1 Создание Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский.
Advertisements

НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования региональный центр.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
Система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в сфере образования Московский региональный центр.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
В период с 2006 по 2011 годы в системе НПО, СПО проведены 6 научно-практических конференций в рамках Дня науки: Год 2006 Опытно-экспериментальная работа.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
О РОЛИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В ПРОЦЕССАХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГОНОВ НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ОКРУЖНОГО РЦ СЕМИНАР-СОВЕЩАНИЕ.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Краевая экспериментальная площадка. Разработка и апробация модели сетевого взаимодействия ГОУ СПО «Читинский политехнический колледж» с образовательными.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Формирование образовательной информационной среды : проблемы взаимодействия региональных и федеральных программ Агапонов Сергей Викторович Декан ф - та.
Транксрипт:

1 Создание Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций «Информика» Ярославль, апреля 2009 Соисполнители проекта: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Пермский государственный университет Компания Softline Межвузовское Агентство Международного Образовательного Консалтинга Академия труда и социальных отношений

2 Актуальность проекта Благодаря значительным материальным вложениям, техническому и программно-методическому оснащению учебных заведений, в стране созданы условия для массового перехода к новому уровню образования на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Создана система федеральных образовательных порталов, функционирует федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, реализована программа подключения школ и вузов к сети Интернет. Тем не менее, использование ИКТ в учебном процессе и системе управления образованием – по своим масштабам не соответствует вложенным ресурсам. Среди основных причин этого: отстающая от реальных потребностей отрасли система подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров, способных обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование передовых образовательных технологий; низкая квалификация в области ИКТ значительной части педагогических кадров и административно-управленческого персонала (АУП) образовательных учреждений.

3 Компьютерная грамотность – совокупность навыков, знаний и умений, позволяющих человеку использовать объекты информационно- коммуникационных технологий (технику, программное обеспечение, средства коммуникации) в своей повседневной жизни. ИКТ–компетентность – деятельные индивидуальные способности и качества личности, владеющей информационно-коммуникационными компетенциями, определяющие возможность личности принимать правильные решения, творчески и эффективно решать задачи, которые возникают перед ней в процессе информационной деятельности, а также умение ориентироваться в организационной среде. Определения

4 Почему грамотность и компетентность именно в сфере ИКТ? Потому что это, на настоящем отрезке времени - самая значимая из ключевых компетентностей, определяющая возможность не только регулярного образования, но и самообразования, реализации принципа "образование через всю жизнь". Потому что именно в эту сферу образования государство вкладывает наибольшие ресурсы (национальные проекты и программы информатизации и «интернетизации»), и поэтому именно в этой сфере естественен и необходим отдельный контроль со стороны государства. В силу этих причин система сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности должна быть государственной - ОТРАСЛЕВОЙ, наделенной полномочиями делать заключения, принимаемые государственными органами власти во внимание при решении вопросов о профессиональной готовности, как преподавателей, так и учащихся.

год – начало работ по созданию Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в области образования В 2006 году была разработана Концепция Национальной системы сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. Работы выполнялись в рамках Федеральной целевой программы развития образования на гг.

6 В ходе выполнения работ по разработке Концепции был проведен анализ существующих отечественных и зарубежных систем тестирования компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности. В частности: Работы 2006 года European Computer Driving License (ECDL) Pearson VUE / Prometric (Microsoft, Autodesk, Adobe, Oracle, Intel) Certiport (Microsoft, Cisco, ICE, Lotus, Tivoli, Siebel) ETS «ICT Literacy Assessment» Kaspersky Lab 1C Инструменты оценки ИКТ-компетентности учащихся (проект ИСО НФПК)

7 Анализ существующих систем тестирования и сертификации показал: Отдельные вендорные сертификации не охватывают задач, стоящих перед отраслью (нет практики уровневой оценки компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности). Наиболее организационно (но не содержательно) развитые тестовые системы базируются вне России и не имеют гарантированной локализации, финансовые средства от их деятельности уходят за границу. Большинство российских разработчиков (ВУЗы, различные центры, общественные организации) предлагают системы тестирования со слабой научной проработкой, ограниченным функционалом не отвечающим современным требованиям.

8 Исследование российского и зарубежного опыта в данной области, а также представленных на рынке технологических и организационных моделей оценки компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности позволяют говорить об актуальности создания Отраслевой системы мониторинга и сертификации Очевидно, что это важно и с социально-политической точки зрения. Итоги анализа существующих систем тестирования и сертификации

9 Опытное внедрение Отраслевой системы в 2008 году При опытном внедрении была использована схема взаимодействия Головного центра и Региональных центров мониторинга и сертификации

10 В 2008 году опытное внедрение Отраслевой системы мониторинга и сертификации прошло в 12 регионах России: Опытное внедрение Отраслевой системы Организация и проведение тестирования были обеспечены ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» и Softline Владимирская область Воронежская область Калужская область Краснодарский край Новосибирская область Омская область Пермский край Псковская область Самарская область Ставропольский край Тамбовская область Чувашская Республика

11 Для проведения тестирования в 2008 году к участию были привлечены: общеобразовательные учреждения учреждения начального профессионального образования учреждения среднего профессионального образования учреждения высшего профессионального образования Всего в тестировании приняли участие человека, из 147 образовательных учреждений 12 регионов России. Для проведения тестирования в каждом регионе было сформировано по 12 фокус-групп: 4 группы из учащиеся школ, учреждений НПО, СПО, ВПО; 4 группы из преподавателей школ, учреждений НПО, СПО, ВПО; 4 группы из представителей АУП школ, учреждений НПО, СПО, ВПО. Опытное внедрение Отраслевой системы

12 Приведем некоторые экспертные оценки, полученные в ходе опроса респондентов, проведенного по итогам опытного внедрения системы в 12 регионах: Опытное внедрение Отраслевой системы Проблема оценки качества профессиональной подготовки работников образования в области компьютерной грамотности актуальна (87% респондентов) Государственный контроль качества профессиональной подготовки работников образования в формате независимого компьютерного тестирования поддержали 66% респондентов Предложенный программный комплекс тестирования в целом положительно оценили 75% респондентов, высказав предложения по его улучшению

13 Экспертные оценки эффективности проекта Опытное внедрение Отраслевой системы

14 Экспертные оценки эффективности проекта Опытное внедрение Отраслевой системы

15 Для информационного сопровождения проекта создан сайт «Отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности» Информационное сопровождение проекта

16 Ресурс содержит информацию о: целях и задачах проекта функциях Головного центра мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности перспективных планах развития сотрудничестве с регионами мнения участников тестирования и результаты опроса участников контактную и иную информацию, касающуюся Отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности в целом информацию о конференциях Информационное сопровождение проекта

17 Информационное сопровождение проекта

18 Информационное сопровождение проекта Публикация информации о проекте: Softline

19 Практическая значимость работы Для образовательных учреждений возможность проведения масштабного тестирования для определения уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности обучающихся, что позволит реально оценить качество использования ИКТ в преподавании различных дисциплин; возможность организации тестирования для определения уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности преподавательского и административно-управленческого персонала, что позволит образовательному учреждению скорректировать программы повышения квалификации. Возможность использования в работе, связанной с аттестацией педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений (подтверждение квалификации в области ИКТ).

20 Для учащихся возможность подтверждать уровень своих знаний, умений и навыков на протяжении обучения позволяет гармонично переходить от одного уровня обучения (школа) к другому (профессиональное образование). Для выпускников, сертификация – это возможность: подтвердить качество своего образования, особенно, если федеральным органом управления образования будет принято решение о признании такой системы сертификации на всей территории России; проверить свои знания с помощью тестирования и при необходимости соответствующим образом подобрать программы дополнительного образования в области ИКТ; получить конкурентное преимущество при приеме на работу (по данным исследований, уровень заработной платы сертифицированных специалистов в среднем на 20-30% выше, чем у их несертифицированных коллег) Практическая значимость работы

21 22 апреля 2009 г. на заседании Российского общественного совета развития образования (РОСРО) был аншлаг. Ректоры вузов, директора школ, депутаты пришли послушать доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по антимонопольной политике в сфере образования. Глава ФАС практически разгромил систему высшего образования, обвинив ее в закрытости, непрозрачности, в неэффективном государственном управлении. Государственная аттестация, которая выдается вузу, подтверждая его статус и право выдавать диплом государственного образца, сейчас проводится на последнем курсе первого выпуска вуза. По мнению ФАС, это нарушает права студентов из самого первого набора на получение качественного образования: ведь практически все пять лет они учатся, грубо говоря, неизвестно где. ФАС предлагает проводить первую процедуру госаккредитации через два года после первого набора. Антимонопольная служба предлагает сделать высшее образование прозрачным и открытым

22 Для государственных структур независимая и объективная оценка квалификации работников образования в области ИКТ; совершенствование процесса повышения квалификации работников образования в области ИКТ и повышение эффективности их работы; получение результатов сертификации сопоставимых с международными оценками. Практическая значимость работы

23 Для работодателей объективный подбор персонала; объективная оценка своих активов, из которых квалифицированный персонал стоит на первом месте; независимая и объективная оценка квалификации работников; оптимизация затрат на обучение персонала (использование предложенных решений сертификации позволяет четко определить, кому из сотрудников требуется дополнительное обучение и в какой именно области); повышение мотивации сотрудников. Практическая значимость работы

24 Особенности проекта Отличительная черта проекта – многоуровневость, комплексность и взаимосогласованность реализуемых в нем инновационных подходов. Проект сочетает нормативно-правовые, научно-педагогические и программно-методические аспекты. В нормативно-правовой части он предусматривает разработку системы сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности работников сферы образования и вузовской науки. В программно-методической – создание программно-методического комплекса и базы данных тестирования различных категорий указанных лиц. В научно-педагогическом – разработку модели ИКТ-компетентности различных категорий работников образования и науки и инновационных методик анализа уровня ее сформированности.

25 Уровни Отраслевой системы 1.Система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности в системе образования Российской Федерации на основе кодификатора, который подготовлен в строгом соответствии государственными образовательными стандартами. В рамках этого уровня предусмотрены процедуры мониторинга и сертификации по трем направлениям: основного общего образования; среднего (полного) общего образования; высшего профессионального образования. 2. Система оценки необходимых квалификационных характеристик в области ИКТ работников системы общего (среднего), а также начального и среднего профессионального образования. В рамках этого уровня должны быть организованы процедуры мониторинга и сертификации по трем профилям: гуманитарному профилю; естественно-научному и математическому профилю; по профилю администрирования образовательных учреждений. 3. Система мониторинга и сертификации ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации на основе кодификатора в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами, а также с учетом инновационных методик оценки личностно-ориентированных качеств в области ИКТ.

26 Задачи реализации проекта 1. Разработка нормативно-правового, организационного, научного, технического и информационного обеспечения отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности (далее - ОСМС КГ и ИКТК). 2. Разработка программно-методического комплекса ОСМС КГ и ИКТК и баз данных контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ). 3. Использование ОСМС КГ и ИКТК при подтверждении квалификационных характеристик педагогов системы общего (среднего), а также начального и среднего профессионального образования в 50 регионах РФ (20 регионов в 2009г. и еще в 30 регионах в 2010г). 4. Широкомасштабное тестирование различных категорий работников сферы образования и науки в не менее 50 субъектах РФ (20 регионов в 2009г. и еще в 30 регионах в 2010г). 5. Разработка инновационной методики формализации оценки ИКТ-компетентности работников системы образования и науки. 6. Разработка механизмов взаимного признания результатов сертификации между международными системами сертификации и ОСМС КГ и ИКТК. 7. Разработка методики интеграции данных аттестационных тестовых заданий и электронного портфолио педагогов системы общего (среднего), а также начального и среднего профессионального образования. 8. Подготовка аналитического отчета по работам годов и проведенному мониторингу компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности среди работников системы образования РФ в не менее 50 субъектах РФ.

27 Категории пользователей результатов работ учащиеся общеобразовательных учебных заведений; студенты учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, не специализирующиеся в области информационно-коммуникационных технологий; учителя общеобразовательных учебных заведений; преподаватели учреждений профессионального образования; административно-управленческий персонал образовательных учреждений.

28 Письмо органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования

29 Предназначение Отраслевой системы Отраслевая система позволяет: определять уровень компьютерной грамотности и/или ИКТ- компетентности каждого проходящего сертификацию; такие данные могут быть использованы в процедурах персональной аттестации, а также целевого мониторинга; получать аналогичные данные, структурированные по разделам, составляющим компьютерную грамотность и/или ИКТ- компетентность; такие данные могут быть использованы для коррекции уровня знаний и умений в пределах отдельных разделов (обучение, повышение квалификации); получать аналогичные данные, сгруппированные по любой заданной совокупности лиц, проходящих сертификацию; такие данные могут быть использованы в процедуре аттестации и аккредитации учебных заведений, при планировании работы системы повышения квалификации.

30 Принципы формирования требований к Отраслевой системе Требования к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности каждой из категорий субъектов системы образования сформулированы на основе: анализа нормативно-правовой базы российской системы образования (государственные образовательные стандарты, рекомендации федеральных органов управления образованием и т.д.); экспертного анализа международного опыта, проведенного высококвалифицированными специалистами, имеющими большой опыт работы по обучению информатике и подготовке кадров для системы образования. Методологические принципы и математический аппарат используемые в Отраслевой системе позволяют оперативно вносить изменения в сертификационные тесты в соответствии с требованиями Минобрнауки России, а также в связи с вводом в действие ГОСов нового поколения.

31 Сертификат Документом, удостоверяющим факт прохождения сертификационного испытания и соответствия требуемому уровню компьютерной грамотности или ИКТ- компетентности, является сертификат. Сертификация позволяет: работодателям принимать решения в пользу владельца сертификата при трудоустройстве и продвижении по службе; органам управления образованием: использовать при проведении индивидуальной аттестации работников учреждений образования; использовать при аттестации и аккредитации образовательных учреждений, при планировании работы системы повышения квалификации; образовательным учреждениям проводить самостоятельную проверку уровня компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся и сотрудников; учащимся, преподавателям, работникам административно- управленческого аппарата, работникам органов управления образованием подтвердить уровень своих знаний и навыков в области информационных технологий. Срок действия Отраслевого сертификата - 5 лет. Головной центр мониторинга и сертификации ведет базу данных по выданным сертификатам и предоставляет возможность любому заинтересованному лицу проверить в режиме оn-line на сайте подлинность выданного сертификата и срок его действия

32 Состав сертификатов Сертификаты компьютерной грамотности: - Основное общее образование - Среднее (полное) общее образование - Высшее профессиональное образование Сертификаты соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ: - Естественно-научный и математический профиль - Гуманитарный профиль - Администрирование образовательных учреждений Сертификат ИКТ-компетентности

33 Гарантии конфиденциальности Технологически сертификация организована таким образом, что его результаты доступны лишь Головной организации по созданию и сопровождению Отраслевой системы и Головному центру мониторинга и сертификации и никому другому, включая уполномоченные региональные организации. Гарантируется, что результаты сертификации будут переданы лишь Заказчику. Результаты, по желанию организации-заказчика, могут быть представлены таким образом, что индивидуальные данные испытуемых не будут включены в итоговый документ, либо объединенные и индивидуальные данные будут представлены раздельно. Головной организацией по созданию и сопровождению Отраслевой системы является ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». Головной центр мониторинга и сертификации Отраслевой системы расположен в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (ГОУ ВПО «СП6 ГУ ИТМО»).

34 Организация функционирования ОСМС КГ и ИКТК в субъекте Российской Федерации 1.Письмо Органа управления образованием субъекта РФ в адрес ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» с определением Регионального центра (центров) мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ- компетентности. 2.Заключение Соглашения между Органом управления образованием субъекта РФ и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». 3.Заключение Соглашения между Головным центром ОСМС КГ и ИКТК (создан при СПб ГУ ИТМО) и Региональным центром (центрами) ОСМС КГ и ИКТК. 4.Определение образовательных учреждений общего (среднего) образования, НПО, СПО и ВПО для проведения апробации ОСМС КГ и ИКТК (подготовка соответствующих писем). 5.Апробация ОСМС КГ и ИКТК в регионе с частичной оплатой сотрудников Регионального центра ОСМС КГ и ИКТК по договорам подряда из средств проекта.

35 Благодарю за внимание! Исполнитель проекта: Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика») Соисполнители: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики Пермский государственный университет Компания Softline Межвузовское Агентство Международного Образовательного Консалтинга Академия труда и социальных отношений Скуратов Алексей Константинович (495) Ярославль, апреля 2009