Анализ ситуации в высшем образовании в Российской Федерации с точки зрения обеспечения инновационной деятельности Проф. Сахаров Ю.С. Проф. Зернов В.А.-

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, 2010г. Владимир Алексеевич Зернов - доктор технических наук, профессор, Ректор Российского нового университета, Председатель Совета Ассоциации.
Advertisements

1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Москва, 2009г. Владимир Алексеевич Зернов - доктор технических наук, профессор, Ректор Российского нового университета, Председатель Совета Ассоциации.
«РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор Лёвин Б.А. 30 октября.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
Влияние тенденций общественного спроса на высшее образование в региональном развитии И. Абанкина Т. Абанкина Л. Филатова Е.Николаенко Институт развития.
27 марта 2012, г. Москва «Итоги, задачи и перспективы развития отраслевого образования» Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор МИИТ, д.т.н., профессор.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
Проект Государственная программа «образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в годы»
Переход на уровневую систему высшего образования ФГОУ ВПО ПАГС имени П.А. Столыпина Цели, задачи, проблемы реализации.
Вхождение России в Болонский процесс Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Подписание Лиссабонской конвенции (2000г.); Создание рабочей группы по.
ФЦПРО как инструмент развития образования (проект ФЦПРО на гг.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Программы стратегического развития учреждений ВПО Г.В.Шепелев Директор Департамента развития профессионального.
Государственная политика в сфере образования на современном этапе.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области Председатель комитета образования ЕАО Е.А. Сильянов.
Транксрипт:

Анализ ситуации в высшем образовании в Российской Федерации с точки зрения обеспечения инновационной деятельности Проф. Сахаров Ю.С. Проф. Зернов В.А.- ректор Российского нового университета Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником. Вольтер

Структура доклада Статистическая информация о состоянии высшего профессионального образования (ВПО) Концепция модернизации российского образования Европейское ВПО, Болонская декларация, российское ВПО Перспективы российского высшего профессионального образования Структура доклада

Состояние образования 2010г. 140 млн. человек, из них 6,9 млн. (~ 5%) ВПО ~50 чел на Аспирантура – 143 тыс. чел. (1,5%) Преподаватели – 0,85 млн. чел. К сфере образования причастны – более 80 млн. – 60% (1 женщина-1,2 ребенка – 50 млн.) Консолидированный бюджет (2010г.)-3,6% ВВП Доля субъектов РФ + местные бюджеты – 79%, из них ВПО – 6,7% Финансирование образования

4 Профессиональное образование На 1 января 2010 г – образовательные учреждения НПО – образовательные учреждения СПО – образовательные учреждения ВПО – образовательные учреждения, реализующие программы послевузовского профессионального образования 1, 035 млн. чел. 2,142 млн. чел. 7, 418 млн. чел. 0, 154 млн. чел. Задача: «перевернуть пирамиду» Количество вузов года за четыре, сократится где-то процентов на 20 тоже путем реорганизации и объединения - уже отказы по аккредитации и отзывы лицензий «У нас более 500 лишних вузов, им следует устроить дефолт»

Сектора системы профессионального образования России Гос. вузы Негос. вузы Получивших аккредитацию Получающих ежегодно лицензию

% ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Финансирование образования: государственный и негосударственный сектора (все страны) Россия Инвестирование в гос. сектор Инвестирование в негос. сектор Глобальный образовательный рынок

Соотношение приведенного контингента студентов по профилям основных образовательных программ негосударственных вузов

Структура доклада Удельный вес студентов ГОУ 9%7%Юриспруденция 29%26%Экономика и управление 2010г.2000г.Специальность

Основные параметры функционирования государственных и негосударственных вузов в современных условиях Государственные вузы: 1.Государство передает материально-техническую базу (здания, сооружения) для проведения учебного процесса и научных исследований. 2.Получают от государства государственный заказ на подготовку специалистов. 3.Получают значительную поддержку по федеральной программе развития образования. 4.Государственным вузам компенсируется налог на имущество (2.2% от стоимости). Негосударственные вузы 1.На собственные средства приобретают здания, сооружения, что отвлекает значительные ресурсы негосударственных вузов (до половины годового оборота). 2.Не имеют финансовой поддержки со стороны государства при подготовке специалистов. 3.Доступ к ресурсам ФПРО закрыт. 4.Полностью уплачивают налоги на имущество. Под удар попадают наиболее развившиеся вузы.

Основные параметры функционирования государственных и негосударственных вузов в современных условиях Государственные вузы: 5. Получают заказы на научные исследования и разработки. 6. Проводят прием студентов на платной основе, обучая их на государственных площадях. 7. Государство содействует государственным вузам в доступе к информационным ресурсам. 8. Получают дополнительное финансирование для оплаты труда штатных докторов и кандидатов наук. 9. Студенты государственных вузов имеют возможность получения кредитов для обучения. 10. Помощь регионов. Негосударственные вузы 5. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ доступ к ресурсам для негосвузов закрыт. 6. Не имеют такой возможности, т.к. государство фактически отказывает негосударственным вузам в ресурсной поддержке. 7. Государство отказывает негосударственным вузам в поддержке при использовании информационных ресурсов. 8. Государство отказывает негосударственным вузам в поддержке ППС. 9. Студенты негосударственных вузов получают отказ в получении кредитов для обучения.

ТОП-10 самых изобретательных стран сегодня и завтра Страна гг гг. Япония 11 Швейцария 22 США 33 Швеция 44 Финляндия 57 Германия 65 Дания 79 Тайвань 86 Голландия 913 Израиль 108 Россия 3736 Источник: The Economist Intelligence Unit

МестоСтранаЧисло научных учреждений Суммарная продуктивность в гг., документов Доля в общем объеме научной продукции, % 1 США ,90 2 Китай ,19 3 Япония ,34 4 Великобритания ,39 5 Германия ,39 6 Франция ,84 7 Канада ,86 8 Испания ,48 9 Италия ,27 10 Австралия ,36 11 Республика Корея ,27 12 Нидерланды ,92 13 Тайвань ,61 14 Российская Федерация ,51

Структура доклада Концепция модернизации российского ВПО Цель: создание механизма устойчивого развития системы образования Основные задачи Обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения равноценного образования; Достижение современного качества образования; Формирование механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; Повышение социального статуса и профессионализма преподавателей;

Структура доклада Механизмы реализации концепции Очевидно, что произойдет в ближайшем будущем Переход отучреждения корганизации Введен с 2009 годаВведение в 2004 – 2005 год Консолидированный бюджет Подушевое финансирование ПовсеместноГИФО Введена как форма итоговой аттестации Повсеместно в 2006 году Введение ЕГЭ Реальная ситуацияПредполагалось

Структура доклада Школа (12 лет) Бакалавриат 3 года Магистратура 4 года Аспирантура для получения PHD (3 года) - Расчет трудоемкости по кредитам (зачетные единицы) - Большая свобода выбора предметов(с учетом тьюторства) - Академическая мобильность Европейское ВПО и Болонская декларация -Организация ВПО по единым правилам:

Структура доклада Мудрость есть дочь опыта Леонардо да Винчи Взаимодействие европейского и российского ВПО Экспорт образовательных услуг в СНГ ( в России 57,2 тыс. из СНГ 23,9 тыс. по бюджету) Введение в России обсуждаетсяАкадемическая мобильность 50% аудиторной, 50% самостоятельной работБольшая доля самостоятельной работы Введен приказом Расчет трудоемкости по кредитом Возврат к хорошо забытому старому (в СССР – предметы по выбору) Большая свобода выбора предметов Введена 13,02,93г – не получила должного развития Восстанавливается двухуровневая с присоединением к Болонской декларации 3-х уровневая система ВПО Российское ВПОЕвропейское ВПО

Структура доклада Ориентиры развития ВПО Совершенствование структуры: –развитие спектра и объема образовательных услуг; –развитие многоуровневой системы подготовки; –выделение ведущих университетов России; –формирование механизмов многовариантного построения индивидуальных образовательных траекторий. Содержание образования: –Совершенствование структуры и содержания образования –Развитие НИР Доступность ВПО: ограниченная бюджетная доступность; статус ЕГЭ как одной из составляющих систем отбора; полная доступность для лиц после службы в Р.А.; развитие системы кредитования (образовательный кредит).

Структура доклада Качество образования: Регулярный пересмотр ГОС; Переход от знаний к ЗУН и далее к компетенциям; Соответствие ВПО требованиям рынка труда; Привлечение институтов гражданского общества к оценки и контролю качества; Совершенствование процедур лицензирования и аккредитации ОУ с привлечением иностранных специалистов. Финансирование и распределение: Развитие образовательного кредитования Госзаказ на подготовку специалистов за счет бюджета

Система образования адекватна задачам построения наиболее конкурентоспособной экономики Вуз – генерация или (и) трансляция знаний Современная образовательная среда - возможность построения индивидуальной образовательной траектории Катализатор инноваций в отрасли или регионе Новые перспективы в образовании Мотивированность и критерии оценки (конкурентная среда) Здоровьеформирующие технологии Образование: требования к ВУЗам

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИнститутАкадемия Исследовательские университеты 27 Из них: Москва – 7 С.Петербург- 4 Федеральные университеты МГУ СПбГУ Научные открытия,в год на 100 чел.ППС Патенты поддерживаем ые, в год на 1000 чел.ППС Патенты, получаемые в год на 1000 чел.ППС -2 – Научные школы мирового уровня Индекс Хирша и др. - Позиция в мировых рейтингах -- Вхождение в Топ-500 (1000) вузов мира Вхождение в Топ-200 Вузов мира Вхождени ет в Топ- 100 вузов мира

ВПО: Сокращение числа вузов Переход на автономные некоммерческие образовательные организации Сокращение или полное удаление направлений «экономика» и «юриспруденция» из непрофильных вузов Полный переход на подушевое финансирование (деньги за студентом) Сокращение числа филиалов Какие перспективы ?

Восстановление престижности инженерного образования Поддержка научных школ в вузах и их коммерсализация Полное прекращение образовательной деятельности в представительствах Аккуратное размежевание квалификаций «практический бакалавр» (колледж) и «бакалавр»(вуз)

Какие перспективы? СПО и НПО: Резкое увеличение бюджетного финансирования с целью расширения бюджетного приема Сокращение экономического и управленческого направлений подготовки с целью увеличения подготовки техников и квалифицированных рабочих Развитие современной технической базы колледжей и лицеев

Спасибо за внимание!