Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода С. Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в Кыргызстане,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
Advertisements

Об опыте разработки Государственных образовательных стандарта высшего профессионального образования КР подхода С. Сирмбард.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
«Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING Educational Programmes in Russian HEIs) Э.Л.Хабина НИУ ВШЭ 17 марта 2011 г.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Компетентностная модель выпускника в ООП ВПО Технологии формирования общекультурных компетенций Технологии.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ДУБЛИНСКИМИ ДЕСКРИПТОРАМИ Жакупова А.Д. – проректор по учебной работе КГУ им.Ш.Уалиханова Международный.
Поволжская академия государственной службы имени П.А.Столыпина (Саратов) Татьяна Черняева ФГОС ВПО третьего поколения: концепции, проблемы разработки.
Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
НЕЗАЧЕМ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ТЩЕТНЫЕ СОЖАЛЕНИЯ О ПРОШЛОМ И СКОРБЕТЬ О ДОСАЖДАЮЩИХ НАМ ПЕРЕМЕНАХ, ИБО ПЕРЕМЕНЫ – ОСНОВА ЖИЗНИ Анатоль Франс.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
Модель компетенций Описание задач и ожидаемых результатов работы Компетенции- способность действовать в соответствии со стандартами работы Описание поведения.
« Проектирование образовательных программ, основанных на результатах обучения и ECTS» ПРОЕКТ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Транксрипт:

Проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода С. Сирмбард Национальный эксперт по реформированию высшего образования в Кыргызстане, проректор по учебной работе БФЭА

Принципиальные отличия ГОС ВПО нового поколения Расширение круга пользователей ГОС ВПО Акцент на проектирование результатов обучения, выраженных в компетенциях; Усиление студентоориентированности; Гармонизация с Европейскими квалификационными рамками (+ Россия, Казахстан) Отказ от «дидактических единиц» и установления трудоемкости отдельных дисциплин Установление дескрипторов циклов; Укрупнение учебных модулей; Использование ECTS; Выражение в ECTS всех видов работ; Механизм взаимодействия с рынком труда Механизм постоянного обновления

Результаты образования Именно результаты образования (learning outcomes) были названы основными строительными блоками болонских образовательных реформ, именно этот методологический подход определен в качестве «сердцевины», ядра парадигмы, перехода к студенто- центрированному обучению

Результаты образования с 2003 года результаты образования начинают выступать в качестве важнейшего структурного элемента прозрачных систем высшего образования и квалификаций в Европе. Берлинское коммюнике (2003) «Министры поддерживают инициативу стран-участниц в разработке структуры согласованных и соизмеримых/сопоставимых квалификаций для системы высшего образования, которая стремилась бы дать определение квалификациям, учитывая показатели объема работы, уровня, компетенции и профиль, результаты образования. В этих рамках степени должны иметь различные четко определенные результаты»

Результаты образования Бергенское коммюнике (2005): Результаты образования - основа для общих «Дублинских дескрипторов » для трех циклов ЕПВО. «Мы принимаем общую рамку квалификации ЕПВО, состоящую из трех уровней… и принцип общего описания квалификаций каждого цикла в виде результатов, компетенций и объема кредитов». Лондонское коммюнике (2007) - расширили их значимость – для определения ECTS; развития реформы учебного плана и инноваций; выражения целей модулей и учебных программ, а также как метод, содействующий развитию студенто-центрированного обучения.

Результаты образования «Мы подчеркиваем важность реформирования учебных программ, результатом которого будут квалификации, больше отвечающие потребностям рынка труда и дальнейшего обучения. Следует приложить особые усилия для устранения барьеров к поступлению и продвижению между циклами, а также для надлежащей реализации ECTS на основе результатов обучения и учебной нагрузки студентов». «Структуры квалификаций являются важным инструментом, который обеспечивает сопоставимость и прозрачность в ЕПВО и облегчает передвижения студентов внутри систем высшего образования и между ними. Они помогают вузам разрабатывать модули и учебные программы на основе результатов обучения и кредитов, а также облегчают признание квалификаций и всех форм предшествующего обучения». «Мы призываем вузы расширять партнерство и сотрудничество с работодателями в инновации учебных программ на основе результатов обучения». «Для целей развития более студентоцентрированного обучения, базирующегося на результатах, при следующем проведении анализа и оценки ситуации следует интегрировано рассмотреть национальные структуры квалификаций, результаты обучения и кредиты, образование в течение всей жизни и признание предшествующего обучения»

Результаты образования Из простого периферийного инструмента, как указывает Стивен Адам, результаты образования превращаются в центральный элемент радикальных реформ европейского высшего образования.

Результаты образования Результаты образования – это формулировка того, что учащийся, как ожидается, будет знать, понимать и/или способен продемонстрировать в конце периода обучения». (SEEC, NICCAT, NUCCAT. Кредиты и квалификации – руководство по кредитам для квалификаций в Англии, Уэльса и Северной Ирландии ноябрь 2001). «Результаты образования – это утверждения того, что учащийся, как ожидается, будет знать понимать и/или способен продемонстрировать после завершения обучения». (1.Финальный отчет проекта Socrates (фаза 1). Настройка образовательных структур, глоссарий. 2.Руководствo по ECTS»). «Студенческие результаты образования соответственно определяются в терминах знаний, умений и способностей, которые студенты приобрел в конце (или как результат) его или ее вовлечения в участие в конкретном опыте высшего образования (Совет по аккредитации высшего образования США (CHEA)). «Результаты образования – это формулировки, которые определяют, что учащийся будет знать или будет способен делать в результате учебной деятельности» (Американская ассоциация юридических библиотек). «Результаты образования – это формулировка того, компетенциями должен, как ожидается, обладать студент в результате процесса обучения» (Транснациональный европейский проект по оценке (TEEP)).

Результаты образования - уровни использования Учебный модуль: результаты образования на уровне курсовой единиц или модуля, которые представлены в виде формулировки того, что успешный учащийся будет способен знать, уметь и/или делать после завершения обучения; Оценка и градация критериев: на уровне модуля результаты образования могут использоваться для точного выражения критериев, которые устанавливаются в качестве стандарта достижения и соответствующего выполнения индивидуумами; Индивидуальные квалификационные дескрипторы: результаты образования используются для описания и точного выражения конкретных квалификаций, получаемых в результате реализации образовательных программ в аккредитованном вузе; Национальные предметные секторальные/ эталонные утверждения (формулировки): результаты образования применяются как утверждения предназначенные для создания ясных, подробных предметно-специализированных академических характеристик и стандартов программ.

Результаты образования - уровни использования Дескрипторы циклов: также известные как Дублинские дескрипторы, описывающие три цикла (а также короткий цикл) Болонской всеобъемлющей квалификационной рамки в терминах результатов образования.

Результаты образования и реформы БП Принятие системы сопоставимых степеней; 3 цикловая система обучения; ECTS; Академическая мобильность; Сотрудничество в обеспечении качества; Содействие европейским воззрениям высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Проект TUNING TUNING - проект реализуемый вузами и для вузов. Девиз TUNING: Настройка образовательных структур и программ на основе разнообразия и автономии.

Цели и задачи проекта TUNING Сделать систему европейского образования более конкурентоспособной на мировом уровне; Увеличить возможности трудоустройства выпускников; Повышение информированности о важности гражданской и социальной ответственности; Усиление возможностей для развития личности; Расширение структур для признания и мобильности; Стимулирование международного и национального сотрудничества в высшем образовании через транснациональную интеграцию программ; Внедрение и признание дескрипторов циклов; Основа для построения Квалификационных рамок.

Цели и задачи проекта TUNING В проекты вовлечены 53 страны Только в 25 межрегиональных/национальных проекта вовлечены более университетов Консолидированный бюджет этих проектов составляет более 20 млн евро Результаты отражены более чем в 25 публикациях

Цели и задачи проекта TUNING Предметные области: Бизнес; Химия; Науки о Земле; Образование; Европейские исследования; История; Математика; Медицинский уход; Физика Сельское хозяйство; Архитектура; Гуманитарные науки; Ландшафтная архитектура; Языки; Медицина; Музыка; Политические науки; Радиография; Социальная работа; Спорт

Компетенции Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, навыков и способностей, отношений и ценностей. Развитие компетенций является целью образовательных программ Уровни компетенций выражаются в терминах ожидаемых результатов обучения.

Цели и задачи проекта TUNING Общие компетенции Специальные компетенции Инструменталь ные Межличностные Системные

Общие компетенции Инструментальные 1. Способности к анализу и синтезу. 2. Способность к организации и планированию. 3. Базовые общие знания. 4. Базовые знания по профессии. 5. Коммуникативные навыки в родном языке. 6. Коммуникативные навыки на иностранном языке. 7. Элементарные компьютерные навыки. 8. Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников). 9. Способность решать проблемы. 10. Способность принимать решения

Общие компетенции Межличностные 1. Способность к критике и самокритике. 2. Способность работать в команде. 3. Межличностные навыки. 4. Способность работать в междисциплинарной команде. 5. Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях. 6. Способность воспринимать разнообразие и межкультурные раз­личия. 7. Способность работать в международном контексте. 8. Приверженность этическим ценностям.

Общие компетенции Системные 1. Способность применять знания на практике. 2. Исследовательские способности. 3. Способность к обучению. 4. Способности к адаптации к новым ситуациям. 5. Способность к генерации новых идей (творчеству). 6. Способность к лидерству. 7. Понимание культур и обычаев других стран. 8. Способность работать автономно. 9. Способность к разработке проектов и управлению ими. 10. Способность к инициативе и предпринимательству. 11. Ответственность за качество. 12. Воля к успеху.

Методика определения компетенций РаботодателиВыпускники Академическое сообщество опросы Общие компетенции Специальные компетенции Компетентностная модель выпускника

Анкета для выпускников Каждый университет, участвующий в исследовании, должен сделать выборку из 150 выпускников. Отобранные выпускники должны были получить высшее образование за последние 3–5 лет. Критерий отбора 150 выпускников - случайный. Если существуют ассоциации выпускников, имеющие базы данных адресов, или центры карьеры, рекомендуется использовать их базы данных.

Анкета для работодателей Каждый университет, участвующий в исследовании, должен получить сведения от 30 работодателей. Критерий отбора работодателей: это должны быть известные университетам организации, которые нанимают их выпускников, и/или организации, которые хотя и не предоставляли работу выпускникам университета, но представляют для них интерес с точки зрения возможного трудоустройства. Для получения репрезентативных результатов было предложено строго следить за соблюдением баланса между различными типами работодателей.

Анкета В анкете требовалось дать ответы двух типов: важность / уровень достижения; ранжирование пяти компетенций, которые признаются наиболее важными. Для каждой из компетенций респонденты должны были указать: важность навыка или компетенции, по мнению респондентов, для работы по их профессии; уровень достижения навыка или компетенции, которого, по оценке респондентов, они достигли по завершении программы на соискании степени. Для ответов была предложена шкала от 1- нулевой/нулевая до 4высокий/высокая

Анкета для академического сообщества Профессора и преподаватели должны были ранжировать эти 17 компетенций в соответствии с собственным представлением об их актуальности. Разделение по уровням (бакалавриат/магистратура)

Цели и задачи проекта TUNING Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 1 цикла (BA) Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 2 цикла (MA) Результаты обучения 1 цикла, определяемые в терминах общих и специальных компетенций Профиль степени 1 цикла (PhD)

Цели и задачи проекта TUNING H Результаты обучения для программ PhD Профиль программы PhD H Результаты обучения для мастерских программ H Результаты обучения для бакалаврских программ Профиль магистерской программы Профиль бакалаврской программы, показывающий: - Специфические цели; - Как это достигается через дисциплины; - Как это связано с профессиональным миром.

Общая характеристика направления подготовки Цели высшего образования по данному направлению подготовки Область и объекты профессиональной деятельности выпускников Возможные первичные занимаемые должности выпускников Виды деятельности и задачи профессиональной деятельности

Общие требования к ООП по направлению подготовки Общие требования к уровню подготовки и входной аттестации абитуриентов для основных образовательных программ по данному направлению Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров (компетентностная модель)

Дескрипторы уровней Дублинские дескрипторы – описывают ожидаемые результаты обучения по каждому из циклов. Степени короткого цикла (близко к СПО) Степени первого цикла; (бакалавриат) Степени второго цикла; (магистратура) Степени третьего цикла.PhD

Дескрипторы уровней Дублинская модель универсальных описаний компетенций – Знания и понимание – Применение знаний и понимания – Выражение суждений – Коммуникативные способности – Способности к учебе

Степени первого цикла Продемонстрировали знание и понимание в области обучения, на уровне, соответствующем уровню учебников повышенного типа; Могут применять свои знание и понимание таким образом, который указывает профессиональный подход к работе или своему роду занятий; Обладает способностью собирать и интерпретировать необходимые данные; Способны донести информацию, идеи, проблемы и решения аудитории, состоящей как из специалистов, так и неспециалистов; Обладают навыками обучения, которые необходимы им, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с большей степенью самостоятельности.

Степени второго цикла Продемонстрировали знание/понимание, которое создает фундамент для проявления оригинальности в выдвижении и/или применении идей, часто в контексте исследования; Могут применить свои знания и способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте, относящемся к их области обучения; Обладают способностью интегрировать знания, справляться с возникающими при этом сложностями; Могут четко и ясно передавать свои выводы специалистам и неспециалистам; Обладают навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжать обучение

Общая структура программы СГЭД (базовая часть) ЕНД (базовая часть) ПД (базовая часть) СГЭД КПВ ЕНД КПВ ПД КПВ ? – Объемы базовой и вариативной части; ?- перечни общих и специальных компетенций по каждому циклу ?- Перечень рекомендуемых дисциплин для базовой части;

Общая структура программы Общие компетенции Предметно- специализи рованные компетенции 30 Бакалавриат 240 ECTS Магистратура 120 ECTS

Общая структура программы Учебный модуль Цели модуля Организация учебной деятельности студента Методы обучения Методы оценивания результатов Учебно-методическое обеспечение Цели выражаются в компетенциях: что мы ожидаем в результате данного модуля, какими компетенциями будет обладать студент? Через какие виды учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы можно сформировать компетенции данного модуля Должно обеспечивать поддержку всех видов учебной деятельности студента в аудитории и самостоятельной работы Должны давать возможность оценки всех компетенций, проектируемых в данном модуле Цели модулей должны быть увязаны с компетентностной моделью Виды учебной деятельности и СРС должны охватывать все компетенции, проектируемые в данном модуле Цели модулей должны учитывать логическую последовательность и быть связаны с результатами предшествующих модулей Методы преподавания должны давать возможность формирования всех компетенции, проектируемых в данном модуле Изучение реальной трудоемкости модуля и отдельных видов учебной деятельности студента

Общая структура программы Годы обучения 60 ECTS

Диаграмма Martilla and James Концентрация + - Поддержание + Низкая Приоритетность _ Избыточные усилия - + компетенции, которые признаны очень важными, но характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые признаны важными и характеризуются высоким уровнем достижения компетенции, которые не признаются очень важными и характеризуются низким уровнем достижения компетенции, которые не признаны очень важными, но характеризуются высоким уровнем достижения

Спасибо за внимание!