; структура деятельности; задачи и связи между задачами; частота, важность и очерёдность задач; связи между пользователями и задачами Результат перечень задач для каждой группы пользователей с указанием их частоты, важности, очерёдности и связей между ними; перечень задач, подлежащих реализации в первую очередь; информация о различиях в потребностях разных пользователей.

Профиль задач Проектирование интерфейса пользователя. Лекция )Виды задач: производственная (регламентированная); личная (нерегламентированная). 2)Детализация задач (деятельность, задача, операция). 3)Характеристики задач (частота, важность, очерёдность). 4)Методы анализа задач: одномерный анализ; двумерный анализ.

Профиль задач. Одномерный анализ задач Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.18 Область применения Регламентированная деятельность Входные данные Перечень ролей и задач Выходные данные матрица «задача – роль пользователя»; перечень нагруженных участков функциональности.

Одномерный анализ задач. Пример. Регламентированная деятельность Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.19 © UsabilityLabUsabilityLab

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.20 Пример «Школьный веб-сайт». Одномерный анализ задач. Частично регламентированная деятельность. (1) Группы пользователей: 1)Ученик + учитель = группа 1 «Учащиеся»; 2)Родитель + Администратор + Проверяющая организация + Абитуриент = группа 2«Контролирующие»; 3)Недавний выпускник = группа 3 «Вспоминающие»; 4)Администратор сайта = группа 4 «Управляющие». - интерфейсы с монопольным использованием; - интерфейсы с использованием несколькими группами;

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Одномерный анализ задач. Частично регламентированная деятельность. Задача/Группа пользователей«Учащиеся»«Контролирующие»«Вспоминающие» «Управл.» Новости, объявления Читать новости о жизни лицея (события) +++ Читать объявления от администрации +++ Читать учебные новости + Учёба Смотреть расписание занятий ++ График контрольных и проверочных работ ++ Домашние задания + Тематические планы дисциплин ++ Список литературы + Дополнительное учебное пособие + Олимпиады (расписание, задачи, рез.) ++ Подготовка к ЕГЭ и ГИА ++ Информация о предметных неделях + Поступление в лицей Информация для поступающих + Информация о подготовительных курсах + Обратная связь Отзывы выпускников +++ Форум +++ Фотографии выпуска ХХХХ г. ++

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Одномерный анализ задач. Частично регламентированная деятельность. Задача/Группа пользователей«Учащиеся»«Контролирующие»«Вспоминающие» «Управл.» События (с фотографиями) План воспитательной работы ++ Фотоотчёты о прошедших мероприятиях +++ Фотографии Кадры +++ Информация о лицее Общая информация о лицее + Устав ++ Приказы + «Цифры» (ЕГЭ, поступление в ВУЗы) ++ Научно-экспериментальная деятельность Сократовские чтения ++ Научно-экспериментальная деятельность + МПС Медико-психологическая служба + Прочее Полезные ссылки ++ Сообщества, информеры + Проверка активности обслуживания сайта + Загрузка новых данных на сайт +

Профиль задач. Двумерный анализ задач Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.23 Область применения Нерегламентированная деятельность Входные данные Для каждой группы пользователей: сведения о важности и частоте каждой задачи (в баллах). Выходные данные Для каждой группы пользователей: перечень самых значимых задач (подлежащих реализации в первую очередь); различия в потребностях разных пользователей.

Двумерный анализ задач Для каждой группы пользователей: 1)определить для каждой задачи значения частоты и важности в баллах; 2)вычислить значимость каждой задачи как расстояние от точки, соответствующей задаче с минимальным приоритетом, до точки с координатами рассматриваемой задачи (в пространстве «частота-важность»); 3)вычислить среднее значение значимости для всех задач; 4)отметить задачи, обладающие значимостью выше средней. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4. 24

Двумерный анализ. Значимость задачи Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Высокоприоритетные задачи Низкоприоритетные задачи

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример задач пользователя из группы «Младший курс» ЗадачаВажностьЧастота поиск в электронном каталоге11 поиск полнотекстовых документов МГТУ21 скачивание полнотекстовых документов МГТУ21 удалённый заказ10 печать требования10 поиск по РЖ ВИНИТИ00 доступ к зарубежным РЖ и ИПС00 доступ к зарубежным полнотекстовым изданиям00 использование системы Athens00 поиск отечественных периодических изданий00 просмотр отсканированных оглавлений журналов10 доступ к сторонним справочникам10 доступ к правовым базам данных, патентам10 загрузка ПО MSDN AA11 просмотр каталога новых поступлений10 просмотр списков рекомендованной литературы10 просмотр списка книг «на руках»10 просмотр справочной информации о библиотеке10 чтение новостей библиотеки10 переход по ссылкам на интернет-ресурсы10 использование обратной связи с библиотекарями10

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач. Возможности электронной библиотеки (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4. 27

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач. Возможности электронной библиотеки (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция ,43

Проверка непротиворечивости и достаточности синтезированных данных Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.29 Контрольное интервью с типичными представителями каждой группы: знания; деятельность; интересы; цели; опыт; проблемы.

Синтез персонажей Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.30 © Алан Купер, 2009

Персонажи (1) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.31 Определение персонажа Описательная модель пользователя, основанная на наблюдаемом поведении в ходе исследования пользователей и предметной области. Понятие персонажа яркий представитель группы пользователей, вымышленный и конкретный; содержит интегрированную информацию из трёх профилей (пользователя, среды, задач). Преимущества персонажей как средства проектирования 1)помогают: определять, что должен делать продукт и каким должно быть его поведение; общаться с заинтересованными людьми, разработчиками и проектировщиками; достигать взаимопонимания и согласия в вопросах проектирования; оценивать эффективность проектных решений; 2)устраняют следующие проблемы: проблема пластилинового пользователя; проектирование под себя; проектирование в расчёте на исключительные ситуации.

Персонажи (2) Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.32 Описание персонажа имя и фотография; цели; социальное положение; описание рабочего процесса; описание окружения; уровень подготовки; неудовлетворённости и ожидания; «художественные» элементы по необходимости. Типы персонажей ключевой; дополнительный; вспомогательный; заказчик; отрицательный (анти-персонаж).

Процедура создания персонажей 1)Получить характеристики группы любым методом (качественным или количественным). 2)Убедиться в непротиворечивости и достаточности описания групп. 3)Вдохнуть жизнь в персонаж. 4)Определить тип персонажа. Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.33

Пример «ЭБ Яуза». Персонаж 1 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Андрей (студент младшего курса) «Дайте, пожалуйста, зелёную методичку по производным!» Андрею нравится выбранная специальность «Системы автоматического управления» (ИУ-1), он старается не отстать по учебной программе. В начале семестра ему был выдан комплект литературы… Возраст: 18 лет Род занятий: студент 1ого курса МГТУ им. Н. Э. Баумана Семейное положение: не женат Технический профиль: уверенно пользуется офисными приложениями для ПК и др. Личные цели: правильно и в срок подготовить и защитить домашние задания; успешно сдать экзамен. Ожидания: лёгкое знакомство с ресурсами библиотеки; помощь в поиске литературы. Неудовлетворённости: методичек на всех не хватает.

Пример «ЭБ Яуза». Персонаж 2 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.35 Павел (аспирант) «Большинство работ по моей научной тематике публикуется за рубежом, поэтому мне крайне важно регулярно просматривать иностранные журналы, например, издательства Elsevier.» Павел учится в аспирантуре на факультете Энергомашиностроения и мечтает в будущем работать по своему научному направлению. Однако на сегодняшний день он вынужден зарабатывать на жизнь другим способом и выкраивать время для работы над диссертацией… Возраст: 25 лет Род занятий: аспирант МГТУ им. Н. Э. Баумана Семейное положение: женат Технический профиль: опытный пользователь ПК и др. Личные цели: приобрести полное и актуальное представление о научных результатах, полученных когда-либо в России и в мире по направлению его диссертационной работы; написать и защитить диссертационную работу. Ожидания: полнота ЭК; доступ к зарубежным научным материалам.

Пример «ЭБ Яуза». Персонаж 3 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.36 Владимир Александрович (преподаватель) «Регулярно интересуюсь, какие новые результаты были получены в нашей стран и в мире по направлению моих научных интересов.» Владимир Александрович, к.т.н., доцент кафедры «Технология машиностроения» (МТ-3), работает на кафедре с 1989 года после окончания МГТУ им. Н. Э. Баумана, автор более 30 научных работ. Основной областью его научных интересов… Возраст: 45 лет Род занятий: преподаватель МГТУ им. Н. Э. Баумана Семейное положение: женат Технический профиль: уверенный пользователь ПК и др. Личные цели: быть в курсе последних научных открытий в интересующей его области. Ожидания: полнота и актуальность информации по его научному направлению.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Персонаж 1. «Хочу с отличием закончить обучение в лицее и поступить в ВУЗ с интересной для меня специальностью» Пётр Ершов учится в 10 классе лицея Прилежно занимается по большинству предметов, любимыми предметами являются математика и физика. Интересуется ракетостроением и мечтает поступить в МГТУ им. Н. Э. Баумана на факультет РК. Старается не пропускать основные значимые события в жизни лицея, будь то олимпиада по физике, предметная неделя по математике или праздничное мероприятие, например, посвящённое Дню Лицеиста. Ершов Петя Тип персонажа: ключевой. Владением компьютером: среднее. Основные требования к сайту: оперативное получение актуальной учебно-организационной информации; расписания занятий, тематические планы предметов; графики, темы и задачи контрольных и проверочных работ; материалы для подготовки к олимпиадам и др. подобным мероприятиям; материалы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, информация о сдаче экзаменов старшеклассниками; информация о праздничных мероприятиях, фотоотчёты об этих событиях; форумы для общения с товарищами и учителями.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Персонаж 2. «Хочу дать самое лучшее среднее образование своему ребёнку, чтобы он без проблем поступил в любой ВУЗ страны» У Марии Николаевны сын учится в 5 классе общеобразовательной школы. Она беспокоится о качестве образования своего ребёнка и планирует отдать его со следующего года в тот лицей, который сочтёт самым подходящим. Мария Николаевна тщательно выбирает лицей для сына по территориальному признаку, по отзывам приятелей и в результате обзора сайтов образовательных учреждений. Колобкова Мария Николаевна Тип персонажа: дополнительный. Владением компьютером: среднее. Основные требования к сайту: оперативная информация о поступлении в лицей, подготовительных курсах, условиях зачисления; материалы о методах обучения и профиле учебного заведения; результаты поступления выпускников в ВУЗы страны; план воспитательной работы; демонстрация результатов учебно-воспитательной работы; учительский состав лицея.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Персонаж 3. «С нежностью вспоминаю годы, проведённые в лицее» Прошлым летом Мария успешно завершила обучение в лицее, сейчас она студентка-первокурсница Финансовой академии. За годы лицейской жизни она приобрела дружеские отношения с частью своих одноклассников и нежную привязанность к некоторым учителям. Мария с нетерпением ждёт возможности заглянуть в родной лицей на праздник Дня Лицеиста, чтобы встретиться с классным руководителем и товарищами. Кузнецова Ирина Тип персонажа: вспомогательный. Владением компьютером: среднее. Основные требования к сайту: форум; объявления о праздничных мероприятиях и возможности их посещения всеми, кто уже закончил обучение в лицее; фотогалерея, особенно событий прошлых лет.

Проектирование интерфейса пользователя. Лекция Пример «Школьный веб-сайт». Персонаж 4. «Хочу тратить мало времени на обновление содержимого сайта, так как это мои не основные обязанности» Андрей работает лаборантом в лицее и по долгу службы получает новые данные от администрации и учителей для размещения на сайте. Андрей не занимается непосредственной версткой сайта, только обновлением его содержимого. Максимов Андрей Тип персонажа: дополнительный. Владением компьютером: эксперт. Основные требования к сайту: простые и эффективные средства загрузки новых данных во все обновляемые разделы сайта.

Пример «Хеллоуинский сервис». Персонаж 1 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.41 © CooperCooper «Мозгиииииии!» Цели + Мозги + Мозги! + Мозги. Тот, что похож на труп Криспина Гловера, Зомби Использовать мигалки и аудиозаписи человеческих звуков, чтобы вести его в нужном направлении; Обеспечить такие ключи (подсказки) взаимодействия, которые очень трудно не заметить; Сделать взаимодействие возможным при помощи очень грубых жестов, с использованием двух, одной руки или вообще без рук. Как мы можем ему помочь

Пример «Хеллоуинский сервис». Персонаж 2 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.42 © CooperCooper Как мы можем ему помочь дополнить его реальность указаниями на скрытые, слабые и незащищённые места в зданиях, через которые можно проникнуть внутрь; обеспечить прямую, сфокусированную доставку сообщений в кратчайшие сроки; предоставить инструмент, позволяющий легко обнаруживать слабых и незаражённых людей. «Аааргхнннааауугх!» Цели + Процарапать себе путь в человеческое укрытие + Поймать. Уничтожить. Поглотить. + Заразить незаражённых. Тот, что ужасен, быстр и в свитере, Зомби

Пример «Хеллоуинский сервис». Персонаж 3 Проектирование интерфейса пользователя. Лекция 4.43 © CooperCooper «Это? Это ерунда. Просто… просто одна царапина.» Цели + Сойти за незаражённую + Избежать убийства своей семьи + Найти способ исцеления. Эмили Лашингер, Заражённая Как мы можем ему помочь помощь в отслеживания её текущего состояния, биометрических данных в процессе превращения в зомби; держать в курсе её саму (и выживших коллег) о всех достижениях в поиске исцеления; если способ исцеления не найден или недоступен, то предоставить возможность точной индикации наиболее подходящего времени для самоубийства; если она «нажмёт на кнопку «Самоубийство»», то лично оповестить каждого из выживших